Спецкурс | История экономической мысли (ИсЭМ) | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Ларионов Сергей | |
5 | Стажёры | нет | |
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Помочь школьникам сформировать более широкую интелектуальную базу для более творческого подхода к решению проблем в экономике в своих будущих исследованиях | |
8 | Задачи курса | Помочь школьникам: 1) получить общее представление о развитии ключевых зарубежных экономический идей; 2) детально ознакомиться с интеллектуальным наследием российских экономистов; 3) научиться писать эссе. | |
9 | Особенности курса | В курсе будет сделан акцент на идейные, исторические и
психологические аспекты развития экономики в противовес стандартным,
техническим (решение математических задач на оптимизацию), которые школьники
получают на большинстве курсов по экономике - приобретённые знания помогут
под разными углами смотреть на те или иные экономические явления. Предполагается работа с первоисточниками. Возможно приглашение преподавателя из университета (проф. д. э. н. Д. Н. Платонова) для проведения 1-2 занятий по темам, на которых он специализируется. |
|
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Лекция обычного формата. Возможны небольшие дискуссии в рамках тематики. После занятия высылается файл-текст по пройденному материалу для самостоятельного изучения. | |
11 | Целевая аудитория | Для учащихся, желающих изучать историю экономических учений. | |
12 | Краткое описание курса | Курс знакомит с мировым и отечественным наследием экономической мысли. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Предварительного отбора нет. Если школьников придёт больше заявленного числа, никаких существенных преобразований с технической точки зрения не будет производиться - качество читаемого материала не пострадает от количества участников курса. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Баллы будут начисляться за: - работу на занятии, включая "летучки" и участие в дикуссиях (30%); - написание двух эссе согласно формату (30%); - экзамен (40%). |
|
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Гибридный формат с возможностью подключения школьников из оналйн отделения. | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2023 | Вводная лекция. Философия экономки в Древней Индии и Китае. Экономические аспекты в учении античных авторов | Знакомство с предметом истории экономической мысли. Философия экономики Древнего Китая. Экономическая мысль Древней Инднии на примере Артхашастры. Взгляд на экономику в античный период. Социально-экономическое устройство "Государства Платона". Домострой Ксенофонта. Экономика и хрематистика Аристотеля. Выводы, поиск общих аспектов, характеризующих учения об экономике Древнего мира. |
2 | 11.10.2023 | Экономическая мысль Средних веков в Западной Европе. Исламская философия хозяйства | Экономическая составляющая учения "Отцов Церкви". Экономические идеи Фомы Аквинского. Обобщение и поиск связи между трудами античных и средневековых авторов. Экономическая мысль арабских стран. Хозяйственные предписания Корана. Воззрения Ибн-Хальдуна |
3 | 18.10.2023 | Меркантилизм и камерализм | Проблема богатства и его источников - взгляд меркантилистов.
Цели и методы протекционистской политики. Теории денег и проблема количества
денег в экономике. А. Серра. Т. Ман. Камерализм во Франции. Р. Кантильон как связующее звено между эпохами мысли. |
4 | 25.10.2023 | Зарождение классической политэкономии. Физиократы | Экономические воззрения "предклассиков". Становление
классического либерализма под влиянием философских идей
"просветителей". Д. Юм и «Эффект Юма». У. Петти. Физиократы. Ф. Кенэ. Модель кругооборота ресурсы/товары. |
5 | 01.11.2023 | Классическая политэкономия | Тайна богатства народов А. Смита. Роль разделения труда в
экономике. "Невидимая рука рынка". Принцип "laissez
fair"; государство как "ночной сторож". Д. Рикардо. Что такое
"человеко-часы" и как ими измерить стоимость товара? Теория ренты.
Апогей либерализма - Д. С. Милль. Т. Мальтус и его "ловушка". |
6 | 08.11.2023 | Ф. Лист. Немецкая историческая школа | Фридрих Лист - экономист-геополитик и вдохновитель немецкой
исторической школы. «Промышленное воспитание нации», концепция избирательного
протекционизма. Историческая школа Германии. В. Зомбарт, М. Вебер, Г. Шмоллер. |
7 | 15.11.2023 | Марксизм. Обсуждение: как писать эссе по одной из предложенных цитат | Социалист-утописты. Т. Мор, Ш. Фурье. К. Маркс. Теория стоимости. Прибавочная стоимость. Почему капиталист эксплуатирует рабочего? Роль денег в экономике. Причина кризисов и ответ на вопрос: почему капиталист "сам себе роет могилу"? Теория формаций. Объяснение, как писать эссе. Выбор темы для написания эссе. |
8 | 22.11.2023 | Маржиналистская революция и формирование неоклассики. Институционализм | Две ветви маржинализма: Вальрас vs Маршалл. Применение
математики и абстрактных моделей для описания экономики. Австрийская школа
маржинализма. Американский институционализм. Особый взгляд на право и экономику Дж. Комманса. Т. Веблен и демонстративное потребление. Й. Шумпетер. |
9 | 29.11.2023 | Стокгольмская школа. Кейнсианство. Различные виды
кейнсианства. Неоклассический синтез |
Особенности предмета стокгольмской школы. Теория капитала К.
Викселля. Инвестиции и сбережения. Объяснение причины циклов. И. Фишер. Взгляды Дж. М. Кейнса. Новая трактовка принципов госрегулирования. Проблема оценки времени. Принцип неопределённости будущего. Соотношение категорий: потребление, сбережения и инвестиции. Левое, пост- и неокейнсианство - в чём разница? Теория экономического роста Р. Харрода |
06.12.2023 | Крайний срок сдачи эссе | ||
13.12.2023 | Консультация | ||
20.12.2023 | Экзамен | ||
27.12.2023 | Пересдача. чаепитие | ||
03.01.2024 | |||
10.01.2024 | |||
17.01.2024 | |||
24.01.2024 | |||
10 | 31.01.2024 | Неоавстрийцы и германский неолиберализм. Неоконсервативный поворот и монетаризм. | Ф. Хайек. Л. Мизес. М. Ротбард - что объединяет эти необычные
личности? Цены как источник экономической информации. Принципы свободы рынка и критика государственного регулирования. Формирование концепции «социального рыночного хозяйства». М. Фридман и особенности его подхода к оценке необходимого количества денег в экономике. |
11 | 07.02.2024 | Институционально-социологическое направление экономической
мысли. Неоинституционализм |
Интерпретация НТР (научно-техническое развитие) в трудах Дж.К.
Гэлбрейта. Понятие «нового индустриального общества». Концепция
техноструктуры. Дж. Гэлбрейт о перспективах конвергенции капитализма и
социализма. Трансакционные издержки и «теорема Коуза». Развитие теории прав собственности. Решение проблемы «внешних эффектов». Д. Норт. |
12 | 14.02.2024 | Единство и многообразие современной экономиеской теории | Эволюционная экономика.Поведенческая и эксперементальная экономика. Понятие человеческого капитала. Сближение микро- и макроподхода. Критика Лукаса. |
21.02.2024 | |||
13 | 28.02.2024 | У истоков русской экономической мысли | Специфика изучения российского наследия экономической мысли. Недостаток "средней области культуры" по Бердяеву. Первые русские экономические сочинения. Протопоп Сильвестр, А. Л. Ордин-Нащёкин, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, М.В. Ломоносов об экономическом развитии России. |
14 | 06.03.2024 | Западники и славянофилы | Экономические воззрения славянофилов. К. С. Аксаков и "русская община". Классическая политэкономия в оценке либерального и революционного западничества. Н. Г. Чернышевский. |
15 | 13.03.2024 | Взгляды на экономику русских социалистов. Марксизм-ленинизм | Экономические идеи народников. "Легальный марксизм" и
ревизионизм. П. Б. Струве. М. И. Туган-Барановский. С. Н. Булгаков. Марксизм без ревизионизма. В. И. Ульянов-Ленин. |
16 | 20.03.2024 | "Философский пароход". Белые эмигранты. Этико-социальное направление. |
Иная антропология и модель "экономического человека"
В. С. Соловьёва. Н. А. Бердяев и критика "русского коммунизма". И.
А. Ильин. Наследие М.И. Туган-Барановского как представителя этико-социального направления. Христианский поворот С.Н. Булгакова и "Философия хозяйства". Выбор темы для написания эссе. |
17 | 27.03.2024 | Экономические дискуссии 1920-х о природе планового хозяйства. Организационно-производственная школа. Учение о циклах. | Ножницы цен - спор Е. А. Преображенского и Н. И. Бухарина.
Решение крестьянского вопроса. А. В. Чаянов и А. Н. Челинцев. Теория циклов Н. Д. Кондратьева. Математика на службе у строителей социализма. Л. В. Канторович. Дискуссия о целесообразности введения государственного планирования в современной России с учётом опыта народного хозяйства СССР. |
18 | 03.04.2024 | Экономическое учение Евразийцев. Крайний срок для сдачи эссе. |
"Об автаркии" Н. С. Трубецкого. Экономическая концепция П. Н. Савицкого. |
10.04.2024 | Консультация | ||
17.04.2024 | Экзмаен | ||
24.04.2024 | Пересдача. Чаепитие | ||
01.05.2024 | |||
08.05.2024 | |||
15.05.2024 | |||
22.05.2024 | |||
29.05.2024 | |||
05.06.2024 | |||
12.06.2024 | |||
19.06.2024 | |||
26.06.2024 | |||
Список используемой литературы | |||
1 | История экономических учений. Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. Учеб.пособие. - М: ИНФРА-М, 200 | ||
2 | История экономических учений. А. Г. Худокормов. Учебник. Инфра-М 2007 | ||
3 | История экономической мысли в России. 1805-1905. Й. Цвайнерт. Под науч. ред. В. С. Автономова. изд. дом Г | ||
4 | Лекционные и семинарские материалы к курсу "История экономических учений", ЭФ МГУ 2022, 2 семестр. | ||
5 | У истоков русской экономической науки. Монография. Д.Н. Платонов. М.: Макс Пресс, Москва, 2014. |