Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 9-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Слипченко Иван, Зотов Святослав | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Среда 17:20 - 18:40 | ||||
7 | Цель курса | Знакомство школьников с основными процессами мировой экономики, структурой мирового хозяйства и экономикой различных регионов мира | ||||
8 | Задачи курса | Дать представление об основных областях мировой экономики и её процессах, дать знания об экономике и международных отношениях стран в различных регионах мира | ||||
9 | Особенности курса | Курс, в котором тесно связаны экономика и география, показано их применение в исследовании реальных процессов. Школьники смогут создать цепь поставок и довести продукт от изготовления до потребителя в игре, знакомящей с функционированием логистики | ||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | classroom не используется, занятие начинается с летучки (мини проверочной) по пройденной теме, затем обсуждаются домашние задания и вопросы школьников по ним. После этого преподаватели представляют материал по новой теме, обсуждая его со школьниками для его лучшего усвоения. В день проведения игры занятие начинается с короткого инструктажа, затем непосредственно проходит игра и за 10-15 минут до конца пары подводятся итоги | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, заинитересованные в изучении экономики, экономической географии, международных отношений, имеющие базовые знания по экономике и географии | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс, который познакомит с основными процессами мировой экономики, а также позволит узнать об экономике различных регионов мира | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Будет проведен отборочный тест в случае большого количества желающих посетить курс (более 20 человек). В ином случае тест будет проведён в целях оценки знаний школьников и понимания, на что нужно сделать упор при прочтении курса, и будут приняты все желающие. Состав теста: задания по основам экономики (спрос и предложение, сложный процент, сравнение альтернатив, простой расчёт доходов, простейший кейс в виде открытого вопроса) и географии (физическая и политическая география) | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Формы контроля: домашние задания в т.ч. решения кейсов,
контрольная, мини-проверочные, создание и представление презентаций, экзамен.
Возможно начисление бонусных баллов за победу в игре или активность на
семинарах (не больше 10 баллов в каждом семестре, бонус добавляется вне
зависимости от баллов за основные виды активности). Формула оценки: 1-й семестр: 45 б. (д.з.) + 5 б. (посещение) + 50 б. (мини-проверочные) + 80 б. (экзамен) +бонус 2-семестр: 20 б. (презентация) + 20 б. (д.з.) + 5 б. (посещение) + 45 б. (к.р.) + 80 б. (экзамен) + бонус |
||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта | Офлайн, данный формат особенно предпочтителен для проведения игры. В случае всеобщеого дистанта курс переходит на онлайн-формат с использованием платформы Zoom. Преподавание и материалы останутся в том же формате (презентации и документы), игра тоже будет проводиться в этой системе с помощью сессионных залов, на экзамене и контрольной в онлайн-формате предусмотрены строгие правила поведения | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2021 | Введение в мировую экономику | Тест на 25 минут (15
вопросов с вариантами ответа, краткими ответами и одним открытым вопросом) на
базовые знания по экономике (спрос и предложение, сложный процент, сравнение
альтернатив, простой расчёт доходов, открытый вопрос) и географии (физическая
и политическая география). Общее представление о мировом хозяйстве и его субъектах, ключевые показатели, используемые в мировой экономике. Глобализация мировой экономики, её плюсы и минусы |
|||
2 | 13.10.2021 | Мировые природные ресурсы | Мини-проверочная по вводной теме. Понятие ресурсообеспеченности. География минеральных, океанических, рудных и нерудных полезных ископаемых. Климатические ресурсы. Мировая энергетика. Источники энергии, тенденции в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), лидеры добычи энергоресурсов. Структура выработки электроэнергии, лидеры в энергетике каждого типа. Рассмотрение примеров из истории: колонии в эпоху Великих географических открытий и империализма, причины войн | |||
3 | 20.10.2021 | Мировая промышленность | Мини-проверочная по природным ресурсам. Группы отраслей промышленности. География и особенности добывающей, металлургической, химической, лесной и лёгкой промышленностей, а также машиностроения. Рассмотрение примеров из истории: Промышленный переворот и индустриализация, применение достижений Научно-технической революции (НТР) | |||
4 | 27.10.2021 | Мировое сельское хозяйство | Мини-проверочная по отраслям и географии мировой промышленности. Земельные, водные и биологические ресурсы. Специализация стран по производству с/х продукции, роль с/х в экономике, продовольственная проблема и пути её решения, проблема сохранения окружающей среды. Рассмотрение примеров из истории: многопольные севообороты в Англии и Нидерландах, "зелёная революция", динамика цен на продовольствие | |||
5 | 03.11.2021 | Демография | Мини-проверочная по географии сельского хозяйства и продовольственной проблеме. Типы воспроизводства населения, демографический переход. Половозрастная структура населения, этнический состав, религии. Миграция и урбанизация. Мальтузианская ловушка. Проблема неравенства доходов населения | |||
6 | 10.11.2021 | Мировая торговля | Мини-проверочная по демографии и неравенству. Причины и факторы торговли, абсолютные и сравнительные преимущества. Значение экспорта и импорта в экономике страны. Крупнейшие экспортёры и импортёры товаров и услуг, структура современной торговли, основные статьи экспорта стран. Регулирование международной торговли. Региональная и мировая торговая интеграция. Ресурсное проклятье: понятие и примеры. Рассмотрение исторических примеров: доктрина активного торгового баланса и её применение на практике, "треугольная" торговля в эпоху колониализма, азиатские и латиноамериканские страны НИС во второй половине XX века | |||
7 | 17.11.2021 | Логистика | Игра, в которой школьники смогут попробовать себя в роли различных действующих лиц логистической цепочки (от получения необходимых материалов и ресурсов до покупателя) | |||
8 | 24.11.2021 | Экономический рост | Мини-проверочная по тенденциям в мировой торговле и факторам её существования. Понятие экономического роста и общепринятые способы его измерения. Факторы экономического роста, отдача от масштаба, основные модели роста (Кобба-Дугласа, Харрода-Домара, Солоу). Тенденции изменений характера производства, альтернативное измерение экономического роста. Понятие экономических циклов, циклы Китчина, Жюгляра и Кондратьева. Рассмотрение исторических примеров: Англия в Промышленный переворот, стандартизация производства в США, объединённая Германия, экономические "чудеса" в Европе | |||
9 | 01.12.2021 | Мировые кризисы | Мини-проверочная по эконмическому росту и бизнес-циклам. Рассмотрение основных мировых кризисов (кризисы перепроизводства XIX века, "Великая дефляция" конца XIX столетия, Великая Депресия 1929 г., стагфляция 1970-х, нефтяные шоки и кризисы (1970-х и 2014), финансовые кризисы 1998, 2008 гг., коронакризис 2020 г.). Причины и последствия кризисов, способы выхода из них. | |||
10 | 08.12.2021 | Транснациональные корпорации | Мини-проверочная по причинам кризисов. Виды ТНК, их формирование, стратегии и функционирование. Роль международных компаний в мировой экономике. Рассмотрение исторических примеров: примеры первых многонациональных компаний, в т. ч. Ост-Индские компании Англии и Нидерландов. Консультация перед экзаменом. | |||
11 | 15.12.2021 | Экзамен | Тест с закрытыми и открытыми вопросами по материалам курса (выбор вариантов ответа, краткий ответ, открытые вопросы). | |||
12 | 22.12.2021 | Резерв/Чаепитие | Пересдача. Чаепитие. Разбор заданий экзамена/ Резервный день на случай, если не хватит времени рассказать что-то интересное | |||
29.12.2021 | ||||||
05.01.2022 | ||||||
12.01.2022 | ||||||
19.01.2022 | ||||||
13 | 26.01.2022 | Северная Америка | Экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и ресурсы, население, промышленность, с/х, транспорт, туризм, наука, финансы, ключевые районы. Маленькие квизы на угадывание или знание каких-либо интересных фактов о регионе (в оценку может войти только в качестве бонуса) | |||
14 | 02.02.2022 | Латинская Америка | Экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и ресурсы, население, промышленность, с/х, транспорт, туризм, наука, финансы, ключевые районы. Маленькие квизы. Выбор страны региона для презентации 09.02.22 г. | |||
15 | 09.02.2022 | Презентации: Америка | Презентации школьников по выбранным (ключевым) странам региона: развитые и перспективные отрасли, основные экономические показатели, вхождение в международные объединения, краткая история страны и ключевые события в ней, культурные особенности страны (религия, язык, этносы), достопримечательности (любого характера), которые бы посетил школьник | |||
16 | 16.02.2022 | Европа | Экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и ресурсы, население, промышленность, с/х, транспорт, туризм, наука, финансы, ключевые районы. Маленькие квизы. Выбор страны для презентации 23.02.22 г. | |||
17 | 23.02.2022 | Презентации: Европа | Презентации школьников по выбранным (ключевым) странам региона | |||
18 | 02.03.2022 | Контрольная работа. Ближний Восток и Африка | Контрольная на 20 минут (15 заданий с вариантами ответа и с
кратким ответом). Экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и ресурсы, население, промышленность, с/х, транспорт, туризм, наука, финансы, ключевые районы. Маленькие квизы. Выбор страны для презентации 16.03.22 г. |
|||
19 | 09.03.2022 | Выездная школа | ||||
20 | 16.03.2022 | Презентации: Ближний Восток и Африка | Презентации школьников по выбранным (ключевым) странам региона | |||
21 | 23.03.2022 | Азия (Дальний Восток) | Экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и ресурсы, население, промышленность, с/х, транспорт, туризм, наука, финансы, ключевые районы. Маленькие квизы. | |||
22 | 30.03.2022 | Австралия и Юго-Восточная Азия | Экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и ресурсы, население, промышленность, с/х, транспорт, туризм, наука, финансы, ключевые районы. Маленькие квизы. Выбор страны для презентации 06.04.22 г. | |||
23 | 06.04.2022 | Презентации: Азия и Австралия | Презентации школьников по выбранным (ключевым) странам региона | |||
24 | 13.04.2022 | Россия и страны постсоветского пространства | Экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и ресурсы, население, промышленность, с/х, транспорт, туризм, наука, финансы, ключевые районы. Маленькие квизы. Консультация после пары | |||
25 | 20.04.2022 | Экзамен | Экзамен с заданиями с вариантами ответов, с кратким ответом, открытым вопросом и заданием на заполнение пропусков в схеме цепи поставок известной компании (даны объекты для заполнения и описание цепи с подсказками, требуется с опорой на знания курса восстановить данную цепочку) | |||
26 | 27.04.2022 | Чаепитие/ Резерв | Пересдача. Чаепитие. Разбор заданий. Резерв для нерассказанных презентаций школьников | |||
04.05.2022 | ||||||
11.05.2022 | ||||||
18.05.2022 | ||||||
25.05.2022 | ||||||
01.06.2022 | ||||||
08.06.2022 | ||||||
15.06.2022 | ||||||
22.06.2022 | ||||||
29.06.2022 | ||||||
Список литературы | ||||||
Книги: | ||||||
1 | Demos. Beyond GDP. New measures for a new economy | |||||
2 | Гловели Г.Д. Экономическая история : учебник для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт ; Ид Юрайт, 2014. - 719 с. - Серия : Бакалавр. Углубленный курс | |||||
3 | Дорошенко М. Е., Экономический рост вчера, сегодня, завтра. Мировая экономика в начале XXI века. Учебное пособие, п/р Григорьева Л.М. М.: Директмедиа Паблишинг, 2013. | |||||
4 | Истерли У. В поисках роста: Приключения и злоключения экономистов в тропиках / Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. — 352 стр. | |||||
5 | Киндлбергер Ч., Алибер Р. Мировые финасовые кризисы. Мании, паники, крахи. - CПб. Питер 2010. - 544 с.: ил. - (Серия "Трейдинг & инвестиции"). | |||||
6 | Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч.- Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 416 с. | |||||
7 | Максаковский В.П. География. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В.П. Максаковский. - 27-е изд. - М. : Просвещение, 2018. - 416 с. : ил., карт. - ISBN 978-5-09-054861-8 | |||||
8 | Мишкин, Фредерик С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков, 7-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2006. - 880 с: ил. - Парал. тит. англ | |||||
Статьи: | ||||||
9 | Brown L.R. A New Geopolitics of Food, Foreign Policy, 2011 | |||||
10 | Friedman T. L. The First Law of Petropolitics Foreign Policy; May/Jun 2006; 154; Research Library | |||||
11 | Makarov Alexey A., MitrovaTatyana A., Kulagin Vyatcheslav A. Long-term development of the global energy sector under the influence of energy policies and technological progress | |||||
12 | Pikkety T., Saez E. Inequality in the long run. Science, 2014 | |||||
13 | Rodrick Dani. Global Poverty Amid Global Plenty: Getting Globalization Right. Americas Quarterly, 2012 | |||||
14 | Венцетель М.В. Стратегии развития транснациональных корпораций в мировой экономике. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку, 2017, №1 (17) | |||||
15 | Вишневский А.Г. Демографическая революция меняет репродуктивную стратегию вида homo sapiens. Демографическое обозрение, 2014 | |||||
16 | Григорьев Л.М., Курдин А.А.. Механизмы глобального регулирования: экономический анализ. Вопросы экономики, 2013, № 7 | |||||
17 | Гуриев С, Плеханов А., Сонин К. Экономический механизм сырьевой модели развития. "Вопросы экономики", № 3, 2010 | |||||
18 | Дядюра Е.П., Отраслевая специализация крупнейших ТНК в условиях глобализации мирохозяйственных связей. Новая наука: опыт, традиции, инновации, 2017, № 1-1 (123) | |||||
19 | Зайцев С.Ю. Транснациональные корпорации как агенты глобализации. Общество: политика, экономика, право, 2018 | |||||
20 | Иванов С.Ф. демографический взрыв: динамика, проблемы, решения. Мировая экономика и международные отношения, 2017, №7 | |||||
21 | Коган М. В., Скоблева Э. И. Масштабы развития многонациональных корпораций в современном мире. Вестник академии знаний, 2020 | |||||
22 | Миланович Б. Глобальное неравенство доходов в цифрах: на протяжении истории и в настоящее время: обзор к XV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 1-4 апреля 2014 г., Москва. М.: Изд-во Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), 2014 с. 29, (2) с | |||||
23 | Митрова Т.А., Галкина А.А. Межтопливная конкуренция. Экономический журнал Высшей школы экономики, 2013, №3 | |||||
24 | Никулина О.В., Ткаченко Ю.С. Инновационное развитие транснациональных корпораций в глобальном экономическом пространстве. Финансы и кредит, 2010, № 38 (422) | |||||
25 | Портанский А. П. . О перспективах мегарегиональных торговых соглашений. Мир новой экономики, 2017, №3 | |||||
26 | Савельева А.В. Роль продовольственной проблемы в современной мировой экономике. Экономический журнал Высшей школы экономики, 2013, №3 | |||||
27 | Смагина В. И. Понятие и сущность ТНК. Вестник Тамбовского университета, серия: Гуманитарные науки, 2007 |