Спецкурс История экономической мысли (ИсЭМ)
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Ларионов Сергей
5 Стажёры нет
6 Время проведения Среда 18:55 - 20:15
7 Цель курса Помочь школьникам сформировать более широкую интелектуальную базу для более творческого подхода к решению проблем в экономике в своих будущих исследованиях
8 Задачи курса Помочь школьникам: 1) получить общее представление о развитии ключевых зарубежных экономический идей; 2) детально ознакомиться с интеллектуальным наследием российских экономистов; 3) научиться писать эссе.
9 Особенности курса В курсе будет сделан акцент на идейные, исторические и психологические аспекты развития экономики в противовес стандартным, техническим (решение математических задач на оптимизацию), которые школьники получают на большинстве курсов по экономике - приобретённые знания помогут под разными углами смотреть на те или иные экономические явления.
Предполагается работа с первоисточниками. Возможно приглашение преподавателя из университета (проф. д. э. н. Д. Н. Платонова) для проведения 1-2 занятий по темам, на которых он специализируется.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Лекция обычного формата. Возможны небольшие дискуссии в рамках тематики. После занятия высылается файл-текст по пройденному материалу для самостоятельного изучения.
11 Целевая аудитория Для учащихся, желающих изучать историю экономических учений.
12 Краткое описание курса Курс знакомит с мировым и отечественным наследием экономической мысли.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Предварительного отбора нет. Если школьников придёт больше заявленного числа, никаких существенных преобразований с технической точки зрения не будет производиться - качество читаемого материала не пострадает от количества участников курса.
15 Формы контроля и
система отчётности
Баллы будут начисляться за:
- работу на занятии, включая "летучки" и участие в дикуссиях (30%);
- написание двух эссе согласно формату (30%);
- экзамен (40%).
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Гибридный формат с возможностью подключения школьников из оналйн отделения.
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 04.10.2023 Вводная лекция. Философия экономки в Древней Индии и Китае. Экономические аспекты в учении античных авторов Знакомство с предметом истории экономической мысли. Философия экономики Древнего Китая. Экономическая мысль Древней Инднии на примере Артхашастры. Взгляд на экономику в античный период. Социально-экономическое устройство "Государства Платона". Домострой Ксенофонта. Экономика и хрематистика Аристотеля. Выводы, поиск общих аспектов, характеризующих учения об экономике Древнего мира.
2 11.10.2023 Экономическая мысль Средних веков в Западной Европе. Исламская философия хозяйства  
Экономическая составляющая учения "Отцов Церкви". Экономические идеи Фомы Аквинского. Обобщение и поиск связи между трудами античных и средневековых авторов. Экономическая мысль арабских стран. Хозяйственные предписания Корана. Воззрения Ибн-Хальдуна
3 18.10.2023 Меркантилизм и камерализм Проблема богатства и его источников - взгляд меркантилистов. Цели и методы протекционистской политики. Теории денег и проблема количества денег в экономике. А. Серра. Т. Ман.
Камерализм во Франции.
Р. Кантильон как связующее звено между эпохами мысли.
4 25.10.2023 Зарождение классической политэкономии. Физиократы Экономические воззрения "предклассиков". Становление классического либерализма под влиянием философских идей "просветителей". Д. Юм и «Эффект Юма». У. Петти.
Физиократы. Ф. Кенэ. Модель кругооборота ресурсы/товары.
5 01.11.2023 Классическая политэкономия  Тайна богатства народов А. Смита. Роль разделения труда в экономике. "Невидимая рука рынка". Принцип "laissez fair"; государство как "ночной сторож". Д. Рикардо. Что такое "человеко-часы" и как ими измерить стоимость товара? Теория ренты. Апогей либерализма - Д. С. Милль.
Т. Мальтус и его "ловушка".
6 08.11.2023 Ф. Лист. Немецкая историческая школа Фридрих Лист - экономист-геополитик и вдохновитель немецкой исторической школы. «Промышленное воспитание нации», концепция избирательного протекционизма.
Историческая школа Германии. В. Зомбарт, М. Вебер, Г. Шмоллер.
7 15.11.2023 Марксизм. Обсуждение: как писать эссе по одной из предложенных цитат   Социалист-утописты. Т. Мор, Ш. Фурье.
К. Маркс. Теория стоимости. Прибавочная стоимость. Почему капиталист эксплуатирует рабочего? Роль денег в экономике. Причина кризисов и ответ на вопрос: почему капиталист "сам себе роет могилу"? Теория формаций.
Объяснение, как писать эссе. Выбор темы для написания эссе.
8 22.11.2023 Маржиналистская революция и формирование неоклассики. Институционализм Две ветви маржинализма: Вальрас vs Маршалл. Применение математики и абстрактных моделей для описания экономики. Австрийская школа маржинализма.
Американский институционализм. Особый взгляд на право и экономику Дж. Комманса. Т. Веблен и демонстративное потребление. Й. Шумпетер.
9 29.11.2023 Стокгольмская школа. Кейнсианство. Различные виды кейнсианства.
Неоклассический синтез
Особенности предмета стокгольмской школы. Теория капитала К. Викселля. Инвестиции и сбережения. Объяснение причины циклов. И. Фишер.
Взгляды Дж. М. Кейнса. Новая трактовка принципов госрегулирования. Проблема оценки времени. Принцип неопределённости будущего. Соотношение категорий: потребление, сбережения и инвестиции.
Левое, пост- и неокейнсианство - в чём разница?
Теория экономического роста Р. Харрода
  06.12.2023 Крайний срок сдачи эссе  
  13.12.2023 Консультация  
  20.12.2023 Экзамен  
  27.12.2023 Пересдача. чаепитие  
  03.01.2024    
  10.01.2024    
  17.01.2024    
  24.01.2024    
10 31.01.2024 Неоавстрийцы и германский неолиберализм. Неоконсервативный поворот и монетаризм. Ф. Хайек. Л. Мизес. М. Ротбард - что объединяет эти необычные личности? Цены как источник экономической информации.
Принципы свободы рынка и критика государственного регулирования. Формирование концепции «социального рыночного хозяйства».
М. Фридман и особенности его подхода к оценке необходимого количества денег в экономике.
11 07.02.2024 Институционально-социологическое направление экономической мысли.
Неоинституционализм
Интерпретация НТР (научно-техническое развитие) в трудах Дж.К. Гэлбрейта. Понятие «нового индустриального общества». Концепция техноструктуры. Дж. Гэлбрейт о перспективах конвергенции капитализма и социализма.
Трансакционные издержки и «теорема Коуза». Развитие теории прав собственности. Решение проблемы «внешних эффектов». Д. Норт.
12 14.02.2024 Единство и многообразие современной экономиеской теории Эволюционная экономика.Поведенческая и эксперементальная экономика. Понятие человеческого капитала. Сближение микро- и макроподхода. Критика Лукаса.
  21.02.2024    
13 28.02.2024  У истоков русской экономической мысли Специфика изучения российского наследия экономической мысли. Недостаток "средней области культуры" по Бердяеву. Первые русские экономические сочинения. Протопоп Сильвестр, А. Л. Ордин-Нащёкин, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, М.В. Ломоносов об экономическом развитии России.
14 06.03.2024 Западники и славянофилы Экономические воззрения славянофилов. К. С. Аксаков и "русская община". Классическая политэкономия в оценке либерального и революционного западничества. Н. Г. Чернышевский. 
15 13.03.2024 Взгляды на экономику русских социалистов. Марксизм-ленинизм Экономические идеи народников. "Легальный марксизм" и ревизионизм. П. Б. Струве. М. И. Туган-Барановский. С. Н. Булгаков.
Марксизм без ревизионизма. В. И. Ульянов-Ленин.
16 20.03.2024 "Философский пароход". Белые эмигранты.
Этико-социальное направление. 
Иная антропология и модель "экономического человека" В. С. Соловьёва. Н. А. Бердяев и критика "русского коммунизма". И. А. Ильин.
Наследие М.И. Туган-Барановского как представителя этико-социального направления. Христианский поворот С.Н. Булгакова и "Философия хозяйства".
Выбор темы для написания эссе.
17 27.03.2024 Экономические дискуссии 1920-х о природе планового хозяйства. Организационно-производственная школа. Учение о циклах. Ножницы цен - спор Е. А. Преображенского и Н. И. Бухарина.
Решение крестьянского вопроса. А. В. Чаянов и А. Н. Челинцев.
Теория циклов Н. Д. Кондратьева.
Математика на службе у строителей социализма. Л. В. Канторович. Дискуссия о целесообразности введения государственного планирования в современной России с учётом опыта народного хозяйства СССР.
18 03.04.2024 Экономическое учение Евразийцев.
Крайний срок для сдачи эссе.
"Об автаркии" Н. С. Трубецкого. Экономическая концепция П. Н. Савицкого.
  10.04.2024 Консультация  
  17.04.2024 Экзмаен  
  24.04.2024 Пересдача. Чаепитие  
  01.05.2024    
  08.05.2024    
  15.05.2024    
  22.05.2024    
  29.05.2024    
  05.06.2024    
  12.06.2024    
  19.06.2024    
  26.06.2024    
Список используемой литературы
1 История экономических учений. Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. Учеб.пособие. - М: ИНФРА-М, 2002
2 История экономических учений. А. Г. Худокормов. Учебник. Инфра-М 2007
3 История экономической мысли в России. 1805-1905. Й. Цвайнерт. Под науч. ред. В. С. Автономова. изд. дом ГУ ВШЭ, 2008
4 Лекционные и семинарские материалы к курсу "История экономических учений", ЭФ МГУ 2022, 2 семестр. Лектор - А. А. Мальцев, семинарист - И. Г. Чаплыгина
5 У истоков русской экономической науки. Монография. Д.Н. Платонов. М.: Макс Пресс, Москва, 2014.