Спецкурс Плохому кадру рамки мешают
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Вертоградов Владислав, Лебедева Екатерина
5 Стажёры -
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Дать школьникам инструментарий для развития у себя гибких навыков (soft skills) и отработать его на практике
8 Задачи курса 1) Привить школьникам навыки целеполагания и планирования,
2) Обучить методам эффективного общения в различных ситуациях,
3) Улучшить коммуникативные способности,
4) Развить умение работать в команде,
5) Помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями,
6) Способствовать развитию у школьников нестандартного мышления.
9 Особенности курса Курс направлен на развитие полезных в учёбе/работе/жизни навыков, которым не уделяется внимания в рамках школьной программы
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) Типовое занятие будет построено следующим образом:
10 мин. - проверочная работа по теме предыдущего занятия,
20 мин. - лекционный материал,
40-50 мин. - закрепление и отработка пройденного материала с помощью игр и специальных тренингов,
10 мин. - обратная связь по результатам игр и тренингов, обсуждение, что получилось или нет, какую теорию закрепляли или какие навыки развивали.
11 Целевая аудитория Школьники 8-11 классов, желающие развивать у себя гибкие навыки (soft skills). 
12 Краткое описание курса Тренинговый курс, направленный на развитие полезных жизненных навыков: публичные выступления, презентации, навыки работы в команде, развитие находчивости и креативности. 
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор При превышении заявленного числа слушателей отбор будет проведён по результатам дополнительного домашнего задания - мотивационного письма.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка за курс в каждом семестре состоит из нескольких частей:
30% - экзамен,
20% - выступления на занятиях,
10% - проверочные работы,
40% - творческие домашние задания (проекты).
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта По умолчанию предполагается оффлайн-формат курса.  При всеобщем переходе на дистанционный режим обучения занятия будут проводится в zoom или с помощью других платформ.
При этом программа курса построена с учётом высокой вероятности проведения её в онлайн-формате в первый месяц, а затем перехода в очный формат. Программа не предусматривает гибридного участия.
Для коммуникации с аудиторией будут использованы популярные у возрастной группы социальные сети и/или мессенджеры.
20 Дополнительная информация о курсе Возможные приглашённые лекторы:
Вертоградов Владимир - занятие про публичные выступления,
Большакова Татьяна - занятие про дебаты,
Николаева Надежда - занятие про создание презентаций и современные тренды в этой сфере,
Шишлов Иван - занятие "как распознать ложь".
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 07.10.2021 Знакомство Дорога в тысячу ли начинается с одного шага (с) китайская пословица
Рассказ об ЭМШ. Рассказ о гибких навыках (soft skills). Рассказ о себе
Разберём, почему мы не любим рассказывать о себе, что должно определять содержания такого рассказа, и обязательно потренируемся!
ДЗ: написать "Рассказ о себе с точки зрения своих интересов и хобби и о Земле для инопланетян".
2 14.10.2021 Структурирование SERVA ORDINEM ET ORDO SERVABIT TE (Храни порядок, и порядок сохранит тебя)
Обсудим важность структурирования информации и её способы. Поймём, при чём тут второй закон термодинамики. Рассмотрим mindmaping как инструмент структурирования.
Разберём структурные составляющие стандартных письменных работ в школе/вузе: реферат, эссе, исследовательская работа.
ДЗ: написать структурированный план реферата/исследовательской работы на любую интересную школьнику тему (дедлайн по выбору темы проекта) и составить план по минутам на день и попытаться ему следовать.
3 21.10.2021 Планирование У нас осталось 0 минут, из них мы потратим 2 (c) И.А. Кострикин
Рассмотрим понятие тайм-менеджмента и прокрастинации. Изучим, как экономисты объясняют прокрастинацию и что такое эффект смещения к настоящему. Обсудим применение проектного менеджмента в жизни. И постараемся всё это успеть!
ДЗ: написать план работы над проектом в рамках курса/ работой для КНР (Конкурса Научных Работ ЭМШ)
4 28.10.2021 Целеполагание Если правильно объяснить людям «зачем», то они всегда найдут способ «как» (с) Д. Белфорт
Поговорим о мотивации и целеполагании. Поймём, как удовлетворение потребностей может служить мотивацией, что такое стимулы и как люди (и не только) на них реагируют, разберём разные теории (с положительным и/или отрицательным подкреплением; по Маклелланду; по Вруму) и выберем наиболее походящую вам. Поймём, какими бывают цели и каким критериям они должны удовлетворять (постановка целей по SMART).
ДЗ: написать этапы достижения целей "выполнение проекта по курсу/ участие в КНР/ победа в ОЧ/ любой другой релевантной для школьника".
  04.11.2021    
5 11.11.2021 Публичные выступления Навыки оратора. Часть 1: Покажи-расскажи
Обсудим три главных вопроса оратора: С чем выступать? Как выступать? Для кого выступать? Разберём типы выступлений в зависимости от их цели, посмотрим и проанализируем выступление известных спикеров на используемые приёмы. Выясним ключевые составляющие качественного выступления. Выступление одного против всех (спич).
ДЗ: начать продумывать выступление на тему, выбранную на 2 занятии.
6 18.11.2021 Публичные выступления Навыки оратора. Часть 2: Оспорь-проспорь
Узнаем краткую историю появления дебатов: от римских сенаторов до британских парламентариев. Обсудим цели и задачи дебатов, основные правила их проведения и роли участников. Поймём отличия дебатов (выступление всех против всех) от спича.
Тренинг от приглашённого лектора Татьяны Большаковой.
ДЗ: продумывать выступление на тему, выбранную на 2 занятии.
7 25.11.2021 Публичные выступления Аргументация и логика. Часть 1, за правым плечом...
Учимся грамотно строить логически верное и интересное для слушателей выступление: сторителлинг, апелляция к знакомому, принцип "матрёшки" и другие методы построения выступления. Рассмотрим, как правильно строить аргументы и почему важно опираться на факты.
ДЗ: подобрать аргументы, доказывающие тезис автора из проектной работы.
8 02.12.2021 Публичные выступления Аргументация и логика. Часть 2, за левым плечом...
Логические ошибки, борьба с ними или использование их в свою пользу. Чёрная риторика. Манипуляции и способы им противостоять.
ДЗ: подробно расписать аргументы, доказывающие тезис автора из проектной работы.
9 09.12.2021 Публичные выступления Краткость - сестра таланта (с) А.П. Чехов,
поэтому не будем растекаться мыслью по древу, переливать из пустого в порожнее, болтать без умолку и говорить пустое

Учимся ясно, чётко и ёмко формулировать мысли. Избавляемся от слов паразитов, всего ненужного и учимся использовать инфостиль. Тренируем речь для лифта (elevator pitch).
10 16.12.2021 Публичные выступления Подготовка к экзамену
Вспоминаем пройденное и применяем теорию на практике.
11 23.12.2021 Экзамен Экзамен. Чаепитие
Представление индивидуального проекта.
12 30.12.2021 Резерв Резерв
  06.01.2022    
  13.01.2022    
  20.01.2022    
13 27.01.2022 Презентации Как (не) надо делать презентации
Начнём обсуждать презентации как способ донесения информации. Типы презентаций: для сопровождения речи и для чтения. Немультимедийные презентации, аналоговые презентации. Разберём хорошие и плохие примеры презентаций.
ДЗ: создать первый драфт презентации по теме проекта 1-го полугодия.
14 03.02.2022 Презентации Как ясно видно на слайде 397…
Знакомимся с разными инструментами для создания презентаций: powerpoint, canva, prezi, keynote. Cоздание слайдов, быстрые клавиши, режим докладчика. Стандартные шаблоны, их палитра, блок схемы, таблицы.
ДЗ: начать создавать презентацию с помощью обозначенных инструментов.
15 10.02.2022 Презентации Современные презентации имеют больше общего с кино и комиксами, чем с письменными документами (c) Гарр Рейнольдс
Как технически сделать красивую презентацию: какими инструментами пользоваться, на каких ресурсах искать фотографии, иконки, шрифты и вдохновение.
Лекция от приглашённого лектора - Надежды Николаевой.
ДЗ: создать презентацию по теме индивидуального проекта.
16 17.02.2022 Стрессоустойчивость Не волнуйтесь, теперь поговорим о стрессоустойчивости!!!!!
Разберём, как перестать бояться публичных выступлений и настроить себя на них. Избавляемся от пейрафобии. Поймём, какие факторы могут препятствовать успешному выступлению и как мы можем с ними бороться.
Тренинг от приглашённого лектора Владимира Вертоградова.
ДЗ: подготовить выступление с презентацией.
17 24.02.2022 Презентации "Лучший способ понять что-то самому — объяснить это другому", - мне так папа постоянно говорит. (с) Влад
Реализуем полученные навыки на практике. Выступление школьников с презентациями своих проектов.
18 03.03.2022 Резерв Когда знаешь как, умеешь, но уже не можешь сам - ты тренер. Когда знаешь как, не умеешь и не можешь сам - ты профессор
(с) М. Жванецкий
Резервный день для выступления приглашённого лектора Ивана Шишлова "Как распознать ложь".
19 10.03.2022 Креативность <Не забыть вставить прикольный заголовок>
Обсуждаем практики и советы по прокачке находчивости и развиваем креативность и способность выходить за рамки/из плоскости, то есть применять принцип think out-of-the-box.
20 17.03.2022 Внимательность ВНИМАНИЕ - спасибо за вниамние!
Обсуждаем стандартные практики по удержанию внимания более чем первые N минут после начала лекции, пробуем концентрироваться. Боремся с внешними раздражителями, учимся подмечать мелочи.
21 24.03.2022 Память Тут надо бы вспомнить, что ещё мы хотели рассказать...
Тренируем память. Выстраиваем ассоциативное мышление. Разбираем разницу между кратковременной, долговременной и оперативной памятью. Запоминаем факты посредством историй, а изображения посредством образов.
22 31.03.2022 Командная работа Один за всех, и все за одного! (с) А. Дюма
Изучаем специфику работы человека в команде, распределение ролей и обязанностей. Обсуждаем командообразование и построение доверительный отношений в группе.
ДЗ: разбиться на команды, придумать тему проекта, обсудить и расписать роли в проекте и план его выполнения.
23 07.04.2022 Командная работа Я вам помогу, я буду командовать! (с) Кар-Карыч
Определяем цели, задачи и суть лидерства. Учимся мотивировать команду. Изучаем, как быть эффективным менеджером/продюсером проекта и умело управлять рабочим процессом.
24 14.04.2022 Командная работа Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна. (с) А. Эйнштейн
Тренируемся креативить в команде. Пробуем мозговой штурм (прямой и обратный), ментальные карты, метод Уолта Диснея, эффект Стравинского и прочие фокусы из шляпы. Учимся собирать зерно креативных мыслей и отбирать его от плевел творческого беспорядка.
25 21.04.2022 Публичные выступления Подготовка к экзамену
Вспоминаем пройденное и применяем теорию на практике.
26 28.04.2022 Экзамен Экзамен. Чаепитие
Защита командного проекта
  05.05.2022    
  12.05.2022    
  19.05.2022    
  26.05.2022    
  02.06.2022    
  09.06.2022    
  16.06.2022    
  23.06.2022    
  30.06.2022    
Список литературы
1 Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. – Альпина Паблишер, 2017.
2 Галло К. Презентации в стиле TED: 8 приемов лучших в мире выступлений. – Альпина Паблишер, 2014.
3 Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст. – Alpina, 2018.
4 Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. – epubli, 2021.
5 Каптерев А. Мастерство презентации. – Litres, 2020.
6 Каптерев А. Хорошая, плохая, продающая. Мастерство презентации 2.0. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 384 с
7 Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Digest Media, Попурри, 2016.
8 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Digest Media, Попурри, 1991.
9 Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. – Альпина Паблишер, 2011.
10 Медина Д. Правила мозга: Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. – " Манн, Иванов и Фербер", 2014.
11 Рок Д. Мозг. Инструкция по применению: как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок. – Альпина Паблишер, 2013.
12 Шопенгауэр А. Эристика или искусство спорить. – тип. ММ Стасюлевича, 1890.