Спецкурс
Экономический калейдоскоп
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Азимов Леонид
5 Стажёры нет
6 Время проведения Вторник 17:20 - 18:40
7 Цель курса Знакомство школьников с базовыми экономическими идеями и принципами, используемыми при анализе ситуации и принятии решений
8 Задачи курса 1. Рассмотреть процесс экономического выбора
2. Объяснить логику определения цен и затрат на основе альтернативной стоимости
3. Продемонстрировать выгоды и преимущества специализации и обмена
4. Объяснить механизмы работы рынка
5. Рассмотреть ситуации провалов рынка
9 Особенности курса Будем пытаться ответить на вопросы "почему" и "зачем" в большей степени, чем на вопросы "что" и "как". Хотелось бы скорее выработать общий подход, чем напичкать слушателей разнообразной информацией.
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Дистанционное занятие в Zoom, с демонстрацией и последующим обсуждением иллюстративных материалов, использованием (насколько возможно) практикумов.
11 Целевая аудитория Курс рассчитан на школьников, которые только начинают знакомство с экономикой, либо хотят упорядочить имеющиеся у них начальные знания и разобраться в особенностях экономического взгляда на события и явления повседневной жизни.
12 Краткое описание курса Курс знакомит школьников с базовыми экономическими понятиями, дает возможность попрактиковаться в анализе и оценке различных ситуаций с позиций экономиста
13 Количество слушателей свыше 30 человек
14 Отбор Предварительный отбор не предусмотрен
15 Формы контроля и
система отчётности
Структура семестровой оценки:
- работа на занятии и домашние задания (50%)
- экзамен (50%)
Структура годовой (итоговой) оценки:
- оценка за I семестр (33,3%)
- оценка за II семестр (33,3%)
- эссе/исследовательская работа/аналитическая записка (33,4%)
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта Курс будет читаться онлайн в течение всего года. При наличии возможности одно или два занятия будут проведены оффлайн с возможностью подключения отсутствующих. Для обмена информацией, размещения и сбора заданий будут использоваться Google Classroom и группа в ВК
20 Дополнительная информация о курсе Курс выдержан в той же логике и структуре, что и в 2020-21 уч. году, но примеры и кейсы, вокруг которых построено обсуждение, будут отличаться, так что слушатели прошлого года горячо приветствуются наряду с новичками.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Вторник) Тематический блок План занятия
1 05.10.2021 Потребности и выбор Потребности и ресурсы. Многообразие потребностей - нужно расставлять приоритеты. Ресурсы для удовлетворения потребностей и их комбинации. Ресурсные ограничения. Многообразие вариантов удовлетворения потребностей и связанных с этим затрат.
2 12.10.2021 Потребности и выбор Кейс "Делаем ремонт"
3 19.10.2021 Потребности и выбор Как мы выбираем. Выбор одного = отказ от другого. Концепция альтернативной стоимости. Выбор на основании ранжирования по критериям.
4 26.10.2021 Потребности и выбор Рациональный выбор в теории и на практике. Как экономисты объясняют выбор партнера на брачных рынках.
5 02.11.2021 Потребности и выбор Факторы, ограничивающие рациональность выбора. Проблемы восприятия информации, другие причины ошибок и искажений при выборе.
6 09.11.2021 Затраты и выгоды Влияние затрат и выгод на оценку потребностей и выбор. Всегда ли работают экономические стимулы? Штрафы и безопасность дорожного движения.
7 16.11.2021 Затраты и выгоды Затраты как оценка упущенных возможностей. Необратимые затраты. Достроить нельзя сломать.
8 23.11.2021 Затраты и выгоды Экономика бесплатного. Как экономисты объясняют необходимость перехода к контрактной армии
9 30.11.2021 Затраты и выгоды Ценность и эффективность. Почему экономисты не всегда за технологический прогресс.
10 07.12.2021 Обмен Специализация и разделение труда. Абсолютное и сравнительное преимущество. Возможен ли эквивалентный обмен? Как обмен создает богатство
11 14.12.2021 Консультация Обобщение тем, выносимых на экзамен в I семестре.
Как писать курсовую работу: выбор темы, требования к логике и структуре изложения.
12 21.12.2021 Обмен ОФФЛАЙН-занятие! Деловая игра "Остров Була-Була"
  28.12.2021 Экзамен  
  04.01.2022    
  11.01.2022    
13 18.01.2022 Рынок и цены Посредники, спекулянты, агрегаторы - зачем они нужны? Подводные камни взаимоотношений агента и принципала.
14 25.01.2022 Рынок и цены Кейс "Едем в отпуск"
15 01.02.2022 Рынок и цены Изменяющиеся рынки: банки вчера и сегодня. Выживут ли они завтра? Экономическое содержание и смысл работы банков сохраняется, что при этом происходит с формой?
16 08.02.2022 Рынок и цены Рынок такси: игра по правилам и без правил. Стоило ли ждать человечности от Трэвиса Каланика?
17 15.02.2022 Рынок и цены Изменяющиеся рынки: ритейл. Смерть моллов, развитие электронных торговых площадок (маркетплейсов)
18 22.02.2022 Рынок и цены Цены как сигналы. Нащупывание равновесия на рынке.
19 01.03.2022 Человек и фирма Производственные ресурсы. Производительность. Трансакционные издержки и размеры фирмы.
  08.03.2022    
20 15.03.2022 Человек и фирма Зачем нужны экономисты. Что считать и как не просчитаться. Практикум "Бизнес Глафиры".
21 22.03.2022 Человек и фирма Образование и рынок труда. На что ориентироваться?
22 29.03.2022 Общественная экономика Общественные блага. Почему трудно оценить эффективность строительства новой железной дороги.
23 05.04.2022 Общественная экономика Как договариваться? Проблема безбилетника в садовом товариществе.
24 12.04.2022 Общественная экономика Что может и чего не может государство?
  19.04.2022 Экзамен  
25 26.04.2022   Пересдача, обсуждение и защита курсовых работ
  03.05.2022    
  10.05.2022    
  17.05.2022    
  24.05.2022    
  31.05.2022    
  07.06.2022    
  14.06.2022    
  21.06.2022    
  28.06.2022    
Список литературы
1 П.Хейне "Экономический образ мышления" М., Catallaxy, 1991
2 А.Аузан "Экономика всего" М., 2017
3 С.Левитт, С.Дабнер "Фрикономика" М. 2007
4 В.Автономов "Введение в экономику" М., 2001
5 A Framework for Teaching Basic Economic Concepts. NCEE, NY, 1995