Спецкурс
Правила игры
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Воротникова Татьяна, Красков Вадим
5 Стажёры  
6 Время проведения Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15
7 Цель курса Познакомить слушателей с основными вехами экономической истории Европы
8 Задачи курса 1) Рассказать об основных этапах экономической истории Европы с древних времен до наших дней;
2) закрепить полученный материал с помощью тематических настольных игр, посвященных тому или иному периоду экономического развития;
3) дать необходимый математический аппарат для лучшего понимания механики игр и принятия оптимальных решений
9 Особенности курса Теоретический материал закрепляется с помощью тематических настольных игр; при обосновании планируемой стратегии игры необходимо делать отсылки к реальным экономическим особенностям данного периода
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Два вводных математических занятия проходят в форме леминара: дается теоретический материал, затем вместе с учащимися разбирается решение задач. В конце проводится небольшая игра на закрепление материала.
На остальных занятиях, посвященных теоретическому материалу, первая пара отведена лекции, вторая пара - обсуждению прослушанного материала, рассказу о правилах игры, которая будет проводится в следующий раз, обсуждению возможных первых ходов и стратегий. 
Игровые занятия посвящены, собственно, настольным играм. До начала занятия учащиеся должны сдать описание своей предполагаемой стратегии на игру. При описании стратегии необходимо продемонстрировать свое знание реального исторического материала, рассказанного на предыдущем занятии. После окончания игры проводится ее разбор и обсуждение использованных стратегий. 
11 Целевая аудитория Курс ориентирован на всех, кто интересуется экономикой и хочет понять, как происходили экономические преобразования в разные периоды времени, а также на всех, кто интересуется стратегическими настольными играми. 
12 Краткое описание курса Курс по экономической истории Европы, где теоретический материал иллюстрируется с помощью тематических настольных игр
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор В случае необходимости отбор будет проведен по первому домашнему заданию
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка складывается из баллов за домашние задания по теоретическому материалу (35%), разработку игровых стратегий (30%), посещение занятий (5%) и экзамена (30%). Предусмотрены бонусные баллы за отличные результаты игр. 
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта Часть теоретических занятий можно при необходимости провести онлайн в Zoom, игровые занятия требуют оффлайн формата. Если для их проведения не удастся оформить постоянные или разовые пропуска, игровые занятия будут проводиться в антикафе.
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 08.10.2021 Математический аппарат Знакомство, рассказ о курсе.
Первая пара: основные понятия и формулы комбинаторики. Правило суммы, правило произведения, сочетания без повторений и с повторениями, размещения без повторения и с повторениями, перестановки без повторений и с повторениями. Разбор примеров.
Вторая пара: понятие вероятности и ее свойства. Вероятностное пространство, элементарный исход, событие, опыт. Дискретная случайная величина, зависимые и независимые события, условная вероятность, математическое ожидание. Разбор примеров.
Игра: командная мини-викторина на решение задач. 
2 15.10.2021 Математический аппарат Первая пара: основные понятия теории игр. Игры с нулевой суммой, чистые и смешанные стратегии. Оптимальность по Парето, равновесие по Нэшу.
Вторая пара: стратегический анализ и планирование. Определение цели, задач, анализ внешней среды и конкурентов, оценка собственных ресурсов, оценка рисков. SWOT-анализ.
Игра: Рыбная ловля.
3 22.10.2021 Экономическая история Появление древних государств и их эволюция
Крито-микенская цивилизация и ее сравнение с другими древними государствами (Шумер, Египет). Общие черты: необходимость организованного общего труда в силу особенностей земледелия и/или географического положения, иерархическое общество, развитая бюрократия, обучение письменности, внешние войны. Понятие номовых и территориальных государств.
Эволюция небольших царств в империи: династический Египет, Ассирия, Новоассирийская империя, Ново-Вавилонская, Мидийская, Персидские империи. Система управления империями, их нестабильность.
Древнегреческие полисы: структура и особенности, управление, право собственности на землю. Примеры реформ Сократа и Ликурга.
Сотрудничество и объединение полисов в случае внешней угрозы.
Заимствование элементов полисной системы в эллинистических империях и в ранней Римской империи.  
4 29.10.2021 Игровое занятие
Игры:
- манкала (2 игрока) - древняя африканская и азиатская игра, где камни соперников распределяются по лункам, цель - захват камней соперника;
- маджонг (4 игрока) - древняя китайская игра, распространившаяся потом и в других регионах Азии, где задача игрока - собрать определенный набор костей, набрав как можно больше очков;
- Киклады (2-5 игроков) - каждый участник играет за определенный полис, цель - захватить один из полисов-соперников
  05.11.2021    
5 12.11.2021 Экономическая история Средневековье
Великое переселение народов, падение Римской империи. Потеря античных технологий, нехватка людей.
Периодизация Средневековья.
Общий обзор: система вассалитета в классическом Средневековье, ослабление или исчезновение личной зависимости, развитие городов, внедрение новых технологий, агротехническая революция. 
6 19.11.2021 Игровое занятие Игры:
- Каркассон (2-5 игроков) - в игре участвуют персонажи различных средневековых сословий, помогающие игрокам набирать очки с помощью характерных для себя действий;
- Замки Бургундии (2-4 игрока) - строительство и развитие своего замка; игра позволяет лучше понять повседневную экономику владений средневекового сеньора
7 26.11.2021 Экономическая история Средневековье
Важнейшие экономические изменения в классическом и позднем Средневековье:
- развитие городов, появление цехов, специализация производства;
- торговые пути, торговые города и ярмарки, торговля с Востоком;
- денежное обращение, роль менял, появление векселей; займы городов, правителей, церкви; средневековые банкиры.
8 03.12.2021 Игровое занятие Игры:
- Ганзейский союз (3-5 игроков) - повышение престижа и влияния своих купцов в городах Ганзейского союза, контроль торговых путей;
- Марко Поло 2 (2-4 игрока) - путешествие с товарами по Востоку, цель - доставить и выгодно продать товары
9 10.12.2021 Экономическая история Великие географические открытия
Распределение колоний между ведущими европейскими странами, изменение расстановки сил в Европе по мере открытия и захвата колоний, политика меркантилизма.
10 17.12.2021 Игровое занятие Игры:
- Новый Амстердам (2-5 игроков) - появление колонии на месте современного Нью-Йорка, экономика колонии (добыча пушных зверей, заготовка леса, строительство складов, земледелие и т.д.);
- Шакал (4 игрока) - поиск и захват золота на острове и погрузка его на корабли
11 24.12.2021 Экзамен Экзамен по теоретическому материалу
  31.12.2021    
  07.01.2022    
12 14.01.2022 Экзамен Пересдача
  21.01.2022    
  28.01.2022    
13 04.02.2022 Экономическая история Первая промышленная революция
Изобретения в текстильной промышленности, паровой двигатель, изменения в металлургии.
Мануфактуры и появление первых фабрик, изменения в структуре занятости.
Бурный рост численности населения.
Коммерческая революция: финансовые операции между странами, коммерческие кредиты, биржа.
Интенсивная торговля и обмен технологиями между странами.
Значение Наполеоновских войн для экономики Европы: унификация мер, весов, правовой системы и т.д.  
14 11.02.2022 Игровое занятие Игра:
- Королевская почта (2-4 игрока) - развитие почтовой сети, открытие новых отделений, покупка и запуск новых почтовых экипажей, доставка должностных лиц по назначению
15 18.02.2022 Экономическая история Вторая промышленная революция
Электрификация, паровые турбины, железные дороги, пароходы, конвейер, автомобили и т.д.
Экономический рост в странах Европы и его причины: научно-технический прогресс, эффективность инвестиций, расширение рынков, институциональное развитие.
Глобализация во всех сферах.
Демографический переход.
16 25.02.2022 Игровое занятие Игра:
- Билет на поезд/Ticked to Ride (Европа, Северные страны, США, Италия, Швейцария, суммарно от 2 до 22 игроков) - прокладка железных дорог, построение маршрутов
  04.03.2022    
17 11.03.2022 Экономическая история Период между Мировыми войнами
Замедление экономического роста, финансовые кризисы.
Изменение соотношения сил между разными промышленными отраслями: рост электроэнергетики, автомобилестроения, химической промышленности.
Рост сферы услуг. Социальные реформы. 
18 18.03.2022 Игровое занятие Игра:
- Энергосеть (2-6 игроков) - электрификация Европы, строительство электростанций, подключение городов к сети, сбор ресурсов
19 25.03.2022 Экономическая история Период 1950-1980-х гг.
"Золотой век" экономического роста и его последующее замедление.
Послевоенное состояние экономики различных стран Европы.
Рост производительности труда, автоматизация производства, мобилизация женской рабочей силы, усиление социальных гарантий.
Дальнейший рост сферы услуг, снижение занятости в сельском хозяйстве и промышленности.
20 01.04.2022 Игровое занятие Игра:
- Авиалинии (2-5 игроков) - покупка акций авиакомпаний, организация воздушного сообщения, развитие своей компании
21 08.04.2022 Экономическая история Период с 1990-х годов до наших дней
Новые тенденции в экономике: информационные технологии, роботизация и вызванные ими изменения.
Перенос производства во многих отраслях, в т.ч. технологичных, в азиатские страны.
Глобальные финансовые кризисы.
Современное соотношение сил в мировой экономике, динамика экономического роста европейских стран в этот период.
22 15.04.2022 Игровое занятие Игра:
- Империал 2030 (4-6 игроков) - игроки финансируют одну из шести мировых держав и должны добиться ее доминирования на планете
23 22.04.2022 Игровое занятие Финальная игра:
- Цивилизация (2-4 игрока) - нужно провести свою цивилизацию через все стадии развития, от первобытного племени до полета в космос, опередив других игроков
24 29.04.2022 Экзамен Экзамен по теоретическому материалу
25 06.05.2022 Экзамен Пересдача
  13.05.2022    
  20.05.2022    
  27.05.2022    
  03.06.2022    
  10.06.2022    
  17.06.2022    
  24.06.2022    
  01.07.2022    
Список литературы
1 Аникин А.В. История финансовых потрясений
2 Бут Свини Л., Медоуз Д. Игры для развития системного мышления
3 Вентцель Е. С. Теория вероятностей
4 Грейф А. Институты и путь к современной экономике
5 Диксит А., Нейлбафф Б. Теория игр
6 Кембриджская экономическая история Европы, том 1 и том 2
7 Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы
8 Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг.
9 О'Коннор Дж., Макдермотт И. Исскуство системного мышления
10 Оуэн Г. Теория игр  
11 Фрис Я. Революция трудолюбия
12 Экономическая история, хрестоматия