Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 8-11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Кокорев Георгий, Минаева Елизавета | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Дать возможность дополнительной практики русского языка школьникам 10-11 классов | ||||
8 | Задачи курса | 1. Повысить общий уровень грамотности слушателей курса. 2. Научить слушателей курса структурированно выражать и аргументированно обосновывать свои мысли в формате сочинения и эссе, а также в формате устного выступления. 3. Снабдить слушателей курса практическими знаниями и навыками, полезными для сдачи экзаменов по русскому языку. |
||||
9 | Особенности курса | Суровый предварительный отбор | ||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Обыкновенно занятие строится по следующему принципу: 1. Небольшая проверочная работа по предыдущему материалу. 2. Устное выступление двух человек с подготовленной речью (по 5 минут каждый). 3. Объяснение нового теоретического материала. 4. Практические упражнения по новому материалу. |
||||
11 | Целевая аудитория | Курс предназначен для школьников 10-11 классов, настроенных на интенсивную работу в течение года. Школьники более младших классов могут быть взяты на курс в виде редкого исключения. | ||||
12 | Краткое описание курса | Практический курс по русскому языку | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Мотивационное письмо (необходимо прислать преподавателям ДО
первого занятия). Первый шаг к успеху на нашем курсе — представить себя так, чтобы нам хотелось вас учить. Убедите нас! |
||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Мини-контрольные и диктанты - 20% Домашние задания - 50% Экзамен - 30% |
||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта | Мы планируем читать курс очно. В случае всеобщего перехода в дистанционный формат курс перейдет в Zoom (домашние задания, объявления и рейтинги будут публиковаться в соответствующей группе социальной сети "Вконтакте"; формат домашних заданий будет зависеть от их типа: сочинения — в письменной форме (можно в оцифрованном виде), тестирования — с использованием онлайн-платформ)). | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 05.10.2021 | Вводное
занятие Функциональные стили языка Риторика Орфография Пунктуация |
Вводная
часть: рассказ об устройстве курса, знакомство со слушателями. Содержательная часть: 1) Понятие о функциональных стилях языка: определение стилистической принадлежности текстов; 2) Риторика: принципы подготовки устного выступления (в рамках курса); 3) Орфография: правописание гласных в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся); 4) Пунктуация: знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (обращения, вводные слова и междометия). |
|||
2 | 12.10.2021 | Итоговое сочинение Орфография Пунктуация |
1) Знакомство со структурой, критериями оценивания и
тематическими направлениями итогового ("декабрьского")
сочинения; 2) Разбор первого направления итогового сочинения. "Человек путешествующий: дорога в жизни человека": проблематика и аргументы; 3) Орфография: правописание приставок; 4) Пунктуация: знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. |
|||
3 | 19.10.2021 | Итоговое сочинение Лексика Орфография |
1) Разбор второго направления итогового сочинения.
"Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?" – проблематика и аргументы; 2) Паронимы; 3) Орфография: правописание суффиксов различных частей речи. Правописание гласных О/Е/Ё после шипящих и Ц. |
|||
4 | 26.10.2021 | Орфография Пунктуация |
1) Орфография: правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий; 2) Пунктуация: знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). |
|||
5 | 02.11.2021 | Итоговое сочинение Орфография |
1) Разбор третьего направления итогового сочинения
"Преступление и наказание — вечная тема": проблематика и
аргументы; 2) Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. |
|||
6 | 09.11.2021 | Итоговое сочинение Орфография Пунктуация |
1) Разбор четвертого направления итогового сочинения "Книга
(музыка, спектакль, фильм) — про меня": проблематика и аргументы; 2) Орфография: слитное, дефисное, раздельное написание слов; 3) Пунктуация: знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Пунктуация при сложных союзах. |
|||
7 | 16.11.2021 | Орфография | Орфография: правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | |||
8 | 23.11.2021 | Итоговое сочинение Функциионально-смысловые типы речи |
1) Разбор пятого направления итогового сочинения "Кому на
Руси жить хорошо? — вопрос гражданина": проблематика и аргументы; 2) Функционально-смысловые типы речи. |
|||
9 | 30.11.2021 | Итоговое сочинение | День перед итоговым сочинением: разбор индивидуальных подборок аргументов, ответы на вопросы | |||
10 | 07.12.2021 | Приглашенный лектор | Лекция на тему: "Тенденции в современном русском языке" | |||
11 | 14.12.2021 | Экзамен | Экзамен | |||
12 | 21.12.2021 | Пересдача и чаепитие | Пересдача и чаепитие | |||
28.12.2021 | ||||||
04.01.2022 | ||||||
11.01.2022 | ||||||
18.01.2022 | ||||||
25.01.2022 | ||||||
01.02.2022 | ||||||
13 | 08.02.2022 | Сочинение ЕГЭ Пунктуация Орфография |
1) Знакомство со структурой и критериями оценивания сочинения
ЕГЭ. Определение проблематики текста; 2) Пунктуация: знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи; 3) Орфография: правописание числительных. |
|||
14 | 15.02.2022 | Сочинение ЕГЭ Пунктуация Орфоэпия |
1) Сочинение ЕГЭ: поиск иллюстраций в тексте, аргументация своей
позиции; 2) Пунктуационный анализ текста; 3) Знакомство с орфоэпическим словником. |
|||
15 | 22.02.2022 | Пунктуация Орфография |
1) Средства связи предложений в тексте. Разряды местоимений,
союзов, частиц; 2) Орфография: правописание НЕ/НИ в разных частях речи; 3) Творческое задание. |
|||
16 | 01.03.2022 | Морфология Лексикология |
1) Морфологические нормы (образование форм слова); 2) Лексическое значение слова. Фразеологические обороты. Синонимы, антонимы, омонимы. Группы слов по происхождению и употреблению. |
|||
08.03.2022 | ||||||
17 | 15.03.2022 | Синтаксис | 1) Языковые средства выразительности; 2) Синтаксические нормы. Нормы согласования и нормы управления. |
|||
18 | 22.03.2022 | Сочинение ЕГЭ Синтаксис |
1) Разбор типовых ошибок в домашних сочинениях в формате
ЕГЭ; 2) Типы предложений; 3) Творческое задание. |
|||
19 | 29.03.2022 | Пунктуация | Повторение материалов по пунктуации | |||
20 | 05.04.2022 | Орфография | 1) Повторение материалов по орфографии; 2) Творческое задание. |
|||
21 | 12.04.2022 | Языковые нормы Орфоэпия |
Творческое задание | |||
22 | 19.04.2022 | Экзамен | Экзамен | |||
23 | 26.04.2022 | Пересдача и чаепитие | Пересдача и чаепитие | |||
03.05.2022 | ||||||
10.05.2022 | ||||||
17.05.2022 | ||||||
24.05.2022 | ||||||
31.05.2022 | ||||||
07.06.2022 | ||||||
14.06.2022 | ||||||
21.06.2022 | ||||||
28.06.2022 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – Москва, Гослитиздат, 1961 (электронная версия) | |||||
2 | Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями (перевод с немецкого С.Т. Бугло). – ?, Бремен, 1962 (электронная версия) | |||||
3 | Малюшкин А.Б. Русский язык. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену. – Сфера, Москва, 2021 | |||||
4 | Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку. – Мир и образование, Москва, 2015 | |||||
5 | Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. – Москва, 1997. Онлайн-версия | |||||
6 | Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Демонстрационные версии, темы и критерии экзаменов (итогового сочинения и ЕГЭ) | |||||
7 | Сборники тренировочных упражнений и вариантов к ЕГЭ по русскому языку | |||||
8 | Тексты художественных произведений русской и зарубежной литературы в качестве материала к заданиям |