Спецкурс
Теория Игр
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Математика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный только для 10-11-ти классников
4 Преподаватели Синякова Екатерина, Локтионова Алина
5 Стажёры нет
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Обучить школьников выявлению и анализу  базовых моделей теории игр
8 Задачи курса 1. Разобрать базовые теоретико-игровые модели;
2. Создать стимулы для развития теоретико-игрового мышления посредством творческих заданий, разнообразных примеров и исследований;
3. Обучить слушателей практическим навыкам по решению базовых алгоритмов
9 Особенности курса Разнообразие видов деятельности (решение задач, проведение мини-экспериментов, выполнение творческих заданий, взаимодействие слушателей и возможность командной работы, просмотр дополнительных видеоматериалов) и широкая дифференциация заданий по уровню сложности. Не предполагает формирование серьезной математической базы
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Типы занятий в каждом семестре:
1) Лекционный формат. Объяснение теоретических моделей и базовых алгоритмов их решения преподавателями;
2) Интерактивный формат. Проведение простых экспериментов для лучшего усвоения материала, взаимодействие школьников;
3) Формат семинаров. Обсуждение сложных моментов домашнего задания, решение задач по новой теме;
4) Контроль: тесты и контрольные работы. Школьники демонстрируют свое знание материала;
5) Экзамен
11 Целевая аудитория Курс предназначен для школьников 10-11 классов, проявляющих интерес к теории игр, готовых уделять занятиям достаточно времени. Девятиклассники могут выбрать курс в качестве факультативного (отдельные случаи могут быть рассмотрены в виде исключения). Знание основ микроэкономики и теории вероятностей приветствуется, но не является необходимым
12 Краткое описание курса Практический курс по теории игр c применением интерактивного формата
13 Количество слушателей до 10 человек
14 Отбор При необходимости (если школьников окажется больше заявленного числа), первое домашнее задание будет использовано в качестве инструмента отбора
15 Формы контроля и
система отчётности
В каждом семестре:
Контрольные работы/тесты - 25 баллов
Семинары (в том числе творческие задания) - 25 баллов
Домашние задания - 20 баллов
Экзамен - 30 баллов
Также будет предоставлена возможность получения дополнительных баллов (за решение дополнительных нестандартных задачек на контрольных работах и тестах)
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Курс по возможности будет проходить оффлайн
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 06.10.2022 Вводное занятие
Знакомство с теорией игр. Классификация игровых моделей и базовые примеры
Вводная часть: рассказ об устройстве курса, знакомство со слушателями.
Содержательная часть:
1) Краткий экскурс в историю развития теории игр;
2) Основные понятия теории игр и классификация игровых моделей;
3) Общее знание. Классический пример игры
2 13.10.2022 Доминирование. Равновесие по Нэшу в чистых стратегиях 1) Мини-игра (вариация дилеммы заключенных);
2) Парето-оптимальность и Парето-доминирование;
3) Равновесие по Нэшу (в чистых стратегиях);
4) Разбор дилеммы заключенных
3 20.10.2022 Равновесие по Нэшу в чистых стратегиях 1) Кейнсианский конкурс красоты;
2) Задача про медианного избирателя;
3) Понятие наилучшего ответа. Отображение наилучшего ответа
4 27.10.2022 Равновесие по Нэшу в чистых стратегиях 1) Мини-игра (дележ доллара);
2) Решение задач на отображение наилучшего ответа;
3) Трагедия общин и теорема о невозможности демократии
5 03.11.2022 Контрольная работа Контрольная работа по пройденному материалу (содержит задачи на прменение базовых алгоритмов и 1-2 задания на дополнительные баллы)
6 10.11.2022 Решение игр в смешанных стратегиях 1) Вероятность. Понятие математического ожидания (дискретной случайной величины);
2) Понятие смешанного расширения игры;
3) Основные свойства смешанных стратегий
7 17.11.2022 Решение игр в смешанных стратегиях 1) Повторение свойств смешанных стратегий;
2) Решение игр в смешанных стратегиях;
3) Метод стакана

8 24.11.2022 Матричные игры + тест на решение игр в смешанных стратегиях 1) Понятие антагонистической игры;
2) "Камень, ножницы, бумага" как антагонистическая игра и ее вариации;
3) Небольшой тест на решение игр в смешанных стратегиях (остальное войдёт в экзамен)
9 01.12.2022 Динамические игры 1) Разбор теста;
2) Понятие динамической игры, представление игры в развёрнутой форме;
3) Решение игры с помощью обратной индукции
10 08.12.2022 Дополнительное занятие 1) Теория игр в экономике: выбор издержек в условиях конкуренции;
2) Теория игр в реальной жизни: разбор стратегий участников реалити-шоу;
3) Теория игр: поступление в вузы по результатам ЕГЭ;
4) Проверка творческого задания (примеры школьников на основе разобранных моделей)
11 15.12.2022 Консультация  Повторение материала перед экзаменом
  22.12.2022 Экзамен  
  29.12.2022 Пересдача. Чаепитие  
  05.01.2023    
  12.01.2023    
  19.01.2023    
  26.01.2023    
12 02.02.2023 Динамические игры 1) Понятие игры с несовершенной информацией;
2) Сравнение игры в матричной и развернутой форме;
3) Равновесие, совершенное в подыграх;
4) Понятие недостоверной угрозы (недостоверного обещания)
13 09.02.2023 Поведенческие стратегии 1) Условная вероятность. Формула Байеса;
2) Понятие поведенческой стратегии. Нахождение поведенческой стратегии по заданной смешанной
14 16.02.2023 Динамические игры 1) Обобщение пройденного материала по динамическим играм;
2) Отработка решения задач
  23.02.2023    
15 02.03.2023 Статические игры с неполной информацией 1) Статические игры с неполной информацией: понятие, элементы игры, базовые примеры
2) Решение статических игр с неполной информацией как динамических игр с несовершенной информацией
16 09.03.2023 Контрольная работа Решение динамических игр
17 16.03.2023   Разбор предложенных школьниками кейсов. Если школьники не захотят проявить инициативу:
1) Разбор контрольной работы;
2) Обсуждение нестандартных примеров динамических игр;
3) Задача о марьяже
18 23.03.2023 Кооперативные игры 1) Разбор контрольной работы;
2) Понятие и особенности кооперативных игр;
3) С-ядро и вектор Шепли. Основные аксиомы;
4) Формула Шепли
19 30.03.2023 Кооперативные игры 1) Решение задач на применение формулы Шепли;
2) Объяснение творческого задания
20 06.04.2023 Дополнительное занятие 1) Небольшой тест на кооперативные игры;
2) Игра в доверие. Взаимодейстие школьников и анализ результатов. Знакомство с вариациями и результатими экспериментов;
3) Краткий экскурс в проблему (обсуждение рациональности и не эгоистического поведения)
21 13.04.2023 Консультация 1) Разбор теста;
2) Обсуждение творческого задания и выставление итоговых баллов за курс;
3) В оставшееся время - ответы на вопросы, повторение сложных моментов курса перед экзаменом
  20.04.2023 Экзамен  
  27.04.2023 Пересдача и чаепитие  
  04.05.2023    
  11.05.2023    
  18.05.2023    
  25.05.2023    
  01.06.2023    
  08.06.2023    
  15.06.2023    
  22.06.2023    
  29.06.2023    
Список литературы
1 А. Ю.Челноков, Теория Игр, Москва, 2016 
2 An Introduction to Game Theory by Martin J. Osborne, 2000
3 А.Диксит и Б.Нейлбафф, Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни, 2021
4 Дополнительные материалы: статьи, видеоразборы примеров, интерактивные приложения (например, мини-игра evolution of trust)