Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий путь | ||||
2 | Класс | 8-11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Макаров Алексей, Кокорев Георгий | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Четверг 17:20 - 18:40 | ||||
7 | Цель курса | Дать школьникам представление о русском языке как о системе. | ||||
8 | Задачи курса | 1. Отработать с учащимися
практические навыки орфографии, пунктуации и орфоэпии русского языка 2. Научить школьников критически анализировать графические системы 3. Снабдить слушателей курса необходимым теоретическим минимумом в области лингвистики 4. Сформировать у слушателей курса общее представление о мировых системах письменности |
||||
9 | Особенности курса | В отличие от стандартной школьной программы, правила русской орфографии и пунктуации даются не «в готовом виде», а объясняются с позиций истории и лингвистики, а также сопоставляются с правилами письма других народов. В отличие от университетского курса, вопросы письменности являются центральной темой курса, а не вспомогательной по отношению к собственно языковым вопросам. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Занятия проводятся в формате лекций. Если на занятии разбирается конкретное правило, то в ходе лекции предусмотрена проверочная работа на закрепление материала. | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие не только улучшить свои орфографические и пунктуационные навыки, но и разобраться в самом механизме возникновения и изменения правил. | ||||
12 | Краткое описание курса | Отработка самых сложных правил русского языка и их критический анализ. | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Отбор не планируется, но при необходимости возможно использование диагностической работы как отборочной. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
В первом семестре: 30 % - проверочные работы, 70 % - экзамен В качестве отчётности за первый семестр школьники сдают экзамен по тематическим блокам первого семестра. Во втором семестре: 45 % - проверочные работы, 55 % - проект В качестве отчётности за второй семестр школьникам предлагается подготовить и представить на паре свой собственный проект реформы русской орфографии, использовав в нём полученные на курсе знания. |
||||
16 | План действий в случае перехода на дистанционное обучение | Проведение занятий в Zoom. Взаимодействие участников через беседу в ВК. |
||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 07.10.2020 | Введение | Замкнутый треугольник правил. Знакомство со школьниками. Почему правила русского языка такие сложные? Почему попытки их упростить воспринимаются с враждебностью? Как отличить плохие правила от хороших, руководствуясь логикой, а не эмоциями? Диагностическая работа на все правила, которые будут обсуждаться в курсе. | |||
2 | 14.10.2020 | Язык и письменность | Изобретаем язык для осьминогов. Разные способы смотреть на язык. Что такое знаки? Язык как знаковая система. Уровни языка. «Вторжение» одних уровней в другие. Дисциплины, изучающие язык. Гипотезы о происхождении языка. Его сравнение с другими коммуникативными системами животных. | |||
3 | 21.10.2020 | Язык и письменность | От иероглифа до смайлика. Возникновение и эволюция систем письменности. Сравнение языка и письменности как разных знаковых систем. | |||
4 | 28.10.2020 | Фонетика и фонология русского языка | Как мы говорим на самом деле? Звуки речи. Фонетическая транскрипция. Чередования гласных в русском языке: «аканье», «иканье», редукция. Чередования согласных в русском языке: оглушение, озвончение и кое-что ещё. | |||
5 | 04.11.2020 | выходной | ||||
6 | 11.11.2020 | Фонетика и фонология русского языка | Дифференциальные уши зайчика. Задания на транскрибирование текста. Акустическая фонетика. Идеи Пражского лингвистического кружка. Фонемы. Понятие дифференциального признака в фонологии. | |||
7 | 18.11.2020 | Графика и орфография русского языка | Так почему мы не пишем, как говорим? Идеи Московской фонологической школы. Три принципа русской графики и орфографии: их иерархия и непоследовательность в разграничении. Как бы выглядел текст, записанный фонетическим письмом? | |||
8 | 25.11.2020 | Норма и узус в языке | По ком ______ колокол? Обзор современных орфоэпических норм русского языка. Тест на закрепление материала. Механизм языковых изменений. Возникновение литературных языков. Норма и узус. Нужно ли поправлять знакомых? Младшая и старшая норма. | |||
9 | 02.12.2020 | Норма и узус в языке | Язык не собственность филологов. Искусственные языки. Их разновидности и история возникновения. Можно ли изобрести простой и логичный язык взамен сложным и путаным существующим? Проблема трансформации искусственного языка в естественный. | |||
10 | 09.12.2020 | Русский алфавит | ЖИ-ШИ: казалось бы, при чём тут Щ? Обзор современных правил написания гласных после непарных согласных. Тест на закрепление материала. Почему мы пишем сочетания гласных с Ж, Ш, Щ, Ч, и Ц именно так? Плюсы и минусы такого подхода. Возможные пути усовершенствования этих правил. | |||
11 | 16.12.2020 | Русский алфавит | Падение и взлёт редуцированных. Обзор современных правил написания слов с твёрдым и мягким знаками. Тест на закреление материала. Откуда в русской азбуке твёрдый и мягкий знаки? Что они обозначали раньше? Функция твёрдого знака. Функции мягкого знака. Возможные пути усовершенствования правил употребления этих букв. | |||
12 | 23.12.2020 | Русский алфавит | Самая агрессивная буква. Обзор современных правил написания заимстованных слов с буквами Е и Э. Тест на закрепление материала. Кто «убил» букву Ѣ и кто его следующие цели? Возможные пути усовершенствования правил употребления букв Е, Э и Ё. | |||
30.12.2020 | Экзамен | |||||
06.01.2021 | ||||||
13.01.2021 | ||||||
20.01.2021 | Пересдача, чаепитие | |||||
27.01.2021 | ||||||
13 | 03.02.2021 | Азбуки мира, их создатели и реформаторы | Алфавит и политика. Борьба кириллицы и латиницы в славянском мире. Проекты «кириллизации» польского языка. Проекты «латинизации» русского языка. Сербская «двуалфавитность». | |||
14 | 10.02.2021 | Азбуки мира, их создатели и реформаторы | Dheet iz e kweescn! Латинские алфавиты мира. Английская графика: что бывает, если ничего не менять веками. | |||
15 | 17.02.2021 | |||||
16 | 24.02.2021 | Орфография и пунктуация русского языка | Если бы русский был финским. Обзор современных правил написания двойных согласных в суффиксах и корнях. Тест на закрепление материала. Проблема двойных согласных в русской орфографии. Сравнение русского и финского языка, вопрос о дифференциальности признака «долгота-краткость». Возможные пути усовершенствования правил написания двойных согласных. | |||
17 | 03.03.2021 | Орфография и пунктуация русского языка | Отнюдь не ненавижу. Обзор современных правил слитного и раздельного написания различных частей речи. Тест на закрепление материала. Древние тексты без словораздела: как наши предки выкручивались до изобретения пробела? Возможные пути усовершенствования правил о слитном или раздельном написании различных частей речи. | |||
18 | 10.03.2021 | Орфография и пунктуация русского языка | Нельзя склонить несклоняемое. Обзор современных правил правописания личных окончаний имён и глаголов. Тест на закрепление материала. Что такое «пустые» грамматические категории? Откуда они берутся? Возможные пути усовершенствования правил написания личных окончаний имён и глаголов. | |||
19 | 17.03.2021 | Орфография и пунктуация русского языка | Добавим немного запятых... Упс! Обзор современных правил расстановки знаков препинания. Тест на закрепление материалов. История знаков препинания. Вопрос о пунктуации в западноевропейских языках. Интернет как зона самоорганизации письменности. Предложения по усовершенствованию правил расстановки знаков препинания. | |||
20 | 24.03.2021 | Азбуки мира, их создатели и реформаторы | Азбуки-неазбуки. Китайская графическая система: удобства и недостатки. Связь между графикой и грамматическим типом языка: почему в случае китайского выбор иероглифов отчасти оправдан? Работа других народов с «китайским наследием»: японская и корейская графические системы. Представление группой школьников своего проекта реформы русской орфографии. | |||
21 | 31.03.2021 | Азбуки мира, их создатели и реформаторы | Азбуки без гласных. Слоговые алфавиты. Деванагари и арабская вязь. Независимость графики от генеалогической принадлежности языка: белорусская арабица. Представление группой школьников своего проекта реформы русской орфографии. | |||
22 | 07.04.2021 | Азбуки мира, их создатели и реформаторы | Азбуки не для языков. Шрифт Брайля, азбука Морзе, математическая и музыкальная нотации. Представление группой школьников своего проекта реформы русской орфографии. | |||
23 | 14.04.2021 | Азбуки мира, их создатели и реформаторы | Азбуки для языков, которых нет. Письменность вымышленных языков. Алгебраическая азбука. Алфавит языков Толкина. Представление группой школьников своего проекта реформы русской орфографии. | |||
21.04.2021 | Экзамен, чаепитие | |||||
28.04.2021 | ||||||
05.05.2021 | ||||||
12.05.2021 | ||||||
19.05.2021 | ||||||
26.05.2021 | ||||||
02.06.2021 | ||||||
09.06.2021 | ||||||
16.06.2021 | ||||||
23.06.2021 | ||||||
30.06.2021 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Бурлак С. А., Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. | |||||
2 | Григорьева Т. М. | |||||
3 | Князев С. В., Пож | |||||
4 | Панов М. В. Зани | |||||
5 | Пиперски А. Ч. Конструирование язков: от эсперанто до дотракийского. – М.: Альпина нон-фикшн, 2019. |