Спецкурс
Па-руссник
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный только для 9-11-ти классников
4 Преподаватели Ванеян Анна, Конюхова Мария, Черникова Дарья
5 Стажёры
6 Время проведения Среда 18:55 - 20:15
7 Цель курса Привить школьникам интерес к изучению русского языка и лингвистики.
8 Задачи курса - Повторить программу школьного курса по русскому языку;
- Рассказать об истории русского языка и происхождении некоторых правил;
- Повысить общий уровень грамотности школьников;
- Дать практику написания связных, грамотных и логично построенных текстов;
- Повысить лингвистическую осведомлённость школьников, познакомив слушателей курса с темами, обычно не рассматриваемыми в школьной программе.
9 Особенности курса - Более глубокое изучение правил из школьной программы;
- Изучение новых и необычных тем, вызывающих интерес к лингвистике и расширяющих кругозор; 
- Рассмотрение некоторых задач из олимпиад по лингвистике/русскому языку;
- Разные домашние задания в формате сочинений для 9 и 10-11 классов.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Стандартное занятие строится по такому плану:
1) Проверочная работа по теме прошлого занятия;
2) Разбор темы, выходящей за рамки школьной программы по русскому языку;
3) Разбор темы по орфографии/пунктуации;
4) Практика по разобранному материалу.
При обсуждении объёмных тем какой-то из пунктов плана может отсутствовать.
Во втором полугодии формат чаще меняется на лекцию по лингвистической теме на всю пару. 
11 Целевая аудитория Школьники 9-11 классов, желающие повысить свой уровень грамотности и владения русским языком, а также узнать интересные факты из его прошлого и настоящего.
12 Краткое описание курса Курс по русскому языку для закрепления школьной программы и расширения кругозора.
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор На первом занятии проводится вступительная работа в формате короткого мотивационного письма и небольшого теста на проверку знаний школьников по русскому языку. Может стать отборочной, если на курс придёт больше 30 человек.
15 Формы контроля и
система отчётности
Домашние задания — 50%
Экзамен — 30%
Проверочные работы — 20%
За посещение и дополнительные задания начисляются бонусные баллы.
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Курс читается очно, в случае дистанта занятия проходят на платформе Zoom. Актуальная информация о занятиях, материалы и домашние задания будут публиковаться в телеграм-канале курса. Домашние задания будут выполняться либо в бумажном виде, либо в Google Forms/Microsoft Forms.
20 Дополнительная информация о курсе Возможно окончание занятия позже 20:15, нужна бронь аудитории на третью пару.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 04.10.2023 Вводное занятие 1) Отборочное тестирование. Рассказ об устройстве курса, знакомство со слушателями;
2) Повторение частей речи, разрядов частей речи, морфемного членения слов.
2 11.10.2023 Фонетика. Орфография 1) Рассказ про уровни языка. Фонетика: транскрипция, акустическая фонетика, позиционные изменения звуков (ассимиляция/диссимиляция/аккомодация), классификация звуков;
2) Правописание приставок. Приставки на -с/-з, неизменяемые приставки, раз/роз, пре/при;
3) Практика правописания приставок. 
3 18.10.2023 Итоговое сочинение. Пунктуация. Орфография 1) Знакомство со структурой, критериями и тематическими направлениями итогового ("декабрьского") сочинения;
2) Пунктуация при конструкциях, синтаксически не связанных с членами предложения: обращения, вводные слова и междометия;
3) Слитное, дефисное, раздельное написание слов. 
4 25.10.2023 История языка. Орфография 1) Развитие языка. Праславянские формы слов и переходы гласных;
2) Гласные в корне (проверяемые/непроверяемые/с чередованиями);
3) Практика правописания гласных в корне;
5 01.11.2023 Морфемика. Орфография. Пунктуация 1) Значения морфем. Пример Л.В. Щербы про глокую куздру;
2) Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) различных частей речи. Практика;
3) Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Практика. 
6 08.11.2023 Орфография. История языка. Пунктуация 1) Правописание -Н-/-НН- в разных частях речи. История склонений, происхождение правила. Практика;
2) Использование тире и двоеточий в предложении. Их функции и случаи применения. Практика. 
7 15.11.2023 Синтаксис. Пунктуация. История языка. Орфография 1) Типы связи в словосочетании;
2) Устройство предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях;
3) История глаголов в языке. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. 
8 22.11.2023 История языка. Орфография. Пунктуация 1) История шипящих в языке;
2) Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Вспомним про ЖИ-ШИ. И/Ы после Ц в разных частях речи;
3) Пунктуация в сложноподчинённых и сложносочинённых предложениях. 
9 29.11.2023 Синтаксис. Лингвистика. Пунктуация. Итоговое сочинение 1) Порядок слов в предложении. Как это бывает в разных языках? Лингвистические задачи на порядок слов;
2) Пунктуация при обособленных членах предложения (определениях и обстоятельствах, выраженных причастными и деепричастными оборотами);
3) Повторение всех направлений итогового сочинения, обсуждение подходящих произведений и тем. 
10 06.12.2023 Заимствования и регистры речи 1) Иностранные слова и заимствования. Как с ними работает русский язык? Какое слово можно назвать заимствованным, а какое им уже не является? Принципы правописания при заимствовании (цитатный, транскрипционный, транслитерационный);
2) Регистры речи. Разговорная и просторечная лексика. Диалектизмы, социолекты, сленг. Различие сленга и жаргона. 
11 13.12.2023 Орфография. Пунктуация. Консультация 1) Правописание НЕ/НИ в разных частях речи;
2) Слитное и раздельное написание НЕ- с разными частями речи;
3) Пунктуация при сложных союзах и на стыке союзов;
4) Консультация к экзамену. 
12 20.12.2023 Экзамен Экзамен пишем.
13 27.12.2023 Пересдача и чаепитие Пересдаём и чай пьём.
  03.01.2024    
  10.01.2024    
  17.01.2024    
14 24.01.2024 Стилистика. Тропы 1) Понятие о функциональных стилях языка: определение стилистической принадлежности текстов;
2) Средства языковой выразительности (лексические, синтаксические, фонетические, тропы), разбор примеров. Практика. 
15 31.01.2024 Этимология 1) Лекция об этимологически родственных словах, знакомство с сайтом drevoslov, рассказ об исторических чередованиях;
2) Рассмотрение примеров этимологических гнёзд;
3) Рассказ о происхождении некоторых имён. 
16 07.02.2024 Сочинения ОГЭ и ЕГЭ 1) Знаки препинания при прямой речи и в диалогах;
2) Разбор структуры и критериев сочинения ОГЭ. Рассмотрение пробного варианта и клише;
3) Средства связи предложений в тексте;
4) Разбор структуры и критериев сочинения ЕГЭ. Определение проблематики текста. 
17 14.02.2024 Типы речи. Лексикология 1) Типы речи (повествование, описание, рассуждение), сочетание разных типов в одном тексте;
2) Разбор различных -измов и -онимов: историзмы, архаизмы, неологизмы; синонимы, антонимы, омонимы; гипонимы и гиперонимы;
3) Паронимы.
  21.02.2024    
18 28.02.2024 Морфология. Орфография 1) Морфологические нормы (образование форм слов);
2) Знакомство с Национальным корпусом русского языка, проверка словоформ в корпусе;
3) Склонение числительных, правописание числительных.
19 06.03.2024 Фразеология 1) Фразеология. Определения фразеологизмов; 
2) Примеры фразеологизмов с происхождением;
3) Фразеологизмы с ошибками. Контаминация фразеологизмов;
4) Фразеологизмы в ЕГЭ. Практика нахождения фразеологизмов в тексте. 
20 13.03.2024 Лингвистика и ЧГК 1) Лингвистическая лекция-сюрприз;
2) ЧГК с вопросами, связанными с языком.
21 20.03.2024 Орфоэпия. Графика и орфография 1) Орфоэпия, развитие ударения во времени, норма и узус, диглоссия, “старшая” и “младшая” нормы;
2) Реформы орфографии (1917 и 1956 годы) и почему мы не пишем так, как говорим (белорусская орфография), принципы русской графики и орфографии.
22 27.03.2024 Социолингвистика. Психолингвистика 1) Социолингвистика. Что происходит, когда разные языки оказываются рядом? Пиджины, креолы;
2) Эвфемизмы. Феминитивы;
3) Психолингвистика. Зона Брока и зона Вернике. Афазии. 
23 03.04.2024 Лингвистика 1) Лингвистическая лекция-сюрприз;
2) Решение лингвистических задач.
24 10.04.2024 Консультация. Задачи Консультация к экзамену + решение несложных олимпиадных заданий по русскому языку и лингвистике.
25 17.04.2024 Экзамен Экзамен пишем.
26 24.04.2024 Пересдача Пересдача (при необходимости).
  01.05.2024    
  08.05.2024    
27 15.05.2024 Чаепитие Чай пьём.
  22.05.2024    
  29.05.2024    
  05.06.2024    
  12.06.2024    
  19.06.2024    
  26.06.2024    
Список используемой литературы
1 Громов С.А. "Русский язык. Ключи к упражнениям и диктантам для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие"
2 Иванов В.В., Потиха З.А. "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя"
3 Князев С.В., Пожарицкая С.К. "Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов".
4 Розенталь Д.Э. "Справочник по правописанию и стилистике"
5 Розенталь Д.Э. "Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация"
6 Сайт "Русский древослов. Историко-словообразовательный словарь русского языка" 
7 Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Демонстрационные версии, темы и критерии экзаменов (итогового сочинения и ЕГЭ) 
8 Успенский Л.В. “Слово о словах”
9 Шулежкова С.Г. "Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учеб.-метод. пособие"