Спецкурс Гистерезис. Ничто не вечно.
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный только для 9-11-ти классников
4 Преподаватели Волкова Элина, Мацак Елизавета, Афшар Али-Фарин, Абдулова Татьяна
5 Стажёры -
6 Время проведения Понедельник (2 пары) 17:20- 20:15
7 Цель курса Показать школьникам базовые концепции макроэкономики с помощью математических моделей и познакомить их с основными макроэкономическими процессами.
8 Задачи курса 1. Показать взаимосвязь макроэкономических показателей через математические модели.
2. Пройти на более углубленном уровне некоторые разделы макроэкономики.
3. Обучить решению макроэкономических задач.
4. Заинтересовать и замотивировать людей изучать макроэкономику дальше. 
9 Особенности курса Курс является промежуточным звеном между школьной и университетской программами по экономике. Так, будет рассмотрено больше макроэкономических моделей, нежели в школьном курсе, но не будут изучены продвинутые университетские модели, требующие знаний высшей математики и некоторых смежных областей экономики. Также, чтобы обеспечить тесную связь с текущими макроэкономическими событиями, помимо изучения теоретических аспектов, будут разобраны макроэкономические примеры и кейсы.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Леминары (часть времени преподаватели рассказывают материал, затем совместно решаем задачи).
11 Целевая аудитория Курс предназначен для школьников, увлекающихся экономикой и желающих расширить свои знания по макроэкономике.
12 Краткое описание курса На каждом занятии будет рассказана одна тема макроэкономики с необходимой теорией и закреплением новой информации путём решения задач.
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор Если придет больше 30 человек, то отбор будет.
15 Формы контроля и
система отчётности
В осеннем семестре:
Две контрольные работы – 30%
Домашние задания – 20%
Работа на семинаре – 10%
Экзамен – 40%

В весеннем семестре:
Контрольная работа – 30%
Домашние задания – 20%
Работа на семинаре – 10%
Экзамен – 40%
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Курс полностью очный.
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Понедельник) Тематический блок План занятия
1 02.10.2023 Математика для макроэкономики Вводный рассказ о курсе. Функции: производная функции, её геометрический смысл, свойства, задача нахождения локального экстремума, задача нахождения максимума (минимума) функции на отрезке.
Функция двух переменных: график, свойства, понятие частной производной, задача нахождения условного экстремума (сведение к задаче нахождения локального экстремума функции одной переменной).
2 09.10.2023 Основы микроэкономики Рынок: спрос и предложение. Рыночное равновесие. Концепция эластичности.
Основы теории потребительского выбора.
1) Количественная и порядковая концепции полезности.
2) Множество доступных наборов потребителя и бюджетная линия (ограничение) при доходе в денежной форме.
3) Задача максимизации полезности при заданном бюджетном ограничении и ее решение. Функции спроса по Маршаллу. Линия спроса индивида.
3 16.10.2023 Основы микроэкономики Теория производства:
1) Понятие производственной функции. Краткосрочный и долгосрочный периоды в микроэкономике.
2) Закон убывающей предельной производительности.
3) Масштаб производства. Типы отдачи от
масштаба.
4 23.10.2023 Введение в макроэкономику Контрольная работа (рассчитана минут на 40-50).
Модель кругооборота, основные макроэкономические показатели, система национальных счетов. Структура ВВП России и других стран
Реальные и номинальные показатели. Индексы цен. ИПЦ, Дефлятор ВВП, Индекс Бигмака, Индекс ИЧР. 
5 30.10.2023 Совокупный спрос и совокупное предложение Основные макроэкономические зависимости. Модель AD-AS. Совокупный спрос, факторы совокупного спроса. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах, факторы совокупного предложения. Равновесие в модели AD–AS. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Примеры практического применения модели.
  06.11.2023    
6 13.11.2023 Денежный рынок Денежный рынок – спрос и предложение денег:
1) Понятие денежной массы, денежных агрегатов
2) Спрос на деньги и предложение денег
3) Мотивы спроса на деньги
3.1) Спрос на деньги как средство сбережения (Кейнсианская теория предпочтения ликвидности, портфельные теории, теория Баумоля-Тобина)
3.2) Спрос на деньги по мотиву предосторожности
4) Предложение денег: понятие денежной массы и базы, нормы резервирования и депонирования, денежный мультипликатор, роль ЦБ как регулятора
7 20.11.2023 Инфляция Инфляция. Общественные издержки инфляции. Долгосрочная нейтральность денег. Количественная теория денег. Эффект Фишера. Инфляционные ожидания. Доход государства от денежной эмиссии. Модель Фридмана.
8 27.11.2023 Безработица Контрольная работа (рассчитана минут на 40-50).
Безработица. Общественные издержки безработицы. Виды безработицы. Закон Оукена и кривая Филлипса. Естественный уровень безработицы. Жесткость реальной заработанной платы и безработица ожидания. Стимулирующая з/п (Условие Солоу, модель Шапиро-Стиглица).
9 04.12.2023 Инвестиции Инвестиции в основные производственные фонды, в запасы, в жилищное строительство. Факторы инвестиционного спроса (Кейнсианский подход, модель q-Тобина). Зависимость инвестиций от ставки процента. Проциклический характер инвестиций.
10 11.12.2023 Потребление Кейнсианская функция потребления. Гипотеза вечной стагнации и загадка Кузнеца. Модели её решающие: модель межвременного выбора, гипотеза и модель жизненного цикла, гипотеза постоянного дохода.
11 18.12.2023 Экзамен Экзамен
12 25.12.2023 Чаепитие Чаепитие
  01.01.2024    
  08.01.2024    
  15.01.2024    
  22.01.2024    
13 29.01.2024 Кейнсианский крест Кейнсианский крест и влияние макроэкономической политики (понятие мультипликатора, вывод формул мультипликаторов) 
14 05.02.2024 IS - LM Модель IS-LM. Рынок товаров и услуг и модель IS. Денежный рынок и модель LM. Общее равновесие. Экономическая политика в модели IS-LM в SR и в LR. 
15 12.02.2024 IS - LM Эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик в зависимости от параметров модели IS-LM. 
16 19.02.2024 Валютные курсы Валютные курсы. Номинальный валютный курс. 2 вида котировок. Равновесие на валютном рынке. Факторы влияния на номинальный валютный курс. Отношение центрального банка к колебаниям валютного курса. Малая и большая экономика. Понятие совершенной мобильности капитала. Связь процентных ставок и номинального курса. Реальный валютный курс. Паритет покупательной способности. Причины не выполнения ППС на практике. 
  26.02.2024    
17 04.03.2024 Контрольная работа Консультация (1 пара).
Контрольная работа (1 пара).
18 11.03.2024 Совокупное предложение Расширение модели AD-AS. Современнный подход к изучению совокупного предложения: модель жестких цен, модель несовершенной информации Лукаса, кривая Филлипса, понятие гистерезиса. Современные теории (издержки меню и внешние эффекты AD, запаздывание цен или з/п, спад как отсутствие координации).
19 18.03.2024 Экономический рост Экономический рост (Mодель Солоу). Поиск устойчевого равновесия. Норма сбережения по золотому правилу. Остаток Солоу.
20 25.03.2024 Экономический рост Модель Солоу с ростом населения и технологическим прогрессом. Другие модели экономического роста.
21 01.04.2024 Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит. Способы покрытия бюджетного дефицита государством, традиционный взгляд на проблему бюджетного дефицита (модель IS-LM и модель долгосрочного равновесия на рынке заемных средств), равенство Барро-Рикардо, критика модели, бюджетные дефициты разных стран.
22 08.04.2024 Консультация  Консультация.
23 15.04.2024 Экзамен Экзамен.
  22.04.2024 Чаепитие Чаепитие.
  29.04.2024    
  06.05.2024    
  13.05.2024    
  20.05.2024    
  27.05.2024    
  03.06.2024    
  10.06.2024    
  17.06.2024    
  24.06.2024    
Список используемой литературы
1 Бланшар О. Макроэкономика.
2 Мэнкью Г. Макроэкономика 
3 Никифоров А.А., Антипина О.А., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы,
концепции, экономическая политика.
4 Хэл Р. Вэриан, Микроэкономика
5 Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика-2.