Спецкурс
ЛЬЗЯ
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели  Пугач Екатерина, Хватова Елена, Симоненко Дарья
5 Стажёры  
6 Время проведения Среда 18:55 - 20:15
7 Цель курса Расширить знания школьников в области истории изобразительного искусства
8 Задачи курса 1. Дать школьникам понимание общего хода развития изобразительного искусства XIX-XX веков
2. Развить умение интерпретировать произведения искусства, учитывая исторический контекст их создания
3. Познакомить школьников с выдающимися произведениями изобразительного искусства
4.  Создать понимание особенностей современного искусства 
9 Особенности курса В отличие от стандартных курсов истории искусства, курс специализируется исключительно на изобразительном искусстве XIX-XX веков
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) В начале занятия проводится проверочная работа, затем даётся новый материал (с использовнием презентаций)
11 Целевая аудитория Школьники 8-11 классов, желающие расширить свои знания в области истории изобразительного искусства
12 Краткое описание курса Курс по истории изобразительного искусства XIX-XX веков
13 Количество слушателей свыше 30 человек
14 Отбор не планируется
15 Формы контроля и
система отчётности
Экзамен 40%, ДЗ 30%, Проверочные работы 30%
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта Онлайн или гибрид в зависимости от ситуации с пандемией
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 06.10.2021 Искусство - это что?
1. Подходы к пониманию искусства от Античности до XX века: ремесло для продажи или гений творца?
2. Классическое VS Современное искусство: сравнение определений
3. Подходы к определению современного искусства и его хронологических рамок: в эпоху модерна, в эпоху авангарда, после концептуализма, в эпоху постмодерна

Классическое искусство: Академизм
1. История развития академизма
2. Основные принципы академизма
3. Рождение неоклассицизма
4. Ключевые художники:
- братья Карраччи - родоначальники академизма
- Ж.О.Д. Энгр: композиция вопреки достоверности
- Ж.Л. Давид: лаконичность, драматика, трагика, героика
- А. Кабанель
- У. Бугро
- П. Деларош
2 13.10.2021 Романтизм Романтизм:
1. История развития
2. Новая система ценностей, идеи Французской революции в искусство, призыв к раскрепощению сил ради идеалов
3. Ключевые художники:
- Э. Делакруа: Главный живописец французских революций 19 века. Разрушение канонов классицизма, сцены современной жизни
- Ф. Гойя: Звучность, насыщенность красок, любование жизнью. Сравнение с Веласкесом - стремление к честности изображение, нет прикрас императорской семьи. Исследование общественного бессознательного, психологизм в искусстве. Военная графика
- У. Тернер: Главный английский художник, живописец стихий. Изображение водных пейзажей, неспокойной погоды. Предпочтение цвета и световых приемов формам и границам
3 20.10.2021 Реализм Реализм:
1. История развития реализма
2. Стремление к максимально объективному изображению действительности, обращение искусства к жизни
3. Ключевые фигуры:
- Г. Курбе: Особая сатирическая инонация произведений
- Ж.Ф. Милле: Акцент на изображении крестьянской жизни
- Т. Сеньорини: Использование канонов классицизма, сатирическое изображение быта
4 27.10.2021 Первое противостояние академизму Назарейцы или Братство святого Луки:
1. История развития искусства назарейцев
2. Разочарование в неоклассицизме, желание возродить искусство через обращение к канонам итальянской живописи XIV-XV веков.
3. Ключевые фигуры:
- И.Ф.Овербек: отрыв от мирских радостей, внимание к религиозным сюжетам
- Ф. Пфорр: исторические сюжеты, традиции христианского символизма

Прерафаэлиты:
1. История развития искусства прерафаэлитов
2. Протест против чопорных традиций викторианской эпохи. Вдохновение художниками Раннего Возрождения и творчеством Шекспира
3. Живопись:
- А. Россети: Эстетизм, стилизация форм, культ красоты, витражи
- У. Моррис: Любовь к старине, легендам, сказаниям. Яркие краски, интенсивные эмоции
- Д.Э. Милле: Обращение к эстетическим и этическим идеалам Средневековья Натуралистическая достоверность. Литературные и религиозные сюжеты  
- Роль Д. Рёскина в творчестве прерафаэлитов
5 03.11.2021 Импрессионизм 1. История развития импрессионизма, выставка Отверженных
2. Изображение впечатления от сиюминутного мгновения, распространенность пейзажей, актуальность пастельных тонов и отрывистых мазков
3. Ключевые фигуры:
- Э. Мане: Переход от реализма к импрессионизму
- К. Моне: Карикатурные портреты обучение у Будена. Творчество в Аржантей, Живерни. Линии, пейзажи и архитектура в творчестве художника
- Балерины и прачки Э. Дега, фотографическая композиция
- М. Кассат: Внимание к линии, смелые перспективы, интимные домашние сцены
- К. Писсарро: Акцент на свет и воздух в творчестве, необычные ракурсы, городские пейзажи
- А. Сислей: Тишина и умиротворенность мира
- П.О. Ренуар: “Милая” живопись, особые приемы обращения со светом, цветом и движением объектов
6 10.11.2021 Постимпрессионизм 1. История развития искусства постимпрессионистов
2. Отказ от принципов импрессионизма, отсутствие единого стиля, индивидуальные черты и подходы к творчеству. Искусство, являющееся точкой опоры для ключевых направлений XX века.
3. Ключевые художники:
- П. Гоген: Голубой период, розовый период, таитянские периоды, влияние на фовизм
- П. Сезанн: Призывал «раскладывать» предметы на шары, конусы, влияние на кубизм
7 17.11.2021 Постимпрессионизм и Ар-нуво (продолжение Постимпрессионизма)
1. Ключевые художники:
- Ван Гог: Использование экспрессивных цветов, эмоциональная насыщенность, символическое значение цвета, сочетание разных техник на одной работе, влияние на эксрессионизм

Ар-нуво
1. История развития ар-нуво
2. Внедрение в живопись дополнительных материалов, золотые полотна, депрессивные сюжеты и истории любви. Плоское изображение,
плавность линий, округлость, обилие орнаментов, восточные мотивы в сюжетах
4. Венский сецеонизм
- А. Муха: Смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров
- Г. Климт: Объемная моделировка тел на плоском орнаментальном фоне, декоративная стилизация, научные открытия на полотк
8 24.11.2021 Экспрессионизм 1. История развития эспрессионизма
2. Выведение идей импрессионизма на максимум, экспресия чувств, искусство о жизни с болью, мучениями и накалом страстей
3. Ключевые художники:
- Ван Гог как родоначальник направления
- Э. Мунк: мрачные настроения, роковая любовь, мистика, грешницы в образе святых, манера "незаконченных картин"
- Ф. Бэкон: мастер фигуративной живописи, основная тема работ - человеческое тело, выраженное искаженно, заключенное в геометрические фигуры
- А. Модильяни: скульптор в живописи и графике, "слепые" глаза, плоские лица, чувственность, эростизм и отрешенность моделей
- Э. Шиле: влияние творчества Г.Климта, тема смерти и зарождающейся жизни, тяготение к обнаженной натуре 
9 01.12.2021 Фовизм 1. История развития фовизма
2. Дикое искусство, буйство синих, красных, желтых красок, создание картин как независимых объектов без внимания к сюжету, нарушение законов перспективы, но выражение глубины пространства цветом
3. Ключевые художники:
- П. Гоген как родоначальник направления
- А. Матисс: особая техника использования цвета, пластическая живопись
- М. Шагал: первый период, влияние Рериха
- К. Малевич: ранний период в творчестве 
10 08.12.2021 Кубизм 1. История развития кубизма: ранний, аналитический, синтетический кубизм
2. Обращение к примитивному искусству Африки; строгие формы, акцент на заключенной в предмете фигуре, глубина пространства через разные плоскости предмета
3. Ключевые художники:
- П. Сезанн как родоначальник направления
- П. Пикассо: африканский, голубой и розовый периоды, отвержение канонов натурализма, анализ форм, дробление целого на геометрические фигуры, свобода в экспериментах с разными стилями
- М. Шагал: сентиментальность, яркость палитры
- Х. Грис: коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет
- К. Малевич: ранний период торчества
11 15.12.2021 Рождение абстракционизма Футуризм:
1. История развития футуризма, в России - кубофуризм
2. Искусство, направленное в будущее, скорость, динамика мира, воспевание техники. Заимствование ярких цветов из фовизма и строгих форм из кубизма
3. Время манифестов, футуристические выставки
4. Ключевые фигуры:
- К. Малевич: русский авангард, алогизм форм
5. Опера "Победа над солнцем" Малевич, Матюшин, Кручёных- искусство побеждает природу

Абстракционизм:
1. Рождение абстракционизма. Супрематизм
2. Чистое искусство, искусство ради самого себя, логичное завершение процесса отказа от реального мира в искусстве
3. Философия начала XXв.: Ницше, Сартр
4. Ключевые художники:
- К. Малевич: приход к супрематизму, переворот мира искусства
- В. Кандинский: от импрессионистического стиля к супрематизму, музыкальная живопись
4. Ключевая работа:
- "Черный супрематический квадрат": икона нового искусства, точка в старом, рождение нового стиля, квазирелигии
  22.12.2021 Экзамен  
  29.12.2021 Пересдача   
  05.01.2022    
  12.01.2022    
  19.01.2022    
12 26.01.2022 Абстракционизм 1. История развития абстракционизма
2. Многообразие абстракционизма
3. Ключевые художники:
- Х. аф Клинт: изобретение абстрактного искусства в культурной изоляции
- В. Кандинский: "духовный импрессионизм", исследования влияние цветов на  зрителя
- П.К. Мондриан: стремление к предельно ясному и структурному искусству, отражающему законы мироздания, изучение основных цветов
- Б. Николсон:  поиск "высшей реальности", изучение форм круга и прямоугольника
13 02.02.2022 Абстрактный экспрессионизм 1. История развития абстрактного экспрессионизма
2. "Живопись действия", опора на идеи Кандинского, Мондриана, стремление прорваться через мистические воззрения сквозь завесу видимости к высшим истинам
3. Ключевые художники:
- Д. Поллок: идеолог и лидер направления, путь от сюрреализма к абстрактному экспрессионизму, вдохновение примитивным искусством китая и ритуалами индейцев
- Л. Краснер: серия коллажей из обрывков непроданных полотен и неудачных картин
- Х. Франкенталер: стиль soak-stain techique
14 09.02.2022 Сюрреализм 1. История развития сюрреализма
2. Культивирование "божественного безумия", искусство  ирреальности, акцент на парадоксальное сочетание форм и аллюзии, спор с идеями футуризма - не бежать к будущему, а осмылить прошлое и настоящее
3. "Манифест сюрреализма" и основные тезисы
4. Философия в основе сюрреализма: от Платона до Канта и Гегеля
5. Ключевые художники:
- Д. де Кирико: паралельно Кандинскому создает сюрреализм, обращается к истории Италии
- С. Дали: параноидально-критический метод, сремление к свободе через восстание против общепринятого нормального
15 16.02.2022 Сюрреализм Ключевые художники (продолжение):
- Р. Магритт: интеллектуальное напряжение, тщательноая проработка эскизов и неоднозначность сюжетов
- М. Рэй: разрушение привычного образа тела, эстетика бесформенного, двойственность образа
- Ф. Кало: автопортреты как автобиография, творчество о страданиях и желании жить
16 23.02.2022 Дадаизм 1. История развития дадизма
2. Противопоставление мира искусства миру изделий машинного производства, желание художников выразить "движение человечесткой руки", ирония над "серьзным" искусством
3. Ключевые художники:
- М. Дюшан: искусство "ready-made"
- П. Сулаж:
- Ф. Клайн: привличение внимания зрителя к хол
- Ж. Арп
- Р. Хаусманн
4. Ключевая работа:
- "Фонтан": "ничто не отображает предмет лучше, чем сам предмет"
17 02.03.2022 Баухаус 1. История развития Баухауса
2. Функциональность, изучение психофизического воз действия различных форм и материалов на чело века, объединение искусства и массового производства
3. Учебная программа в Баухасе в Веймаре
5. Ключевые работы:
- Здание Баухауса в Дессау
- Й. Хартвинг "Шахматы"
- О. Шлеммер Балет "Триада"
- М. Брейер "Стул Василий"
- П. Келер "Детская колыбель"
- Й. Поль "Гардероб на ролика"
  09.03.2022    
18 16.03.2022 Концептуальное искусство  Минимализм:
1. Культурно-исторический контекст 
2. Роль субъективного в картинах: ни биография, ни переживания, ни мировоззрение художника не имеют отношения к готовому объекту
3. Ключевые работы:
- Д. Джадд "Без названия"
- Ф. Стелла "Черная живопись"
- Д. Флавин "Без названия" (посвящение Барнетту Ньюману)
- И. Кляйн "Безымянный синий монохром"

Концептуальное искусство:
1. История развития концептуализма
2. Использование пояснительного текста к работе, отказ от значимости формы в пользу важности смысла, создание художественных объектов из любых доступных автору предметов
3. Философия стиля: С. Левитт "Приговор концептуального искусства", Э. Рейнхордт "12 правил новой академии"
4. Ключевые работы:
- Д. Кошут "Один и три стула"
- Х. Явашев "Проект Задрапированный Рейхстаг"
- И. Кабаков "Человек, улетевший в космос из своей комнаты"
- П. Мадзони "Дерьмо художника"

19 23.03.2022 Поп-арт 1. История развития поп-арта
2. Искусство о рекламе, о красивой картинки, за которой лишь"жестяная банка", высмеивание ценностей общества
3. Ключевык художники:
- Э. Уорхол: "homo universale", графика, создание логотипов, фотография
- Э. Рушей: текстовая живопись, использование нестандартных материалов
- М. Эскобар: скульптуры на остроциальные темы
- Д. Розенквист: создание абстрактных композиций с помощью искажения пропорций 
20 30.03.2022 Социальный реализм и Регионализм Социальный реализм:
1. История развития социального реализма
2. Стилистика графического репортажа с жесткой критикой общества, актуализация проблем
3. Ключевые художники:
- Р. Марш: изображение пагубных последствий политических и экономических трагедий своего времени
- Б. Шан: фиксация условий жизни обнищавших из-за Великой депрессии жителей провинции
- И. Бишоп
- У. Гроппер

Регионализм:
1. История развития регионализма
2. Реализм, ностальгические сюжеты, простлавление труда народа, заурядные сцены повседневности
3. Ключевые художники:
- Г. Вуд: опора на нидерландскую живопись XVI в., создание картины - национального символа
- Э.Хоппер: сумрачные виды, ощущение одиночества в полотная
- Ч. Бёрчфилд: фантастические пейзажи, безлюдные провинциальные американские города, ностальгические настроения
21 06.04.2022 Искусство действия  1. Искусство действия: перформанс, акция, (менее) боди-арт, хеппенинг, энвайронмент
2. История развития перформанса
3. Размывание границ между видами и материями искусства, между искусством и жизнью
4. Ключевые художники:
- Й. Оно: член международного движения “Флюксус”, абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений
- М. Абрамович: “бабушка искусства перфоманса”, исследует отношения между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума
- Я. Кусама: разработала фирменный орнамент из разноцветных или монохромных кружочков
- Б. Науман: бросает вызов традиционному представлению о том, что художник должен иметь один узнаваемый стиль
22 13.04.2022 резервная пара (если пара состоится)
Стрит-арт:
1. История развития стрит-арта
2. Искусство о возвращении города жителям, демократичное и с абсолютной публичностью
3. Ключевые художники:
- Ж. М. Баскиа: электрическая живопись, накал энергии и цвета, устрашающие изображения, христианская символика
- Бэнкси: высмеивание современного общества, бюрократической системы в граффити; искусство, принадлежащее всем; трафаретная техника
- К. Геми или С215: "французский ответ Бэнкси", трафаретная техника, коммерциализация стрит-арта
  20.04.2022 Итоговый экзамен  
  27.04.2022 Пересдача  
  04.05.2022    
  11.05.2022    
  18.05.2022    
  25.05.2022    
  01.06.2022    
  08.06.2022    
  15.06.2022    
  22.06.2022    
  29.06.2022    
Список литературы
1 "Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм" Х. Фостер 
2 "История искусства" Э.Г.Гомбрих
3 "…ИЗМЫ" С. Филлипс  
4 "Как понимать современное искусство и перестать его бояться" С. Гущин, А. Щуренков 
5 "Ключевые моменты в искусстве" Л. Чешир
6 "Модернизм и современное искусство" Э. Демпси
7 "Непонятное искусство" У. Гомперт 
8 "Пикассо", "Искусство перформанса. От футуризма до наших дней" Р. Голдберг 
9 "Современное искусство в деталях. Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное" С. Ходж
10 "Что скрывают шедевры. Искусства в леталях" К. Гровьер