Спецкурс «Tabula Rasa»
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Балашова Екатерина, Безукладникова Тамара
5 Стажёры -
6 Время проведения Пятница 17:20 - 18:40
7 Цель курса Повышение уровня осведомленности и заинтересованности школьников в сфере искусства.
8 Задачи курса 1. Рассказать школьникам о современном театральном и изобразительном искусстве;
2. Провести ряд семинаров, в ходе которых школьники смогут ознакомиться с современным искусством;
3. Изучить литературу, посвященную новейшим театральным, изобразительным и музыкальным практикам;
4. Проанализировать в ходе семинаров взаимосвязь между сферами культуры и искусства и экономической наукой;
5. Провести ряд практических занятий, в ходе которых школьника будет предложено сгенерировать идею и создать план реализации собственного проекта в сфере искусства. 
9 Особенности курса Гибридный формат, очные и ZOOM-пары, возможны посещения галерей, музеев и театральных спектаклей совместно с педагогами. Возможность общения с приглашенными лекторами – действующими профессионалами творческих областей.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) На лекциях преподаватели курса разбирают заявленную в программе тему и обсуждают ее вместе со школьниками. В повествование включены просмотры отрывков спектаклей. В ходе семинаров школьники выполняют задания по пройденным темам и обсуждают ответы совместно с преподавателями. Для подготовки к семинарам преподаватели делятся со школьниками списком литературы, спектаклей, фильмов.
11 Целевая аудитория Школьники, интересующиеся расширением кругозора и актуальной культурной мировой повесткой.
12 Краткое описание курса Курс предназначен для тех, кто хочет глубже понимать современное театральное и изобразительное искусство. 
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор Входной барьер отсуствует, отбора нет. Ознакомительное занятия со школьниками и анализ их уровня знаний по теме данного курса.
15 Формы контроля и
система отчётности
Балльная система оценки и освоения курса, дифференцированная система:

1. Баллы за активное участие на семинарах (от 1 до 3 баллов) – 15% от полугодовой оценки;

2. Баллы за посещение (1 балл) – 10% от полугодовой оценки;

3. Баллы за выполненное домашнее задание (от 1 до 4 баллов) – 15% от полугодовой оценки;

4. Раз в 2 недели на занятия предусмотрено выполнение письменных и/или устных заданий, включающие вопросы с развернутым ответом на пройденную тему (до 8 баллов) – 25% от полугодовой оценки;

5. Полугодовая работа - проект, созданный школьниками в группах или по отдельности (до 30 баллов) – 35% от полугодовой оценки.
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Гибридный формат проведения занятий: в ходе курса будут использоваться WEBINAR, ZOOM или Google Meet.
20 Дополнительная информация о курсе Лекторы курса, студентки продюсерского факультета Школы-студии МХАТ при МХАТ им. А. П. Чехова, являются действующими практиками и реализуют собственные проекты в различных областях: изобразительное искусство, социальное и соучастное проектирование, инклюзия, продюсирование спектаклей и фестивалей. 
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 06.10.2023 Театр Вводная лекция. Краткий экскурс в историю театрального искусства и погружение в мир современного театра.
2 13.10.2023 Театр Современной театр и его особенности. Различные формы современного театра: использование научных технологий, экспериментальные формы искусства, театр вне театрального пространства. 
3 20.10.2023 Театр Семинар.
Как меняется роль зрителя в современном театре? Почему театру стало тесно в театральной коробке?
4 27.10.2023 Театр Различные типы театральных проектов: фестивали, лаборатории, театральные студии. Организация этих проектов и результаты их реализации. Генерация идей курсовых проектов.
5 03.11.2023 Театр Семинар.
Может ли театральное искусство менять общество? Как довести идею до проекта? 
6 10.11.2023 Театр Организационная и социально-экономическая сторона театрального искусства. Различные формы существования театров в России и мире, особенности финансирования театрального искусства.
7 17.11.2023 Театр Семинар.
Государственное финансирование театра – много или мало? Может ли театр существовать без финансовой поддержки?
8 24.11.2023 Театр Современные театральные практики: инклюзивный театр, социальный театр, site-specific и since-art, театр без театральной коробки и зритель без кресла.
9 01.12.2023 Театр Семинар.
Зачем театру наука, а науке – театр? Почему театру сейчас недостаточно только гуманитарного знания? 
10 08.12.2023 Театр Документальный театр и его особенности. Жанр «вербатим» и его использование в театральном искусстве.
11 15.12.2023 Театр Семинар.
Вытеснит ли документальный материал художественные тексты из театра? Может ли театральное искусство обладать терапевтическим эффектом?
12 22.12.2023 Театр Перформанс и его связь с понятием партиципаторности, изменение роли зрителя в современном театре.
13 29.12.2023 Театр Защита курсовых проектов в формате питчинга.
14 05.01.2024
15 12.01.2024
16 19.01.2024 Современное искусство История современного искусства от модернизма до сегодняшних дней. От «Фонтана» Дюшана до современного понятия рэдимейда.
17 26.01.2024 Современное искусство Искусство как развлечение. Современное искусство как способ отказа от серьёзного смысла. Особенности концепции и ее основные задачи. Главные примеры.
18 02.02.2024 Современное искусство Искусство как конфронтация. Основные примеры работ на эту тему.
19 09.02.2024 Современное искусство Семинар.
Почему художник вступает в борьбу со зрителем? Зачем строить диалог через конфликт? Нужна ли конфронтационная природа современному искусству и почему мы понимаем работы такого типа лучше всего?
20 16.02.2024 Современное искусство Искусство как зрелище. Гигантизм в современном искусстве. Зачем художники делают большие работы? Обсуждение и рассмотрение основных примеров по теме.
21 23.02.2024 Выездная школа.
22 01.03.2024 Современное искусство Искусство как медитация. Что такое медитация? Как превратить расслабление в предмет современного искусства. Кому это нужно? Примеры – искусство инсталляции. 
  08.03.2024  
23 15.03.2024 Современное искусство Неделя самоуправления. Школьники рассказывают о современном искусстве. 
24 22.03.2024 Современное искусство Искусство как событие. Можно ли назвать любой момент в жизни искусством? Событийность в современном понятии на примерах главных работ современного искусства.
25 29.03.2024 Современное искусство Искусство как послание. Формы данного вида современного искусства. Как происходит коммуникация между поколоениями с помощью искусства. Основные примеры.
26 05.04.2024 Современное искусство Семинар.
В каждом ли объекте современного искусство содержится полезная мысль? Может ли искусство быть только посланием без особой формы?
27 12.04.2024 Современное искусство Искусство как шутка, или как сделать объект современности смешным, но не скучным. Почему художнику важно иронизировать и смеяться в своих работах.
28 19.04.2024 Современное искусство История возникновения современного искусства в России, течения и направления, какие проблемы стоят перед современными художниками и как они их решают. Какие технологии используются в создании современных произведений искусства. Основные имена.
29 26.04.2024 Современное искусство Обсуждение проекта по современному искусству. Защита проекта для 11-классников.
30 03.05.2024 Современное искусство Защита курсовых проектов в формате питчинга.
  10.05.2024  
  17.05.2024  
  24.05.2024    
  31.05.2024    
  07.06.2024    
  14.06.2024    
  21.06.2024    
  28.06.2024    
Список используемой литературы
1 Аузан, А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа / А.А. Аузан. – М. : Аст, 2022. – 160 с.
2 Леман, Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман. – Москва : ABCdesign, 2013. – 315 с.
3 Лидерман Ю. Theatrum mundi. Подвижный лексикон / Ю. Лидерман, В. Золотухин. – Москва : Издательская программа Музея современного искусства «Гараж», 2021. – 254 с.
4 Маркетинг спектакля: реклама и продвижение, продажа билетов, организация премьеры / А. Е. Князева, И. А. Овчинников, С. М. Апфельбаум [и др.]. – Москва : Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2020. – 192 с.
5 Оссиан, У. Искусство смотреть / У. Оссиан. – Москва : Ад Маргинет Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2022. – 176 с.
6 Печегина, П. Д. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации / П. Д. Печегина. – Москва : Эксмо, 2023. – 336 с.
7 Станиславский К.С. Этика / К.С. Станиславский. – Москва : МХАТ имени М. Горького, 1947. – 16 с.