Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 9-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Ванеян Анна, Конюхова Мария, Черникова Дарья | ||||
5 | Стажёры | — | ||||
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Привить школьникам интерес к изучению русского языка и лингвистики. | ||||
8 | Задачи курса | - Повторить программу школьного курса по русскому языку; - Рассказать об истории русского языка и происхождении некоторых правил; - Повысить общий уровень грамотности школьников; - Дать практику написания связных, грамотных и логично построенных текстов; - Повысить лингвистическую осведомлённость школьников, познакомив слушателей курса с темами, обычно не рассматриваемыми в школьной программе. |
||||
9 | Особенности курса | - Более глубокое изучение правил из школьной программы; - Изучение новых и необычных тем, вызывающих интерес к лингвистике и расширяющих кругозор; - Рассмотрение некоторых задач из олимпиад по лингвистике/русскому языку; - Разные домашние задания в формате сочинений для 9 и 10-11 классов. |
||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Стандартное занятие строится по такому плану: 1) Проверочная работа по теме прошлого занятия; 2) Разбор темы, выходящей за рамки школьной программы по русскому языку; 3) Разбор темы по орфографии/пунктуации; 4) Практика по разобранному материалу. При обсуждении объёмных тем какой-то из пунктов плана может отсутствовать. Во втором полугодии формат чаще меняется на лекцию по лингвистической теме на всю пару. |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, желающие повысить свой уровень грамотности и владения русским языком, а также узнать интересные факты из его прошлого и настоящего. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс по русскому языку для закрепления школьной программы и расширения кругозора. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | На первом занятии проводится вступительная работа в формате короткого мотивационного письма и небольшого теста на проверку знаний школьников по русскому языку. Может стать отборочной, если на курс придёт больше 30 человек. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Домашние задания — 50% Экзамен — 30% Проверочные работы — 20% За посещение и дополнительные задания начисляются бонусные баллы. |
||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Курс читается очно, в случае дистанта занятия проходят на платформе Zoom. Актуальная информация о занятиях, материалы и домашние задания будут публиковаться в телеграм-канале курса. Домашние задания будут выполняться либо в бумажном виде, либо в Google Forms/Microsoft Forms. | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Возможно окончание занятия позже 20:15, нужна бронь аудитории на третью пару. | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 04.10.2023 | Вводное занятие | 1)
Отборочное тестирование. Рассказ об устройстве курса, знакомство со
слушателями; 2) Повторение частей речи, разрядов частей речи, морфемного членения слов. |
|||
2 | 11.10.2023 | Фонетика. Орфография | 1) Рассказ про уровни языка. Фонетика: транскрипция,
акустическая фонетика, позиционные изменения звуков
(ассимиляция/диссимиляция/аккомодация), классификация звуков; 2) Правописание приставок. Приставки на -с/-з, неизменяемые приставки, раз/роз, пре/при; 3) Практика правописания приставок. |
|||
3 | 18.10.2023 | Итоговое сочинение. Пунктуация. Орфография | 1) Знакомство со структурой, критериями и тематическими
направлениями итогового ("декабрьского") сочинения; 2) Пунктуация при конструкциях, синтаксически не связанных с членами предложения: обращения, вводные слова и междометия; 3) Слитное, дефисное, раздельное написание слов. |
|||
4 | 25.10.2023 | История языка. Орфография | 1) Развитие языка. Праславянские формы слов и переходы
гласных; 2) Гласные в корне (проверяемые/непроверяемые/с чередованиями); 3) Практика правописания гласных в корне; |
|||
5 | 01.11.2023 | Морфемика. Орфография. Пунктуация | 1) Значения морфем. Пример Л.В. Щербы про глокую куздру; 2) Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) различных частей речи. Практика; 3) Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Практика. |
|||
6 | 08.11.2023 | Орфография. История языка. Пунктуация | 1) Правописание -Н-/-НН- в разных частях речи. История
склонений, происхождение правила. Практика; 2) Использование тире и двоеточий в предложении. Их функции и случаи применения. Практика. |
|||
7 | 15.11.2023 | Синтаксис. Пунктуация. История языка. Орфография | 1) Типы связи в словосочетании; 2) Устройство предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях; 3) История глаголов в языке. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. |
|||
8 | 22.11.2023 | История языка. Орфография. Пунктуация | 1) История шипящих в языке; 2) Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Вспомним про ЖИ-ШИ. И/Ы после Ц в разных частях речи; 3) Пунктуация в сложноподчинённых и сложносочинённых предложениях. |
|||
9 | 29.11.2023 | Синтаксис. Лингвистика. Пунктуация. Итоговое сочинение | 1) Порядок слов в предложении. Как это бывает в разных языках?
Лингвистические задачи на порядок слов; 2) Пунктуация при обособленных членах предложения (определениях и обстоятельствах, выраженных причастными и деепричастными оборотами); 3) Повторение всех направлений итогового сочинения, обсуждение подходящих произведений и тем. |
|||
10 | 06.12.2023 | Заимствования и регистры речи | 1) Иностранные слова и заимствования. Как с ними работает
русский язык? Какое слово можно назвать заимствованным, а какое им уже не
является? Принципы правописания при заимствовании (цитатный,
транскрипционный, транслитерационный); 2) Регистры речи. Разговорная и просторечная лексика. Диалектизмы, социолекты, сленг. Различие сленга и жаргона. |
|||
11 | 13.12.2023 | Орфография. Пунктуация. Консультация | 1) Правописание НЕ/НИ в разных частях речи; 2) Слитное и раздельное написание НЕ- с разными частями речи; 3) Пунктуация при сложных союзах и на стыке союзов; 4) Консультация к экзамену. |
|||
12 | 20.12.2023 | Экзамен | Экзамен пишем. | |||
13 | 27.12.2023 | Пересдача и чаепитие | Пересдаём и чай пьём. | |||
03.01.2024 | ||||||
10.01.2024 | ||||||
17.01.2024 | ||||||
14 | 24.01.2024 | Стилистика. Тропы | 1) Понятие о функциональных стилях языка: определение
стилистической принадлежности текстов; 2) Средства языковой выразительности (лексические, синтаксические, фонетические, тропы), разбор примеров. Практика. |
|||
15 | 31.01.2024 | Этимология | 1) Лекция об этимологически родственных словах, знакомство с
сайтом drevoslov, рассказ об исторических чередованиях; 2) Рассмотрение примеров этимологических гнёзд; 3) Рассказ о происхождении некоторых имён. |
|||
16 | 07.02.2024 | Сочинения ОГЭ и ЕГЭ | 1) Знаки препинания при прямой речи и в диалогах; 2) Разбор структуры и критериев сочинения ОГЭ. Рассмотрение пробного варианта и клише; 3) Средства связи предложений в тексте; 4) Разбор структуры и критериев сочинения ЕГЭ. Определение проблематики текста. |
|||
17 | 14.02.2024 | Типы речи. Лексикология | 1) Типы речи (повествование, описание, рассуждение), сочетание
разных типов в одном тексте; 2) Разбор различных -измов и -онимов: историзмы, архаизмы, неологизмы; синонимы, антонимы, омонимы; гипонимы и гиперонимы; 3) Паронимы. |
|||
21.02.2024 | ||||||
18 | 28.02.2024 | Морфология. Орфография | 1) Морфологические нормы (образование форм слов); 2) Знакомство с Национальным корпусом русского языка, проверка словоформ в корпусе; 3) Склонение числительных, правописание числительных. |
|||
19 | 06.03.2024 | Фразеология | 1) Фразеология. Определения фразеологизмов; 2) Примеры фразеологизмов с происхождением; 3) Фразеологизмы с ошибками. Контаминация фразеологизмов; 4) Фразеологизмы в ЕГЭ. Практика нахождения фразеологизмов в тексте. |
|||
20 | 13.03.2024 | Лингвистика и ЧГК | 1) Лингвистическая лекция-сюрприз; 2) ЧГК с вопросами, связанными с языком. |
|||
21 | 20.03.2024 | Орфоэпия. Графика и орфография | 1) Орфоэпия, развитие ударения во времени, норма и узус,
диглоссия, “старшая” и “младшая” нормы; 2) Реформы орфографии (1917 и 1956 годы) и почему мы не пишем так, как говорим (белорусская орфография), принципы русской графики и орфографии. |
|||
22 | 27.03.2024 | Социолингвистика. Психолингвистика | 1) Социолингвистика. Что происходит, когда разные языки
оказываются рядом? Пиджины, креолы; 2) Эвфемизмы. Феминитивы; 3) Психолингвистика. Зона Брока и зона Вернике. Афазии. |
|||
23 | 03.04.2024 | Лингвистика | 1) Лингвистическая лекция-сюрприз; 2) Решение лингвистических задач. |
|||
24 | 10.04.2024 | Консультация. Задачи | Консультация к экзамену + решение несложных олимпиадных заданий по русскому языку и лингвистике. | |||
25 | 17.04.2024 | Экзамен | Экзамен пишем. | |||
26 | 24.04.2024 | Пересдача | Пересдача (при необходимости). | |||
01.05.2024 | ||||||
08.05.2024 | ||||||
27 | 15.05.2024 | Чаепитие | Чай пьём. | |||
22.05.2024 | ||||||
29.05.2024 | ||||||
05.06.2024 | ||||||
12.06.2024 | ||||||
19.06.2024 | ||||||
26.06.2024 | ||||||
Список используемой литературы | ||||||
1 | Громов С.А. "Русский язык. Ключи к упражнениям и диктантам для старшеклассников и абитуриенто | |||||
2 | Иванов В.В., Потиха З.А. "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школ | |||||
3 | Князев С.В., Пожарицкая С.К. "Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, граф | |||||
4 | Розенталь Д.Э. "Справочник по правописанию и стилистике" | |||||
5 | Розенталь Д.Э. "Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация" | |||||
6 | Сайт "Русский древослов. Историко-словообразовательный словарь русского языка" | |||||
7 | Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Демонстрационные версии, темы и | |||||
8 | Успенский Л.В. “Слово о словах” | |||||
9 | Шулежкова С.Г. "Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского яз |