Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Математика | ||||
2 | Класс | 10 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Марычев Глеб, Марченко Ирина, Базоева Кристина, Диментов Владимир, Зеленина Диана, Софронов Григорий, Титова Мария, Арзуманян Давид, Ледовских Александра | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Среда (2 пары) 17:20 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Предоставить школьникам старших классов возможность приобрести, развить и систематизировать свои знания по алгебре. | ||||
8 | Задачи курса | В задачи данного курса входит: - знакомство учащихся со стандартными методами решения алгебраических задач на лекциях; - отработка новых знаний в рамках семинарских занятий; - закрепление полученных навыков с помощью выполнения домашних работ и написания микроконтрольных и экзаменов. |
||||
9 | Особенности курса | В рамках "Базовой математики" даётся комплексный обзор школьного курса по алгебре, особое внимание уделяется смешанным задачам, для решения которых необходимы знания из различных тем. В рамках обучения на курсе школьники получают возможность систематизировать и расширить свои знания по математике. | ||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Занятие состоит из двух частей - семинара и лекции. На семинаре
учащимся предлагаются к решению задачи по теме прошлой лекции. На лекции
преподаватель объясняет новый теоретический материал, рассказывает, поясняя
на примерах, основные методы решения соответствующих задач. После каждой
лекции задаётся домашняя работа на 2 недели. Раз в несколько занятий в начале
семинара проводится микроконтрольная по прошлым темам (см. позанятийный
план). Задачи могут быть как заимствованы из списка литературы или вступительных
испытаний прошлых лет и ЕГЭ, так и составлены преподавателями курса. Сбор
решений всех форм контроля (кроме микроконтрольных и экзамена в условиях
очного проведения) проводится с использованием системы google classroom.
На семинарские группы учащиеся делятся на основе распределительной работы (проводится на первом занятии). Отдельно формируется дистанционная группа для всех, у кого нет возможности заниматься очно. Подборки задач для семинаров (а также домашних работ, микроконтрольных и экзамена) между группами не различаются. В дальнейшем учащийся может быть переведен из одной семинарской группы в другую по общему рейтингу после экзамена или по рекомендации семинариста в течение семестра (подобного рода вопросы решаются коллегиально). Данная опция невозможна для учащихся дистанционной группы. Рейтинг выстраивается на основании баллов, получаемых за домашние работы, микроконтрольные, а также на основе баллов за экзамен. Поскольку курс является базовым, все учащиеся 11 класса, даже не выбирая этот курс в качестве зачётного, обязаны сдать по нему выпускной экзамен в конце года. |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие повысить уровень знаний по математике. | ||||
12 | Краткое описание курса | Обзорный курс по алгебре. Для 11 классов является базовым. | ||||
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | ||||
14 | Отбор | Нет отбора, но есть распределительная работа на первом занятии. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
В конце каждого семестра проводится письменный экзамен (максимум
100 баллов). На экзамене будет установлен критерий, необходимый для получения
удовлетворительной оценки. В течение семестра баллы набираются за счёт выполнения домашних заданий (примерно 70-75 баллов) и микроконтрольных работ (примерно 25-30 баллов). Оценка за семестр вычисляется по формуле 0,4*(баллы за работу в течение семестра) + 0,6*(баллы за экзамен) и переводится в 5-балльную систему. Для одиннадцатиклассников, не выбравших Базовую математику зачётным курсом, но сдающих выпускной экзамен, оценка зависит только от экзамена. |
||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта | Гибрид. Формируется отдельная группа для тех, кто не может заниматься очно. Остальные группы начинают очное обучение при первой возможности. В случае перехода на дистанционное обучение занятия продолжатся в онлайн-режиме. | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | В каждом семестре проводится по 2 пересдачи. Даты пересдач могут
измениться в течение семестра. На курсе действует система дедлайнов на сдачу домашних работ: две недели с момента публикации задач в группе курса. Домашние работы сдаются в электронном виде (через google classroom). Тема занятия - это тема лекции, которая читается на этом занятии. |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2021 | Экзамен | Контрольная работа для распределения по группам | |||
2 | 13.10.2021 | Функции и их свойства | Семинар.
Разбор распределительной работы. Лекция. Рассмотрение понятий функции и ее аргумента, области определения, области значения, периодичности, чётности, возрастания и убывания, выпуклости и вогнутости, основные сведения о некоторых особых точках. Способы задания функции, системы координат, график функции. Схема исследования функции. Преобразования графика функции. Линейная функция и её свойства. |
|||
3 | 20.10.2021 | Функции и их свойства | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Квадратный трёхчлен и квадратичная функция, выделение полного квадрата, корни квадратного трёхчлена, дискриминант и теорема Виета, решение квадратичных неравенств. Метод интервалов. Расположение корней квадратного трёхчлена в зависимости от значений параметра. |
|||
4 | 27.10.2021 | Функции и их свойства | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Иррациональные числа. Иррациональные уравнения и неравенства, схемы равносильных переходов, домножение на сопряженное, метод замены переменных, метод Мюнхгаузена. |
|||
5 | 03.11.2021 | Функции и их свойства | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Уравнения и неравенства высших степеней: однородные, симметрические, возвратные, типичные замены и сведение к квадратным уравнениям; теорема Безу, теорема о рациональных корнях, деление многочлена на многочлен и схема Горнера. Биномиальные коэффициенты и Бином Ньютона, треугольник Паскаля. |
|||
6 | 10.11.2021 | Функции и их свойства | Микроконтрольная по темам занятий № 2-4. Семинар по теме прошлой
лекции. Лекция. Дробно-линейная функция, её свойства и график, выделение целой части. Дробно-рациональная функция, выделение целой части, асимптоты. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. |
|||
7 | 17.11.2021 | Функции и их свойства | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Модуль, геометрический смысл и свойства. Методы решения уравнений и неравенств с модулями. Задачи с параметром по этой теме. |
|||
8 | 24.11.2021 | Тригонометрия | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Числовая окружность. Синус и косинус, тангенс и котангенс, их функции, свойства и графики. ОТТ. Методы решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств. Сведение тригонометрических уравнений и неравенств к алгебраическим. |
|||
9 | 01.12.2021 | Тригонометрия | Микроконтрольная по темам занятий № 5-7. Семинар по теме прошлой
лекции. Лекция. Синус, косинус, тангенс и котангенс суммы и разности, двойного угла, формула понижения степени. Решение уравнений и неравенств с использованием этих свойств. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Уравнения и неравенства с обратными тригонометрическими функциями. |
|||
10 | 08.12.2021 | Тригонометрия | Микроконтрольная по теме занятия № 8. Семинар по теме прошлой
лекции. Лекция. Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств, основанные на использовании тригонометрических формул, в том числе метод вспомогательного аргумента, универсальной тригонометрической подстановки и оценка. |
|||
11 | 15.12.2021 | Консультация | Семинар по теме прошлой лекции. Консультация перед экзаменом. |
|||
12 | 22.12.2021 | Экзамен | Экзамен | |||
13 | 29.12.2021 | Экзамен | Пересдача-1 | |||
05.01.2022 | ||||||
14 | 12.01.2022 | Экзамен | Пересдача-2. Чаепитие | |||
19.01.2022 | ||||||
15 | 26.01.2022 | Функции и их свойства | Семинар.
Повторение тем первого семестра. Лекция. Показательная функция – свойства, график. Основные методы решения соответствующих уравнений и неравенств, решение задач с параметром. |
|||
16 | 02.02.2022 | Функции и их свойства | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Логарифмическая функция – свойства, график. Основные методы решения соответствующих уравнений и неравенств, решение задач с параметром. |
|||
17 | 09.02.2022 | Функции и их свойства | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Понятие производной, геометрический смысл производной, производные элементарных функций. Исследование графиков функций с использованием производной, уравнение касательной. |
|||
18 | 16.02.2022 | Системы уравнений и неравенств | Микроконтрольная по темам занятий №
15-16. Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Системы уравнений и неравенств: решение системы, равносильные системы, метод подстановки, замена переменных, преобразования системы, графический метод, в том числе построение плоских множеств на координатной плоскости. |
|||
23.02.2022 | ||||||
19 | 02.03.2022 | Теория чисел | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Элементы теории чисел: простые и составные числа, признаки делимости, разложение на простые множители, НОД, НОК, периодические дроби. Метод математической индукции. Решение диофантовых уравнений, алгоритм Евклида. |
|||
09.03.2022 | ||||||
20 | 16.03.2022 | Текстовые задачи | Микроконтрольная по темам занятий №
17-18. Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Арифметическая и геометрическая прогрессии, свойства, основные формулы; бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Текстовые задачи на банки и проценты. |
|||
21 | 23.03.2022 | Текстовые задачи | Семинар по теме прошлой лекции. Лекция. Текстовые задачи на движение, работу, смеси и сплавы. |
|||
22 | 30.03.2022 | Текстовые задачи | Микроконтрольная по темам занятий №
19-20. Семинар по теме прошлой лекции. Лекция-семинар. Целочисленные задачи. |
|||
23 | 06.04.2022 | Консультация | Консультация перед экзаменом | |||
24 | 13.04.2022 | Экзамен | Выпускной экзамен | |||
25 | 20.04.2022 | Экзамен | Пересдача-1 | |||
26 | 27.04.2022 | Экзамен | Пересдача-2. Чаепитие | |||
04.05.2022 | ||||||
11.05.2022 | ||||||
18.05.2022 | ||||||
25.05.2022 | ||||||
01.06.2022 | ||||||
08.06.2022 | ||||||
15.06.2022 | ||||||
22.06.2022 | ||||||
29.06.2022 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | «Московский университет. Задачи вступительных экзаменов по математике на все факультеты МГУ с ответами. | |||||
2 | Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. «Задачи с параметрами». | |||||
3 | Будак А.Б., Щедрин Б. М. «Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы». | |||||
4 | Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. «Задачи по математике. Начала анализа». | |||||
5 | Галеев Э.М., «Подготовка к вступительным экзаменам по математике в МГУ и ЕГЭ (типы задач и методы их решений). Части 1-5» | |||||
6 | Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. «Пособие по математике для поступающих в ВУЗы». | |||||
7 | Мальцев Д.А., Мальцев А.А., Мальцева Л.И. «Математика. Подготовка к ЕГЭ 2016. Профильный уровень». | |||||
8 | Мельников И.И., Сергеев И.Н. «Как решать задачи по математике на вступительных экзаменах». | |||||
9 | Мордкович А.Г., Семёнов П.В., «Алгебра и начала математического анализа. Профильный уровень. 10 класс. В двух частях» | |||||
10 | Мордкович А.Г., Семёнов П.В., «Алгебра и начала математического анализа. Профильный уровень. 11 класс. В двух частях» | |||||
11 | Нелин Е.П., Роганин, А.Н. «Сборник задач по алгебре и началам математического анализа». | |||||
12 | Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. «Задачи вступительных экзаменов по математике» | |||||
13 | Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения». | |||||
14 | Панферов В.С., Сергеев И.Н. «Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач.» | |||||
15 | Савватеев А.В. «Математика для гуманитариев» | |||||
16 | Ткачук В.В. «Математика абитуриенту». |