Спецкурс Плохому кадру рамки мешают 3
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Вертоградов Владислав и Лебедева Екатерина
5 Стажёры Гладких Максим
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Дать школьникам инструментарий для развития у себя гибких навыков (soft skills) и отработать его на практике
8 Задачи курса 1) Привить школьникам навыки целеполагания и планирования,
2) Обучить методам эффективного общения в различных ситуациях,
3) Улучшить коммуникативные способности,
4) Развить умение работать в команде,
5) Помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями,
6) Способствовать развитию у школьников нестандартного мышления.
9 Особенности курса Курс направлен на развитие полезных в учёбе/работе/жизни навыков, которым не уделяется внимания в рамках школьной программы
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Типовое занятие будет построено следующим образом:
30 мин. - лекционный материал,
40-50 мин. - закрепление и отработка пройденного материала с помощью игр и специальных тренингов,
10 мин. - обратная связь по результатам игр и тренингов, обсуждение, что получилось или нет, какую теорию закрепляли или какие навыки развивали.
11 Целевая аудитория Школьники 8-11 классов, желающие развивать у себя гибкие навыки (soft skills). 
12 Краткое описание курса Тренинговый курс, направленный на развитие полезных жизненных навыков: публичные выступления, презентации, навыки работы в команде, развитие находчивости и креативности. 
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор При превышении заявленного числа слушателей отбор будет проведён по результатам дополнительного домашнего задания - мотивационного письма.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка за курс в каждом семестре состоит из нескольких частей:
40% - экзамен,
30% - выступления на занятиях,
30% - творческие домашние задания (проекты).
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? По умолчанию предполагается оффлайн-формат курса. Программа не предусматривает гибридного участия.
20 Дополнительная информация о курсе Возможные приглашённые лекторы:
Вертоградов Владимир - занятие про публичные выступления,
Большакова Татьяна - занятие про дебаты,
Савинкина Василиса - занятие про невербальную коммуникацию.

Школьники, которые уже проходили этот курс, не смогут взять курс зачётным.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 05.10.2023 Знакомство Дорога в тысячу ли начинается с одного шага (с) китайская пословица
Рассказ об ЭМШ. Рассказ о гибких навыках (soft skills). Рассказ о себе
Разберём, почему мы не любим рассказывать о себе, что должно определять содержания такого рассказа, и обязательно потренируемся!
ДЗ: придумать тему для проекта/работы КНР. В случае превышения заявленного числа участников дополнительное ДЗ: мотивационное письмо, рассказывающее о причинах желания автора попасть на курс.
2 12.10.2023 Структурирование SERVA ORDINEM ET ORDO SERVABIT TE (Храни порядок, и порядок сохранит тебя)
Обсудим важность структурирования информации и её способы. Рассмотрим mindmaping как инструмент структурирования.
Разберём структурные составляющие стандартных письменных работ в школе/вузе: реферат, эссе, исследовательская работа.
ДЗ: написать структурированный план реферата/исследовательской работы на любую интересную школьнику тему (дедлайн по выбору темы проекта).
3 19.10.2023 Планирование У нас осталось 0 минут, из них мы потратим 2 (c) И.А. Кострикин
Рассмотрим понятие тайм-менеджмента и прокрастинации. Изучим, как экономисты объясняют прокрастинацию и что такое эффект смещения к настоящему. Обсудим применение проектного менеджмента в жизни. И постараемся всё это успеть!
ДЗ: написать план работы над проектом в рамках курса/ работой для КНР (Конкурса Научных Работ ЭМШ)
4 26.10.2023 Целеполагание Если правильно объяснить людям «зачем», то они всегда найдут способ «как» (с) Д. Белфорт
Поговорим о мотивации и целеполагании. Поймём, как удовлетворение потребностей может служить мотивацией, что такое стимулы и как люди (и не только) на них реагируют, разберём разные теории (с положительным и/или отрицательным подкреплением; по Маклелланду; по Вруму) и выберем наиболее походящую вам. Поймём, какими бывают цели и каким критериям они должны удовлетворять (постановка целей по SMART).
ДЗ: написать этапы достижения целей "выполнение проекта по курсу/ участие в КНР/ победа в ОЧ/ любой другой релевантной для школьника".
5 02.11.2023 Публичные выступления И хорошие доводы должны уступать лучшим (c) У. Шекспир
Рассмотрим, как правильно строить аргументы и почему важно опираться на факты. Разберём логические утверждения и логические ошибки, борьбу с ними или использование в свою пользу.
ДЗ: подобрать аргументы, доказывающие тезис автора из проектной работы.
6 09.11.2023 Публичные выступления Краткость - сестра таланта (с) А.П. Чехов,
поэтому не будем растекаться мыслью по древу, переливать из пустого в порожнее, болтать без умолку и говорить пустое

Учимся ясно, чётко и ёмко формулировать мысли. Избавляемся от слов паразитов, всего ненужного и учимся использовать инфостиль. Тренируем речь для лифта (elevator pitch).
7 16.11.2023 Публичные выступления Навыки оратора. Часть 1: Один за всех... (с) А. Дюма
Обсудим три главных вопроса оратора: С чем выступать? Как выступать? Для кого выступать? Разберём типы выступлений в зависимости от их цели, посмотрим и проанализируем выступление известных спикеров на используемые приёмы. Выясним ключевые составляющие качественного выступления. Выступление одного против всех (спич).
ДЗ: начать продумывать выступление на тему, выбранную на 2 занятии.
8 23.11.2023 Публичные выступления Навыки оратора. Часть 2: Все за одного! (с) А. Дюма
Узнаем краткую историю появления дебатов: от римских сенаторов до британских парламентариев. Обсудим основные правила проведения дебатов и роли участников. Поймём отличия дебатов (выступление всех против всех) от спича. Научимся "строить" аргументы.
Тренинг от приглашённого лектора Татьяны Большаковой.
ДЗ: продумать аргументы к тезисам на тему проекта.
9 30.11.2023 Публичные выступления Навыки оратора. Часть 3: В споре рождается истина (с) Сократ
Рассмотрим, чем критика отличается от контраргументации. Поймём отличия конструктивных и деструктивных контраргументов. Подискутируем.
Тренинг от приглашённого лектора Татьяны Большаковой.
ДЗ: продумать контраргументы к тезисам на тему проекта.
10 07.12.2023 Публичные выступления Человеческое тело - лучшая картина человеческой души (с) Л. Витгенштейн
Обсудим важность и способы невербального общения. Выучим новые языки - "язык тела" и "язык жестов".
Тренинг от приглашённого лектора Василисы Савинкиной.
ДЗ: подготовить выступление на тему проекта
11 14.12.2023 Публичные выступления Подготовка к экзамену
Вспоминаем пройденное и применяем теорию на практике: представление индивидуального проекта.
12 21.12.2023 Экзамен Экзамен. Чаепитие
Выступление экспромтом на заранее неизвестную тему.
13 28.12.2023 Резерв Резерв. Пересдача при необходимости.
  04.01.2024    
  11.01.2024    
14 18.01.2024 Презентации Как (не) надо делать презентации
Начнём обсуждать презентации как способ донесения информации. Типы презентаций: для сопровождения речи и для чтения. Немультимедийные презентации, аналоговые презентации. Разберём хорошие и плохие примеры презентаций.
ДЗ: создать первый драфт презентации по теме проекта 1-го полугодия.
15 25.01.2024 Презентации Как ясно видно на слайде 397…
Знакомимся с разными инструментами для создания презентаций: powerpoint, canva, prezi, keynote. Cоздание слайдов, быстрые клавиши, режим докладчика. Стандартные шаблоны, их палитра, блок схемы, таблицы.
ДЗ: начать создавать презентацию с помощью обозначенных инструментов.
16 01.02.2024 Презентации Современные презентации имеют больше общего с кино и комиксами, чем с письменными документами (c) Гарр Рейнольдс
Как технически сделать красивую презентацию: какими инструментами пользоваться, на каких ресурсах искать фотографии, иконки, шрифты и вдохновение.
ДЗ: создать презентацию по теме индивидуального проекта.
17 08.02.2024 Презентации "Лучший способ понять что-то самому — объяснить это другому", - мне так папа постоянно говорит. (с) Влад
Реализуем полученные навыки на практике. Выступление школьников с презентациями своих проектов.
18 15.02.2024 Презентации "Улыбаемся и машем" (с) м/ф "Мадагаскар"
Реализуем полученные навыки на практике. Выступление школьников с презентациями своих проектов. Продолжение
  22.02.2024    
19 29.02.2024 Стрессоустойчивость Не волнуйтесь, теперь поговорим о стрессоустойчивости!!!!!
Разберём, как перестать бояться публичных выступлений и настроить себя на них. Избавляемся от пейрафобии. Поймём, какие факторы могут препятствовать успешному выступлению и как мы можем с ними бороться.
Тренинг от приглашённого лектора Владимира Вертоградова.
20 07.03.2024 Креативность <Не забыть вставить прикольный заголовок>
Обсуждаем практики и советы по прокачке находчивости и развиваем креативность и способность выходить за рамки/из плоскости, то есть применять принцип think out-of-the-box.
21 14.03.2024 Внимательность ВНИМАНИЕ - спасибо за вниамние!
Обсуждаем стандартные практики по удержанию внимания более чем первые N минут после начала лекции, пробуем концентрироваться. Боремся с внешними раздражителями, учимся подмечать мелочи.
22 21.03.2024 Память Тут надо бы вспомнить, что ещё мы хотели рассказать...
Тренируем память. Выстраиваем ассоциативное мышление. Разбираем разницу между кратковременной, долговременной и оперативной памятью. Запоминаем факты посредством историй, а изображения посредством образов.
23 28.03.2024 Командная работа Талант выигрывает в играх, командная работа и интеллект выигрывают в чемпионатах (с) М. Джордан
Изучаем специфику работы человека в команде, распределение ролей и обязанностей. Обсуждаем командообразование и построение доверительный отношений в группе.
ДЗ: разбиться на команды, придумать тему проекта, обсудить и расписать роли в проекте и план его выполнения.
24 04.04.2024 Командная работа Я вам помогу, я буду командовать! (с) Кар-Карыч
Определяем цели, задачи и суть лидерства. Учимся мотивировать команду. Изучаем, как быть эффективным менеджером/продюсером проекта и умело управлять рабочим процессом.
25 11.04.2024 Командная работа Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна. (с) А. Эйнштейн
Тренируемся креативить в команде. Пробуем мозговой штурм (прямой и обратный), ментальные карты, метод Уолта Диснея, эффект Стравинского и прочие фокусы из шляпы. Учимся собирать зерно креативных мыслей и отбирать его от плевел творческого беспорядка.
26 18.04.2024 Командная работа Подготовка к экзамену
Вспоминаем пройденное и применяем теорию на практике: защита командного проекта
27 25.04.2024 Экзамен Экзамен. Чаепитие
Задания на командное взаимодействие - игра "Что? Где? Когда?"
  02.05.2024    
  09.05.2024    
  16.05.2024    
  23.05.2024    
  30.05.2024    
  06.06.2024    
  13.06.2024    
  20.06.2024    
  27.06.2024    
Список используемой литературы
1 Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. – Альпина Паблишер, 2017.
2 Галло К. Презентации в стиле TED: 8 приемов лучших в мире выступлений. – Альпина Паблишер, 2014.
3 Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст. – Alpina, 2018.
4 Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. – epubli, 2021.
5 Каптерев А. Мастерство презентации. – Litres, 2020.
6 Каптерев А. Хорошая, плохая, продающая. Мастерство презентации 2.0. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 384 с
7 Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Digest Media, Попурри, 2016.
8 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Digest Media, Попурри, 1991.
9 Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. – Альпина Паблишер, 2011.
10 Медина Д. Правила мозга: Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. – " Манн, Иванов и Фербер", 2014.
11 Рок Д. Мозг. Инструкция по применению: как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок. – Альпина Паблишер, 2013.
12 Шопенгауэр А. Эристика или искусство спорить. – тип. ММ Стасюлевича, 1890.