Спецкурс Па-руссник
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный только для 9-11-ти классников
4 Преподаватели Ванеян Анна, Черникова Дарья
5 Стажёры
6 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
7 Цель курса Привить школьникам интерес к изучению русского языка и лингвистики.
8 Задачи курса - Повторить программу школьного курса по русскому языку;
- Рассказать об истории русского языка и происхождении некоторых правил;
- Повысить общий уровень грамотности школьников;
- Дать практику написания связных, грамотных и логично построенных текстов;
- Повысить лингвистическую осведомлённость школьников, познакомив слушателей курса с темами, обычно не рассматриваемыми в школьной программе.
9 Особенности курса - Более глубокое изучение правил из школьной программы;
- Изучение новых и необычных тем, вызывающих интерес к лингвистике и расширяющих кругозор; 
- Рассмотрение некоторых задач из олимпиад по лингвистике/русскому языку;
- Разные домашние задания в формате сочинений для 9 и 10-11 классов.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Стандартное занятие строится по такому плану:
1) Проверочная работа по теме прошлого занятия;
2) Разбор темы, выходящей за рамки школьной программы по русскому языку;
3) Разбор темы по орфографии/пунктуации;
4) Практика по разобранному материалу.
При обсуждении объёмных тем какой-то из пунктов плана может отсутствовать.
Во втором полугодии формат иногда меняется на лекцию по лингвистической теме на всю пару. 
11 Целевая аудитория Школьники 9-11 классов, желающие повысить свой уровень грамотности и владения русским языком, а также узнать интересные факты из его прошлого и настоящего.
12 Краткое описание курса Курс по русскому языку для закрепления школьной программы и расширения кругозора.
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор На первом занятии проводится вступительная работа в формате короткого сочинения/мотивационного письма и небольшого теста на проверку знаний школьников по русскому языку. Может стать отборочной, если на курс придёт больше 30 человек.
15 Формы контроля и
система отчётности
Домашние задания — 50%
Экзамен — 30%
Проверочные работы — 20%
За посещение и дополнительные задания начисляются бонусные баллы.
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Курс читается очно, в случае дистанта занятия проходят на платформе Zoom. Актуальная информация о занятиях, материалы и домашние задания будут публиковаться в телеграм-канале курса. Домашние задания будут выполняться либо в бумажном виде, либо в Google Forms/Microsoft Forms.
20 Дополнительная информация о курсе Возможно окончание занятия позже 20:15.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 04.10.2024 Вводное занятие 1) Отборочное тестирование. Рассказ об устройстве курса, знакомство со слушателями;
2) Повторение частей речи, разрядов частей речи, морфемного членения слов.
2 11.10.2024 Фонетика. Орфография 1) Разбор отборочной работы;
2) Рассказ про уровни языка. Фонетика;
3) Правописание приставок. Приставки на -с/-з, неизменяемые приставки, раз/роз, пре/при, Ы/И после приставок, Ъ после приставок.
3 18.10.2024  Орфография. Пунктуация 1) Правописание -Н-/-НН- в разных частях речи;
2) Пунктуация в сложноподчинённых и сложносочинённых предложениях. 
4 25.10.2024 Итоговое сочинение. Пунктуация. Орфография 1) Знакомство со структурой, критериями и тематическими направлениями итогового ("декабрьского") сочинения;
2) Пунктуация при сложных союзах и на стыке союзов;
3) Типы склонений в русском языке. Правописание окончаний существительных. Разносклоняемые существительные;
4) Правописание Ъ и Ь.
5 01.11.2024 Задачи. Морфемика. Орфография 1) Значения морфем. Пример Л.В. Щербы про глокую куздру. Решение задач из олимпиад по русскому языку по теме;
2) Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) различных частей речи. 
6 08.11.2024 История языка. Орфография. Лексикология 1) Праславянские формы слов и переходы гласных;
2) Гласные в корне. Проверяемые, непроверяемые, с чередованиями;
3) Определение лексического значения слова.
7 15.11.2024 Синтаксис. Пунктуация.  История языка. Орфография 1) Типы связи в словосочетании;
2) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях;
3) История глаголов в языке. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. 
8 22.11.2024 История языка. Орфография. Синтаксис 1) История шипящих в языке;
2) Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Вспомним про ЖИ-ШИ. И/Ы после Ц в разных частях речи;
3) Средства связи предложений в тексте.
9 29.11.2024 Синтаксис. Лингвистика. Пунктуация. Орфография.  1) Порядок слов в предложении. Как это бывает в разных языках? Решение лингвистических задач на порядок слов;
2) Пунктуация при обособленных членах предложения (определениях и обстоятельствах, выраженных причастными и деепричастными оборотами);
3) Правописание НЕ/НИ в разных частях речи.
10 06.12.2024 Орфография. Пунктуация. Итоговое сочинение 1) Слитное и раздельное написание НЕ- с разными частями речи;
2) Пунктуация при конструкциях, синтаксически не связанных с членами предложения: обращения, вводные слова и междометия;
3) Повторение всех направлений итогового сочинения, обсуждение подходящих произведений и тем.
11 13.12.2024 Заимствования и регистры речи. Синтаксис. Консультация 1) Иностранные слова и заимствования. Как с ними работает русский язык? Принципы правописания при заимствовании (цитатный, транскрипционный, транслитерационный);
2) Регистры речи. Разговорная и просторечная лексика. Диалекты, социолекты, сленг. Различие сленга и жаргона;
3) Синтаксические ошибки. Нормы согласования и управления;
4) Консультация к экзамену. 
12 20.12.2024 Экзамен Экзамен пишем.
13 27.12.2024 Пересдача и чаепитие Пересдаём и чай пьём.
  03.01.2025    
  10.01.2025    
14 17.01.2025 Пунктуация. Сочинения ОГЭ и ЕГЭ 1) Знаки препинания при прямой речи и в диалогах;
2) Разбор структуры и критериев сочинения ОГЭ. Рассмотрение пробного варианта и клише;
3) Разбор структуры и критериев сочинения ЕГЭ. Определение проблематики текста. 
15 24.01.2025 Типы речи. Лексикология. Пунктуация.  1) Типы речи (повествование, описание, рассуждение), сочетание разных типов в одном тексте;
2) Разбор различных -измов и -онимов: историзмы, архаизмы, неологизмы; синонимы, антонимы, омонимы; гипонимы и гиперонимы;
3) Использование тире и двоеточий в предложении. Их функции и случаи применения.
16 31.01.2025 Стилистика.       Тропы 1) Понятие о функциональных стилях языка: определение стилистической принадлежности текстов;
2) Средства языковой выразительности (лексические, синтаксические, фонетические, тропы), разбор примеров. 
17 07.02.2025 Пунктуация. Словообразование. Лексикология. Орфография 1) Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами;
2) Способы словообразования (аффиксные и безаффиксные, сложные способы);
3) Окказионализмы, как они образуются;
4) Соединительные гласные О/Е.
18 14.02.2025 Орфография. Этимология 1) Слитное, дефисное, раздельное написание слов;
2) Лекция об этимологически родственных словах, знакомство с сайтом drevoslov, рассказ об исторических чередованиях;
3) Рассмотрение примеров этимологических гнёзд.
  21.02.2025    
19 28.02.2025 Морфология. Орфография 1) Морфологические нормы (образование форм слов);
2) Знакомство с Национальным корпусом русского языка, проверка словоформ в корпусе;
3) Склонение числительных, правописание числительных.
20 07.03.2025 Фразеология 1) Фразеология. Определения фразеологизмов; 
2) Примеры фразеологизмов с происхождением;
3) Фразеологизмы с ошибками. Контаминация фразеологизмов;
4) Фразеологизмы в ЕГЭ. Практика нахождения фразеологизмов в тексте. 
21 14.03.2025 Диалектология. ЧГК 1) Диалектология. Рассказ о фонетике в говорах и о необычных словах;
2) ЧГК с вопросами, связанными с языком.
22 21.03.2025 Орфоэпия.    История языка. Графика и орфография 1) Орфоэпия, развитие ударения во времени, норма и узус, диглоссия, “старшая” и “младшая” нормы;
2) Реформы орфографии (1917 и 1956 годы) и почему мы не пишем так, как говорим (белорусская орфография), принципы русской графики и орфографии;
3) Паронимы.
23 28.03.2025 Социолингвистика. Психолингвистика 1) Социолингвистика. Что происходит, когда разные языки оказываются рядом? Пиджины, креолы;
2) Эвфемизмы. Феминитивы;
3) Психолингвистика. Зона Брока и зона Вернике. Афазии. 
24 04.04.2025 Лингвистика. Задачи 1) Рассказ про жестовые языки, в чём их отличие от языка жестов;
2) Решение лингвистических задач и олимпиадных задач по русскому языку.
25 11.04.2025 Консультация. Задачи Консультация к экзамену + решение несложных олимпиадных заданий.
26 18.04.2025 Экзамен Экзамен пишем.
27 25.04.2025 Пересдача Пересдача (при необходимости).
  02.05.2025    
  09.05.2025    
28 16.05.2025 Чаепитие Чай пьём.
  23.05.2025    
  30.05.2025    
  06.06.2025    
  13.06.2025    
  20.06.2025    
  27.06.2025    
Список используемой и рекомендованной литературы
1 Громов С.А. "Русский язык. Ключи к упражнениям и диктантам для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие"
2 Иванов В.В., Потиха З.А. "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя"
3 Князев С.В., Пожарицкая С.К. "Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов".
4 Розенталь Д.Э. "Справочник по правописанию и стилистике"
5 Розенталь Д.Э. "Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация"
6 Сайт "Русский древослов. Историко-словообразовательный словарь русского языка" 
7 Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Демонстрационные версии, темы и критерии экзаменов (итогового сочинения и ЕГЭ) 
8 Успенский Л.В. “Слово о словах”
9 Шулежкова С.Г. "Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учеб.-метод. пособие"