Спецкурс | Плохому кадру рамки мешают | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Вертоградов Владислав, Лебедева Екатерина | |
5 | Стажёры | - | |
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Дать школьникам инструментарий для развития у себя гибких навыков (soft skills) и отработать его на практике | |
8 | Задачи курса | 1) Привить школьникам навыки целеполагания и планирования, 2) Обучить методам эффективного общения в различных ситуациях, 3) Улучшить коммуникативные способности, 4) Развить умение работать в команде, 5) Помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями, 6) Способствовать развитию у школьников нестандартного мышления. |
|
9 | Особенности курса | Курс направлен на развитие полезных в учёбе/работе/жизни навыков, которым не уделяется внимания в рамках школьной программы | |
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Типовое занятие будет построено следующим образом: 10 мин. - проверочная работа по теме предыдущего занятия, 20 мин. - лекционный материал, 40-50 мин. - закрепление и отработка пройденного материала с помощью игр и специальных тренингов, 10 мин. - обратная связь по результатам игр и тренингов, обсуждение, что получилось или нет, какую теорию закрепляли или какие навыки развивали. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники 8-11 классов, желающие развивать у себя гибкие навыки (soft skills). | |
12 | Краткое описание курса | Тренинговый курс, направленный на развитие полезных жизненных навыков: публичные выступления, презентации, навыки работы в команде, развитие находчивости и креативности. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | При превышении заявленного числа слушателей отбор будет проведён по результатам дополнительного домашнего задания - мотивационного письма. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка за курс в каждом семестре состоит из нескольких частей:
30% - экзамен, 20% - выступления на занятиях, 10% - проверочные работы, 40% - творческие домашние задания (проекты). |
|
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта | По умолчанию предполагается оффлайн-формат курса. При всеобщем переходе на дистанционный
режим обучения занятия будут проводится в zoom или с помощью других
платформ. При этом программа курса построена с учётом высокой вероятности проведения её в онлайн-формате в первый месяц, а затем перехода в очный формат. Программа не предусматривает гибридного участия. Для коммуникации с аудиторией будут использованы популярные у возрастной группы социальные сети и/или мессенджеры. |
|
20 | Дополнительная информация о курсе | Возможные приглашённые лекторы: Вертоградов Владимир - занятие про публичные выступления, Большакова Татьяна - занятие про дебаты, Николаева Надежда - занятие про создание презентаций и современные тренды в этой сфере, Шишлов Иван - занятие "как распознать ложь". |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 07.10.2021 | Знакомство | Дорога в тысячу ли начинается с одного шага (с) китайская пословица Рассказ об ЭМШ. Рассказ о гибких навыках (soft skills). Рассказ о себе Разберём, почему мы не любим рассказывать о себе, что должно определять содержания такого рассказа, и обязательно потренируемся! ДЗ: написать "Рассказ о себе с точки зрения своих интересов и хобби и о Земле для инопланетян". |
2 | 14.10.2021 | Структурирование | SERVA ORDINEM ET ORDO SERVABIT TE (Храни
порядок, и порядок сохранит тебя) Обсудим важность структурирования информации и её способы. Поймём, при чём тут второй закон термодинамики. Рассмотрим mindmaping как инструмент структурирования. Разберём структурные составляющие стандартных письменных работ в школе/вузе: реферат, эссе, исследовательская работа. ДЗ: написать структурированный план реферата/исследовательской работы на любую интересную школьнику тему (дедлайн по выбору темы проекта) и составить план по минутам на день и попытаться ему следовать. |
3 | 21.10.2021 | Планирование | У нас осталось 0 минут, из них мы
потратим 2 (c) И.А. Кострикин Рассмотрим понятие тайм-менеджмента и прокрастинации. Изучим, как экономисты объясняют прокрастинацию и что такое эффект смещения к настоящему. Обсудим применение проектного менеджмента в жизни. И постараемся всё это успеть! ДЗ: написать план работы над проектом в рамках курса/ работой для КНР (Конкурса Научных Работ ЭМШ) |
4 | 28.10.2021 | Целеполагание | Если правильно объяснить людям «зачем»,
то они всегда найдут способ «как» (с) Д.
Белфорт Поговорим о мотивации и целеполагании. Поймём, как удовлетворение потребностей может служить мотивацией, что такое стимулы и как люди (и не только) на них реагируют, разберём разные теории (с положительным и/или отрицательным подкреплением; по Маклелланду; по Вруму) и выберем наиболее походящую вам. Поймём, какими бывают цели и каким критериям они должны удовлетворять (постановка целей по SMART). ДЗ: написать этапы достижения целей "выполнение проекта по курсу/ участие в КНР/ победа в ОЧ/ любой другой релевантной для школьника". |
04.11.2021 | |||
5 | 11.11.2021 | Публичные выступления | Навыки оратора. Часть 1: Покажи-расскажи Обсудим три главных вопроса оратора: С чем выступать? Как выступать? Для кого выступать? Разберём типы выступлений в зависимости от их цели, посмотрим и проанализируем выступление известных спикеров на используемые приёмы. Выясним ключевые составляющие качественного выступления. Выступление одного против всех (спич). ДЗ: начать продумывать выступление на тему, выбранную на 2 занятии. |
6 | 18.11.2021 | Публичные выступления | Навыки оратора. Часть 2: Оспорь-проспорь Узнаем краткую историю появления дебатов: от римских сенаторов до британских парламентариев. Обсудим цели и задачи дебатов, основные правила их проведения и роли участников. Поймём отличия дебатов (выступление всех против всех) от спича. Тренинг от приглашённого лектора Татьяны Большаковой. ДЗ: продумывать выступление на тему, выбранную на 2 занятии. |
7 | 25.11.2021 | Публичные выступления | Аргументация и логика. Часть 1, за
правым плечом... Учимся грамотно строить логически верное и интересное для слушателей выступление: сторителлинг, апелляция к знакомому, принцип "матрёшки" и другие методы построения выступления. Рассмотрим, как правильно строить аргументы и почему важно опираться на факты. ДЗ: подобрать аргументы, доказывающие тезис автора из проектной работы. |
8 | 02.12.2021 | Публичные выступления | Аргументация и логика. Часть 2, за левым
плечом... Логические ошибки, борьба с ними или использование их в свою пользу. Чёрная риторика. Манипуляции и способы им противостоять. ДЗ: подробно расписать аргументы, доказывающие тезис автора из проектной работы. |
9 | 09.12.2021 | Публичные выступления | Краткость - сестра таланта (с) А.П.
Чехов, поэтому не будем растекаться мыслью по древу, переливать из пустого в порожнее, болтать без умолку и говорить пустое Учимся ясно, чётко и ёмко формулировать мысли. Избавляемся от слов паразитов, всего ненужного и учимся использовать инфостиль. Тренируем речь для лифта (elevator pitch). |
10 | 16.12.2021 | Публичные выступления | Подготовка к экзамену Вспоминаем пройденное и применяем теорию на практике. |
11 | 23.12.2021 | Экзамен | Экзамен. Чаепитие Представление индивидуального проекта. |
12 | 30.12.2021 | Резерв | Резерв |
06.01.2022 | |||
13.01.2022 | |||
20.01.2022 | |||
13 | 27.01.2022 | Презентации | Как (не) надо делать презентации Начнём обсуждать презентации как способ донесения информации. Типы презентаций: для сопровождения речи и для чтения. Немультимедийные презентации, аналоговые презентации. Разберём хорошие и плохие примеры презентаций. ДЗ: создать первый драфт презентации по теме проекта 1-го полугодия. |
14 | 03.02.2022 | Презентации | Как ясно видно на слайде 397… Знакомимся с разными инструментами для создания презентаций: powerpoint, canva, prezi, keynote. Cоздание слайдов, быстрые клавиши, режим докладчика. Стандартные шаблоны, их палитра, блок схемы, таблицы. ДЗ: начать создавать презентацию с помощью обозначенных инструментов. |
15 | 10.02.2022 | Презентации | Современные презентации имеют больше
общего с кино и комиксами, чем с письменными документами (c) Гарр Рейнольдс Как технически сделать красивую презентацию: какими инструментами пользоваться, на каких ресурсах искать фотографии, иконки, шрифты и вдохновение. Лекция от приглашённого лектора - Надежды Николаевой. ДЗ: создать презентацию по теме индивидуального проекта. |
16 | 17.02.2022 | Стрессоустойчивость | Не волнуйтесь, теперь поговорим о
стрессоустойчивости!!!!! Разберём, как перестать бояться публичных выступлений и настроить себя на них. Избавляемся от пейрафобии. Поймём, какие факторы могут препятствовать успешному выступлению и как мы можем с ними бороться. Тренинг от приглашённого лектора Владимира Вертоградова. ДЗ: подготовить выступление с презентацией. |
17 | 24.02.2022 | Презентации | "Лучший способ понять что-то самому
— объяснить это другому", - мне так папа
постоянно говорит. (с) Влад Реализуем полученные навыки на практике. Выступление школьников с презентациями своих проектов. |
18 | 03.03.2022 | Резерв | Когда знаешь как, умеешь, но уже не
можешь сам - ты тренер. Когда знаешь как, не умеешь и не можешь сам - ты
профессор (с) М. Жванецкий Резервный день для выступления приглашённого лектора Ивана Шишлова "Как распознать ложь". |
19 | 10.03.2022 | Креативность | <Не забыть вставить прикольный
заголовок> Обсуждаем практики и советы по прокачке находчивости и развиваем креативность и способность выходить за рамки/из плоскости, то есть применять принцип think out-of-the-box. |
20 | 17.03.2022 | Внимательность | ВНИМАНИЕ - спасибо за вниамние! Обсуждаем стандартные практики по удержанию внимания более чем первые N минут после начала лекции, пробуем концентрироваться. Боремся с внешними раздражителями, учимся подмечать мелочи. |
21 | 24.03.2022 | Память | Тут надо бы вспомнить, что ещё мы хотели
рассказать... Тренируем память. Выстраиваем ассоциативное мышление. Разбираем разницу между кратковременной, долговременной и оперативной памятью. Запоминаем факты посредством историй, а изображения посредством образов. |
22 | 31.03.2022 | Командная работа | Один за всех, и все за одного! (с) А. Дюма Изучаем специфику работы человека в команде, распределение ролей и обязанностей. Обсуждаем командообразование и построение доверительный отношений в группе. ДЗ: разбиться на команды, придумать тему проекта, обсудить и расписать роли в проекте и план его выполнения. |
23 | 07.04.2022 | Командная работа | Я вам помогу, я буду командовать! (с) Кар-Карыч Определяем цели, задачи и суть лидерства. Учимся мотивировать команду. Изучаем, как быть эффективным менеджером/продюсером проекта и умело управлять рабочим процессом. |
24 | 14.04.2022 | Командная работа | Если в первый момент идея не кажется
абсурдной, она безнадежна. (с) А. Эйнштейн Тренируемся креативить в команде. Пробуем мозговой штурм (прямой и обратный), ментальные карты, метод Уолта Диснея, эффект Стравинского и прочие фокусы из шляпы. Учимся собирать зерно креативных мыслей и отбирать его от плевел творческого беспорядка. |
25 | 21.04.2022 | Публичные выступления | Подготовка к экзамену Вспоминаем пройденное и применяем теорию на практике. |
26 | 28.04.2022 | Экзамен | Экзамен. Чаепитие Защита командного проекта |
05.05.2022 | |||
12.05.2022 | |||
19.05.2022 | |||
26.05.2022 | |||
02.06.2022 | |||
09.06.2022 | |||
16.06.2022 | |||
23.06.2022 | |||
30.06.2022 | |||
Список литературы | |||
1 | Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. – Альпина Паблишер, 2017. | ||
2 | Галло К. Презентации в стиле TED: 8 приемов лучших в мире выступлений. – Альпина Паблишер, 2014. | ||
3 | Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст. – Alpina, 2018. | ||
4 | Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. – epubli, 2021. | ||
5 | Каптерев А. Мастерство презентации. – Litres, 2020. | ||
6 | Каптерев А. Хорошая, плохая, продающая. Мастерство презентации 2.0. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 384 с | ||
7 | Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Digest Media, Попурри, 2016. | ||
8 | Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Digest Media, Попурри, 1991. | ||
9 | Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. – Альпина Паблишер, 2011. | ||
10 | Медина Д. Правила мозга: Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. – " Манн, Иванов и Фербер", 2014. | ||
11 | Рок Д. Мозг. Инструкция по применению: как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок. – Альпина Паблишер, 2013. | ||
12 | Шопенгауэр А. Эристика или искусство спорить. – тип. ММ Стасюлевича, 1890. |