Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Андреева Екатерина, Безукладникова Тамара | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Повышение уровня знаний школьников о символизме как об одном из модернистских течений, а также о его влиянии на литературу и театр. | ||||
8 | Задачи курса | 1. Дать школьникам представление об истории символизма в России
и Европе, его развитии и особенностях, познакомить слушателей с основными
авторами и произведениями. 2. Научить школьников делать творческие задания и проекты, свободно говорить об искусстве и собственном его понимании. 3. Систематизировать, углубить и расширить знания о современном театре и рецепции символистских тенденций. 4. Помочь школьникам увидеть прикладной аспект изучения литературы, рассмотреть её как "живой" инструмент. 5. Развить начальные навыки анализа литературных и публицистических произведений, а также театральных постановок. |
||||
9 | Особенности курса | Предполагается чтение стихотворений, пьес, манифестов, статей о символизме, выполнение творческих заданий, развивающих креативное мышление. По возможности планируется посещение театров (с использованием Пушкинской карты). | ||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Первая половина занятий - теория, вторая - творческое задание, беседа, просмотр видеоспектакля. Иногда пары могут проходить в Zoom. | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, которые любят литературу или пытаются с ней подружиться, хотят расширить свой кругозор, больше узнать о истории символизма в поэзии, прозе и драматургии. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс о том, как полюбить литературу и театр, исследуя одно из главных модернистских течений 20 века, научиться смотреть не только на тексты, но и на контекст времени и культуры, анализировать поэзию и прозу, театральные постановки, статьи, манифесты. | ||||
13 | Количество слушателей | От 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Отбор не планируется, но, если на курс придёт больше 20 человек, отбор будет проведен по активности на первых двух занятиях. | ||||
15 | Формы
контроля и система отчётности |
За семестр планируется 3 домашние работы, которые будут
оцениваться по 100-балльной шкале, на каждом третьем занятии - их
представление. Для получения положительной оценки нужно сдать 60% домашних
заданий. В конце полугодия проводится экзамен, который оценивается по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за семестр: 50% экзамен, 25% домашние работы, 25% посещаемость. |
||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Преимущественно оффлайн. При необходимости некоторые занятия будут проводиться онлайн на платформе Zoom. | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 10.04.2022 | Знакомство. Введение в символизм |
Знакомство.
Разговор со школьниками об их литературном и театральном опыте. Вводная лекция о символизме: история, особенности течения, исторические предпосылки возникновения символизма. Распространение идей символизма за пределами Франции: Скандинавия, Россия, Германия, Англия. Разбор статьи В.С. Соловьева "Общий смысл искусства". |
|||
2 | 10.11.2022 | Зарубежный символизм | Франция как родина символизма. Знакомство с Бодлером, Верленом, Верхарном, Рембо, Рильке, Йейтсом и другими поэтами-символистами. Творчество Малларме. |
|||
3 | 10.18.2022 | Зарубежный символизм | Особенности символистской прозы и драматургии. Гюисманс "Наоборот". Пруст "В поисках утраченного времени". Джойс "Портрет художника в юности". Ибсен "Кукольный дом"; "Пер Гюнт", "Дикая утка". Разбор трактата Метерлинка "Сокровище смиренных". |
|||
4 | 10.25.2022 | Зарубежный символизм | Стриндберг, Дюжарден, Клодель, Ростан, Гофмансталь, Д'Аннунцио. Метерилинк "Слепые", "Там, внутри". Символическая сказка "Синяя птица". |
|||
5 | 11.01.2022 | Символизм в России. Старшие символисты | Зарождение символизма в России. Сравнительная характеристика
русского и зарубежного символизма. Петербургское и московское течения в
русском символизме. Статьи: Мережковский "О причинах упадка и новых течениях совроеменной русской литературы"; Брюсов, Анненский "Поиски художественного синтеза" |
|||
6 | 11.08.2022 | Старшие символисты | Аполлон и Дионис — сквозные символы-мифы в художественном
сознании символистов. Эстетические взгляды и творчество петербургских символистов (Мережковский, Гиппиус, Минский, Сологуб, Добролюбов). Гиппиус как главная женщина-поэт русского символизма. |
|||
7 | 11.15.2022 | Старшие символисты | Драматургия старших символистов. Пьесы Мережковского ("Царевич Алексей", "Павел Первый", "Юлиан-отступник", "Маков цвет"). Мережковский и Ибсен. Работа Гиппиус в театре. Сологуб "Дар мудрых пчёл". |
|||
8 | 11.22.2022 | Старшие символисты | Московские символисты. Эстетические, художественные и
философские взгляды Брюсова и Бальмонта. Брюсов как основоположник московского символизма. Брюсов-переводчик. Лирика. Статьи: "Юному поэту", "Ключи тайн", "О искусстве". |
|||
9 | 11.29.2022 | Старшие символисты | Творчество К. Бальмонта. Бальмонт-переводчик. Статья "Элементарные слова о символической поэзии". Лирика. Разбор стихотворения "К Бодлеру". |
|||
10 | 12.06.2022 | Старшие символисты | Московские символисты и театр. Вс. Мейерхольд и "Товарищество Новой драмы". Брюсов "Земля". Статьи: "Ненужная правда. По поводу Художественного театра"; "Театр будущего". Повторение, подготовка к экзамену. |
|||
11 | 12.13.2022 | Экзамен | ||||
12 | 12.20.2022 | Пересдача и чаепитие | ||||
12.27.2022 | Резерв | |||||
01.03.2023 | ||||||
01.10.2023 | ||||||
01.17.2023 | ||||||
13 | 01.24.2023 | Младосимволисты | Общая характеристика младосимволизма. Символы и творческая
мифология поэтов. Символизм и история. Творческая философия Блока и Белого. |
|||
14 | 01.31.2023 | Младосимволисты | Блок: Шахматово и Петербург. Лирика и драматургия. Эволюция образа "Прекрасной Дамы" в творчестве Блока. Блок и гуманизм. |
|||
15 | 02.07.2023 | Младосимволисты | Эстетические взгляды и творчество Белого. Лирика. "Драматическая симфония", "Петербург". |
|||
16 | 02.14.2023 | Младосимволисты | Творчество Вяч. Иванова и Анненского. Лирика. Вяч. Иванов и гуманизм (сравнение с Блоком). Статья "Заветы символизма и мысли о символизме". |
|||
17 | 02.21.2023 | Младосимволисты | Эстетические взгляды и творчество Волошина. Оккультная школа.
Аполлоническое начало в поэзии Волошина. Волошин и древнерусская литература.
"Библейский реализм". Лирика. Поэма "Левиафан". |
|||
18 | 02.28.2023 | Младосимволисты | Символизм и революция. Блок: поэма "Двенадцать", статья "Интеллигенция и революция". Белый: поэмы "Христос воскресе", "Первое свидание". Волошин: лирика, лекция "Россия распятая". |
|||
19 | 03.07.2023 | Младосимволисты | Драматургия младших символистов. Связь с античностью. Трагедии Анненского ("Фамира-Кифаред", "Лаодамия", "Меланиппа-философ"), "Пришедший" Белого, "Лирические драмы" и статья "О драме" Блока. "Балаганчик". |
|||
20 | 03.14.2023 | Символизм и культура | Закат символизма. Постсимволистская эстетика Ходасевича и Кузмина. Символизм и другие модернистские течения рубежа веков. | |||
21 | 03.21.2023 | Символизм и культура | Влияние символизма на русскую и европейскую культуру. Символизм и современный театр. | |||
03.28.2023 | Повторение | |||||
04.04.2023 | Экзамен | |||||
04.11.2023 | Пересдача и чаепитие | |||||
04.18.2023 | Резерв | |||||
Список литературы | ||||||
1 | Бачелис Т. И. Заметки о символизме. М., 1998. | |||||
2 | Бачелис Т. И. Французский символизм. Драматургия и театр. СПб., 2000. | |||||
3 | Бродский Н.Л. Сидоров Н.П. Символизм//От символизма до октября. Новая Москва. 1924 | |||||
4 | Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство. Т. 27 – 28. М., 1937. | |||||
5 | Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. | |||||
6 | Ефременко О.С. Театральный символизм М. Метерлинка в художественной культуре России XX века. - 2015 | |||||
7 | Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000. | |||||
8 | Корецкая И. В. Символизм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2001. | |||||
9 | Лекманов О.А. Ключи к «Серебряному веку». М.: Rosebud Publishing, 2017. | |||||
10 | Лотман М. Ю., Минц З. Г. Символизм // Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб., 2002. | |||||
11 | Минц З. Г. Поэтика символизма. СПб., 2000. | |||||
12 | Стоун Дж. Институты русского модернизма: концептуализация, издание и чтение символизма. | |||||
13 | Сухих И. “Русская литература для всех. В 3 книгах”. Лениздат, 2021. | |||||
14 | История зарубежного театра: от истоков до конца XX века: Учебник / Под ред. Л. И. Гительмана. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство ГИТИС, 2022. |