Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 8-11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Ларионов Сергей | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Сформировать у школьников мотивацию к развитию экономических идей в творческом ключе путём знакомства школьников как с мировой, так и с отечественной историей экономической мысли. | ||||
8 | Задачи курса | 1. Дать учащимся общее представление о развитии ключевых
зарубежных экономический идей; 2. Детально ознакомить школьников с интеллектуальным наследием российских экономистов; 3. Научить школьников писать эссе. |
||||
9 | Особенности курса | В курсе будет сделан акцент на смысловые, идейные аспекты
экономики, которые были предложены мыслителями в разные исторические эпохи.
Приобретённые знания помогут под разными углами смотреть на те или иные
экономические явления. Предполагается работа с первоисточниками. |
||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Онлайн-занятие. Небольшие дискуссии в рамках тематики. После занятия высылается файл-текст по прочитанной лекции для самостоятельного изучения. | ||||
11 | Целевая аудитория | Для учащихся, желающих изучать историю экономических учений. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс о мировом и отечественном наследии экономической мысли. | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Предварительного отбора нет. Если школьников придёт больше заявленного числа, никаких существенных преобразований с технической точки зрения не будет производиться - качество читаемого материала не пострадает от количества участников курса. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Баллы будут начисляться за: - посещение занятий (15%); - активную работу на занятии (15%); - написание эссе согласно формату (20%); - экзамен (50%). |
||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Онлайн-формат. Zoom. | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Курс не про историю, но про историю мысли. То есть требуется прежде всего прилагать интеллектуальные усилия для постижения идей, а не для запоминания дат и исторических фактов. | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 07.10.2022 | Вводная лекция. Философия экономки в Древней Индии и Китае | Знакомство. Объяснение технических деталей курса. Краткий экскурс в тематику. Философия экономики Древнего Востока. Нормативный и позитивный характер текстов. "Прото-институциональная" экономика: важность установленных правил в хозяйственной жизни страны. | |||
2 | 14.10.2022 | Экономические аспекты в учении античных авторов. Экономическая мысль Средних веков |
Взгляд древних греков на экономику. Социально-экономическое
устройство "Государства Платона". Домострой Ксенофонта. Экономика и
хрематистика Аристотеля. Экономическая составляющая учения "Отцов Церкви". Экономические идеи Фомы Аквинского: теория "справедливой" стоимости; роль категории времени в экономике и теория процента. |
|||
3 | 21.10.2022 | Меркантилизм и камерализм | Проблема богатства и его источников - взгляд меркантилистов.
Цели и методы протекционистской политики. Теории денег и проблема количества
денег в экономике. А. Серра. Т. Ман. Камерализм во Франции. Р. Кантильон - связующее звено между историческими и идейными эпохами. Объяснение, как писать эссе. Выбор темы для написания эссе. |
|||
4 | 28.10.2022 | Зарождение классической политэкономии. Физиократы | Экономические воззрения "предклассиков". Становление
классического либерализма под влиянием философских идей
"просветителей". Д. Юм и «Эффект Юма». У. Петти. Физиократы. Ф. Кенэ. Модель кругооборота ресурсы/товары. |
|||
04.11.2022 | ||||||
5 | 11.11.2022 | Классическая политэкономия | Тайна богатства народов А. Смита. Роль разделения труда в
экономике. "Невидимая рука рынка". Принцип "laissez
fair"; государство как "ночной сторож". Д. Рикардо. Что такое
"человеко-часы" и как ими измерить стоимость товара? Теория ренты.
Апогей либерализма - Д. С. Милль. Т. Мальтус - главный экономический пессимист. |
|||
6 | 18.11.2022 | Ф. Лист. Немецкая историческая школа | Ф. Лист - открыватель неэкономических факторов, влияющих на
экономику, и вдохновитель немецкой исторической школы. «Промышленное
воспитание нации», концепция избирательного протекционизма. Историческая школа Германии. В. Зомбарт, М. Вебер, Г. Шмоллер. |
|||
7 | 25.11.2022 | Марксизм. Обсуждение: как писать эссе по одной из предложенных цитат | Социалист-утописты. Т. Мор, Ш. Фурье. К. Маркс. Теория стоимости. Прибавочная стоимость. Почему капиталист эксплуатирует рабочего? Роль денег в экономике. Причина кризисов и ответ на вопрос: почему капиталист "сам себе роет могилу"? Теория формаций. |
|||
8 | 02.12.2022 | Маржиналистская революция и формирование неоклассики. Институционализм | Маржиналистcкая революция и её главные революционеры. Л.
Вальрас. У. С. Джевонс. Применение математики и абстрактных моделей для
описания экономики. Австрийская школа маржинализма. К. Менгер. Неоклассика.
А. Маршалл. Американский институционализм. Особый взгляд на право и экономику Дж. Комманса. Т. Веблен и демонстративное потребление. Й. Шумпетер. |
|||
9 | 09.12.2022 | Резервное занятие | Крайний срок сдачи эссе. | |||
16.12.2022 | Консультация | |||||
23.12.2022 | Экзамен | |||||
30.12.2022 | Пересдача. чаепитие | |||||
06.01.2023 | ||||||
13.01.2023 | ||||||
20.01.2023 | ||||||
27.01.2023 | ||||||
10 | 03.02.2023 | Стокгольмская школа. Кейнсианство. Различные виды
кейнсианства. Неоклассический синтез |
Особенности предмета стокгольмской школы. Теория капитала К.
Викселля. Инвестиции и сбережения. Объяснение причины циклов. И. Фишер. Взгляды Дж. М. Кейнса. Новая трактовка принципов госрегулирования. Проблема времени в экономике по Кейнсу. Принцип неопределённости будущего. Соотношение категорий: потребление, сбережения и инвестиции. "Левое", "пост-" и "нео-" кейнсианство - в чём разница? Теория экономического роста Р. Харрода |
|||
11 | 10.02.2023 | Неоавстрийцы и германский неолиберализм. Неоконсервативный поворот и монетаризм. | Ф. Хайек. Л. Мизес. М. Ротбард - что объединяет эти необычные
личности? Цены как источник экономической информации. Принципы свободы рынка и критика государственного регулирования. Формирование концепции «социального рыночного хозяйства». М. Фридман и особенности его подхода к оценке необходимого количества денег в экономике. Выбор темы для написания эссе. |
|||
12 | 17.02.2023 | Институционально-социологическое направление экономической
мысли. Неоинституционализм |
Интерпретация НТР (научно-техническое развитие) в трудах Дж.К.
Гэлбрейта. Понятие «нового индустриального общества». Концепция
техноструктуры. Дж. Гэлбрейт о перспективах конвергенции капитализма и
социализма. Трансакционные издержки и «теорема Коуза». Развитие теории прав собственности. Решение проблемы «внешних эффектов». Д. Норт. |
|||
24.02.2023 | ||||||
13 | 03.03.2023 | Специфика предмета. У истоков русской экономической мысли | Специфика изучения российского наследия экономической мысли. Недостаток "средней области культуры" по Бердяеву. Первые русские экономисты. А. Ордин-Нащёкин. И. Т. Посошков. В. Н. Татищев. М.В. Ломоносов об экономическом развитии России. | |||
14 | 10.03.2023 | Западники и славянофилы | Экономические воззрения славянофилов. К. С. Аксаков и "русская община". Классическая политэкономия в оценке либерального и революционного западничество. Н. Г. Чернышевский. | |||
15 | 17.03.2023 | Взгляды на экономику русских социалистов. Марксизм-ленинизм | Экономические идеи народников. "Легальный марксизм" и
ревизионизм. П. Б. Струве. М. И. Туган-Барановский. С. Н. Булгаков. Марксизм без ревизионизма. В. И. Ульянов-Ленин. |
|||
16 | 24.03.2023 | "Философский пароход". Белые эмигранты. Этико-социальное направление. |
Иная антропология и модель "экономического человека"
Вл. Соловьёва. Н. А. Бердяев и критика "русского коммунизма". И. А.
Ильин. Наследие М.И. Туган-Барановского как представителя этико-социального направления. Христианский поворот С.Н. Булгакова и "Философия хозяйства". |
|||
17 | 31.03.2023 | Экономические дискуссии 1920-х о природе планового хозяйства. Организационно-производственная школа. Учение о циклах. | Ножницы цен - спор Е. А. Преображенского и Н. И. Бухарина.
Решение крестьянского вопроса А. В. Чаяновым и А. Н. Челинцева. Теория циклов Н. Д. Кондратьева. Математика на службе у строителей социализма. Л. В. Канторович. |
|||
18 | 07.04.2023 | Экономическое учение Евразийцев. Крайний срок для сдачи эссе. |
"Об автаркии" Н. С. Трубецкого. Экономическая
концепция П. Н. Савицкого. Динамика экономической мысли в постсоветской России. |
|||
Список литературы | ||||||
1 | История экономических учений. Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. Учеб.пособие. - М: ИНФРА-М, 2002 | |||||
2 | Лекционные и семинарские материалы к курсу "История экономических учений", ЭФ МГУ 2022, 2 семестр. Лектор - А. А. Мальцев, семинарист - И. Г. Чаплыгина | |||||
3 | У истоков рус |