Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Математика | ||||
2 | Класс | 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Мартанов Олег, Митюшников Иван, Ситникова Наталья, Солодуха Мария | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Помочь школьникам научиться решать задачи повышенной сложности, особенно с параметрами. | ||||
8 | Задачи курса | Задачами курса являются углубление знаний учащихся в алгебре, освоение техники работы с параметрами и элементами функционального анализа, обучение приемам решения алгебраических заданий высокого уровня сложности. Кроме того, в задачи курса входит предоставление учащимся практики самостоятельной подготовки к занятию и ведения семинаров, что может им помочь впоследствии (после поступления) преподавать в ЭМШ. | ||||
9 | Особенности курса | В начале каждого семестра школьники выбирают себе темы, по которым они помогают в подготовке семинарских занятий. Подготовка включает в себя прорешивание и разбор дополнительного домашнего задания и семинарских задач, ведение вместе с преподавателем одной из групп на семинарском занятии (где слушатели разбиваются на четыре группы). Домашнее задание состоит из двух частей – базовой из 10 задач (которые по итогам курса должны уметь решать все, результаты проверки идут в рейтинг учащегося) и «задач на размышление», которые разбираются на каждом семинарском занятии. В большинстве задач курса содержатся параметры. | ||||
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | Каждое занятие состоит из трех частей: · на первой проводится 10-минутная контрольная по теме предыдущей лекции, затем начинается семинарское занятие с разбором в группе задач из дополнительного домашнего задания, а также новых задач повышенной сложности по теме предыдущей лекции; в проведении семинара помогают те слушатели, которые специально готовились к этой теме; · на второй одним из преподавателей читается лекция по новой теме, где обозначаются основные идеи решения задач; · на третьей проводится семинар по теме только что прослушанной лекции, на котором решаются типовые задачи на разобранные методы решения. | ||||
11 | Целевая аудитория | Учащиеся 11-го класса с хорошей базовой подготовкой по элементарной математике. Курс рассчитан на слушателей, уже знакомых со свойствами элементарных функций (спецкурсы по элементарной математике и/или Базовая математика), а также способных к восприятию и применению некоторых методов высшей математики. Предварительный отбор проводится на первой паре первого занятия в форме письменной работы. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс по алгебре, посвященный задачам с параметрами повышенной сложности. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | На первом занятии проводится отбор с целью выявления у учащихся умения решать базовые задания. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
По результатам работы в семестре и экзамена выставляются оценки по пятибалльной системе, итоговой оценкой является средняя арифметическая из них с округлением в пользу школьника. При выставлении баллов за работу в семестре учитываются посещение занятий (1 балл за каждое), результаты контрольных (3 балла за каждую) и выполнение домашних заданий (10 баллов за каждое). Кроме того, можно набрать максимум 15 баллов за проведение двух семинарских занятий. На выполнение домашнего задания по теме дается одна неделя. Тема считается зачтенной, если за домашнее задание по ней набрано не менее 5 баллов. Если домашнее задание не сдано в течение этой недели, но сдано и зачтено позже, набранные за него баллы умножаются на коэффициент 1/2. Для допуска к экзамену необходимо зачесть все темы. Ведение семинара (не более двух в течение семестра) позволяет зачесть по одной произвольной теме за каждый проведенный семинар. Однако учащиеся не допускаются к ведению семинаров, если у них есть долги по предыдущим темам. | ||||
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. План действий в случае всеобщего дистанта | Оффлайн, в случае дистанта онлайн в zoom. | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Курс читается в ЭМШ с 2003 года. Приглашенные лекторы - Клачкова Ольга Александровна, к.э.н., преподаватель ЭФ МГУ, Красков Вадим Васильевич, преподаватель ЭФ МГУ, заместитель декана ЭФ МГУ |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 08.10.2021 | Уравнения и неравенства | Квадратный трехчлен. Расположение корней. | |||
2 | 15.10.2021 | Уравнения и неравенства | Рациональные уравнения и неравенства. | |||
3 | 22.10.2021 | Уравнения и неравенства | Кусочно-линейная функция. Модули. | |||
4 | 29.10.2021 | Уравнения и неравенства | Иррациональные уравнения и неравенства. | |||
05.11.2021 | ||||||
5 | 12.11.2021 | Уравнения и неравенства | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | |||
6 | 19.11.2021 | Уравнения и неравенства | Тригонометрические уравнения и неравенства. | |||
7 | 26.11.2021 | Уравнения и неравенства | Тригонометрические уравнения и неравенства. Обратная тригонометрия и системы. | |||
8 | 03.12.2021 | Уравнения и неравенства | Системы уравнений и неравенств. | |||
9 | 10.12.2021 | Уравнения и неравенства | Графические методы решения задач. | |||
10 | 17.12.2021 | Консультация, ответы на вопросы. | ||||
11 | 24.12.2021 | Экзамен | ||||
31.12.2021 | ||||||
07.01.2022 | ||||||
12 | 14.01.2022 | Пересдача | ||||
13 | 21.01.2022 | Свойства функции | Полезные преобразования и замены переменных. | |||
14 | 28.01.2022 | Свойства функции | Получение следствий и логические задачи. | |||
15 | 04.02.2022 | Свойства функции | Область определения, четность, симметрия. | |||
16 | 11.02.2022 | Свойства функции | Монотонность и непрерывность. | |||
17 | 18.02.2022 | Свойства функции | Наибольшее и наименьшее значения функции, область значений функции. | |||
18 | 25.02.2022 | Свойства функции | Ограниченность, метод мажорант. | |||
04.03.2022 | ||||||
19 | 11.03.2022 | Свойства функции | Решение задач на применение свойств функций. | |||
20 | 18.03.2022 | Текстовые и целочисленные задачи | Целые числа: делимость, остатки, десятичная запись числа, НОК и НОД. Уравнения и неравенства с целочисленными переменными. | |||
21 | 25.03.2022 | Текстовые и целочисленные задачи | Оптимизационные целочисленные текстовые задачи. | |||
22 | 01.04.2022 | Текстовые и целочисленные задачи | Текстовые задачи. | |||
23 | 08.04.2022 | Консультация, ответы на вопросы. | ||||
24 | 15.04.2022 | Экзамен | ||||
25 | 22.04.2022 | Первая пересдача | ||||
26 | 29.04.2022 | Вторая пересдача | ||||
06.05.2022 | ||||||
13.05.2022 | ||||||
20.05.2022 | ||||||
27.05.2022 | ||||||
03.06.2022 | ||||||
10.06.2022 | ||||||
17.06.2022 | ||||||
24.06.2022 | ||||||
01.07.2022 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Будак А.Б., Щед | |||||
2 | Вавилов В.В., М | |||||
3 | Горштейн П.И., | |||||
4 | Дорофеев Г.В., | |||||
5 | Золотарёва Н.Д. | |||||
6 | Мельников И.И. | |||||
7 | Нестеренко Ю. | |||||
8 | Олехник С.Н., П | |||||
9 | Потапов М.К, А | |||||
10 | Потапов М.К., | |||||
11 | Сергеев И.Н. «1 | |||||
12 | Ткачук В.В. «М | |||||
13 | Федотов М.В., Р | |||||
14 | Черкасов О.Ю., | |||||
15 | Шабунин М.И. | |||||
16 | Шарыгин И.Ф. | |||||
17 | Шарыгин И.Ф., | |||||
18 | Якушева Е.В., П |