Спецкурс | Правила игры | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Воротникова Татьяна, Ерашова Снежана, Красков Вадим | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Вторник (2 пары) 17:20 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Познакомить слушателей с историей развития некоторых сфер экономики и общественной жизни | |
8 | Задачи курса | 1) Рассказать об основных этапах экономического развития с
древних времен до наших дней через эволюцию отдельных отраслей и
институтов; 2) закрепить полученный материал с помощью тематических настольных игр, посвященных той или иной экономической сфере; 3) познакомить с необходимым математическим аппаратом для лучшего понимания механики игр и принятия оптимальных решений; 4) способствовать развитию стратегического мышления, навыков анализа ситуации и планирования своих действий |
|
9 | Особенности курса | Теоретический материал закрепляется с помощью тематических настольных игр | |
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Математическая часть занятий проходит в форме леминара: дается
теоретический материал, затем вместе с учащимися разбирается решение задач. В
конце проводится небольшая игра на закрепление материала. На занятиях, посвященных теоретическому материалу по экономической истории, часть времени отведена лекции, часть - обсуждению прослушанного материала, дебатам, на некоторых занятиях - мини-играм (Таймлайн). Игровые занятия посвящены, собственно, настольным играм. Учащиеся должны дать описание своей предполагаемой стратегии на игру. При описании стратегии необходимо продемонстрировать свое знание реального исторического материала, рассказанного на предыдущем занятии. После окончания игры проводится ее разбор и обсуждение использованных стратегий. В начале каждого занятия, начиная со второго, проводится миниконтрольная работа на 5-10 минут. Курс планирует принять участие в Неделе самоуправления. |
|
11 | Целевая аудитория | Курс ориентирован на всех, кто интересуется экономикой и хочет понять, как происходили экономические преобразования в разные периоды времени, а также на всех, кто интересуется стратегическими настольными играми. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по экономической истории, где теоретический материал иллюстрируется с помощью тематических настольных игр | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | В случае необходимости отбор будет проведен по первому домашнему заданию | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка складывается из баллов за домашние задания по теоретическому материалу (45%), выполнение миниконтрольных работ на каждом занятии (25%), посещение занятий (5%) и экзамена (25%). Предусмотрены бонусные баллы за отличные результаты игр. | |
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Часть теоретических занятий могут быть при необходимости проведены онлайн в Zoom, игровые занятия требуют оффлайн формата. | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 03.10.2023 | Математический аппарат | Знакомство,
рассказ о курсе. Первая пара: основные понятия и формулы комбинаторики. Правило суммы, правило произведения, сочетания без повторений и с повторениями, размещения без повторения и с повторениями, перестановки без повторений и с повторениями. Разбор примеров. Вторая пара: понятие вероятности и ее свойства. Вероятностное пространство, элементарный исход, событие, опыт. Дискретная случайная величина, зависимые и независимые события, условная вероятность, математическое ожидание. Разбор примеров. Игра: Ловля рыбы. |
2 | 10.10.2023 | Экономическая история | Еда и одежда Неолитическая революция: центры зарождения и пути распространения сельского хозяйства, основные зерновые культуры, домашние животные. Историческая специализация отдельных регионов в сельском хозяйстве (средиземноморская триада, Острова пряностей и др.). Обмен знаниями и пищевыми привычками: Исламская аграрная революция, Колумбов обмен, сахар и рабство, чай и войны. Разные виды материалов для производства одежды (география производства, рапространение в ходе истории). Эволюция изобретений: технологии орошения и обработки земли, технологии обработки зерна, открытие значения севооборота, селекция, удобрения, хранение продуктов. Доля аграрного сектора в ВВП мира и отдельных стран. |
3 | 17.10.2023 | Игровое занятие | Игры:
- Агрикола (2-5 команд) - семья развивает свой земельный участок, собирает урожай, разводит скот. - Кланы Каледонии (2-4 команды) - Шотландия XIX века, где можно выращивать овец и коров, печь хлеб, открывать свои сыроварни и вискикурни, а также покупать в портах хлопок, табак и сахар |
4 | 24.10.2023 | Экономическая история | Строительство и города Исторический обзор строительных материалов (от шкур животных до современных зданий). Теории о причинах появления и развития городов (по воле правителя, гильдейская теория, теория защиты, теория рынка, теория естественного развития и др.; современное обобщение этих теорий). Исторический процесс урбанизации. Планировка городов (стихийная и плановая, начиная от Хараппской цивилизации). Примеры моделей идеальных городов от Античности и Средневековья до XX века: идеальные города Платона, Томаса Мора, Томмазо Компанеллы, Фрэнсиса Бэкона, "Трактат об архитектуре" Антонио Филарете, проекты поселений социалистов-утопистов (Роберта Оуэна и Шарля Фурье), город-сад Говарда Эбенезера, Чандигарх Ле Корбюзье, Бразилиа Оскара Нимейера и др. Представление о необходимых элементах инфраструктуры города в разные исторические эпохи (защитные стены, водопровод и канализация, вывоз мусора, транспорт, административные здания и общественные пространства). Экономика городов. |
5 | 31.10.2023 | Игровое занятие | Игры:
- Прага: сердце империи (2-4 команд) - развитие строительных проектов в средневековом городе - Пригород (2-4 команды) - застройка своего округа так, чтобы привлечь в него больше всего жителей |
6 | 07.11.2023 | Экономическая история | Производство и менеджмент Первые производства: гончарное дело, швейное дело, мебель, инструменты, средства передвижения. Историческая эволюция организация производства и управления: натуральное хозяйство, цеховая система, рассеянная и централизованная мануфактуры, фабрики и заводы. Размещение производства: ресурсы, потребители, торговые пути. Важность логистики. История отношения к предпринимателям и "третьему сословию". Появление школ научного менеджмента. Знакомство с теорией фирмы в экономике: основные определения (факторы производства, производственная функция, издержки, виды рыночных структур). |
7 | 14.11.2023 | Игровое занятие | Игры:
- Цолькин: календарь Майя (2-4 команд) - распределение рабочих между выращиванием маиса, добычей ресурсов, строительством зданий, развитием технологий и торговлей - Brass Бирмингем (2-5 команд) - прокладка каналов и железных дорог, развитие фабрик, конкуренция и предпринимательство |
8 | 21.11.2023 | Экономическая история | Транспорт "Авторство" изобретения колеса. Суша: лошади и другие живые средства передвижения, железная дорога, автомобили. Эволюция дорог. Вода: реки и моря, системы шлюзов и каналов. Эволюция судов, борьба между парусниками и пароходами. Современные изобретения: Oceanbird, Vindskip. Воздух: от воздушных змеев до коммерческой авиации. Как менялась стоимость перевозки грузов с течением времени, значение для экономики. Передача информации: почтовые службы от древности до Нового времени, телеграф, радио, телефон, интернет. |
9 | 28.11.2023 | Игровое занятие | Игры:
- Steam. Железнодорожный магнат (2-5 команд) - перевозка товаров по железнодорожным путям, увеличение своих транспортных мощностей - Королевская почта (2-4 команды) - развитие почтовой сети, открытие новых отделений, покупка и запуск новых почтовых экипажей, доставка должностных лиц по назначению |
10 | 05.12.2023 | Экономическая история | Торговля Историческое развитие торговых путей: морские и сухопутные пути в Евразии от древности до наших дней, торговые потоки. Торговые союзы и морские республики в Европе. Великие географические открытия: муссоны и пассаты, разделение мира. Товары международной торговли, страны-бенефициары. Протекционизм и свободная торговля. |
11 | 12.12.2023 | Игровое занятие | Игры:
- Конкордия (2-5 команд) - торговля времен Римской Империи - Ганзейский союз (3-5 команд) - повышение престижа и влияния своих купцов в городах Ганзейского союза, контроль торговых путей |
12 | 19.12.2023 | Экзамен | Экзамен по теоретическому материалу |
13 | 26.12.2023 | Экзамен | Пересдача |
02.01.2024 | |||
09.01.2024 | |||
16.01.2024 | |||
23.01.2024 | |||
30.01.2024 | |||
14 | 06.02.2024 | Экономическая история | Энергия Сравнительная популярность разных видов топлива в иторической ретроспективе: дрова и торф, каменный уголь, нефть, гидроэнергия, природный газ, атомная энергия. Расположение некоторых полезных ископаемых на планете и влияние этого фактора на экономику разных стран. Запасы современных энергетических ресурсов, альтернативные источники энергии. |
15 | 13.02.2024 | Игровое занятие | Игра: - Энергосеть (2-6 команд) - электрификация Европы, строительство электростанций, подключение городов к сети, сбор ресурсов |
16 | 20.02.2024 | Экономическая история | Финансы Исторический обзор денежных систем и систем валютных расчетов от Античности до криптовалюты. История появления товарных и фондовых бирж. История страхования. Финансовые инструменты (история появления и современность): векселя, акции, облигации, опционы, фьючерсы и т.п. |
27.02.2024 | |||
17 | 05.03.2024 | Игровое занятие | Игра:
- Авиалинии (2-5 команд) - покупка акций авиакомпаний, организация воздушного сообщения, развитие своей компании |
18 | 12.03.2024 | Экономическая история | Государство и люди Понятие институтов и их влияние на экономику. Определения и исторический обзор различных форм правления. Группы в них, владеющие ресурсами и принимающие экономические решения (права собственности, налоги, регулирование торговли, регулирование производства и потребления). Монархии: абсолютные (восточные деспотии, европейские монархии) и ограниченные (европейская система вассалитета, японский сёгунат, конституционные). Диктатуры и автократии. Республики: президентские и парламентские (отличия, современность, исторические примеры). Понятие ветвей власти. Особенности федеративных государств. Роль бюрократии в управлении государством и принятии экономических решений, различные системы формирования бюрократического аппарата (древнеегипетские писцы, провинции Древнего Рима, средневековые китайские государственные экзамены, российская Табель о рангах и т.д.). |
19 | 19.03.2024 | Игровое занятие | Игры:
- Киклады (2-5 команд) - каждый участник играет за определенный полис, цель - стать обладателем набора разных зданий, т.е. построить их или захватить у соперников - Маленькие империи. Самураи (2-4 команды) - борьба за власть кланов средневековой Японии В рамках Недели самоуправления учащиеся сами проводят игру и формируют набор вопросов по теоретическому материалу для играющих команд. |
20 | 26.03.2024 | Экономическая история | Люди и государство Граждане и подданные, исторический обзор формирования этих понятий в разных странах. Исторические права и обязанности жителей: уплата налогов (кто, кому и за что платил; какие права и гарантии приобретал в результате), отношение к воинской службе, права собственности, возможность влиять на принятие решений. Влияние религиозных институтов. Связь между институтами, сложившимися в стране, и ее экономическими результатами. |
21 | 02.04.2024 | Игровое занятие | Игры:
- Иниш (2-4 команд) - борьба разных племен за контроль над территорией - Орлеан (2-4 команды) - средневековая торговля и профессии |
22 | 09.04.2024 | Игровое занятие | Финальная игра: - Столкновение цивилизаций (2-4 команды) - нужно провести свою цивилизацию через ранние стадии развития, выбирая траекторию открытия технологий - Цивилизация (2-4 команды) - нужно провести свою цивилизацию через все стадии развития, от первобытного племени до полета в космос, опередив других игроков |
23 | 16.04.2024 | Экзамен | Экзамен по теоретическому материалу |
24 | 23.04.2024 | Экзамен | Пересдача |
30.04.2024 | |||
07.05.2024 | |||
14.05.2024 | |||
21.05.2024 | |||
28.05.2024 | |||
04.06.2024 | |||
11.06.2024 | |||
18.06.2024 | |||
25.06.2024 | |||
Список используемой литературы | |||
1 | Аникин А.В. История финансовых потрясений | ||
2 | Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса | ||
3 | Бут Свини Л., Медоуз Д. Игры для развития системного мышления | ||
4 | Васильев Л.С. История Востока (в 2-х томах) | ||
5 | Вентцель Е. С. Теория вероятностей | ||
6 | Грейф А. Институты и путь к современной экономике | ||
7 | Диксит А., Нейлбафф Б. Теория игр | ||
8 | Древние цивилизации, под ред. Бонгард-Левина Г.М. | ||
9 | История мировой экономики, под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. | ||
10 | Кембриджская экономическая история Европы, том 1 и том 2 | ||
11 | Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы | ||
12 | Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров | ||
13 | Максаковский В.П. Историческая география мира | ||
14 | Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. | ||
15 | О'Коннор Дж., Макдермотт И. Исскуство системного мышления | ||
16 | Оуэн Г. Теория игр | ||
17 | Фрис Я. Революция трудолюбия | ||
18 | Экономическая история, хрестоматия |