Спецкурс | Па-руссник | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 9-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Ванеян Анна, Черникова Дарья | |
5 | Стажёры | — | |
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Привить школьникам интерес к изучению русского языка и лингвистики. | |
8 | Задачи курса | - Повторить программу школьного курса по русскому языку; - Рассказать об истории русского языка и происхождении некоторых правил; - Повысить общий уровень грамотности школьников; - Дать практику написания связных, грамотных и логично построенных текстов; - Повысить лингвистическую осведомлённость школьников, познакомив слушателей курса с темами, обычно не рассматриваемыми в школьной программе. |
|
9 | Особенности курса | - Более глубокое изучение правил из школьной программы; - Изучение новых и необычных тем, вызывающих интерес к лингвистике и расширяющих кругозор; - Рассмотрение некоторых задач из олимпиад по лингвистике/русскому языку; - Разные домашние задания в формате сочинений для 9 и 10-11 классов. |
|
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Стандартное занятие строится по такому плану: 1) Проверочная работа по теме прошлого занятия; 2) Разбор темы, выходящей за рамки школьной программы по русскому языку; 3) Разбор темы по орфографии/пунктуации; 4) Практика по разобранному материалу. При обсуждении объёмных тем какой-то из пунктов плана может отсутствовать. Во втором полугодии формат иногда меняется на лекцию по лингвистической теме на всю пару. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, желающие повысить свой уровень грамотности и владения русским языком, а также узнать интересные факты из его прошлого и настоящего. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по русскому языку для закрепления школьной программы и расширения кругозора. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | На первом занятии проводится вступительная работа в формате короткого сочинения/мотивационного письма и небольшого теста на проверку знаний школьников по русскому языку. Может стать отборочной, если на курс придёт больше 30 человек. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Домашние задания — 50% Экзамен — 30% Проверочные работы — 20% За посещение и дополнительные задания начисляются бонусные баллы. |
|
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Курс читается очно, в случае дистанта занятия проходят на платформе Zoom. Актуальная информация о занятиях, материалы и домашние задания будут публиковаться в телеграм-канале курса. Домашние задания будут выполняться либо в бумажном виде, либо в Google Forms/Microsoft Forms. | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Возможно окончание занятия позже 20:15. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2024 | Вводное занятие | 1)
Отборочное тестирование. Рассказ об устройстве курса, знакомство со
слушателями; 2) Повторение частей речи, разрядов частей речи, морфемного членения слов. |
2 | 11.10.2024 | Фонетика. Орфография | 1) Разбор отборочной работы; 2) Рассказ про уровни языка. Фонетика; 3) Правописание приставок. Приставки на -с/-з, неизменяемые приставки, раз/роз, пре/при, Ы/И после приставок, Ъ после приставок. |
3 | 18.10.2024 | Орфография. Пунктуация | 1) Правописание -Н-/-НН- в разных частях речи; 2) Пунктуация в сложноподчинённых и сложносочинённых предложениях. |
4 | 25.10.2024 | Итоговое сочинение. Пунктуация. Орфография | 1) Знакомство со структурой, критериями и тематическими
направлениями итогового ("декабрьского") сочинения; 2) Пунктуация при сложных союзах и на стыке союзов; 3) Типы склонений в русском языке. Правописание окончаний существительных. Разносклоняемые существительные; 4) Правописание Ъ и Ь. |
5 | 01.11.2024 | Задачи. Морфемика. Орфография | 1) Значения морфем. Пример Л.В. Щербы про глокую куздру. Решение
задач из олимпиад по русскому языку по теме; 2) Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) различных частей речи. |
6 | 08.11.2024 | История языка. Орфография. Лексикология | 1) Праславянские формы слов и переходы гласных; 2) Гласные в корне. Проверяемые, непроверяемые, с чередованиями; 3) Определение лексического значения слова. |
7 | 15.11.2024 | Синтаксис. Пунктуация. История языка. Орфография | 1) Типы связи в словосочетании; 2) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях; 3) История глаголов в языке. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. |
8 | 22.11.2024 | История языка. Орфография. Синтаксис | 1) История шипящих в языке; 2) Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Вспомним про ЖИ-ШИ. И/Ы после Ц в разных частях речи; 3) Средства связи предложений в тексте. |
9 | 29.11.2024 | Синтаксис. Лингвистика. Пунктуация. Орфография. | 1) Порядок слов в предложении. Как это бывает в разных языках?
Решение лингвистических задач на порядок слов; 2) Пунктуация при обособленных членах предложения (определениях и обстоятельствах, выраженных причастными и деепричастными оборотами); 3) Правописание НЕ/НИ в разных частях речи. |
10 | 06.12.2024 | Орфография. Пунктуация. Итоговое сочинение | 1) Слитное и раздельное написание НЕ- с разными частями
речи; 2) Пунктуация при конструкциях, синтаксически не связанных с членами предложения: обращения, вводные слова и междометия; 3) Повторение всех направлений итогового сочинения, обсуждение подходящих произведений и тем. |
11 | 13.12.2024 | Заимствования и регистры речи. Синтаксис. Консультация | 1) Иностранные слова и заимствования. Как с ними работает
русский язык? Принципы правописания при заимствовании (цитатный,
транскрипционный, транслитерационный); 2) Регистры речи. Разговорная и просторечная лексика. Диалекты, социолекты, сленг. Различие сленга и жаргона; 3) Синтаксические ошибки. Нормы согласования и управления; 4) Консультация к экзамену. |
12 | 20.12.2024 | Экзамен | Экзамен пишем. |
13 | 27.12.2024 | Пересдача и чаепитие | Пересдаём и чай пьём. |
03.01.2025 | |||
10.01.2025 | |||
14 | 17.01.2025 | Пунктуация. Сочинения ОГЭ и ЕГЭ | 1) Знаки препинания при прямой речи и в диалогах; 2) Разбор структуры и критериев сочинения ОГЭ. Рассмотрение пробного варианта и клише; 3) Разбор структуры и критериев сочинения ЕГЭ. Определение проблематики текста. |
15 | 24.01.2025 | Типы речи. Лексикология. Пунктуация. | 1) Типы речи (повествование, описание, рассуждение), сочетание
разных типов в одном тексте; 2) Разбор различных -измов и -онимов: историзмы, архаизмы, неологизмы; синонимы, антонимы, омонимы; гипонимы и гиперонимы; 3) Использование тире и двоеточий в предложении. Их функции и случаи применения. |
16 | 31.01.2025 | Стилистика. Тропы | 1) Понятие о функциональных стилях языка: определение
стилистической принадлежности текстов; 2) Средства языковой выразительности (лексические, синтаксические, фонетические, тропы), разбор примеров. |
17 | 07.02.2025 | Пунктуация. Словообразование. Лексикология. Орфография | 1) Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными
членами; 2) Способы словообразования (аффиксные и безаффиксные, сложные способы); 3) Окказионализмы, как они образуются; 4) Соединительные гласные О/Е. |
18 | 14.02.2025 | Орфография. Этимология | 1) Слитное,
дефисное, раздельное написание слов; 2) Лекция об этимологически родственных словах, знакомство с сайтом drevoslov, рассказ об исторических чередованиях; 3) Рассмотрение примеров этимологических гнёзд. |
21.02.2025 | |||
19 | 28.02.2025 | Морфология. Орфография | 1) Морфологические нормы (образование форм слов); 2) Знакомство с Национальным корпусом русского языка, проверка словоформ в корпусе; 3) Склонение числительных, правописание числительных. |
20 | 07.03.2025 | Фразеология | 1) Фразеология. Определения фразеологизмов; 2) Примеры фразеологизмов с происхождением; 3) Фразеологизмы с ошибками. Контаминация фразеологизмов; 4) Фразеологизмы в ЕГЭ. Практика нахождения фразеологизмов в тексте. |
21 | 14.03.2025 | Диалектология. ЧГК | 1) Диалектология. Рассказ о фонетике в говорах и о необычных
словах; 2) ЧГК с вопросами, связанными с языком. |
22 | 21.03.2025 | Орфоэпия. История языка. Графика и орфография | 1) Орфоэпия, развитие ударения во времени, норма и узус,
диглоссия, “старшая” и “младшая” нормы; 2) Реформы орфографии (1917 и 1956 годы) и почему мы не пишем так, как говорим (белорусская орфография), принципы русской графики и орфографии; 3) Паронимы. |
23 | 28.03.2025 | Социолингвистика. Психолингвистика | 1) Социолингвистика. Что происходит, когда разные языки
оказываются рядом? Пиджины, креолы; 2) Эвфемизмы. Феминитивы; 3) Психолингвистика. Зона Брока и зона Вернике. Афазии. |
24 | 04.04.2025 | Лингвистика. Задачи | 1) Рассказ про жестовые языки, в чём их отличие от языка
жестов; 2) Решение лингвистических задач и олимпиадных задач по русскому языку. |
25 | 11.04.2025 | Консультация. Задачи | Консультация к экзамену + решение несложных олимпиадных заданий. |
26 | 18.04.2025 | Экзамен | Экзамен пишем. |
27 | 25.04.2025 | Пересдача | Пересдача (при необходимости). |
02.05.2025 | |||
09.05.2025 | |||
28 | 16.05.2025 | Чаепитие | Чай пьём. |
23.05.2025 | |||
30.05.2025 | |||
06.06.2025 | |||
13.06.2025 | |||
20.06.2025 | |||
27.06.2025 | |||
Список используемой и рекомендованной литературы | |||
1 | Громов С.А. "Русский язык. Ключи к упражнениям и диктантам для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие" | ||
2 | Иванов В.В., Потиха З.А. "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя" | ||
3 | Князев С.В., Пожарицкая С.К. "Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов". | ||
4 | Розенталь Д.Э. "Справочник по правописанию и стилистике" | ||
5 | Розенталь Д.Э. "Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация" | ||
6 | Сайт "Русский древослов. Историко-словообразовательный словарь русского языка" | ||
7 | Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Демонстрационные версии, темы и критерии экзаменов (итогового сочинения и ЕГЭ) | ||
8 | Успенский Л.В. “Слово о словах” | ||
9 | Шулежкова С.Г. "Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учеб.-метод. пособие" |