Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 8-11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Азимов Леонид | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Вторник 17:20 - 18:40 | ||||
7 | Цель курса | Знакомство школьников с базовыми экономическими идеями, подходами экономистов к анализу ситуации и принятию решений | ||||
8 | Задачи курса | 1. Рассмотреть процесс экономического выбора 2. Объяснить логику определения цен и затрат на основе альтернативной стоимости 3. Продемонстрировать выгоды и преимущества специализации и обмена 4. Объяснить механизмы работы рынка 5. Рассмотреть ситуации провалов рынка |
||||
9 | Особенности курса | Курс довольно далек от систематического изложения основ экономической теории, это приглашение к размышлению, а не к заучиванию. Хотелось бы скорее выработать общий подход, чем напичкать слушателей разнообразной информацией. | ||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Дистанционное занятие в Zoom, с активным вовлечением слушателей в обсуждение. Обязательным требованием будет участие в занятиях с подключенными камерой и микрофоном | ||||
11 | Целевая аудитория | Курс рассчитан на школьников, которые начинают знакомство с экономикой, либо хотят упорядочить имеющиеся у них начальные знания и разобраться в особенностях экономического взгляда на явления повседневной жизни. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс знакомит школьников с базовыми экономическими понятиями, дает возможность попрактиковаться в анализе и оценке различных ситуаций с позиций экономиста | ||||
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | ||||
14 | Отбор | Предварительный отбор не предусмотрен | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Структура годовой (итоговой) оценки: - работа на занятии и домашние задания (40%) - эссе/исследовательская работа/аналитическая записка (30%) - экзамен (30%) |
||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Курс будет читаться исключительно онлайн в течение всего года. Для обмена информацией, размещения и сбора заданий будут использоваться Google Classroom и группа в ВК | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Третий сезон чтения курса. Структура и логика остаются неизменными, кейсы и примеры для обсуждения обновляются. | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 04.10.2022 | Введение | Кто такие экономисты, в чем особенность экономического взгляда на вещи? Отличие в системе координат экономиста, инженера, социального и эко-активиста, госчиновника. Кейс "Монгольские тепловозы - капремонт или замена?" | |||
2 | 11.10.2022 | Потребности и выбор | Потребности и ресурсы. Многообразие потребностей - нужно расставлять приоритеты. Ресурсы для удовлетворения потребностей и их комбинации. Ресурсные ограничения. Многообразие вариантов удовлетворения потребностей и связанных с этим затрат. | |||
3 | 18.10.2022 | Потребности и выбор | Кейс "Делаем ремонт" | |||
4 | 25.10.2022 | Потребности и выбор | Как мы выбираем. Выбор одного = отказ от другого. Концепция альтернативной стоимости. Выбор на основании ранжирования по критериям. | |||
5 | 01.11.2022 | Потребности и выбор | Рациональный выбор в теории и на практике. Подростки против рациональности: недостаток самоконтроля или плохая оценка затрат, выгод и рисков? | |||
6 | 08.11.2022 | Потребности и выбор | Факторы, ограничивающие рациональность выбора. Проблемы восприятия информации, другие причины ошибок и искажений при выборе. | |||
7 | 15.11.2022 | Затраты и выгоды | Влияние затрат и выгод на оценку потребностей и выбор. Всегда ли работают экономические стимулы? Штрафы и безопасность дорожного движения. | |||
8 | 22.11.2022 | Затраты и выгоды | Кейс "Мусор на пляже" | |||
9 | 29.11.2022 | Затраты и выгоды | Затраты как оценка упущенных возможностей. Необратимые затраты. Достроить нельзя сломать. | |||
10 | 06.12.2022 | Затраты и выгоды | Экономика бесплатного. Треска, видеопираты и солнечная энергетика. | |||
11 | 13.12.2022 | Затраты и выгоды | Ценность и эффективность. Почему экономисты не всегда за технологический прогресс. | |||
#ССЫЛКА! | 20.12.2022 | Консультация | Обобщение тем, выносимых на контрольную работу в I семестре. Как писать курсовую работу: выбор темы, требования к логике и структуре изложения. | |||
#ССЫЛКА! | 27.12.2022 | Экзамен | Семестровая контрольная работа | |||
03.01.2023 | ||||||
10.01.2023 | ||||||
#ССЫЛКА! | 17.01.2023 | Обмен | Специализация и разделение труда. Абсолютное и сравнительное преимущество. Возможен ли эквивалентный обмен? Как обмен создает богатство | |||
#ССЫЛКА! | 24.01.2023 | Обмен | Посредники, спекулянты, агрегаторы - зачем они нужны? Как Голландия покорила мировой цветочный рынок | |||
#ССЫЛКА! | 31.01.2023 | Рынок и цены | Изменяющиеся рынки: ритейл. Смерть моллов, развитие электронных торговых площадок (маркетплейсов) | |||
#ССЫЛКА! | 07.02.2023 | Рынок и цены | Рынок такси: игра по правилам и без правил. Стоило ли ждать человечности от Трэвиса Каланика? | |||
#ССЫЛКА! | 14.02.2023 | Рынок и цены | Цены как сигналы. Нащупывание равновесия на рынке. | |||
#ССЫЛКА! | 21.02.2023 | Рынок и цены | Конкуренция и контроль над ценами. Надо ли бороться с монополией? | |||
#ССЫЛКА! | 28.02.2023 | Человек и фирма | Производственные ресурсы. Производительность. Трансакционные издержки и размеры фирмы. | |||
#ССЫЛКА! | 07.03.2023 | Человек и фирма | Зачем нужны экономисты. Что считать и как не просчитаться. Практикум "Бизнес Глафиры". | |||
#ССЫЛКА! | 14.03.2023 | Человек и фирма | Образование и рынок труда. На что ориентироваться? | |||
#ССЫЛКА! | 21.03.2023 | Общественная экономика | Общественные блага. Почему трудно оценить эффективность строительства новой железной дороги. | |||
#ССЫЛКА! | 28.03.2023 | Общественная экономика | Как договариваться? Проблема безбилетника в садовом товариществе. | |||
#ССЫЛКА! | 04.04.2023 | Общественная экономика | Что может и чего не может государство? | |||
#ССЫЛКА! | 11.04.2023 | Курсовая | Обсуждение и защита курсовых работ | |||
#ССЫЛКА! | 18.04.2023 | Консультация | Обобщение тем, выносимых на итоговую контрольную работу | |||
#ССЫЛКА! | 25.04.2023 | Экзамен | Итоговая контрольная работа | |||
#ССЫЛКА! | 02.05.2023 | Пересдача | ||||
09.05.2023 | ||||||
16.05.2023 | ||||||
23.05.2023 | ||||||
30.05.2023 | ||||||
06.06.2023 | ||||||
13.06.2023 | ||||||
20.06.2023 | ||||||
27.06.2023 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | П.Хейне "Экономический образ мышления" М., Catallaxy, 1991 | |||||
2 | А.Аузан "Экономика всего" М., 2017 | |||||
3 | С.Левитт, С.Дабнер "Фрикономика" М. 2007 | |||||
4 | С.Левитт, С.Дабнер "Суперфрикономика" М. 2010 | |||||
5 | В.Автономов "Введение в экономику" М., 2001 | |||||
6 | A Framework for Teaching Basic Economic Concepts. NCEE, NY, 1995 | |||||
7 | Учебное пособиепо финансовой грамотности ЭФ МГУ finuch.ru |