Спецкурс Экономика всего
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный только для 9-11-ти классников
4 Преподаватели Секерина Яна, Фельбуш Софья
5 Стажёры  
6 Время проведения Понедельник 18:55 - 20:15
7 Цель курса Научить школьников читать академические статьи из разных областей экономики.
8 Задачи курса 1. Познакомить школьников с научными достижениями экономистов в разных областях;
2. Познакомить школьников с форматом научных статей
9 Особенности курса Курс позволяет получить ценный опыт чтения и анализа научных статей.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Выступление школьников с презентацией статьи по прошлой теме (20 минут), вопросы от тех, кто не выступает (15 минут), рабор нового материала с объяснением ключевых идей/моделей (1 час). 
11 Целевая аудитория Школьники, знакомые с базовыми экономическими концепциями (спрос, предложение, полезность, альтернативная стоимость и т.п.) и владеющие английским языком
12 Краткое описание курса Курс о практической экономике и современных исследованиях. Научимся читать статьи экономического содержания на английском языке.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Отбор по английскому языку (небольшой текст на английском экономического содержания с тестовыми вопросами).
15 Формы контроля и
система отчётности
10% - проверочные работы на занятиях
30% - домашние задания (ответы на открытые вопросы по теме)
30% - презентация статьи в первом полугодии и групповой проект во втором
30% - экзамен

Можно получить оценки 3 и 4 "автоматом", не приходя на экзамен, если набирается соответствующая сумма баллов.
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Оффлайн
20 Дополнительная информация о курсе Приглашённые лекторы: Ярослав Лепетиков, Екатерина Ветрова, Владимир Иванов 
Позанятийный план
№ занятия Дата (Понедельник) Тематический блок План занятия
1 02.10.2023 Отбор. Вводная лекция Как читать научные статьи? Структура научной статьи. Зачем нужны введение и обзор литературы? Описание данных, дизайн эксперимента и эмпирическая стратегия. 
2 09.10.2023 Эксперименты и опросы Основы поведенческой и экспериментальной экономики. Виды экспериментов. Как правильно проводить опросы?
3 16.10.2023 Базовая эконометрика Статистические показатели. Метод наименьших квадратов, стандартные ошибки, R-квадрат, значимость, доверительные интервалы и гипотезы.
4 23.10.2023 Провалы рынка Внешние эффекты. Что это такое и как с ними бороться? Отрицательные и положительные внешние эффекты.
5 30.10.2023 Провалы рынка Асимметрия информации. Проблема "принципала-агента". Рынок лимонов.
  06.11.2023    
6 13.11.2023 Провалы рынка Трагедия общин. Проблема безбилетника. Государство как способ борьбы с несовершенствами рынка. Приглашённый лектор – Слава Лепетиков. Домашнее задание по провалам рынка.
7 20.11.2023 Рынок труда Что влияет на предложение труда? Семейные модели.
8 27.11.2023 Рынок труда Эффективность пособий по безработице. 
9 04.12.2023 Рынок труда Факторы заработной платы. Экономика дискриминации. Домашнее задание по рынку труда.
10 11.12.2023 Человеческий капитал Что такое человеческий капитал? Как его посчитать? Отдача от образования на разных стадиях. 
11 18.12.2023 Консультация перед экзаменом. Резерв Выступления школьников. Повторение.
12 25.12.2023 Экзамен.
Чаепитие
Экзамен и чаепитие.
  01.01.2024    
  08.01.2024    
  15.01.2024    
13 22.01.2024 Пересдача  Пересдача
14 29.01.2024 Демография Зачем экономистам демография? Исследования о смертности, которые помогают в решении экономических проблем. Приглашённый лектор – Катя Ветрова
15 05.02.2024 Поведенческая экономика Ограниченная рациональность экономических агентов. Предпочтения с точками отчёта, выбор в условиях риска и неопределённости, избегание потерь, эффект владения.
16 12.02.2024 Поведенческая экономика Смещение к настоящему, прокрастинация. Инвестиционные и досуговые блага.
17 19.02.2024 Поведенческая экономика Факторы благотворительного поведения от Владимира Иванова. Домашнее задание по поведенческой экономике.
  26.02.2024    
18 04.03.2024 Институциональная экономика Как связаны политика и экономика? "Хорошие" и "плохие" результаты выборов: при чём тут институты?
19 11.03.2024 Институциональная экономика Как культура влияет на экономику? Социокультурные факторы в экономике. Домашнее задание по институциональной экономике.
20 18.03.2024 Макроэкономика Политика ЦБ в разных странах (ЕЦБ, ФРС, Банк России). Таргетирование инфляции.
21 25.03.2024 Макроэкономика Стабильность банковского сектора. Поддержание стабильности. Финансовые кризисы. Домашнее задание по макроэкономике.
22 01.04.2024 Неравенство Неравенство в доходах. Подходы и проблемы оценки неравенства.
23 08.04.2024 Защита проектов Защита проектов.
24 15.04.2024 Защита проектов. Консультация Защита проектов. Консультация к экзамену.
25 22.04.2024 Экзамен.
Чаепитие
Экзамен и чаепитие.
  29.04.2024    
  06.05.2024    
  13.05.2024    
  20.05.2024    
  27.05.2024    
  03.06.2024    
  10.06.2024    
  17.06.2024    
  24.06.2024    
Список используемой литературы
1 Akerlof, G. A. (1978). The market for “lemons”: Quality uncertainty and the market mechanism    
2 Alesina, A., Algan, Y., Cahuc, P., & Giuliano, P. (2015). Family values and the regulation of labor. Journal of the European Economic Association, 13(4), 599-630.    
3 Alstadsæter, A., Johannesen, N., and Zucman G. (2019). Tax Evasion and Inequality.    
4 Angrist, Joshua D. and Alan B. Krueger (1999). Empirical Strategies in Labor Economics    
5 Ariely, D., & Wertenbroch, K. (2002). Procrastination, deadlines, and performance: Self-control by precommitment.     
6 Becker, S. O., & Woessmann, L. (2009). Was Weber wrong? A human capital theory of Protestant economic history. The quarterly journal of economics, 124(2), 531-596.    
7 Buonanno, P., Durante, R., Prarolo, G., & Vanin, P. (2015). Poor institutions, rich mines: Resource curse in the origins of the sicilian mafia.     
8 Enikolopov, R., Korovkin, V., Petrova, M., Sonin, K., & Zakharov, A. (2013). Field experiment estimate of electoral fraud in Russian parliamentary elections.    
9 Enikolopov, R., Makarin, A., & Petrova, M. (2020). Social media and protest participation: Evidence from Russia. Econometrica, 88(4), 1479-1514.    
10 Gorodnichenko, Y., & Roland, G. (2017). Culture, institutions, and the wealth of nations.     
11 Hardin, G. (1968). The tragedy of the commons: the population problem has no technical solution; it requires a fundamental extension in morality.    
12 Jensen, R. (2007) The Digital Provide: Information (Technology), Market Performance, and Welfare in the South Indian Fisheries Sector.    
13 Kahneman, D., Knetsch, J. L., & Thaler, R. H. (1991). Anomalies: The endowment effect, loss aversion, and status quo bias.    
14 Larson, F., List, J. A., & Metcalfe, R. D. (2016). Can myopic loss aversion explain the equity premium puzzle? Evidence from a natural field experiment with professional traders (No. w22605). National Bureau of Economic Research.    
15 Meyer, B. D. (1990). Unemployment Insurance and Unemployment Spells    
16 Oettinger, Gerald S. (1996) Statistical Discrimination and the Early Career Evolution of the Black-White Wage Gap    
17 Sadoff, S., Samek, A., & Sprenger, C. (2020). Dynamic inconsistency in food choice: Experimental evidence from two food deserts.    
18 Serra-Garcia, M., & Gneezy, U. (2021). Mistakes, overconfidence, and the effect of sharing on detecting lies. American Economic Review, 111(10), 3160-3183.