Спецкурс Жулик не воруй 3.5
       
Основная информация      
       
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Балакир Александр, Экзарова Диана
5 Стажёры Нет
6 Время проведения Среда 17:20 - 18:40
7 Цель курса Развить у школьников способность использовать критическое мышление для распознавания манипуляций и борьбы с ними.
8 Задачи курса 1. Предоставить разносторонний взгляд на реальную деятельность экономических институтов.
2. Продемонстрировать многогранность и сложность международных отношений и неоднозначность исторических событий.
3. Рассмотреть способы защиты и противодействия мошенничествам.
9 Особенности курса Курс дает возможность отойти от нормативного представления об экономике и посмотреть шире на теневую сторону экономических отношений, которые остаются за кадром.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) По каждой теме школьникам даются основные понятия и разбор кейса, после чего дается групповое задание (30% - лекционный формат, 70% - групповая работа).
11 Целевая аудитория Школьники, которым интересно понять, как строятся мошеннические схемы и с помощью каких инструментов можно их разоблачать.
12 Краткое описание курса Курс об экономических мошенничествах, манипуляциях, неэтичных практиках, политических играх и грязном бизнесе.
13 Количество слушателей свыше 30 человек
14 Отбор нет
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка складывается из баллов, набранных в течение семестра: 10% - посещение, 40% - ответы на вопросы и комментарии во время занятий, 30% - домашние задания и 20% - экзамен.
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Онлайн через платформу Zoom, Google Class
20 Дополнительная информация о курсе Нет
       
Позанятийный план      
       
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 05.10.2022 Статистика Как делать выводы из сырых данных: постановка гипотезы, обобщающие показатели (средняя, медиана, средневзвешенные значения), как интерпретируются полученные результаты.
Агрегированные показатели: индексы, как их считают (индекс восприятия коррупции, индекс потребительских цен, биржевые и внебиржевые индексы) и как их интерпретировать.
Командное задание «Национальные интересы».
Кейс «Проект 5-100» от Министерства науки. 
2 12.10.2022 Маркетинг Как маркетинг сформировался в самостоятельный функционал.
Стратегический маркетинг: от повышения продаж к повышению ценности.
Как использовать инстинкты и когнитивные искажения в своих интересах, нейромаркетинг. 
Почему финансируются менее эффективные и более дорогие инициативы: кейс «Hyperloop»
3 19.10.2022 Экология Экология как маркетинг
Циклы Миланковича, «углеродный след» и ответственное потребление.
Почему «зеленая» Германия сжигает уголь.
Как бизнес перекладывает ответственность на покупателей.
Кейс «Сахар в Британской Империи».
Командное задание «Продаем менее эффективное и более дорогое решение под видом заботы об экологии»
4 26.10.2022 Пиар Как города формирует искаженный образ с помощью кино: Майами, Лос-Анджелес, Лас-Вегас. Образ России и русских в голливудских фильмах.
Защита национальных интересов: какие игры и кино запрещены в Китае.
Кейс «Бурдж-Халифа и ассенизаторы»
Командное задание «Тик-ток и национальные интересы»
5 02.11.2022 Заголовки На чем зарабатывают средства массовой информации: как выбранная бизнес-модель приводит к использованию неэтичных приемов.
«Клиповое мышление»: сколько людей не читают дальше заголовка.
Как средства массовой информации формируют мировоззрения и настроения.
Командное задание «Паника из воздуха»
6 09.11.2022 Интерфейсы Разработка интерфейсов со стороны разработчика.
«Фишинг» и его разновидности.
Почему мы доверяем одним интерфейсам и не доверяем другим.
Командное задание «Делаем худший интерфейс для магазина»
7 16.11.2022 Криптовалюты Связь между рынком вычислительных мощностей и
Кейс «Экономика Сальвадора».
Как NFT (Non-Fungible Token) приводит к изменению рынка искусства.
Командное задание «Спасаем индустрию»
8 23.11.2022 Экотерроризм Активизм и алармизм: как корпорации захватывают рынки при помощи паники.
Кейс «GreanPeace»: как экология может быть связана с корпоративными диверсиями.
Командное задание «Эко-диверсия»
9 30.11.2022 Переговоры Теория переговоров: основы, переговорная позиция.
Признание и осознание своих интересов как необходимый элемент переговоров.
Эмоциональный интеллект: как добиваться желаемого без манипуляций.
Командное задание «Встреча с профсоюзом».
10 07.12.2022 Социальные сети Пользовательские данные как новый актив.
Государственное регулирование в области хранения и отслеживания данных: General Data Protection Regulation (GDPR), End-user license agreement (EULA).
Как мошенники создают искусственные цифровые образы.
Метавселенная Facebook.
Командное задание «Сияем ярко»
11 14.12.2022 Интеллектуальная собственность Способы защиты интеллектуальной собственности: патент, лицензия, ноу-хау.
Патентные войны и пиратство.
Кейс «Запатентованное колесо в Австралии»
Плагиат: Кейс «Sherlock», китайские сервисы.
Командное задание «Обходим запреты»
12 21.12.2022   Экзамен
13 28.12.2022   Чаепитие. Пересдача
  04.01.2023    
  11.01.2023    
  18.01.2023    
  25.01.2023    
14 01.02.2023 Безопасность Теория ограничений Голдратта: самое слабое звено любой системы безопасности.
Малазийский компьютерный вирус: как открытое письмо привело к самому масштабному взлому банкоматов.
Социальная инженерия: как хакер Кевин Митник получил доступ к исходному коду телефона Motorola, находясь в бегах.
Командное задание «Защита от дурака»
15 08.02.2023 Интернет Мотивация и манипуляция: сходства и фундаментальные различия.
«Нигерийские письма»: на каких чувствах играют мошенники. Скам-фермы в Индии: как заставить взрослого образованного человека добровольно отправить деньги по почте.
Командное задание «Рекомендации домохозяйке»
16 15.02.2023 Международные конфликты Территориальные споры: как достигается баланс интересов.
Кейс «Парасельские острова в Южно-китайском море».
Командное задание «Модель ООН 2.0»
  22.02.2023    
17 01.03.2023 Международная политика Краткая история Вьетнама 20 века и как она связана с колониальной экономикой Франции. Почему 80% налогового бюджета США шло на финансирование чужой войны.
Чем угрожала Франция в случае признания независимости Вьетнама.
Командное задание «Продаем конфликт»
  08.03.2023    
18 15.03.2023 Исторические Личности «Фигура пловца»: почему политики лгут и манипулируют. Почему одни исторические личности остаются в истории великими, а другие — ужасными.
Как переписывается история и почему мы не знаем о том, как на самом выглядели исторические события.
Командное задание «Ищем хорошее в плохом и плохое в хорошем»
19 22.03.2023 Этика Бизнес-этика: "персональный" принцип.
Greenwash, divercity и ESG.
Fair trade и Рана Плаза в Бангладеше.
Кейс "Алан Тьюринг"
Командное задание "Искуственное пуританство"
20 29.03.2023 Акторы Акторно-сетевая теория: акторы, акторность, запутанность и квалькуляция.
Аттракторы, моделирование конфликтов и аналитические центры.
Искажение работы институтов их "нереакция": ООН, ВОЗ, Билл Гейтс и насекомые
Командное задание "Защита от компрометируемости"
21 05.04.2023   Экзамен
22 12.04.2023   Чаепитие. Пересдача
       
Список литературы      
       
1 Белфорт Дж. "Волк с Уолл-стрит"    
2 Бирман И. "Пользовательский интерфейс"
3 Зыгарь М. "Все свободны"  
4 Козловский Б. "Максимальный репост"
9 Латур Б. «Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию»
5 Леви Д. "Моделирование деятельности международных организаций"
6 Митник К. "Искусство обмана"  
7 Нассим Т. "Чёрный лебедь"    
8 Пригожин И. "Философия нестабильности"