Спецкурс | «Tabula Rasa» | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Балашова Екатерина, Безукладникова Тамара | |
5 | Стажёры | - | |
6 | Время проведения | Пятница 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Повышение уровня осведомленности и заинтересованности школьников в сфере искусства. | |
8 | Задачи курса | 1. Рассказать школьникам о современном театральном и
изобразительном искусстве; 2. Провести ряд семинаров, в ходе которых школьники смогут ознакомиться с современным искусством; 3. Изучить литературу, посвященную новейшим театральным, изобразительным и музыкальным практикам; 4. Проанализировать в ходе семинаров взаимосвязь между сферами культуры и искусства и экономической наукой; 5. Провести ряд практических занятий, в ходе которых школьника будет предложено сгенерировать идею и создать план реализации собственного проекта в сфере искусства. |
|
9 | Особенности курса | Гибридный формат, очные и ZOOM-пары, возможны посещения галерей, музеев и театральных спектаклей совместно с педагогами. Возможность общения с приглашенными лекторами – действующими профессионалами творческих областей. | |
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | На лекциях преподаватели курса разбирают заявленную в программе
тему и обсуждают ее вместе со школьниками. В повествование включены просмотры
отрывков спектаклей. В ходе семинаров школьники выполняют задания по
пройденным темам и обсуждают ответы совместно с преподавателями. Для
подготовки к семинарам преподаватели делятся со школьниками списком
литературы, спектаклей, фильмов. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники, интересующиеся расширением кругозора и актуальной культурной мировой повесткой. | |
12 | Краткое описание курса | Курс предназначен для тех, кто хочет глубже понимать современное театральное и изобразительное искусство. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | Входной барьер отсуствует, отбора нет. Ознакомительное занятия со школьниками и анализ их уровня знаний по теме данного курса. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Балльная система оценки и освоения курса, дифференцированная
система: 1. Баллы за активное участие на семинарах (от 1 до 3 баллов) – 15% от полугодовой оценки; 2. Баллы за посещение (1 балл) – 10% от полугодовой оценки; 3. Баллы за выполненное домашнее задание (от 1 до 4 баллов) – 15% от полугодовой оценки; 4. Раз в 2 недели на занятия предусмотрено выполнение письменных и/или устных заданий, включающие вопросы с развернутым ответом на пройденную тему (до 8 баллов) – 25% от полугодовой оценки; 5. Полугодовая работа - проект, созданный школьниками в группах или по отдельности (до 30 баллов) – 35% от полугодовой оценки. |
|
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Гибридный формат проведения занятий: в ходе курса будут использоваться WEBINAR, ZOOM или Google Meet. | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Лекторы курса, студентки продюсерского факультета Школы-студии МХАТ при МХАТ им. А. П. Чехова, являются действующими практиками и реализуют собственные проекты в различных областях: изобразительное искусство, социальное и соучастное проектирование, инклюзия, продюсирование спектаклей и фестивалей. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 06.10.2023 | Театр | Вводная лекция. Краткий экскурс в историю театрального искусства и погружение в мир современного театра. |
2 | 13.10.2023 | Театр | Современной театр и его особенности. Различные формы современного театра: использование научных технологий, экспериментальные формы искусства, театр вне театрального пространства. |
3 | 20.10.2023 | Театр | Семинар. Как меняется роль зрителя в современном театре? Почему театру стало тесно в театральной коробке? |
4 | 27.10.2023 | Театр | Различные типы театральных проектов: фестивали, лаборатории, театральные студии. Организация этих проектов и результаты их реализации. Генерация идей курсовых проектов. |
5 | 03.11.2023 | Театр | Семинар. Может ли театральное искусство менять общество? Как довести идею до проекта? |
6 | 10.11.2023 | Театр | Организационная и социально-экономическая сторона театрального искусства. Различные формы существования театров в России и мире, особенности финансирования театрального искусства. |
7 | 17.11.2023 | Театр | Семинар. Государственное финансирование театра – много или мало? Может ли театр существовать без финансовой поддержки? |
8 | 24.11.2023 | Театр | Современные театральные практики: инклюзивный театр, социальный театр, site-specific и since-art, театр без театральной коробки и зритель без кресла. |
9 | 01.12.2023 | Театр | Семинар. Зачем театру наука, а науке – театр? Почему театру сейчас недостаточно только гуманитарного знания? |
10 | 08.12.2023 | Театр | Документальный театр и его особенности. Жанр «вербатим» и его использование в театральном искусстве. |
11 | 15.12.2023 | Театр | Семинар. Вытеснит ли документальный материал художественные тексты из театра? Может ли театральное искусство обладать терапевтическим эффектом? |
12 | 22.12.2023 | Театр | Перформанс и его связь с понятием партиципаторности, изменение роли зрителя в современном театре. |
13 | 29.12.2023 | Театр | Защита курсовых проектов в формате питчинга. |
14 | 05.01.2024 | – | – |
15 | 12.01.2024 | – | – |
16 | 19.01.2024 | Современное искусство | История современного искусства от модернизма до сегодняшних дней. От «Фонтана» Дюшана до современного понятия рэдимейда. |
17 | 26.01.2024 | Современное искусство | Искусство как развлечение. Современное искусство как способ отказа от серьёзного смысла. Особенности концепции и ее основные задачи. Главные примеры. |
18 | 02.02.2024 | Современное искусство | Искусство как конфронтация. Основные примеры работ на эту тему. |
19 | 09.02.2024 | Современное искусство | Семинар. Почему художник вступает в борьбу со зрителем? Зачем строить диалог через конфликт? Нужна ли конфронтационная природа современному искусству и почему мы понимаем работы такого типа лучше всего? |
20 | 16.02.2024 | Современное искусство | Искусство как зрелище. Гигантизм в современном искусстве. Зачем художники делают большие работы? Обсуждение и рассмотрение основных примеров по теме. |
21 | 23.02.2024 | – | Выездная школа. |
22 | 01.03.2024 | Современное искусство | Искусство как медитация. Что такое медитация? Как превратить расслабление в предмет современного искусства. Кому это нужно? Примеры – искусство инсталляции. |
08.03.2024 | – | ||
23 | 15.03.2024 | Современное искусство | Неделя самоуправления. Школьники рассказывают о современном искусстве. |
24 | 22.03.2024 | Современное искусство | Искусство как событие. Можно ли назвать любой момент в жизни искусством? Событийность в современном понятии на примерах главных работ современного искусства. |
25 | 29.03.2024 | Современное искусство | Искусство как послание. Формы данного вида современного искусства. Как происходит коммуникация между поколоениями с помощью искусства. Основные примеры. |
26 | 05.04.2024 | Современное искусство | Семинар. В каждом ли объекте современного искусство содержится полезная мысль? Может ли искусство быть только посланием без особой формы? |
27 | 12.04.2024 | Современное искусство | Искусство как шутка, или как сделать объект современности смешным, но не скучным. Почему художнику важно иронизировать и смеяться в своих работах. |
28 | 19.04.2024 | Современное искусство | История возникновения современного искусства в России, течения и направления, какие проблемы стоят перед современными художниками и как они их решают. Какие технологии используются в создании современных произведений искусства. Основные имена. |
29 | 26.04.2024 | Современное искусство | Обсуждение проекта по современному искусству. Защита проекта для 11-классников. |
30 | 03.05.2024 | Современное искусство | Защита курсовых проектов в формате питчинга. |
10.05.2024 | – | ||
17.05.2024 | – | ||
24.05.2024 | |||
31.05.2024 | |||
07.06.2024 | |||
14.06.2024 | |||
21.06.2024 | |||
28.06.2024 | |||
Список используемой литературы | |||
1 | Аузан, А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа / А.А. Аузан. – М. : Аст, 2022. – 160 с. | ||
2 | Леман, Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман. – Москва : ABCdesign, 2013. – 315 с. | ||
3 | Лидерман Ю. Theatrum mundi. Подвижный лексикон / Ю. Лидерман, В. Золотухин. – Москва : Издательская программа Музея современного искусства «Гараж», 2021. – 254 с. | ||
4 | Маркетинг спектакля: реклама и продвижение, продажа билетов, организация премьеры / А. Е. Князева, И. А. Овчинников, С. М. Апфельбаум [и др.]. – Москва : Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2020. – 192 с. | ||
5 | Оссиан, У. Искусство смотреть / У. Оссиан. – Москва : Ад Маргинет Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2022. – 176 с. | ||
6 | Печегина, П. Д. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации / П. Д. Печегина. – Москва : Эксмо, 2023. – 336 с. | ||
7 | Станиславский К.С. Этика / К.С. Станиславский. – Москва : МХАТ имени М. Горького, 1947. – 16 с. |