Спецкурс
Язык для людей
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Макаров Алексей, Кокорев Георгий
5 Стажёры нет
6 Время проведения Четверг 17:20 - 18:40
7 Цель курса  Дать школьникам представление о русском языке как о системе.
8 Задачи курса  1. Отработать с учащимися практические навыки орфографии, пунктуации и орфоэпии русского языка
2. Научить школьников критически анализировать графические системы
3. Снабдить слушателей курса необходимым теоретическим минимумом в области лингвистики
4. Сформировать у слушателей курса общее представление о мировых системах письменности 
9 Особенности курса В отличие от стандартной школьной программы, правила русской орфографии и пунктуации даются не «в готовом виде», а объясняются с позиций истории и лингвистики, а также сопоставляются с правилами письма других народов. В отличие от университетского курса, вопросы письменности являются центральной темой курса, а не вспомогательной по отношению к собственно языковым вопросам.
10 Формат проведения занятия Занятия проводятся в формате лекций. Если на занятии разбирается конкретное правило, то в ходе лекции предусмотрена проверочная работа на закрепление материала. 
11 Целевая аудитория  Школьники, желающие не только улучшить свои орфографические и пунктуационные навыки, но и разобраться в самом механизме возникновения и изменения правил.
12 Краткое описание курса  Отработка самых сложных правил русского языка и их критический анализ.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Отбор не планируется, но при необходимости возможно использование диагностической работы как отборочной.
15 Формы контроля и
система отчётности
В первом семестре:
30 % - проверочные работы, 70 % - экзамен

В качестве отчётности за первый семестр школьники сдают экзамен по тематическим блокам первого семестра.

Во втором семестре:
45 % - проверочные работы, 55 % - проект

В качестве отчётности за второй семестр школьникам предлагается подготовить и представить на паре свой собственный проект реформы русской орфографии, использовав в нём полученные на курсе знания. 
16 План действий в случае перехода на дистанционное обучение Проведение занятий в Zoom.
Взаимодействие участников через беседу в ВК.
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 07.10.2020 Введение Замкнутый треугольник правил. Знакомство со школьниками. Почему правила русского языка такие сложные? Почему попытки их упростить воспринимаются с враждебностью? Как отличить плохие правила от хороших, руководствуясь логикой, а не эмоциями? Диагностическая работа на все правила, которые будут обсуждаться в курсе.
2 14.10.2020 Язык и письменность  Изобретаем язык для осьминогов. Разные способы смотреть на язык. Что такое знаки? Язык как знаковая система. Уровни языка. «Вторжение» одних уровней в другие. Дисциплины, изучающие язык. Гипотезы о происхождении языка. Его сравнение с другими коммуникативными системами животных.
3 21.10.2020 Язык и письменность От иероглифа до смайлика. Возникновение и эволюция систем письменности. Сравнение языка и письменности как разных знаковых систем. 
4 28.10.2020 Фонетика и фонология русского языка Как мы говорим на самом деле? Звуки речи. Фонетическая транскрипция. Чередования гласных в русском языке: «аканье», «иканье», редукция. Чередования согласных в русском языке: оглушение, озвончение и кое-что ещё.
5 04.11.2020 выходной  
6 11.11.2020 Фонетика и фонология русского языка Дифференциальные уши зайчика. Задания на транскрибирование текста. Акустическая фонетика. Идеи Пражского лингвистического кружка. Фонемы. Понятие дифференциального признака в фонологии.
7 18.11.2020 Графика и орфография русского языка Так почему мы не пишем, как говорим? Идеи Московской фонологической школы. Три принципа русской графики и орфографии: их иерархия и непоследовательность в разграничении. Как бы выглядел текст, записанный фонетическим письмом?
8 25.11.2020 Норма и узус в языке По ком ______ колокол? Обзор современных орфоэпических норм русского языка. Тест на закрепление материала. Механизм языковых изменений. Возникновение литературных языков. Норма и узус. Нужно ли поправлять знакомых? Младшая и старшая норма. 
9 02.12.2020 Норма и узус в языке Язык не собственность филологов. Искусственные языки. Их разновидности и история возникновения. Можно ли изобрести простой и логичный язык взамен сложным и путаным существующим? Проблема трансформации искусственного языка в естественный.
10 09.12.2020 Русский алфавит ЖИ-ШИ: казалось бы, при чём тут Щ? Обзор современных правил написания гласных после непарных согласных. Тест на закрепление материала. Почему мы пишем сочетания гласных с Ж, Ш, Щ, Ч, и Ц именно так? Плюсы и минусы такого подхода. Возможные пути усовершенствования этих правил.
11 16.12.2020 Русский алфавит Падение и взлёт редуцированных. Обзор современных правил написания слов с твёрдым и мягким знаками. Тест на закреление материала. Откуда в русской азбуке твёрдый и мягкий знаки? Что они обозначали раньше? Функция твёрдого знака. Функции мягкого знака. Возможные пути усовершенствования правил употребления этих букв.
12 23.12.2020 Русский алфавит Самая агрессивная буква. Обзор современных правил написания заимстованных слов с буквами Е и Э. Тест на закрепление материала. Кто «убил» букву Ѣ и кто его следующие цели? Возможные пути усовершенствования правил употребления букв Е, Э и Ё.
  30.12.2020   Экзамен
  06.01.2021    
  13.01.2021    
  20.01.2021   Пересдача, чаепитие
  27.01.2021    
13 03.02.2021 Азбуки мира, их создатели и реформаторы Алфавит и политика. Борьба кириллицы и латиницы в славянском мире. Проекты «кириллизации» польского языка. Проекты «латинизации» русского языка. Сербская «двуалфавитность».
14 10.02.2021 Азбуки мира, их создатели и реформаторы Dheet iz e kweescn! Латинские алфавиты мира. Английская графика: что бывает, если ничего не менять веками.
15 17.02.2021    
16 24.02.2021 Орфография и пунктуация русского языка Если бы русский был финским. Обзор современных правил написания двойных согласных в суффиксах и корнях. Тест на закрепление материала. Проблема двойных согласных в русской орфографии. Сравнение русского и финского языка, вопрос о дифференциальности признака «долгота-краткость». Возможные пути усовершенствования правил написания двойных согласных. 
17 03.03.2021 Орфография и пунктуация русского языка Отнюдь не ненавижу. Обзор современных правил слитного и раздельного написания различных частей речи. Тест на закрепление материала. Древние тексты без словораздела: как наши предки выкручивались до изобретения пробела? Возможные пути усовершенствования правил о слитном или раздельном написании различных частей речи.
18 10.03.2021 Орфография и пунктуация русского языка Нельзя склонить несклоняемое. Обзор современных правил правописания личных окончаний имён и глаголов. Тест на закрепление материала. Что такое «пустые» грамматические категории? Откуда они берутся? Возможные пути усовершенствования правил написания личных окончаний имён и глаголов.
19 17.03.2021 Орфография и пунктуация русского языка Добавим немного запятых... Упс! Обзор современных правил расстановки знаков препинания. Тест на закрепление материалов. История знаков препинания. Вопрос о пунктуации в западноевропейских языках. Интернет как зона самоорганизации письменности. Предложения по усовершенствованию правил расстановки знаков препинания.
20 24.03.2021 Азбуки мира, их создатели и реформаторы Азбуки-неазбуки. Китайская графическая система: удобства и недостатки. Связь между графикой и грамматическим типом языка: почему в случае китайского выбор иероглифов отчасти оправдан? Работа других народов с «китайским наследием»: японская и корейская графические системы. Представление группой школьников своего проекта реформы русской орфографии.
21 31.03.2021 Азбуки мира, их создатели и реформаторы Азбуки без гласных. Слоговые алфавиты. Деванагари и арабская вязь. Независимость графики от генеалогической принадлежности языка: белорусская арабица. Представление группой школьников своего проекта реформы русской орфографии.
22 07.04.2021 Азбуки мира, их создатели и реформаторы Азбуки не для языков. Шрифт Брайля, азбука Морзе, математическая и музыкальная нотации. Представление группой школьников своего проекта реформы русской орфографии.
23 14.04.2021 Азбуки мира, их создатели и реформаторы Азбуки для языков, которых нет. Письменность вымышленных языков. Алгебраическая азбука. Алфавит языков Толкина. Представление группой школьников своего проекта реформы русской орфографии.
  21.04.2021   Экзамен, чаепитие
  28.04.2021    
  05.05.2021    
  12.05.2021    
  19.05.2021    
  26.05.2021    
  02.06.2021    
  09.06.2021    
  16.06.2021    
  23.06.2021    
  30.06.2021    
Список литературы
1 Бурлак С. А., Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020.
2 Григорьева Т. М. Три века русской орфографии (XVIII - XX вв). – М.: Элпис, 2004.    
3 Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика орфография. – М.: Гаудеамус, 2011.    
4 Панов М. В. Занимательная орфография: [для ст. школьного возраста]. – М.: Просвещение, 2010.    
5 Пиперски А. Ч. Конструирование язков: от эсперанто до дотракийского. – М.: Альпина нон-фикшн, 2019.