Спецкурс
История экономической мысли (ИсЭМ)
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Ларионов Сергей
5 Стажёры нет
6 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
7 Цель курса Сформировать у школьников мотивацию к развитию экономических идей в творческом ключе путём знакомства школьников как с мировой, так и с отечественной историей экономической мысли.
8 Задачи курса 1. Дать учащимся общее представление о развитии ключевых зарубежных экономический идей;
2. Детально ознакомить школьников с интеллектуальным наследием российских экономистов;
3. Научить школьников писать эссе.
9 Особенности курса В курсе будет сделан акцент на смысловые, идейные аспекты экономики, которые были предложены мыслителями в разные исторические эпохи. Приобретённые знания помогут под разными углами смотреть на те или иные экономические явления.
Предполагается работа с первоисточниками.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Онлайн-занятие. Небольшие дискуссии в рамках тематики. После занятия высылается файл-текст по прочитанной лекции для самостоятельного изучения.
11 Целевая аудитория Для учащихся, желающих изучать историю экономических учений.
12 Краткое описание курса Курс о мировом и отечественном наследии экономической мысли.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Предварительного отбора нет. Если школьников придёт больше заявленного числа, никаких существенных преобразований с технической точки зрения не будет производиться - качество читаемого материала не пострадает от количества участников курса.
15 Формы контроля и
система отчётности
Баллы будут начисляться за:
- посещение занятий (15%);
- активную работу на занятии (15%);
- написание эссе согласно формату (20%);
- экзамен (50%).
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Онлайн-формат. Zoom.
20 Дополнительная информация о курсе Курс не про историю, но про историю мысли. То есть требуется прежде всего прилагать интеллектуальные усилия для постижения идей, а не для запоминания дат и исторических фактов.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 07.10.2022 Вводная лекция. Философия экономки в Древней Индии и Китае Знакомство. Объяснение технических деталей курса. Краткий экскурс в тематику. Философия экономики Древнего Востока. Нормативный и позитивный характер текстов. "Прото-институциональная" экономика: важность установленных правил в хозяйственной жизни страны.
2 14.10.2022 Экономические аспекты в учении античных авторов.
Экономическая мысль Средних веков
Взгляд древних греков на экономику. Социально-экономическое устройство "Государства Платона". Домострой Ксенофонта. Экономика и хрематистика Аристотеля.
Экономическая составляющая учения "Отцов Церкви". Экономические идеи Фомы Аквинского: теория "справедливой" стоимости; роль категории времени в экономике и теория процента.
3 21.10.2022 Меркантилизм и камерализм Проблема богатства и его источников - взгляд меркантилистов. Цели и методы протекционистской политики. Теории денег и проблема количества денег в экономике. А. Серра. Т. Ман.
Камерализм во Франции.
Р. Кантильон - связующее звено между историческими и идейными эпохами.
Объяснение, как писать эссе. Выбор темы для написания эссе.
4 28.10.2022 Зарождение классической политэкономии. Физиократы Экономические воззрения "предклассиков". Становление классического либерализма под влиянием философских идей "просветителей". Д. Юм и «Эффект Юма». У. Петти.
Физиократы. Ф. Кенэ. Модель кругооборота ресурсы/товары.
  04.11.2022    
5 11.11.2022 Классическая политэкономия  Тайна богатства народов А. Смита. Роль разделения труда в экономике. "Невидимая рука рынка". Принцип "laissez fair"; государство как "ночной сторож". Д. Рикардо. Что такое "человеко-часы" и как ими измерить стоимость товара? Теория ренты. Апогей либерализма - Д. С. Милль.
Т. Мальтус - главный экономический пессимист.
6 18.11.2022 Ф. Лист. Немецкая историческая школа Ф. Лист - открыватель неэкономических факторов, влияющих на экономику, и вдохновитель немецкой исторической школы. «Промышленное воспитание нации», концепция избирательного протекционизма.
Историческая школа Германии. В. Зомбарт, М. Вебер, Г. Шмоллер.
7 25.11.2022 Марксизм. Обсуждение: как писать эссе по одной из предложенных цитат   Социалист-утописты. Т. Мор, Ш. Фурье.
К. Маркс. Теория стоимости. Прибавочная стоимость. Почему капиталист эксплуатирует рабочего? Роль денег в экономике. Причина кризисов и ответ на вопрос: почему капиталист "сам себе роет могилу"? Теория формаций.
8 02.12.2022 Маржиналистская революция и формирование неоклассики. Институционализм Маржиналистcкая революция и её главные революционеры. Л. Вальрас. У. С. Джевонс. Применение математики и абстрактных моделей для описания экономики. Австрийская школа маржинализма. К. Менгер. Неоклассика. А. Маршалл.
Американский институционализм. Особый взгляд на право и экономику Дж. Комманса. Т. Веблен и демонстративное потребление. Й. Шумпетер.
9 09.12.2022 Резервное занятие Крайний срок сдачи эссе.
  16.12.2022 Консультация  
  23.12.2022 Экзамен  
  30.12.2022 Пересдача. чаепитие  
  06.01.2023    
  13.01.2023    
  20.01.2023    
  27.01.2023    
10 03.02.2023 Стокгольмская школа. Кейнсианство. Различные виды кейнсианства.
Неоклассический синтез
Особенности предмета стокгольмской школы. Теория капитала К. Викселля. Инвестиции и сбережения. Объяснение причины циклов. И. Фишер.
Взгляды Дж. М. Кейнса. Новая трактовка принципов госрегулирования. Проблема времени в экономике по Кейнсу. Принцип неопределённости будущего. Соотношение категорий: потребление, сбережения и инвестиции.
"Левое", "пост-" и "нео-" кейнсианство - в чём разница?
Теория экономического роста Р. Харрода
11 10.02.2023 Неоавстрийцы и германский неолиберализм. Неоконсервативный поворот и монетаризм. Ф. Хайек. Л. Мизес. М. Ротбард - что объединяет эти необычные личности? Цены как источник экономической информации.
Принципы свободы рынка и критика государственного регулирования. Формирование концепции «социального рыночного хозяйства».
М. Фридман и особенности его подхода к оценке необходимого количества денег в экономике.
Выбор темы для написания эссе.
12 17.02.2023 Институционально-социологическое направление экономической мысли.
Неоинституционализм
Интерпретация НТР (научно-техническое развитие) в трудах Дж.К. Гэлбрейта. Понятие «нового индустриального общества». Концепция техноструктуры. Дж. Гэлбрейт о перспективах конвергенции капитализма и социализма.
Трансакционные издержки и «теорема Коуза». Развитие теории прав собственности. Решение проблемы «внешних эффектов». Д. Норт.
  24.02.2023    
13 03.03.2023 Специфика предмета. У истоков русской экономической мысли Специфика изучения российского наследия экономической мысли. Недостаток "средней области культуры" по Бердяеву. Первые русские экономисты. А. Ордин-Нащёкин. И. Т. Посошков. В. Н. Татищев. М.В. Ломоносов об экономическом развитии России.
14 10.03.2023 Западники и славянофилы Экономические воззрения славянофилов. К. С. Аксаков и "русская община". Классическая политэкономия в оценке либерального и революционного западничество. Н. Г. Чернышевский. 
15 17.03.2023 Взгляды на экономику русских социалистов. Марксизм-ленинизм Экономические идеи народников. "Легальный марксизм" и ревизионизм. П. Б. Струве. М. И. Туган-Барановский. С. Н. Булгаков.
Марксизм без ревизионизма. В. И. Ульянов-Ленин.
16 24.03.2023 "Философский пароход". Белые эмигранты.
Этико-социальное направление. 
Иная антропология и модель "экономического человека" Вл. Соловьёва. Н. А. Бердяев и критика "русского коммунизма". И. А. Ильин.
Наследие М.И. Туган-Барановского как представителя этико-социального направления. Христианский поворот С.Н. Булгакова и "Философия хозяйства".
17 31.03.2023 Экономические дискуссии 1920-х о природе планового хозяйства. Организационно-производственная школа. Учение о циклах. Ножницы цен - спор Е. А. Преображенского и Н. И. Бухарина.
Решение крестьянского вопроса А. В. Чаяновым и А. Н. Челинцева.
Теория циклов Н. Д. Кондратьева.
Математика на службе у строителей социализма. Л. В. Канторович.
18 07.04.2023 Экономическое учение Евразийцев.
Крайний срок для сдачи эссе.
"Об автаркии" Н. С. Трубецкого. Экономическая концепция П. Н. Савицкого.
Динамика экономической мысли в постсоветской России. 
Список литературы
1 История экономических учений. Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. Учеб.пособие. - М: ИНФРА-М, 2002
2 Лекционные и семинарские материалы к курсу "История экономических учений", ЭФ МГУ 2022, 2 семестр. Лектор - А. А. Мальцев, семинарист - И. Г. Чаплыгина
3 У истоков русской экономической науки. Монография. Д.Н. Платонов. М.: Макс Пресс, Москва, 2014.