Спецкурс | Базовая экономика | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 9-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Королёва Валентина, Харьков Роман, Крицкая Екатерина, Азизова Диана, Гамынин Алексей, Козин Георгий, Агамагомедов Даниял, Лебедев Андрей | |
5 | Стажёры | Патрасенко Артемий | |
6 | Время проведения | Понедельник (2 пары) 17:20- 20:15 | |
7 | Цель курса | Дать базовые знания экономики. | |
8 | Задачи курса | • Познакомить учащихся с основными понятиями, методами и
подходами микро- и макроэкономики. • Научить решать задачи различного уровня сложности с применением экономико-математических моделей. • Обеспечить учащихся информацией, достаточной для выполнения экономических заданий базового уровня на различных экзаменах и олимпиадах. |
|
9 | Особенности курса | Базовый курс | |
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Курс состоит из двух частей: лекционной и семинарской. Лекция на
первой эмшовой паре, семинар на второй эмшовой паре. Лекции посвящены знакомству с экономикой, её основными понятиями, проблемами, методами исследований. Семинарские занятия в четырёх малых группах (три очные, одна онлайн) призваны закрепить и углубить знания (разделение преподавателей по очным группам: Роман + Екатерина, Валентина + Алексей, Диана + Артемий; онлайн-группа: Егор + Даниял + Андрей (в роли куратора). На семинарах будем решать задачи различного уровня сложности. Для решения задач достаточно знаний школьной математики. В рамках семинаров будем проводить обсуждения по тематике прочтённых лекций. Семинары проводятся с вызовом школьников к доске: один из семинаристов работает «с доской», помогая и контролируя решение общих задач; второй семинарист работает с остальными школьниками. Разделение учащихся по первым трём семинарским группам будет проведено по уровню знаний учащихся. Для этого на первой лекции будет проведен тест на знание школьной математики и на интуитивное понимание экономических понятий и явлений. Последняя группа будет целиком формироваться из учащихся, которые не могут посещать занятия очно. При этом от этих учащихся всё ещё требуется написать распределительный тест, чтобы преподаватели могли оценить общий уровень знаний. Домашние и творческие задания сдаются на листочках в очных группах и через систему Google Classroom в онлайн группах. Школьники, обучающиеся в ЭМШ в очном формате, могут посещать занятия и писать отчётные работы только очно. Возможны исключения в случае предоставления справки. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники, не изучавшие экономику или поверхностно знакомые с ней. | |
12 | Краткое описание курса | Курс предполагает обучение школьников основам экономической теории и решение задач по пройденным темам. | |
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | Нет | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Разбивка по баллам в семестре: • Лекции. • Семинары (300): Работа на семинарах (3*10=30 (1 – посещение семинара, 2 – активная работа на занятии)); Домашние задания (10*10=100); Творческие задания (2*20=40 (кейсы, эссе, настольные игры)); Мини-тесты (2*15=30); Контрольная работа (60); Домашняя контрольная работа (40). • Экзамен (200): письменный экзамен (тестовые вопросы, задачи, открытые вопросы). Всего: 500. Рейтинг ведется в режиме реального времени онлайн. В первом семестре оценка ставится в формате "зачёт/незачёт". Критерием получения "зачёта" является набор как минимум 40% от максимального балла за первый семестр и набор 80 баллов за экзамен по результатам первого семестра. Предусмотрена возможность перераспределение школьников по группам по результатам зимней сессии. Чтобы получить итоговую положительную оценку, слушатели должны набрать 40% от максимального балла суммарно за год и 80 баллов за экзамен по результатам второго семестра. Оценка за год выставляется в соответствии со следующими критериями (с учётом указанных выше минимальных требований): "3" — от 40% от максимального балла за год, "4" — от 55%, "5" — от 75%. В зависимости от общего уровня учащихся данные критерии могут быть изменены. В конце 11 класса все школьники ЭМШ сдают Базовую экономику в качестве выпускного экзамена по экономике, независимо от того, посещали они курс или нет. Для учеников 11 класса, которые посещали курс в текущем учебном году, выставляется 2 оценки: одна за экзамен и одна за курс. |
|
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | При обучении в онлайне: Онлайн лекция в Zoom - на первой паре Онлайн семинары в четырёх группах в Zoom - на второй паре При возможности выхода в очный режим на факультете: Лекция в гибридном формате на факультете и в Zoom (одна поточная аудитория на 50-60 человек с проектором, компьютером и установленным Zoom) - на первой паре Очные семинары у первых трёх групп на факультете (три плоские аудитории по 20-30 человек каждая) и семинар в Zoom в онлайн-группе на второй паре. |
|
20 | Дополнительная информация о курсе | Куратор курса — Лебедев Андрей. Куратор отвечает за составление вариантов экзаменов и пересдач и проведение выпускных экзаменов, помощь в решении концептуальных и методологических вопросов по программе и ведению курса, консультирование преподавателей курса по вопросам совершенствования их преподавательских навыков и решению спорных вопросов. Ответственный за курс — Королёва Валентина. |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 03.10.2022 | Распределительный тест | Первая
пара:. Распределительный тест. Вторая пара: Семинар. Производная: основные определения, применение в экономике, решение математических задач. |
2 | 10.10.2022 | Базовые экономические понятия | Первая пара: Лекция. Что изучает микроэкономика. Выбор.
Альтернативная стоимость и упущенная выгода. Кривая производственных
возможностей (КПВ). Вторая пара: Семинар. Обсуждение типов экономических систем. Решение задач на альтернативную стоимость, построение КПВ, решение задач на сложение КПВ. |
3 | 17.10.2022 | Теория потребления | Первая пара: Лекция. Поведение потребителя. Полезность.
Кардиналистская и ординалистская теории полезности. Карта и кривые
безразличия. Общая и предельная полезности. Закон убывающей предельной
полезности. Потребительский доход и бюджетное ограничение. Вторая пара: Семинар. Задача максимизации полезности потребителя. Карты кривых безразличия для различных ситуаций. |
4 | 24.10.2022 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие - 1 | Первая пара: Лекция. Спрос. Величина и функция спроса. Закон и
кривая спроса. Исключения из закона спроса. Неценовые факторы спроса.
Субституты и комплементы. Нормальные товары, товары роскоши и товары низшей
категории. Предложение. Величина и функция предложения. Закон и кривая
предложения. Неценовые факторы предложения. Рыночное равновесие. Вторая пара: Семинар. Построение графиков спроса и предложения. Сложение спроса. Решение задач на рыночное равновесие. Решение задач на сдвиги спроса и предложения и их влияние на равновесие. |
5 | 31.10.2022 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие - 2 | Первая пара: Лекция. Государственное вмешательство (пол и
потолок цены, налоги и субсидии). Квоты на товары. Дефицит и избыток товара
на рынке. Процесс рыночного ценообразования. Изменение рыночного равновесия
вследствие изменения спроса и/или предложения. Оценка налогового бремени.
Излишки потребителя и производителя. Мёртвый груз. Кривая Лаффера. Вторая пара: Семинар. Задачи на установление пола и потолка цен. Подсчёт размера дефицита и избытка. Решение задач на анализ последствий налогообложения, расчет излишков потребителя и производителя, величины налогового бремени. |
6 | 07.11.2022 | Эластичность | Первая пара: Лекция. Понятие эластичности. Ценовая эластичность
спроса: определение, виды – точечная, дуговая. Геометрический смысл
эластичности. Факторы ценовой эластичности
спроса. Классификация товара по ценовой эластичности спроса.
Взаимосвязь эластичности спроса и выручки продавцов. Эластичность спроса по
доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения:
определение, виды – точечная, дуговая. Факторы ценовой эластичности
предложения. Классификация предложения по ценовой эластичности. Теоретический тест на лекции по темам: "КПВ. Полезность. Рыночное равновесие". Вторая пара: Семинар. Задачи на эластичность спроса и предложения, определение вида товара по эластичности спроса. |
7 | 14.11.2022 | Контрольная работа | Первая пара: Консультация к контрольной работе. Вторая пара: Контрольная работа (возможно более позднее окончание пары из-за продолжительности работы) по теме: "Введение в экономическую теорию. Потребление. Спрос и предложение, государственное вмешательство. Эластичность". Домашняя контрольная работа по теме: "КПВ. Полезность. Рыночное равновесие. Государственное вмешательство. Эластичность". |
8 | 21.11.2022 | Теория фирмы. Рынок труда | Первая пара: Лекция. Понятие фирмы. Цели и задачи фирмы.
Основные типы фирм. Доход, издержки и прибыль фирмы. Виды издержек:
экономические и бухгалтерские. Общие, средние и предельные издержки фирмы, их
вывод из производственной функции. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
Рентабельность производства. Рынки факторов производства: труда и капитала.
Спрос фирмы на факторы производства. Рынок труда: особенности спроса,
предложения, конкуренции и издержек фирмы. Ставка заработной платы. Вторая пара: Семинар. Общие, средние и предельные величины в экономике. Решение задач по экономике труда, на равновесие рынка факторов производства. |
9 | 28.11.2022 | Рыночные структуры - 1 | Первая пара: Лекция. Конкурентная среда. Ценовая и неценовая
конкуренция. Понятие рыночной структуры и рыночной власти. Критерии
определения рыночной структуры. Издержки фирмы в долгосрочном периоде.
Максимизация прибыли фирмой на рынке совершенной конкуренции. Вторая пара: Семинар. Издержки фирмы и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке. |
10 | 05.12.2022 | Рыночные структуры - 2 | Первая пара: Лекция. Максимизация прибыли фирмой-монополистом.
Виды монополий: закрытые, естественные и открытые. Дискриминация.
Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Вторая пара: Семинар. Решение задач на монополию. Сравнение монополии с конкуренцией. Задачи на дискриминацию на рынке. |
11 | 12.12.2022 | Рыночные структуры - 3 | Первая пара: Лекция. Понятие игры. Представление игр с помощью
матриц. Линии реакций. Равновесие по Нэшу. Виды олигополий. Взаимодействие
фирм в условиях олигополии. Равновесие по Нэшу в олигополиях. Теоретический тест на лекции по темам: "Рынок труда. Совершенная конкуренция. Монополия". Вторая пара: Семинар. Решение задач по теории игр и олигополиям. |
12 | 19.12.2022 | Экзамен | Первая пара: Консультация к экзамену. Вторая пара: Экзамен (возможно более позднее окончание пары из-за продолжительности работы). |
13 | 26.12.2022 | Пересдача | Пересдача |
02.01.2023 | Новый год | ||
09.01.2023 | Новый год | ||
14 | 16.01.2023 | Пересдача | Вторая пересдача (если необходимо). |
15 | 23.01.2023 | Макроэкономика. Основные понятия. ВВП. Инфляция |
Первая пара: Лекция. Макроэкономические показатели. Функции
экономических систем. ВВП и ВНП. Методы подсчета ВВП по доходам, расходам и
добавленной стоимости. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП, ИПЦ.
Инфляция. Виды и причины инфляции. Количественные показатели инфляции.
Понятие и показатели экономического роста. Типы экономического роста.
Источники экономического роста. Экономические циклы: циклы деловой активности
(бизнес-циклы), большие циклы Кондратьева. Причины циклического
развития. Вторая пара: Семинар. Решение задач на расчёт ВВП, индексов и темпов инфляции. |
16 | 30.01.2023 | Денежный рынок. Кредитно-банковская система |
Первая пара: Лекция. Деньги. Функции денег. Денежная масса.
Ликвидность. Закон денежного обращения (уравнение Фишера). Денежный рынок.
Структура кредитно-банковской системы. Кредитно-денежный мультипликатор.
Банковский мультипликатор. Ставка рефинансирования. Вторая пара: Семинар. Расчёт величины денежной массы. Обсуждение уравнения Фишера. Задачи, решаемые банковским вкладчиком и самим банком. |
17 | 06.02.2023 | Дисконтирование и инвестиции | Первая пара: Лекция.
Кредит и кредитный процент. Депозит и депозитный процент. Номинальная
и реальная процентная ставка. Функция инвестиций. Простые и сложные проценты.
Дисконтирование. Элементы проектного анализа: понятия NPV, IRR. Виды ценных
бумаг. Акции и облигации. Дивиденды. Вторая пара: Семинар. Решение задач на простые и сложные проценты, эффективность (поиск NPV и IRR), дивиденды. |
18 | 13.02.2023 | Безработица | Первая пара: Лекция. Экономически активное и неактивное
население. Безработица и ее типы в зависимости от причин возникновения.
Естественная безработица. Уровень безработицы. Последствия безработицы. Закон
Оукена. Неравенство в доходах. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Теоретический тест на лекции по темам: "ВВП. Инфляция. Банковская система. Дисконтирование". Вторая пара: Семинар. Решение задач на безработицу и кривую Лоренца. |
19 | 20.02.2023 | Контрольная работа | Первая пара: Консультация к контрольной работе. Вторая пара: Контрольная работа (возможно более позднее окончание пары из-за продолжительности работы) по темам: "ВВП. Инфляция. Безработица. Банковская система. Инвестиции". Домашняя контрольная работа по теме: "ВВП. Инфляция. Безработица. Банковская система. Инвестиции". |
27.02.2023 | ВШ | ||
20 | 06.03.2023 | Модель AD-AS | Первая пара: Лекция. Модель AD-AS. Совокупный спрос, факторы
совокупного спроса. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном
периодах. Равновесие в модели AD-AS. Шоки совокупного спроса и совокупного
предложения. Вторая пара: Семинар. Построение графиков совокупного спроса. Решение задач на равновесие в модели AD-AS. |
21 | 13.03.2023 | Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика | Первая пара: Лекция. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика:
цели, инструменты, проблемы осуществления. Последствия бюджетно-налоговой
политики. Кредитно-денежная (монетарная) политика: сущность, цели и методы
кредитно-денежной политики. Изменение учетной ставки. Последствия
кредитно-денежной политики. Переход от краткосрочного равновесия к
долгосрочному. Вторая пара: Семинар. Решение задач с применением государственной политики. Государственная политика в рамках модели AD-AS. |
22 | 20.03.2023 | Международная экономика | Первая пара: Лекция. Теория абсолютных и сравнительных
преимуществ. КТВ. Международная торговля: влияние на рыночное равновесие
тарифов и субсидий. Понятие валютного курса: прямой и обратный, плавающий и
фиксированный валютные курсы. Вторая пара: Семинар. Внешнеторговые ограничения. Выгоды международной торговли. КТВ (линейный случай). Обсуждение понятия валютного курса, решение задач. |
23 | 27.03.2023 | Внешние эффекты, общественные блага | Первая пара: Лекция. Общественные блага. Проблема безбилетника.
Внешние эффекты. Провалы рынка. Асимметрия информации. Подходы к решению
качественных задач. Теоретический тест на лекции по темам: "Экономическая политика государства. Международная торговля". Вторая пара: Семинар. Решение задач на общественные блага и внешние эффекты. Обсуждение несовершенного рынка. |
24 | 03.04.2023 | Турнир | Первая пара: экономическая версия "Что? Где?
Когда?" Вторая пара: Консультация перед экзаменом. |
25 | 10.04.2023 | Экзамен | Экзамен (возможно более позднее окончание пары из-за продолжительности работы). |
26 | 17.04.2023 | Пересдача | Пересдача (если необходимо). |
27 | 24.04.2023 | Пересдача | Первая пара: Вторая пересдача (если необходимо). Вторая пара: Чаепитие |
Список литературы | |||
1 | Автономов В. С. (2001) Введение в экономику. М, «Вита-Пресс» | ||
2 | Азимов Л. Б. (1998) Преподавание курса «Введение в экономику» М., «Вита-Пресс» | ||
3 | Азимов Л. Б., Петрин Д. А. (1999) Экономика. М., Издательство АСТ | ||
4 | Бойко М., (2015) Азы экономики, М: Издатель "Книга по требованию" | ||
5 | Варианты вступительных тестов по обществознанию на экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова | ||
6 | Вэриан Х. Р. (1997) Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., «Юнити» | ||
7 | Гуреев С. (2014) Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распростроняют СМИ и политики - М. Манн, Иванов и Фербер | ||
8 | Иванов С. И. (2000) Основы экономической теории. М., «Вита-Пресс» | ||
9 | Ландсбург С. (2012) Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь. | ||
10 | Липсиц И. В. (1994) Экономика без тайн. М., «Вита-Пресс» | ||
11 | Макконнелл К. Р., Брю С. Л. (2001) Экономикс. М., «Инфра – М» | ||
12 | Матвеева Т. Ю. (2007) Введение в макроэкономику, «Издательский дом ГУ-ВШЭ» | ||
13 | Мицкевич А. А. (2000) Сборник заданий по экономике. М., «Вита –Пресс» | ||
14 | Мэнкью Г., Принципы Экономикс. — СПб: Питер Ком, 1999 | ||
15 | Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. (2001) Микроэкономика. М., «Дело», 2001 | ||
16 | Равичев С., Григорьев С. Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 классы | ||
17 | Равичев С., Григорьев С. Сборник текстовых задач по экономике. 8-11 классы. | ||
18 | Сакс Д. Д., Ларрен Ф. Б. (1996) Макроэкономика. Глобальный подход. М., «Дело». | ||
19 | Самуэльсон П., Нордхаус В. (2006) Economics.М. «Вильямс» | ||
20 | Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М.(2000) 50 лекций по микроэкономике, изд. «Экономическая школа» | ||
21 | Туманова Е.А., Шагас Н.Л (2006) Макроэкономика-2, изд-во МГУ | ||
22 | Фишер С., Дорнбуш Р. (2001) Макроэкономика | ||
23 | Хайман Д.Н.(1992) Современная микроэкономика: анализ и применение. М. "Финансы и статистика" |