Спецкурс
Юкатон
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-9
3 Тип курса зачётный только для 8-9-ти классников
4 Преподаватели Калашнов Ю. Н.
5 Стажёры Нет стажеров
6 Время проведения Среда 18:55 - 20:15
7 Цель курса Знакомство с основными концепциями финансовой грамотности и правилами управления личными финансами в различных жизненных ситуациях
8 Задачи курса 1. Изучение основных понятий и концепций финансовой грамотности
2. Освоение базовых навыков в области управления личными финансами (применения инструментов учета денег, их экономии, накопления и т.п. на практике)
3. Рассмотрение конкретных ситуаций, связанных с решением задач в области личных финансов (внешние: экономический кризис, инфляция, падение курса национальной валюты и т.д.; внутренние: искушение пирамидой, финансовым пузырем, рекламой и т.д.)
4. Формулровка индивидуальных правил грамотного финансового поведения
9 Особенности курса Финансовая грамотность -- все еще редкий гость в большинстве школ. В лучшем случае это факультатив или какие-то элементы правил грамотного финансового поведения в рамках классических школьных предметов (обществознание, математика и т.п.). Предлагаемый курс -- это не просто обзор основных понятий и концепций финансовой грамотности, это рассмотрение конкретных исторических примеров и ситуаций. Можно назвать его межпредметным дополнением к истории и обществознанию.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Занятие обычно включает следующие этапы:
1. Небольшой вводный рассказ преподавателя (описание базового термина или концепции, которая будет рассмативаться на занятии: доходы, расходы, сбережения, кризис, пирамида, пузырь и т.п.), Возможно выполение на данном этапе небольших промежуточных заданий.
2. Самостоятельное выполнение большого (основного) задания, которое, как правило, связано с самостоятельным поиском источников в интернете или изучением материалов, предложенных преподавателем
3. Презентация и обсуждение решений
4. Рефлексия
11 Целевая аудитория Курс адресован тем, кто хочет познакомиться с правилами грамотного финансового поведения (управления личными финансами) и любит историю. 
12 Краткое описание курса Курс финансовой грамотности, посвященный изучению базовых концепций управления личными финансами и их применению в жизни (на конкретных исторических примерах)
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Предварительного отбора нет (курс не предполагает наличие каких-то специальных вводных знаний). Если придет больше -- справимся.
15 Формы контроля и
система отчётности
Форма контроля -- зачет по результатам выполения промежуточных контрольных заданий. Всего 5 заданий; за успешное выполение каждого задания можно получить 1 балл. Еще по 1 баллу можно получить за текущую работу на занятиях (по 1 баллу за семестр). Для получения зачета необходимо набрать 5 баллов: то есть, например, активно работать на занятиях в течение двух семестров (2 балла) и успешно выполнить три из пяти заданий (еще 3 балла).
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид Формат курса -- гибрид
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 05.10.2022 Знакомство Харкнесс-семинар "Финансовая грамотность и категорический императив Канта, или При чем тут этика"
2 12.10.2022 Базовые конпепции Мечты и финансовые цели
3 19.10.2022 Базовые конпепции Личные расходы и инструменты экономии
4 26.10.2022 Базовые конпепции Личные сбережения и инструменты накопления
5 02.11.2022 Базовые конпепции Кредиты и инструменты выхода из долгового кризиса
6 09.11.2022 Базовые конпепции Ментальные способы учета денег (ведения личного бюджета)
7 16.11.2022 Базовые конпепции Бюджет движения денежных средств (ДДС)
8 23.11.2022 Базовые конпепции Бюджет доходов и расходов (БДР)
9 30.11.2022 Базовые конпепции Контрольная работа № 1: эссе "Если бы я был папой (была мамой)"
10 07.12.2022 Базовые конпепции Как выбрать банк (часть 1)
11 14.12.2022 Базовые конпепции Как выбрать банк (часть 2)
12 21.12.2022 Базовые конпепции Принципы работы страховых компаний
13 28.12.2022 Базовые конпепции Контрольная работа № 2: выбор страховой компании
  04.01.2023    
  11.01.2023    
14 18.01.2023 Базовые конпепции Контрольная работа № 3: защита личного бюджета
15 25.01.2023 Финансовые искушения 16 факторов благосостояния (по Мухаммаду Юнусу)
16 01.02.2023 Финансовые искушения Как работает реклама (часть 1. психологические типы)
17 08.02.2023 Финансовые искушения Как работает реклама (часть 2. инструменты воздействия)
18 15.02.2023 Финансовые искушения Правила грамотного финансового поведения (по Пушкину, Бекингему и Болотову)
  22.02.2023    
19 01.03.2023 Финансовые искушения Признаки финансовой пирамиды
20 08.03.2023 Финансовые искушения Признаки финансового пузыря
21 15.03.2023 Финансовые искушения Дебаты "Система Ло -- это пузырь или пирамида?"
22 22.03.2023 Финансовые искушения Как бороться с асимметрией информации
23 29.03.2023 Финансовые искушения Контрольная работа № 4: дебаты "Я выбираю религию"
24 05.04.2023 Финансовые вызовы Лица Великой депрессии
25 12.04.2023 Финансовые вызовы Опыт кризисов 1998 и 2008 годов
26 19.04.2023 Финансовые вызовы Как сберечь накопления в период гиперинфляция
27 26.04.2023 Финансовые вызовы Контрольная работа № 5: защита индивидуальных правил грамотного финансвого поведения
  03.05.2023    
  10.05.2023    
  17.05.2023    
  24.05.2023    
  31.05.2023    
  07.06.2023    
  14.06.2023    
  21.06.2023    
  28.06.2023    
Список литературы
1 Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов / [Худокормов А. Г., Дроздов В. В., Калмычкова Е. Н. и др.] ; под ред. Ю. Н. Калашнова при участии К. В. Левушкина. — М.: Из-во Юрия Калашнова, АйТи Агентство ОС3, 2018. — ISBN  978-5-6040376-1-4 (эл.).
2 Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Методическое пособие / [Левушкин К. В., Любушкин Д. С.]. — М.: Из-во Юрия Калашнова, АйТи Агентство ОС3, 2018. — ISBN  978-5-6040376-2-1 (эл.).
3 Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Формирование финансовой грамотности у учащихся 5–11 классов на уроках истории (истории России и всеобщей истории)". -- М.: РАНХиГС, 2022 (эл.)