Спецкурс
Цветочки
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Хватова Елена, Пугач Екатерина
5 Стажёры  
6 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
7 Цель курса Расширить знания школьников в области истории изобразительного искусства
8 Задачи курса 1. Дать школьникам понимание общего хода развития живописи, скульптуры и архитектуры
2. Развить умение интерпретировать произведени искусства, учитывая исторический контекст их создания
3. Познакомить школьников с выдающимися произведениями изобразительного искусства
9 Особенности курса В отличие от стандартных курсов истории, курс специализируется исключительно на изобразительном искусстве и систематизирует знания слушателей в этой сфере
10 Формат проведения занятия В начале занятия проводится проверочная работа, затем даётся новый материал (с использовнием презентаций)
11 Целевая аудитория Школьники 8-11 классов, желающие расширить свои знания в области истории изобразительного искусства
12 Краткое описание курса Курс по истории европейского изобразительного искусства от ренессанса до начала XX века
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Отбор не планируется, но если на первое занятие придет больше школьников, чем мы предполагали, то приветственное тестирование превратится в отборочное
15 Формы контроля и
система отчётности
Экзамен 40%, ДЗ 30%, Проверочные работы 30%
16 План действий в случае перехода на дистанционное обучение Переход на платформу Zoom
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 09.10.2020 Вводная лекция
1. Основы античной скульптуры и архитектуры: Антропоцентризм. Архаика, Классика, Эллинизм
2. Темные века: Живопсиь, скульптура и архитектура. Ориентированность на религию. Романика, Готика
3. Ренессанс: Общее представление о понятии ренессанс. Причины и предпосылки
2 16.10.2020 Раннее возрождение (XV в.) 1. Историческая справка
2. Начало возраждения античной культуры; конец разделения классической формы и
содержания, формирование античного отношения к изображению человеческого тела
3. Скульптура:
- Н. ди Банко: Античная манера постановки статуи (контрпост)
- Донателло: Изображение человеческого тела с использованием античных канонов
- Л. Гиберти: Эффект "глубины", теория о линейной перспективе
- Б. Росселлино: сочетание античности и христианских традиций
4. Архитектура:
- Ф. Брунеллески: Создание научной теории перспективы; архитектурные пропорции
- Л. Б. Альберти: Соединение базилики и античного стиля
- Дж. да Сангалло как последователь Альберти
3 23.10.2020 Раннее возрождение / Высокое возрождение (конец XV - начало XVI в.) Продолжение раннего возрождения
4. Живопись:
- Мозаччо: Рациональное построение пространства картины
- С. Боттичелли: Неоплатонизм
- П. ди Козимо: "Антинеоплатонизм"
- А. Мантенья: Особая трактовка религиозных сюжетов
- Дж. Беллини: Свет и цвет
- Джотто: Натуралистичная манера изображения человеческих фигур
Высокое возрождение:
1. Историческая справка
2. Вера в верховенство человека, развитие понятия гражданского долга
3. Живопись:
- Леонардо: Особая техника, использование символики
#ССЫЛКА! 30.10.2020 Высокое возрождение (конец XV -  XVI в.) Продолжение высокого возрождения
- Микеланджело: Гениальность как божественное вдохновение
- Рафаэль: Синтез лиризма и драматизма
- Тициан: Акцент на внутреннем мире человека
- П. Веронезе: Особое трпактование библейских мотивов
- Тинторетто: Особое использование пространства, заимствование техники Микеланджело и Тициана
4. Архитектура:
- Д. Браманте: Собор Святого Петра
  06.11.2020    
#ССЫЛКА! 13.11.2020 Северное возрождение       (XV в.) 1. Историческая справка
2. Опосредованное влияние античной культуры, опора на искусство средневековья и традиции.
3. Германия:
- М. Грюневальд: Возвышенный мистицизм, драматизм эпохи
- А. Дюрер: Создание типичных для своей страны образов, внимание к деталям
4. Нидерланды:
- Ван Эйк: Пантеизм. Отказ от золотого фона, жанровая интерпретация религиозной тематики
- И. Босх: Синтез средневековых и ренессансных тентенций
- П. Брейгель: Новаторство в пейзажах
#ССЫЛКА! 20.11.2020 Маньеризм (середина XVI в.) 1. Историческая справка
2. Изящество, метафоричная насыщенность, виртуозная техника вместо смыслового содержания, ясности
3. Живопись:
- Дж. Вазари: «Жизнеописания». Вычурность, постановочность сюжета
- Россо: Необычная трактовка религиозной темы. Холодная пугающая атмосфера глубокого внутреннего смятения
- Пармиджанино: «Искусственный стиль»
- Эль-Греко: Мастерство передачи цвета и фактуры различных материалов, динамика картин
- Дж. Арчимбольдо: «Съедобные» портреты
4. Архитектура. Скульптура:
- Дж. делла Порта: Любовь к сценическим эффектам
- Виньола: Декоративно-стилизаторская деформация приемов и форм классической архитектуры
- Б. Чиллини: Детализированность, композиция
#ССЫЛКА! 27.11.2020 Барокко. Живопись       (XVII-XVIII в.) 1. Историческая справка
2. Динамизм, пышность форм, насыщенная цветовая палитра
3. Художники:
- А. Карраччи  VS  М. Караваджо: Системное, «холодное» против контрастного, чувственного, приземленного
- П.П. Рубенс: Религия, мифы, охота, быт. Изображение крупных тел в движении, эмоционально заряженная атмосфера. Яркая палитра, работа со светом
- Ван Дейк: Гениальность портретной живописи
- Я. Вермеер: От монументальных, возвышенных образов до трогательных домашних сцен
- Рембрандт: Мастерство композиции, провокационные приемы, групповые портреты
- Д. Веласкес: Точность и реалистичность портретов, внимание к силуэтам, барочные контрастность, резкая светотень
- Малые голландцы: Приземленные сюжеты, бытовые сцены
#ССЫЛКА! 04.12.2020 Барокко. Архитектура и скульптура       (XVII-XVIII в.)  4. Скульптура:
- Соперничество Дж. Л. Бернини и Ф. Боромини: фокусник против ландшафтного дизайнера
- Д. Трезини: Петровское барокко. Сдержанность декора, сочетание ордерных деталей с барочными элементами
- Б.К. Растрелли: Торжественная пластическая игра декора, богатство палитры. Синтез европейского барокко с русским нарышкинским стилем
#ССЫЛКА! 11.12.2020 Классицизм      (XVII - начало XIX в.) 1. Историческая справка
2. Обращение к формам античного искусства как к образцу; точность, каноничность.
3. Живопись:
- Н. Пуссен: Геометрическая точность композиции и взвешенная колористическая гармония
- К. Лоррен: Антиквизированные пейзажи
- Ж.Л. Давид: Лаконичность, драматика, трагика, героика
4. Архитектура:
- А. Палладио: Основоположник классицизма в архитектуре, отвергает маньеризм и барокко
- Ж.Ж. Суффло: Рассматриваем ключевые произведения
#ССЫЛКА! 16.12.2020 Рококо          (начало XVIII в.) 1. Историческая справка
2. Отражение гедонистических настроений, создание театральной, идеализированной реальности. Изысканный характер декора. Стиль про утонченность, легкость
3. Живопись:
- Ж.Б. Шарден: Поэтичность повседневной простой жизни, отголоски влияния голландских художников. Историческая живопись и парадные портреты
- У. Хогарт: Стремление сделать живопись интересной, истории о падении человека, уничтожения личности, критика пороков людей
- Ж.А. Ватто: «Галантные празднества»
- Дж. Тьеполо: Мастер росписи по сырой штукатурке. Фрески крестьянкой жизни,
- Французские живописцы: Театральная импровизация, игра полунамеков, пикантные сцены не для случайных зрителей
4. Архитектура. Интерьеры:
- Г.Ж. Бофран: Сочетание симметрии архитектурных форм, уравновешенности с декоративным изячеством рококо
- Ж.Ф. Блондель: Планы реконструкции городов,  «Курс архитектуры», интерьеры отеля Субиз
- Г. Кнобельсдорф: Рокальный интерьер оперы, немецких дворцов
- И.Б. Нейман: Включение криволинейной структуры интерьера в прямоугольные рамы внешних стен, легкость всех элементов интерьера
  25.12.2020 Экзамен  
  01.01.2021 Резерв. Пересдача. Чаепитие  
  08.01.2021    
  15.01.2021    
  22.01.2021    
#ССЫЛКА! 29.01.2021 Ампир           (начало XIX в.) 1. Историческая справка
2. Монументальность, помпезность, подчеркивание величия власти, символ империи, ориентация на античность
3. Архитектура. Скульптура:
- К. Росси: Смелость творческой мысли, «эффект дистанции»
- А. Канова: знаковый скульптур ампира. Сочетание торжественного спокойствия с пластическими формами
- Ш. Персье: Торжественно-монументальные сооружения
- П. Фонтен: Применение металлических конструкций в строительстве, лучший дизайн и декор мебели эпохи
- Ж.Ф. Шальгрен: Решение градостроительных задач, создание ансабля, использование ордерных элементов
#ССЫЛКА! 05.02.2021 Романтизм. Живопись       (конец XVIII - начало XIX в.)  1. Историческая справка
2. Явление против сдержанного академического рисунка. Эмоциональность, революционная атмосфера времени, создание героически-романтического идеала
3. Романтизм вне изобразительного искусства (Литература, музыка)
4. Живопись:
- Ф. Гойя: Звучность, насыщенность красок, любование жизнью. Сравнение с Веласкесом - стремление к честности изображение, нет прикрас императорской семьи. Исследование общественного бессознательного, психологизм в искусстве. Военная графика
- Э. Делакруа: Главный живописей французских революций 19 века. Разрушение канонов классицизма, сцены современной жизни
- У. Тернер: Главный английский художник, живописец стихий. Изображение водных пейзажей, неспокойной погоды. Предпочтение цвета и световых приемов формам и границам
#ССЫЛКА! 12.02.2021 Романтизм. Архитектура. Скульптура. Фотография.      (XIX в.)  5. Скульптура:
- Воспевание индивидуальности, отказ от героизации благородных примеров
- Ф. Рюд: Романтический характер скульптуры
- Н.А. Карпо: Реалистичность деталей, "живость" композиций
6. Архитектура:
- Х. Уорпол: Изящность плоских поверхностей,
- А. Барри и Пэджин: Создание патриотического ансамбля
- П. Гарнье: Эклектичность выразительных средств
7. Появление фотографии и ее влияние на трансформацию искусства:
- Основатели фотографии
- Стереофотография. Фотожурнализм
#ССЫЛКА! 19.02.2021 Реализм (XIX в.)  1. Историческая справка
2. Стремление к максимально объективному изображению действительности
3. Художники:
- Ж. Бретон: Идеалистическая окраска изображаемого
- Г. Курбе: Особая сатирическая инонация произведений
- Ж.Ф. Милле: Акцент на изображении крестьянской жизни
- В. Лейбль: Стремление передать характер изображаемых персонажей без приукрас внешних данных
- А. Фонтанези: Лирические пейзажи
- Т. Сеньорини: Использование канонов классицизма, сатирическое изображение быта
#ССЫЛКА! 26.02.2021 Прерафаэлиты (конец XIX)  1. Историческая справка
2. Протест против чопорных традиций викторианской эпохи. Вдохновение художниками Раннего Возрождения и творчеством Шекспира
3. Живопись:
- А. Россети: Эстетизм, стилизация форм, культ красоты, витражи
- У. Моррис: Любовь к старине, легендам, сказаниям. Яркие краски, интенсивные эмоции
- Д.Э. Милле: Обращение к эстетическим и этическим идеалам Средневековья Натуралистическая достоверность. Литературные и религиозные сюжеты  
- Дж. У. Уотерхаус: Мифологические сюжеты 
#ССЫЛКА! 05.03.2021 Импрессионизм (конец XIX - начало XX) 1. Исторический контекст
2. Первая выставка
3. Живопись:
- Э. Мане: Переход от реализма к импрессионизму
- К. Моне: Карикатурные портреты обучение у Будена. Творчество в Аржантей, Живерни. Линии, пейзажи и архитектура в творчестве художника
- Балерины и прачки Э. Дега, фотографическая композиция
- М. Кассат: Внимание к линии, смелые перспективы, интимные домашние сцены
- К. Писсарро: Акцент на свет и воздух в творчестве, необычные ракурсы, городские пейзажи
- А. Сислей: Тишина и умиротворенность мира
- П.О. Ренуар: “Милая” живопись, особые приемы обращения со светом, цветом и движением объектов
#ССЫЛКА! 12.03.2021 Постимпрессионизм (конец XIX - начало XX) 1. Историческая справка
2. Отказ от принципов импрессионизма, так как он не стремился наполнить свои работы идейной тяжестью
3. Живопись:
- П. Гоген: Голубой период, розовый период
- П. Сезанн: Призывал «раскладывать» предметы на шары, конусы, кубы
- Т. Лотрек: Плакатный стиль, ночная жизнь Парижа
- Ван Гог: Использование экспрессивных цветов, эмоциональная насыщенность, символическое значение цвета, сочетание разных техник на одной работе
- А. Матисс: Эксперименты с перспективой, крупные мазки, яркие тени, насыщенные цвета, "уплощенные" предметов
- Пуантилизм: Изучение особенностей зрительного восприятия мира Эксперементирование с размещением цветов, расстоянием между точками
#ССЫЛКА! 19.03.2021 Ар-нуво           (конец XIX - начало XX) 1. Историческая справка
2. Акцент на чётких и простых линиях
3. Живопись
- А. Муха: Смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров
- Г. Климт: Объемная моделировка тел на плоском орнаментальном фоне, декоративная стилизация
- Ж. Шере: "Отец" своременного плаката
4. Архитектура:
- Э. Гимар: Неоготические мотивы, использование стекла и стали
- Макинтош: Новаторство в конструктивности линий модерна, планирование "изнутри наружу"
- В. Орта: Отказ от исторического стиля
- А. Гауди: Национальная готика, природные формы
#ССЫЛКА! 26.03.2021 Символизм     (конец XIX - начало XX) 1. Историческая справка
2. Нацеленность на сознание зрителя. Э. Кассирер "Философия символических форм". Мистические, сакральные темы.
3. Живопись:
- Г. Моро: Фантазийность, обращение к библейским сценам
- О. Редон: Образы-галлюцинации, визуальная лирика
- Дж. Энсор: Сатира в изображении людей, взгляд на человеческое общество как на маскарад
#ССЫЛКА! 02.04.2021 Резерв Если данное занятие останется свободным, то на нём продолжится изучение символизма  
#ССЫЛКА!  07.12.2021 Резерв Если данное занятие останется свободным, то на нём речь пойдёт о передвижниках
#ССЫЛКА! 16.04.2021 Резерв Если данное занятие останется свободным, то на нём речь пойдет о течениях 20 века 
  23.04.2021 Экзамен  
  30.04.2021 Пересдача  
  07.05.2021    
  14.05.2021    
  21.05.2021    
  28.05.2021    
  04.06.2021    
  11.06.2021    
  18.06.2021    
  25.06.2021    
  02.07.2021    
Список литературы
1 Х.В.Янсон и Этнони Ф. Янсон "Основы истории искусств"
2 Э.Г.Гомбрих "История искусства" Э.Г.Гомбрих "История искусства"
3 Эми Демпси "Модернизм и современное искусство"
4 Ли Чешир "Ключевые моменты в искусстве"
5 И. Опимах «Живописные истории»
6 И. Опимах «Биография шедевра»
7 Ван Гог «Письма к брату Тео»  
8 С. Шама «Сила искусства»