Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 8-11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Хватова Елена, Пугач Екатерина | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Расширить знания школьников в области истории изобразительного искусства | ||||
8 | Задачи курса | 1. Дать школьникам понимание общего хода развития живописи,
скульптуры и архитектуры 2. Развить умение интерпретировать произведени искусства, учитывая исторический контекст их создания 3. Познакомить школьников с выдающимися произведениями изобразительного искусства |
||||
9 | Особенности курса | В отличие от стандартных курсов истории, курс специализируется исключительно на изобразительном искусстве и систематизирует знания слушателей в этой сфере | ||||
10 | Формат проведения занятия | В начале занятия проводится проверочная работа, затем даётся новый материал (с использовнием презентаций) | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 8-11 классов, желающие расширить свои знания в области истории изобразительного искусства | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс по истории европейского изобразительного искусства от ренессанса до начала XX века | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Отбор не планируется, но если на первое занятие придет больше школьников, чем мы предполагали, то приветственное тестирование превратится в отборочное | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Экзамен 40%, ДЗ 30%, Проверочные работы 30% | ||||
16 | План действий в случае перехода на дистанционное обучение | Переход на платформу Zoom | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 09.10.2020 | Вводная
лекция |
1. Основы
античной скульптуры и архитектуры: Антропоцентризм. Архаика, Классика,
Эллинизм 2. Темные века: Живопсиь, скульптура и архитектура. Ориентированность на религию. Романика, Готика 3. Ренессанс: Общее представление о понятии ренессанс. Причины и предпосылки |
|||
2 | 16.10.2020 | Раннее возрождение (XV в.) | 1. Историческая справка 2. Начало возраждения античной культуры; конец разделения классической формы и содержания, формирование античного отношения к изображению человеческого тела 3. Скульптура: - Н. ди Банко: Античная манера постановки статуи (контрпост) - Донателло: Изображение человеческого тела с использованием античных канонов - Л. Гиберти: Эффект "глубины", теория о линейной перспективе - Б. Росселлино: сочетание античности и христианских традиций 4. Архитектура: - Ф. Брунеллески: Создание научной теории перспективы; архитектурные пропорции - Л. Б. Альберти: Соединение базилики и античного стиля - Дж. да Сангалло как последователь Альберти |
|||
3 | 23.10.2020 | Раннее возрождение / Высокое возрождение (конец XV - начало XVI в.) | Продолжение раннего возрождения 4. Живопись: - Мозаччо: Рациональное построение пространства картины - С. Боттичелли: Неоплатонизм - П. ди Козимо: "Антинеоплатонизм" - А. Мантенья: Особая трактовка религиозных сюжетов - Дж. Беллини: Свет и цвет - Джотто: Натуралистичная манера изображения человеческих фигур Высокое возрождение: 1. Историческая справка 2. Вера в верховенство человека, развитие понятия гражданского долга 3. Живопись: - Леонардо: Особая техника, использование символики |
|||
#ССЫЛКА! | 30.10.2020 | Высокое возрождение (конец XV - XVI в.) | Продолжение
высокого возрождения - Микеланджело: Гениальность как божественное вдохновение - Рафаэль: Синтез лиризма и драматизма - Тициан: Акцент на внутреннем мире человека - П. Веронезе: Особое трпактование библейских мотивов - Тинторетто: Особое использование пространства, заимствование техники Микеланджело и Тициана 4. Архитектура: - Д. Браманте: Собор Святого Петра |
|||
06.11.2020 | ||||||
#ССЫЛКА! | 13.11.2020 | Северное возрождение (XV в.) | 1. Историческая справка 2. Опосредованное влияние античной культуры, опора на искусство средневековья и традиции. 3. Германия: - М. Грюневальд: Возвышенный мистицизм, драматизм эпохи - А. Дюрер: Создание типичных для своей страны образов, внимание к деталям 4. Нидерланды: - Ван Эйк: Пантеизм. Отказ от золотого фона, жанровая интерпретация религиозной тематики - И. Босх: Синтез средневековых и ренессансных тентенций - П. Брейгель: Новаторство в пейзажах |
|||
#ССЫЛКА! | 20.11.2020 | Маньеризм (середина XVI в.) | 1. Историческая справка 2. Изящество, метафоричная насыщенность, виртуозная техника вместо смыслового содержания, ясности 3. Живопись: - Дж. Вазари: «Жизнеописания». Вычурность, постановочность сюжета - Россо: Необычная трактовка религиозной темы. Холодная пугающая атмосфера глубокого внутреннего смятения - Пармиджанино: «Искусственный стиль» - Эль-Греко: Мастерство передачи цвета и фактуры различных материалов, динамика картин - Дж. Арчимбольдо: «Съедобные» портреты 4. Архитектура. Скульптура: - Дж. делла Порта: Любовь к сценическим эффектам - Виньола: Декоративно-стилизаторская деформация приемов и форм классической архитектуры - Б. Чиллини: Детализированность, композиция |
|||
#ССЫЛКА! | 27.11.2020 | Барокко. Живопись (XVII-XVIII в.) | 1. Историческая справка 2. Динамизм, пышность форм, насыщенная цветовая палитра 3. Художники: - А. Карраччи VS М. Караваджо: Системное, «холодное» против контрастного, чувственного, приземленного - П.П. Рубенс: Религия, мифы, охота, быт. Изображение крупных тел в движении, эмоционально заряженная атмосфера. Яркая палитра, работа со светом - Ван Дейк: Гениальность портретной живописи - Я. Вермеер: От монументальных, возвышенных образов до трогательных домашних сцен - Рембрандт: Мастерство композиции, провокационные приемы, групповые портреты - Д. Веласкес: Точность и реалистичность портретов, внимание к силуэтам, барочные контрастность, резкая светотень - Малые голландцы: Приземленные сюжеты, бытовые сцены |
|||
#ССЫЛКА! | 04.12.2020 | Барокко. Архитектура и скульптура (XVII-XVIII в.) | 4. Скульптура: - Соперничество Дж. Л. Бернини и Ф. Боромини: фокусник против ландшафтного дизайнера - Д. Трезини: Петровское барокко. Сдержанность декора, сочетание ордерных деталей с барочными элементами - Б.К. Растрелли: Торжественная пластическая игра декора, богатство палитры. Синтез европейского барокко с русским нарышкинским стилем |
|||
#ССЫЛКА! | 11.12.2020 | Классицизм (XVII - начало XIX в.) | 1. Историческая справка 2. Обращение к формам античного искусства как к образцу; точность, каноничность. 3. Живопись: - Н. Пуссен: Геометрическая точность композиции и взвешенная колористическая гармония - К. Лоррен: Антиквизированные пейзажи - Ж.Л. Давид: Лаконичность, драматика, трагика, героика 4. Архитектура: - А. Палладио: Основоположник классицизма в архитектуре, отвергает маньеризм и барокко - Ж.Ж. Суффло: Рассматриваем ключевые произведения |
|||
#ССЫЛКА! | 16.12.2020 | Рококо (начало XVIII в.) | 1. Историческая справка 2. Отражение гедонистических настроений, создание театральной, идеализированной реальности. Изысканный характер декора. Стиль про утонченность, легкость 3. Живопись: - Ж.Б. Шарден: Поэтичность повседневной простой жизни, отголоски влияния голландских художников. Историческая живопись и парадные портреты - У. Хогарт: Стремление сделать живопись интересной, истории о падении человека, уничтожения личности, критика пороков людей - Ж.А. Ватто: «Галантные празднества» - Дж. Тьеполо: Мастер росписи по сырой штукатурке. Фрески крестьянкой жизни, - Французские живописцы: Театральная импровизация, игра полунамеков, пикантные сцены не для случайных зрителей 4. Архитектура. Интерьеры: - Г.Ж. Бофран: Сочетание симметрии архитектурных форм, уравновешенности с декоративным изячеством рококо - Ж.Ф. Блондель: Планы реконструкции городов, «Курс архитектуры», интерьеры отеля Субиз - Г. Кнобельсдорф: Рокальный интерьер оперы, немецких дворцов - И.Б. Нейман: Включение криволинейной структуры интерьера в прямоугольные рамы внешних стен, легкость всех элементов интерьера |
|||
25.12.2020 | Экзамен | |||||
01.01.2021 | Резерв. Пересдача. Чаепитие | |||||
08.01.2021 | ||||||
15.01.2021 | ||||||
22.01.2021 | ||||||
#ССЫЛКА! | 29.01.2021 | Ампир (начало XIX в.) | 1. Историческая справка 2. Монументальность, помпезность, подчеркивание величия власти, символ империи, ориентация на античность 3. Архитектура. Скульптура: - К. Росси: Смелость творческой мысли, «эффект дистанции» - А. Канова: знаковый скульптур ампира. Сочетание торжественного спокойствия с пластическими формами - Ш. Персье: Торжественно-монументальные сооружения - П. Фонтен: Применение металлических конструкций в строительстве, лучший дизайн и декор мебели эпохи - Ж.Ф. Шальгрен: Решение градостроительных задач, создание ансабля, использование ордерных элементов |
|||
#ССЫЛКА! | 05.02.2021 | Романтизм. Живопись (конец XVIII - начало XIX в.) | 1. Историческая справка 2. Явление против сдержанного академического рисунка. Эмоциональность, революционная атмосфера времени, создание героически-романтического идеала 3. Романтизм вне изобразительного искусства (Литература, музыка) 4. Живопись: - Ф. Гойя: Звучность, насыщенность красок, любование жизнью. Сравнение с Веласкесом - стремление к честности изображение, нет прикрас императорской семьи. Исследование общественного бессознательного, психологизм в искусстве. Военная графика - Э. Делакруа: Главный живописей французских революций 19 века. Разрушение канонов классицизма, сцены современной жизни - У. Тернер: Главный английский художник, живописец стихий. Изображение водных пейзажей, неспокойной погоды. Предпочтение цвета и световых приемов формам и границам |
|||
#ССЫЛКА! | 12.02.2021 | Романтизм. Архитектура. Скульптура. Фотография. (XIX в.) | 5. Скульптура: - Воспевание индивидуальности, отказ от героизации благородных примеров - Ф. Рюд: Романтический характер скульптуры - Н.А. Карпо: Реалистичность деталей, "живость" композиций 6. Архитектура: - Х. Уорпол: Изящность плоских поверхностей, - А. Барри и Пэджин: Создание патриотического ансамбля - П. Гарнье: Эклектичность выразительных средств 7. Появление фотографии и ее влияние на трансформацию искусства: - Основатели фотографии - Стереофотография. Фотожурнализм |
|||
#ССЫЛКА! | 19.02.2021 | Реализм (XIX в.) | 1. Историческая справка 2. Стремление к максимально объективному изображению действительности 3. Художники: - Ж. Бретон: Идеалистическая окраска изображаемого - Г. Курбе: Особая сатирическая инонация произведений - Ж.Ф. Милле: Акцент на изображении крестьянской жизни - В. Лейбль: Стремление передать характер изображаемых персонажей без приукрас внешних данных - А. Фонтанези: Лирические пейзажи - Т. Сеньорини: Использование канонов классицизма, сатирическое изображение быта |
|||
#ССЫЛКА! | 26.02.2021 | Прерафаэлиты (конец XIX) | 1. Историческая справка 2. Протест против чопорных традиций викторианской эпохи. Вдохновение художниками Раннего Возрождения и творчеством Шекспира 3. Живопись: - А. Россети: Эстетизм, стилизация форм, культ красоты, витражи - У. Моррис: Любовь к старине, легендам, сказаниям. Яркие краски, интенсивные эмоции - Д.Э. Милле: Обращение к эстетическим и этическим идеалам Средневековья Натуралистическая достоверность. Литературные и религиозные сюжеты - Дж. У. Уотерхаус: Мифологические сюжеты |
|||
#ССЫЛКА! | 05.03.2021 | Импрессионизм (конец XIX - начало XX) | 1. Исторический контекст 2. Первая выставка 3. Живопись: - Э. Мане: Переход от реализма к импрессионизму - К. Моне: Карикатурные портреты обучение у Будена. Творчество в Аржантей, Живерни. Линии, пейзажи и архитектура в творчестве художника - Балерины и прачки Э. Дега, фотографическая композиция - М. Кассат: Внимание к линии, смелые перспективы, интимные домашние сцены - К. Писсарро: Акцент на свет и воздух в творчестве, необычные ракурсы, городские пейзажи - А. Сислей: Тишина и умиротворенность мира - П.О. Ренуар: “Милая” живопись, особые приемы обращения со светом, цветом и движением объектов |
|||
#ССЫЛКА! | 12.03.2021 | Постимпрессионизм (конец XIX - начало XX) | 1. Историческая справка 2. Отказ от принципов импрессионизма, так как он не стремился наполнить свои работы идейной тяжестью 3. Живопись: - П. Гоген: Голубой период, розовый период - П. Сезанн: Призывал «раскладывать» предметы на шары, конусы, кубы - Т. Лотрек: Плакатный стиль, ночная жизнь Парижа - Ван Гог: Использование экспрессивных цветов, эмоциональная насыщенность, символическое значение цвета, сочетание разных техник на одной работе - А. Матисс: Эксперименты с перспективой, крупные мазки, яркие тени, насыщенные цвета, "уплощенные" предметов - Пуантилизм: Изучение особенностей зрительного восприятия мира Эксперементирование с размещением цветов, расстоянием между точками |
|||
#ССЫЛКА! | 19.03.2021 | Ар-нуво (конец XIX - начало XX) | 1. Историческая справка 2. Акцент на чётких и простых линиях 3. Живопись - А. Муха: Смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров - Г. Климт: Объемная моделировка тел на плоском орнаментальном фоне, декоративная стилизация - Ж. Шере: "Отец" своременного плаката 4. Архитектура: - Э. Гимар: Неоготические мотивы, использование стекла и стали - Макинтош: Новаторство в конструктивности линий модерна, планирование "изнутри наружу" - В. Орта: Отказ от исторического стиля - А. Гауди: Национальная готика, природные формы |
|||
#ССЫЛКА! | 26.03.2021 | Символизм (конец XIX - начало XX) | 1. Историческая справка 2. Нацеленность на сознание зрителя. Э. Кассирер "Философия символических форм". Мистические, сакральные темы. 3. Живопись: - Г. Моро: Фантазийность, обращение к библейским сценам - О. Редон: Образы-галлюцинации, визуальная лирика - Дж. Энсор: Сатира в изображении людей, взгляд на человеческое общество как на маскарад |
|||
#ССЫЛКА! | 02.04.2021 | Резерв | Если данное занятие останется свободным, то на нём продолжится изучение символизма | |||
#ССЫЛКА! | 07.12.2021 | Резерв | Если данное занятие останется свободным, то на нём речь пойдёт о передвижниках | |||
#ССЫЛКА! | 16.04.2021 | Резерв | Если данное занятие останется свободным, то на нём речь пойдет о течениях 20 века | |||
23.04.2021 | Экзамен | |||||
30.04.2021 | Пересдача | |||||
07.05.2021 | ||||||
14.05.2021 | ||||||
21.05.2021 | ||||||
28.05.2021 | ||||||
04.06.2021 | ||||||
11.06.2021 | ||||||
18.06.2021 | ||||||
25.06.2021 | ||||||
02.07.2021 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Х.В.Янсон и Этнони Ф. Янсон "Основы истории искусств" | |||||
2 | Э.Г.Гомбрих " | Э.Г.Гомбрих "История искусства" | ||||
3 | Эми Демпси "Модернизм и современное искусство" | |||||
4 | Ли Чешир "Ключевые моменты в искусстве" | |||||
5 | И. Опимах «Живописные истории» | |||||
6 | И. Опимах «Биография шедевра» | |||||
7 | Ван Гог «Письма к брату Тео» | |||||
8 | С. Шама «Сила искусства» |