Спецкурс | Жулик не воруй 3.5 | ||
Основная | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Балакир Александр, Экзарова Диана | |
5 | Стажёры | Нет | |
6 | Время проведения | Среда 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Развить у школьников способность использовать критическое мышление для распознавания манипуляций и борьбы с ними. | |
8 | Задачи курса | 1.
Предоставить разносторонний взгляд на реальную деятельность экономических
институтов. 2. Продемонстрировать многогранность и сложность международных отношений и неоднозначность исторических событий. 3. Рассмотреть способы защиты и противодействия мошенничествам. |
|
9 | Особенности курса | Курс дает возможность отойти от нормативного представления об экономике и посмотреть шире на теневую сторону экономических отношений, которые остаются за кадром. | |
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | По каждой теме школьникам даются основные понятия и разбор кейса, после чего дается групповое задание (30% - лекционный формат, 70% - групповая работа). | |
11 | Целевая аудитория | Школьники, которым интересно понять, как строятся мошеннические схемы и с помощью каких инструментов можно их разоблачать. | |
12 | Краткое описание курса | Курс об экономических мошенничествах, манипуляциях, неэтичных практиках, политических играх и грязном бизнесе. | |
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы контроля и
система отчётности |
Оценка складывается из баллов, набранных в течение семестра: 10% - посещение, 40% - ответы на вопросы и комментарии во время занятий, 30% - домашние задания и 20% - экзамен. | |
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Онлайн через платформу Zoom, Google Class | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Нет | |
Позаняти | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 05.10.2022 | Статистика | Как делать выводы из сырых данных: постановка гипотезы,
обобщающие показатели (средняя, медиана, средневзвешенные значения), как
интерпретируются полученные результаты. Агрегированные показатели: индексы, как их считают (индекс восприятия коррупции, индекс потребительских цен, биржевые и внебиржевые индексы) и как их интерпретировать. Командное задание «Национальные интересы». Кейс «Проект 5-100» от Министерства науки. |
2 | 12.10.2022 | Маркетинг | Как маркетинг сформировался в самостоятельный
функционал. Стратегический маркетинг: от повышения продаж к повышению ценности. Как использовать инстинкты и когнитивные искажения в своих интересах, нейромаркетинг. Почему финансируются менее эффективные и более дорогие инициативы: кейс «Hyperloop» |
3 | 19.10.2022 | Экология | Экология как маркетинг Циклы Миланковича, «углеродный след» и ответственное потребление. Почему «зеленая» Германия сжигает уголь. Как бизнес перекладывает ответственность на покупателей. Кейс «Сахар в Британской Империи». Командное задание «Продаем менее эффективное и более дорогое решение под видом заботы об экологии» |
4 | 26.10.2022 | Пиар | Как города формирует искаженный образ с помощью кино:
Майами, Лос-Анджелес, Лас-Вегас. Образ России и русских в голливудских
фильмах. Защита национальных интересов: какие игры и кино запрещены в Китае. Кейс «Бурдж-Халифа и ассенизаторы» Командное задание «Тик-ток и национальные интересы» |
5 | 02.11.2022 | Заголовки | На чем зарабатывают средства массовой информации: как
выбранная бизнес-модель приводит к использованию неэтичных приемов. «Клиповое мышление»: сколько людей не читают дальше заголовка. Как средства массовой информации формируют мировоззрения и настроения. Командное задание «Паника из воздуха» |
6 | 09.11.2022 | Интерфейсы | Разработка интерфейсов со стороны разработчика. «Фишинг» и его разновидности. Почему мы доверяем одним интерфейсам и не доверяем другим. Командное задание «Делаем худший интерфейс для магазина» |
7 | 16.11.2022 | Криптовалюты | Связь между рынком вычислительных мощностей и Кейс «Экономика Сальвадора». Как NFT (Non-Fungible Token) приводит к изменению рынка искусства. Командное задание «Спасаем индустрию» |
8 | 23.11.2022 | Экотерроризм | Активизм и алармизм: как корпорации захватывают рынки при
помощи паники. Кейс «GreanPeace»: как экология может быть связана с корпоративными диверсиями. Командное задание «Эко-диверсия» |
9 | 30.11.2022 | Переговоры | Теория переговоров: основы, переговорная позиция. Признание и осознание своих интересов как необходимый элемент переговоров. Эмоциональный интеллект: как добиваться желаемого без манипуляций. Командное задание «Встреча с профсоюзом». |
10 | 07.12.2022 | Социальные сети | Пользовательские данные как новый актив. Государственное регулирование в области хранения и отслеживания данных: General Data Protection Regulation (GDPR), End-user license agreement (EULA). Как мошенники создают искусственные цифровые образы. Метавселенная Facebook. Командное задание «Сияем ярко» |
11 | 14.12.2022 | Интеллектуальная собственность | Способы защиты интеллектуальной собственности: патент,
лицензия, ноу-хау. Патентные войны и пиратство. Кейс «Запатентованное колесо в Австралии» Плагиат: Кейс «Sherlock», китайские сервисы. Командное задание «Обходим запреты» |
12 | 21.12.2022 | Экзамен | |
13 | 28.12.2022 | Чаепитие. Пересдача | |
04.01.2023 | |||
11.01.2023 | |||
18.01.2023 | |||
25.01.2023 | |||
14 | 01.02.2023 | Безопасность | Теория ограничений Голдратта: самое слабое звено любой
системы безопасности. Малазийский компьютерный вирус: как открытое письмо привело к самому масштабному взлому банкоматов. Социальная инженерия: как хакер Кевин Митник получил доступ к исходному коду телефона Motorola, находясь в бегах. Командное задание «Защита от дурака» |
15 | 08.02.2023 | Интернет | Мотивация и манипуляция: сходства и фундаментальные
различия. «Нигерийские письма»: на каких чувствах играют мошенники. Скам-фермы в Индии: как заставить взрослого образованного человека добровольно отправить деньги по почте. Командное задание «Рекомендации домохозяйке» |
16 | 15.02.2023 | Международные конфликты | Территориальные споры: как достигается баланс интересов.
Кейс «Парасельские острова в Южно-китайском море». Командное задание «Модель ООН 2.0» |
22.02.2023 | |||
17 | 01.03.2023 | Международная политика | Краткая
история Вьетнама 20 века и как она связана с колониальной экономикой Франции.
Почему 80% налогового бюджета США шло на финансирование чужой войны. Чем угрожала Франция в случае признания независимости Вьетнама. Командное задание «Продаем конфликт» |
08.03.2023 | |||
18 | 15.03.2023 | Исторические Личности | «Фигура
пловца»: почему политики лгут и манипулируют. Почему одни исторические
личности остаются в истории великими, а другие — ужасными. Как переписывается история и почему мы не знаем о том, как на самом выглядели исторические события. Командное задание «Ищем хорошее в плохом и плохое в хорошем» |
19 | 22.03.2023 | Этика | Бизнес-этика: "персональный" принцип. Greenwash, divercity и ESG. Fair trade и Рана Плаза в Бангладеше. Кейс "Алан Тьюринг" Командное задание "Искуственное пуританство" |
20 | 29.03.2023 | Акторы | Акторно-сетевая теория: акторы, акторность, запутанность и
квалькуляция. Аттракторы, моделирование конфликтов и аналитические центры. Искажение работы институтов их "нереакция": ООН, ВОЗ, Билл Гейтс и насекомые Командное задание "Защита от компрометируемости" |
21 | 05.04.2023 | Экзамен | |
22 | 12.04.2023 | Чаепитие. Пересдача | |
Список ли | |||
1 | Белфорт Дж. "В | ||
2 | Бирман И. "Пользовательский интерфейс" | ||
3 | Зыгарь М. "Все свободны" | ||
4 | Козловский Б. "Максимальный репост" | ||
9 | Латур Б. «Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию» | ||
5 | Леви Д. "Моделирование деятельности международных организаций" | ||
6 | Митник К. "Искусство обмана" | ||
7 | Нассим Т. "Чёрн | ||
8 | Пригожин И. "Философия нестабильности" |