Спецкурс |
|
|||||
Основная | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 8-11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Балакир Александр, Экзарова Диана | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Четверг 17:20 - 18:40 | ||||
7 | Цель курса | Развить у школьников способность использовать критическое мышление для распознавания манипуляций и борьбы с ними. | ||||
8 | Задачи курса | 1. Предоставить разносторонний взгляд на реальную деятельность
экономических институтов. 2. Продемонстрировать многогранность и сложность международных отношений и неоднозначность исторических событий. 3. Рассмотреть способы защиты и противодействия мошенничествам. |
||||
9 | Особенности курса | Курс дает возможность отойти от нормативного представления об экономике и посмотреть шире на теневую сторону экономических отношений, которые остаются за кадром. | ||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | По каждой теме школьникам даются основные понятия и разбор кейса, после чего дается групповое задание (30% - лекционный формат, 70% - групповая работа). | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, которым интересно понять, как строятся мошеннические схемы и с помощью каких инструментов можно их разоблачать. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс об экономических мошенничествах, манипуляциях, неэтичных практиках, политических играх и грязном бизнесе. | ||||
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | ||||
14 | Отбор | нет | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка складывается из баллов, набранных в течение семестра: 10% - посещение, 40% - ответы на вопросы и комментарии во время занятий, 30% - домашние задания и 20% - экзамен. | ||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта | Оффлайн. В случае всеобщего дистанта проведение занятий онлайн в зуме или на иных онлайн-платформах (например, Discord). | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | нет | ||||
Позанят | ||||||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 07.10.2021 | Вводное занятие | Статистика Как делать выводы из сырых данных: постановка гипотезы, обобщающие показатели (средняя, медиана, средневзвешенные значения), как интерпретируются полученные результаты. Агрегированные показатели: индексы, как их считают (индекс восприятия коррупции, индекс потребительских цен, биржевые и внебиржевые индексы) и как их интерпретировать. Командное задание «Национальные интересы». Кейс «Проект 5-100» от Министерства науки. |
|||
2 | 14.10.2021 | Маркетинг | Как маркетинг сформировался в самостоятельный функционал. Стратегический маркетинг: от повышения продаж к повышению ценности. Как использовать инстинкты и когнитивные искажения в своих интересах, нейромаркетинг. Почему финансируются менее эффективные и более дорогие инициативы: кейс «Hyperloop». |
|||
3 | 21.10.2021 | Экология | Циклы Миланковича, «углеродный след» и ответственное
потребление. Почему «зеленая» Германия сжигает уголь. Как бизнес перекладывает ответственность на покупателей. Кейс «Сахар в Британской Империи». Командное задание «Продаем менее эффективное и более дорогое решение под видом заботы об экологии» |
|||
4 | 28.10.2021 | Пиар | Как города формирует искаженный образ с помощью кино: Майами,
Лос-Анджелес, Лас-Вегас. Защита национальных интересов: какие игры и кино запрещены в Китае. Кейс «Бурдж-Халифа и ассенизаторы» Командное задание «Тик-ток и национальные интересы» |
|||
04.11.2021 | ||||||
5 | 11.11.2021 | Заголовки | На чем зарабатывают средства массовой информации: как выбранная
бизнес-модель приводит к использованию неэтичных приемов. «Клиповое мышление»: сколько людей не читают дальше заголовка. Как средства массовой информации формируют мировоззрения и настроения. Командное задание «Паника из воздуха» |
|||
6 | 18.11.2021 | Интерфейсы | Разработка интерфейсов со стороны разработчика. «Фишинг» и его разновидности. Почему мы доверяем одним интерфейсам и не доверяем другим. Командное задание «Делаем худший интерфейс для магазина» |
|||
7 | 25.11.2021 | Криптовалюты | Связь между рынком вычислительных мощностей и Кейс «Экономика Сальвадора». Как NFT (Non-Fungible Token) приводит к изменению рынка искусства. Приглашенный лектор - Максим Лямцев Командное задание «Спасаем кинематограф» |
|||
8 | 02.12.2021 | Контрафакт | Разница между контрафактом и контрабандой. Что скрывается за безобидными "репликами". В каких секторах экономики объемы продаж поддельных продуктов превышают продажи оригинальных. Командное задание «Борьба с подделками» |
|||
9 | 09.12.2021 | Экотерроризм | Активизм и алармизм: как корпорации захватывают рынки при помощи
паники. Кейс «GreanPeace»: как экология может быть связана с корпоративными диверсиями. Командное задание «Эко-диверсия» |
|||
10 | 16.12.2021 | Переговоры | Теория переговоров: основы, переговорная позиция. Признание и осознание своих интересов как необходимый элемент переговоров. Эмоциональный интеллект: как добиваться желаемого без манипуляций. Командное задание «Встреча с профсоюзом». |
|||
23.12.2021 | Экзамен | |||||
30.12.2021 | Пересдача. Чаепитие | |||||
06.01.2022 | ||||||
13.01.2022 | ||||||
20.01.2022 | ||||||
27.01.2022 | ||||||
11 | 03.02.2022 | Социальные сети | Пользовательские данные как новый актив. Государственное регулирование в области хранения и отслеживания данных: General Data Protection Regulation (GDPR), End-user license agreement (EULA). Как мошенники создают искусственные цифровые образы. Метавселенная Facebook. Командное задание «Сияем ярко» |
|||
12 | 10.02.2022 | Интеллектуальная собственность | Способы защиты интеллектуальной собственности: патент, лицензия,
ноу-хау. Патентные войны и пиратство. Кейс «Запатентованное колесо в Австралии» Плагиат: Кейс «Sherlock», китайские сервисы. Командное задание «Обходим запреты» |
|||
13 | 17.02.2022 | Безопасность | Теория ограничений Голдратта: самое слабое звено любой системы
безопасности. Малазийский компьютерный вирус: как открытое письмо привело к самому масштабному взлому банкоматов. Социальная инженерия: как хакер Кевин Митник получил доступ к исходному коду телефона Motorola, находясь в бегах. Командное задание «Защита от дурака» |
|||
14 | 24.02.2022 | Интернет | Мотивация и манипуляция: сходства и фундаментальные
различия. «Нигерийские письма»: на каких чувствах играют мошенники. Скам-фермы в Индии: как заставить взрослого образованного человека добровольно отправить деньги по почте. Командное задание «Рекомендации домохозяйке» |
|||
15 | 03.03.2022 | Биржи | Фондовые
рынки: как рынок реагирует на вторичные сигналы. Кейс из сериала «Миллиарды». Страховая биржа Lloyds в Лондоне. Бернард Мейдофф: создатель биржи NASDAQ и крупнейшей финансовой пирамиды в истории. Командное задание «Дешифровка сигналов» |
|||
10.03.2022 | ||||||
16 | 17.03.2022 | Международные конфликты | Территориальные споры: как достигается баланс интересов. Кейс «Парасельские острова в Южно-китайском море». Командное задание «Модель ООН 2.0» |
|||
17 | 24.03.2022 | Международная политика | Краткая история Вьетнама 20 века и как она связана с
колониальной экономикой Франции. Почему 80% налогового бюджета США шло на
финансирование чужой войны. Чем угрожала Франция в случае признания независимости Вьетнама. Командное задание «Продаем конфликт» |
|||
18 | 31.03.2022 | Исторические личности | «Фигура пловца»: почему политики лгут и манипулируют. Почему
одни исторические личности остаются в истории великими, а другие — ужасными.
Как переписывается история и почему мы не знаем о том, как на самом выглядели исторические события. Командное задание «Ищем хорошее в плохом и плохое в хорошем» |
|||
07.04.2022 | Экзамен | |||||
14.04.2022 | Чаепитие | |||||
21.04.2022 | ||||||
28.04.2022 | ||||||
05.05.2022 | ||||||
12.05.2022 | ||||||
19.05.2022 | ||||||
26.05.2022 | ||||||
02.06.2022 | ||||||
09.06.2022 | ||||||
16.06.2022 | ||||||
23.06.2022 | ||||||
30.06.2022 | ||||||
Список л | ||||||
1 | Белмонт Дж. "Волк с Уолл-стрит" | |||||
2 | Бирман И. "Пользовательский интерфейс" | |||||
3 | Зыгарь М. "Все свободны" | |||||
4 | Козловский Б. "Максимальный репост" | |||||
5 | Леви Д. "Моделирование деятельности международных организаций" | |||||
6 | Митник К. "Искусство обмана" | |||||
7 | Насир Н. "Чёрный лебедь" | |||||
8 | Пригожин И. "Философия нестабильности" |