В ЭМШ есть большое количество курсов, которые школьники могут посещать. В этом году курсов читалось более 40, и среди них, как и всегда, были не только курсы с новой программой, но и поистине легендарные. Что же это такое? Это курсы, преподаваемые в ЭМШ на протяжении нескольких лет, имеющие свои традиции и уникальную историю.
Сегодня речь пойдёт об одном из таких курсов. Династия — курс по Олимпиадой экономике. Многие школьники признаются, что поступали в ЭМШ с целью пройти именно на него. И действительно, если твоя цель — всеросс по экономике, поступай на Династию. Ежегодно на всеросс проходят более 80% школьников, слушающих этот курс. Занятие состоит из лекций и семинаров, которые ведут преподаватели команды сборной Москвы по экономике. в программе обязательно участвуют приглашённые лекторы — преподаватели МГУ.

h1yKbG2oqwQ

И немного об особенностях курса. Не всем известно, что впечатляющее названое курса родилось путём сложения имён его основателей — Димы и Насти. Так появилась «Династия». Накануне Нового года на курсе устраивают чаепития.

Создатель курса, Дмитрий Мухин, согласился дать для школы уникальное интервью.

uvYIjmk1KYoУчился ли ты в ЭМШ? Как и когда ты узнал о школе? Преподавал ли?
-А то! Учился с 9 по 11 класс, правда, в последний год ходил на занятия редко, поскольку не хватало на все времени. Про ЭМШ узнал от родителей: они оба выпускники МГУ, папа с Эконома. Думаю, большинство школьников в 8 классе довольно инфантильно подходят к своему профессиональному будущему, поэтому роль родителей на этом этапе ключевая. Помню, мне тогда очень понравился сам экзамен. Особенно собеседование. У меня в комиссии была Татьяна Воротникова, и мы обсуждали “Кармен” Бизе и страны, с которыми граничит Россия. Преподавать начал на втором курсе — на первом решил, еще не готов, слишком маленькая разница в уровне со школьниками, чтобы чему-то научить. Наверное, и на втором бы не решился начать, если бы Вадим не убедил. Зато потом читал курс (с небольшим перерывом) до конца магистратуры.

Ты написал и преподавал легендарный курс Династия. Что ты можешь сказать об истории этого курса? Как появилась мысль преподавать именно этот курс? Один ли ты составлял программу? Был ли этот курс сразу рассчитан на олимпиадную экономику и сильно ли менялась программа со временем?
-Спасибо за “легендарный”. Курс действительно изначально был рассчитан на подготовку к олимпиадам. Редкий случай, когда удалось немного опередить время, быть среди первооткрывателей нового жанра. ЕГЭ еще не ввели, и Всеросс был для тех, кто рано увлекся экономикой. Собственно к нам на курс и ходило тогда всего пять человек. Нас это нисколько не смущало, тем более что в итоге Марина Кужелева и Оля Демидова пробились на Всеросс. Думаю, они сыграли ключевую роль в становлении репутации Династии. А началось все с того, что мы с двумя моими одногруппницами, Настей Могилат и Наташей Ващелюк, решили создать новый курс по экономике в ЭМШ. Поскольку у всех нас был опыт участия в олимпиадах, на этом и решили специализироваться. Тем более что был какой-то невероятный разрыв между школьной экономикой и университетской: самые сложные задачи на Всероссе казались уже тривиальными после месяца в МГУ. Я думаю, сейчас такого нет, скорее наоборот, слишком много задач составляется с оглядкой на вузовскую программу. В дальнейшем состав преподавателей курса неоднократно менялся, но специализация на олимпиадах сохранялась. Вообще тут есть интересная дилемма: с одной стороны, чем больше курсов по экономике прослушал, тем шире картина и тем глубже программа курса. С другой — с годами начинаешь забывать уровень школьников в 10-11 классах, и сложнее найти общий язык. Поэтому после какого-то уровня уже сложно читать олимпиадный курс по экономике для школьников. Очень рад, что нашлись молодые силы, которые переняли эстафету, спасибо им большое!

Сейчас ты не преподаешь в ЭМШ, но читаешь лекции по экономике. Связаны ли темы, о которых ты рассказываешь, с твоей профессией?
— Я сейчас редко читаю лекции. Цельный курс я читаю только на Летнем Семинаре в МГУ. Есть еще семинары в Принстоне у студентов, но это не лекции. Так вот на Летнем Семинаре я стараюсь рассказывать материал, который мне интересен в данный момент: поскольку интересы в течение аспирантуры меняются довольно сильно, то и курсы, которые я читал, претерпели определенную эволюцию — от математических и вычислительных методов в макро к макро-финансовым моделям и 1 международной экономике. С другой стороны, есть и обратная связь: например, в процессе подготовки к прошлому Семинару, посвященному загадкам валютного курса, я лучше разобрался в литературе, что сильно помогло работе над статьей. Возможно, в итоге из этого даже получится отдельная обзорная статья.
—  Остались ли у тебя какие-то воспоминания о школе, о людях ЭМШ? Помогла ли ЭМШ в дальнейшем? Что ты можешь посоветовать школьникам ЭМШ и людям, только собирающимся поступать?
Воспоминаний, конечно, много. Но куда важнее, что остались друзья, с которыми я познакомился на курсах и выездных школах ЭМШ. Со многими потом учился вместе в МГУ и РЭШ. Давать советы следующим поколениям — дело пустое и глупое, они лучше нас многое в жизни понимают. Но поступать в ЭМШ, я думаю, точно стоит, хотя бы чтобы понять свой текущий уровень и чтобы выяснить, нравится ли вам экономика, — в обычной школе это сделать намного сложнее. Вообще в седьмом, восьмом и девятом классах надо пробовать максимально много вечерних школ (от Малого мехмата до школ юных журналистов), чтобы понять, чем вам хочется в жизни заниматься. Не бойтесь бросать курсы, если они вам не по душе, но пока ходите на них, постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы разобраться, чем занимаются люди в этой области. Аналогичный совет для тех, кто уже определился с экономикой: горизонт планирования не должен упираться в ЕГЭ или Всеросс. Сходите разок на пары студентов, спросите своих преподавателей в ЭМШ со старших курсов или лучше из магистратуры и аспирантуры, чем они занимаются, какая у них работа. И не забывайте строить планы, как вы собираетесь изменить этот мир!