Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 8-11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Пугач Екатерина, Хватова Елена, Симоненко Дарья | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Расширить знания школьников в области истории изобразительного искусства | ||||
8 | Задачи курса | 1. Дать школьникам понимание общего хода развития
изобразительного искусства XIX-XX веков 2. Развить умение интерпретировать произведения искусства, учитывая исторический контекст их создания 3. Познакомить школьников с выдающимися произведениями изобразительного искусства 4. Создать понимание особенностей современного искусства |
||||
9 | Особенности курса | В отличие от стандартных курсов истории искусства, курс специализируется исключительно на изобразительном искусстве XIX-XX веков | ||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | В начале занятия проводится проверочная работа, затем даётся новый материал (с использовнием презентаций) | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 8-11 классов, желающие расширить свои знания в области истории изобразительного искусства | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс по истории изобразительного искусства XIX-XX веков | ||||
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | ||||
14 | Отбор | не планируется | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Экзамен 40%, ДЗ 30%, Проверочные работы 30% | ||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта | Онлайн или гибрид в зависимости от ситуации с пандемией |
||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2021 | Искусство - это что? | 1. Подходы к пониманию искусства от Античности до XX века: ремесло для продажи или гений творца? 2. Классическое VS Современное искусство: сравнение определений 3. Подходы к определению современного искусства и его хронологических рамок: в эпоху модерна, в эпоху авангарда, после концептуализма, в эпоху постмодерна Классическое искусство: Академизм 1. История развития академизма 2. Основные принципы академизма 3. Рождение неоклассицизма 4. Ключевые художники: - братья Карраччи - родоначальники академизма - Ж.О.Д. Энгр: композиция вопреки достоверности - Ж.Л. Давид: лаконичность, драматика, трагика, героика - А. Кабанель - У. Бугро - П. Деларош |
|||
2 | 13.10.2021 | Романтизм | Романтизм: 1. История развития 2. Новая система ценностей, идеи Французской революции в искусство, призыв к раскрепощению сил ради идеалов 3. Ключевые художники: - Э. Делакруа: Главный живописец французских революций 19 века. Разрушение канонов классицизма, сцены современной жизни - Ф. Гойя: Звучность, насыщенность красок, любование жизнью. Сравнение с Веласкесом - стремление к честности изображение, нет прикрас императорской семьи. Исследование общественного бессознательного, психологизм в искусстве. Военная графика - У. Тернер: Главный английский художник, живописец стихий. Изображение водных пейзажей, неспокойной погоды. Предпочтение цвета и световых приемов формам и границам |
|||
3 | 20.10.2021 | Реализм | Реализм: 1. История развития реализма 2. Стремление к максимально объективному изображению действительности, обращение искусства к жизни 3. Ключевые фигуры: - Г. Курбе: Особая сатирическая инонация произведений - Ж.Ф. Милле: Акцент на изображении крестьянской жизни - Т. Сеньорини: Использование канонов классицизма, сатирическое изображение быта |
|||
4 | 27.10.2021 | Первое противостояние академизму | Назарейцы или Братство святого Луки: 1. История развития искусства назарейцев 2. Разочарование в неоклассицизме, желание возродить искусство через обращение к канонам итальянской живописи XIV-XV веков. 3. Ключевые фигуры: - И.Ф.Овербек: отрыв от мирских радостей, внимание к религиозным сюжетам - Ф. Пфорр: исторические сюжеты, традиции христианского символизма Прерафаэлиты: 1. История развития искусства прерафаэлитов 2. Протест против чопорных традиций викторианской эпохи. Вдохновение художниками Раннего Возрождения и творчеством Шекспира 3. Живопись: - А. Россети: Эстетизм, стилизация форм, культ красоты, витражи - У. Моррис: Любовь к старине, легендам, сказаниям. Яркие краски, интенсивные эмоции - Д.Э. Милле: Обращение к эстетическим и этическим идеалам Средневековья Натуралистическая достоверность. Литературные и религиозные сюжеты - Роль Д. Рёскина в творчестве прерафаэлитов |
|||
5 | 03.11.2021 | Импрессионизм | 1. История развития импрессионизма, выставка Отверженных 2. Изображение впечатления от сиюминутного мгновения, распространенность пейзажей, актуальность пастельных тонов и отрывистых мазков 3. Ключевые фигуры: - Э. Мане: Переход от реализма к импрессионизму - К. Моне: Карикатурные портреты обучение у Будена. Творчество в Аржантей, Живерни. Линии, пейзажи и архитектура в творчестве художника - Балерины и прачки Э. Дега, фотографическая композиция - М. Кассат: Внимание к линии, смелые перспективы, интимные домашние сцены - К. Писсарро: Акцент на свет и воздух в творчестве, необычные ракурсы, городские пейзажи - А. Сислей: Тишина и умиротворенность мира - П.О. Ренуар: “Милая” живопись, особые приемы обращения со светом, цветом и движением объектов |
|||
6 | 10.11.2021 | Постимпрессионизм | 1. История развития искусства постимпрессионистов 2. Отказ от принципов импрессионизма, отсутствие единого стиля, индивидуальные черты и подходы к творчеству. Искусство, являющееся точкой опоры для ключевых направлений XX века. 3. Ключевые художники: - П. Гоген: Голубой период, розовый период, таитянские периоды, влияние на фовизм - П. Сезанн: Призывал «раскладывать» предметы на шары, конусы, влияние на кубизм |
|||
7 | 17.11.2021 | Постимпрессионизм и Ар-нуво | (продолжение Постимпрессионизма) 1. Ключевые художники: - Ван Гог: Использование экспрессивных цветов, эмоциональная насыщенность, символическое значение цвета, сочетание разных техник на одной работе, влияние на эксрессионизм Ар-нуво 1. История развития ар-нуво 2. Внедрение в живопись дополнительных материалов, золотые полотна, депрессивные сюжеты и истории любви. Плоское изображение, плавность линий, округлость, обилие орнаментов, восточные мотивы в сюжетах 4. Венский сецеонизм - А. Муха: Смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров - Г. Климт: Объемная моделировка тел на плоском орнаментальном фоне, декоративная стилизация, научные открытия на полотк |
|||
8 | 24.11.2021 | Экспрессионизм | 1. История развития эспрессионизма 2. Выведение идей импрессионизма на максимум, экспресия чувств, искусство о жизни с болью, мучениями и накалом страстей 3. Ключевые художники: - Ван Гог как родоначальник направления - Э. Мунк: мрачные настроения, роковая любовь, мистика, грешницы в образе святых, манера "незаконченных картин" - Ф. Бэкон: мастер фигуративной живописи, основная тема работ - человеческое тело, выраженное искаженно, заключенное в геометрические фигуры - А. Модильяни: скульптор в живописи и графике, "слепые" глаза, плоские лица, чувственность, эростизм и отрешенность моделей - Э. Шиле: влияние творчества Г.Климта, тема смерти и зарождающейся жизни, тяготение к обнаженной натуре |
|||
9 | 01.12.2021 | Фовизм | 1. История развития фовизма 2. Дикое искусство, буйство синих, красных, желтых красок, создание картин как независимых объектов без внимания к сюжету, нарушение законов перспективы, но выражение глубины пространства цветом 3. Ключевые художники: - П. Гоген как родоначальник направления - А. Матисс: особая техника использования цвета, пластическая живопись - М. Шагал: первый период, влияние Рериха - К. Малевич: ранний период в творчестве |
|||
10 | 08.12.2021 | Кубизм | 1. История развития кубизма: ранний, аналитический,
синтетический кубизм 2. Обращение к примитивному искусству Африки; строгие формы, акцент на заключенной в предмете фигуре, глубина пространства через разные плоскости предмета 3. Ключевые художники: - П. Сезанн как родоначальник направления - П. Пикассо: африканский, голубой и розовый периоды, отвержение канонов натурализма, анализ форм, дробление целого на геометрические фигуры, свобода в экспериментах с разными стилями - М. Шагал: сентиментальность, яркость палитры - Х. Грис: коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет - К. Малевич: ранний период торчества |
|||
11 | 15.12.2021 | Рождение абстракционизма | Футуризм: 1. История развития футуризма, в России - кубофуризм 2. Искусство, направленное в будущее, скорость, динамика мира, воспевание техники. Заимствование ярких цветов из фовизма и строгих форм из кубизма 3. Время манифестов, футуристические выставки 4. Ключевые фигуры: - К. Малевич: русский авангард, алогизм форм 5. Опера "Победа над солнцем" Малевич, Матюшин, Кручёных- искусство побеждает природу Абстракционизм: 1. Рождение абстракционизма. Супрематизм 2. Чистое искусство, искусство ради самого себя, логичное завершение процесса отказа от реального мира в искусстве 3. Философия начала XXв.: Ницше, Сартр 4. Ключевые художники: - К. Малевич: приход к супрематизму, переворот мира искусства - В. Кандинский: от импрессионистического стиля к супрематизму, музыкальная живопись 4. Ключевая работа: - "Черный супрематический квадрат": икона нового искусства, точка в старом, рождение нового стиля, квазирелигии |
|||
22.12.2021 | Экзамен | |||||
29.12.2021 | Пересдача | |||||
05.01.2022 | ||||||
12.01.2022 | ||||||
19.01.2022 | ||||||
12 | 26.01.2022 | Абстракционизм | 1. История развития абстракционизма 2. Многообразие абстракционизма 3. Ключевые художники: - Х. аф Клинт: изобретение абстрактного искусства в культурной изоляции - В. Кандинский: "духовный импрессионизм", исследования влияние цветов на зрителя - П.К. Мондриан: стремление к предельно ясному и структурному искусству, отражающему законы мироздания, изучение основных цветов - Б. Николсон: поиск "высшей реальности", изучение форм круга и прямоугольника |
|||
13 | 02.02.2022 | Абстрактный экспрессионизм | 1. История развития абстрактного экспрессионизма 2. "Живопись действия", опора на идеи Кандинского, Мондриана, стремление прорваться через мистические воззрения сквозь завесу видимости к высшим истинам 3. Ключевые художники: - Д. Поллок: идеолог и лидер направления, путь от сюрреализма к абстрактному экспрессионизму, вдохновение примитивным искусством китая и ритуалами индейцев - Л. Краснер: серия коллажей из обрывков непроданных полотен и неудачных картин - Х. Франкенталер: стиль soak-stain techique |
|||
14 | 09.02.2022 | Сюрреализм | 1. История развития сюрреализма 2. Культивирование "божественного безумия", искусство ирреальности, акцент на парадоксальное сочетание форм и аллюзии, спор с идеями футуризма - не бежать к будущему, а осмылить прошлое и настоящее 3. "Манифест сюрреализма" и основные тезисы 4. Философия в основе сюрреализма: от Платона до Канта и Гегеля 5. Ключевые художники: - Д. де Кирико: паралельно Кандинскому создает сюрреализм, обращается к истории Италии - С. Дали: параноидально-критический метод, сремление к свободе через восстание против общепринятого нормального |
|||
15 | 16.02.2022 | Сюрреализм | Ключевые художники (продолжение): - Р. Магритт: интеллектуальное напряжение, тщательноая проработка эскизов и неоднозначность сюжетов - М. Рэй: разрушение привычного образа тела, эстетика бесформенного, двойственность образа - Ф. Кало: автопортреты как автобиография, творчество о страданиях и желании жить |
|||
16 | 23.02.2022 | Дадаизм | 1. История развития дадизма 2. Противопоставление мира искусства миру изделий машинного производства, желание художников выразить "движение человечесткой руки", ирония над "серьзным" искусством 3. Ключевые художники: - М. Дюшан: искусство "ready-made" - П. Сулаж: - Ф. Клайн: привличение внимания зрителя к хол - Ж. Арп - Р. Хаусманн 4. Ключевая работа: - "Фонтан": "ничто не отображает предмет лучше, чем сам предмет" |
|||
17 | 02.03.2022 | Баухаус | 1. История развития Баухауса 2. Функциональность, изучение психофизического воз действия различных форм и материалов на чело века, объединение искусства и массового производства 3. Учебная программа в Баухасе в Веймаре 5. Ключевые работы: - Здание Баухауса в Дессау - Й. Хартвинг "Шахматы" - О. Шлеммер Балет "Триада" - М. Брейер "Стул Василий" - П. Келер "Детская колыбель" - Й. Поль "Гардероб на ролика" |
|||
09.03.2022 | ||||||
18 | 16.03.2022 | Концептуальное искусство | Минимализм: 1. Культурно-исторический контекст 2. Роль субъективного в картинах: ни биография, ни переживания, ни мировоззрение художника не имеют отношения к готовому объекту 3. Ключевые работы: - Д. Джадд "Без названия" - Ф. Стелла "Черная живопись" - Д. Флавин "Без названия" (посвящение Барнетту Ньюману) - И. Кляйн "Безымянный синий монохром" Концептуальное искусство: 1. История развития концептуализма 2. Использование пояснительного текста к работе, отказ от значимости формы в пользу важности смысла, создание художественных объектов из любых доступных автору предметов 3. Философия стиля: С. Левитт "Приговор концептуального искусства", Э. Рейнхордт "12 правил новой академии" 4. Ключевые работы: - Д. Кошут "Один и три стула" - Х. Явашев "Проект Задрапированный Рейхстаг" - И. Кабаков "Человек, улетевший в космос из своей комнаты" - П. Мадзони "Дерьмо художника" |
|||
19 | 23.03.2022 | Поп-арт | 1. История развития поп-арта 2. Искусство о рекламе, о красивой картинки, за которой лишь"жестяная банка", высмеивание ценностей общества 3. Ключевык художники: - Э. Уорхол: "homo universale", графика, создание логотипов, фотография - Э. Рушей: текстовая живопись, использование нестандартных материалов - М. Эскобар: скульптуры на остроциальные темы - Д. Розенквист: создание абстрактных композиций с помощью искажения пропорций |
|||
20 | 30.03.2022 | Социальный реализм и Регионализм | Социальный реализм: 1. История развития социального реализма 2. Стилистика графического репортажа с жесткой критикой общества, актуализация проблем 3. Ключевые художники: - Р. Марш: изображение пагубных последствий политических и экономических трагедий своего времени - Б. Шан: фиксация условий жизни обнищавших из-за Великой депрессии жителей провинции - И. Бишоп - У. Гроппер Регионализм: 1. История развития регионализма 2. Реализм, ностальгические сюжеты, простлавление труда народа, заурядные сцены повседневности 3. Ключевые художники: - Г. Вуд: опора на нидерландскую живопись XVI в., создание картины - национального символа - Э.Хоппер: сумрачные виды, ощущение одиночества в полотная - Ч. Бёрчфилд: фантастические пейзажи, безлюдные провинциальные американские города, ностальгические настроения |
|||
21 | 06.04.2022 | Искусство действия | 1. Искусство действия: перформанс, акция, (менее) боди-арт,
хеппенинг, энвайронмент 2. История развития перформанса 3. Размывание границ между видами и материями искусства, между искусством и жизнью 4. Ключевые художники: - Й. Оно: член международного движения “Флюксус”, абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений - М. Абрамович: “бабушка искусства перфоманса”, исследует отношения между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума - Я. Кусама: разработала фирменный орнамент из разноцветных или монохромных кружочков - Б. Науман: бросает вызов традиционному представлению о том, что художник должен иметь один узнаваемый стиль |
|||
22 | 13.04.2022 | резервная пара | (если пара состоится) Стрит-арт: 1. История развития стрит-арта 2. Искусство о возвращении города жителям, демократичное и с абсолютной публичностью 3. Ключевые художники: - Ж. М. Баскиа: электрическая живопись, накал энергии и цвета, устрашающие изображения, христианская символика - Бэнкси: высмеивание современного общества, бюрократической системы в граффити; искусство, принадлежащее всем; трафаретная техника - К. Геми или С215: "французский ответ Бэнкси", трафаретная техника, коммерциализация стрит-арта |
|||
20.04.2022 | Итоговый экзамен | |||||
27.04.2022 | Пересдача | |||||
04.05.2022 | ||||||
11.05.2022 | ||||||
18.05.2022 | ||||||
25.05.2022 | ||||||
01.06.2022 | ||||||
08.06.2022 | ||||||
15.06.2022 | ||||||
22.06.2022 | ||||||
29.06.2022 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | "Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм" Х. Фостер | |||||
2 | "История искусства" Э.Г.Гомбрих | |||||
3 | "…ИЗМЫ" С. Филлипс | |||||
4 | "Как понимать современное искусство и перестать его бояться" С. Гущин, А. Щуренков | |||||
5 | "Ключевые моменты в искусстве" Л. Чешир | |||||
6 | "Модернизм и современное искусство" Э. Демпси | |||||
7 | "Непонятное искусство" У. Гомперт | |||||
8 | "Пикассо", "Искусство перформанса. От футуризма до наших дней" Р. Голдберг | |||||
9 | "Современное искусство в деталях. Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное" С. Ходж | |||||
10 | "Что скрывают шедевры. Искусства в леталях" К. Гровьер |