Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Математика | ||||
2 | Класс | 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Воротникова Татьяна, Мартанов Олег, Сафронов Андрей, Солодуха Мария | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Помочь школьникам научиться решать задачи повышенной сложности, особенно с параметрами. | ||||
8 | Задачи курса | Задачами курса являются углубление знаний учащихся в алгебре, освоение техники работы с параметрами и элементами функционального анализа, обучение приемам решения алгебраических заданий высокого уровня сложности. Кроме того, в задачи курса входит предоставление учащимся практики самостоятельной подготовки к занятию и ведения семинаров, что может им помочь впоследствии (после поступления) преподавать в ЭМШ. | ||||
9 | Особенности курса | В начале каждого семестра школьники выбирают себе темы, по которым они помогают в подготовке семинарских занятий. Подготовка включает в себя прорешивание и разбор дополнительного домашнего задания и семинарских задач, ведение вместе с преподавателем одной из групп на семинарском занятии (где слушатели разбиваются на четыре группы). Домашнее задание состоит из двух частей – базовой из 10 задач (которые по итогам курса должны уметь решать все, результаты проверки идут в рейтинг учащегося) и «задач на размышление», которые разбираются на каждом семинарском занятии. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Каждое занятие состоит из трех частей: · на первой проводится 10-минутная контрольная по теме предыдущей лекции, затем начинается семинарское занятие с разбором в группе задач из дополнительного домашнего задания, а также новых задач повышенной сложности по теме предыдущей лекции; в проведении семинара помогают те слушатели, которые специально готовились к этой теме; · на второй одним из преподавателей читается лекция по новой теме, где обозначаются основные идеи решения задач; · на третьей проводится семинар по теме только что прослушанной лекции, на котором решаются типовые задачи на разобранные методы решения. |
||||
11 | Целевая аудитория | Учащиеся 11-го класса с хорошей базовой подготовкой по элементарной математике. Курс рассчитан на слушателей, уже знакомых со свойствами элементарных функций (спецкурсы по элементарной математике и/или Базовая математика), а также способных к восприятию и применению некоторых методов высшей математики. Предварительный отбор проводится на первой паре первого занятия в форме письменной работы. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс по алгебре, посвященный задачам с параметрами повышенной сложности. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | На первом занятии проводится отбор с целью выявления у учащихся умения решать базовые задания | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
По результатам работы в семестре и экзамена выставляются оценки
по пятибалльной системе, итоговой оценкой является средняя арифметическая из
них с округлением в пользу школьника. При выставлении баллов за работу в
семестре учитываются посещение занятий (приблизительно 10%), результаты
контрольных (20%), выполнение домашних заданий (70%). Кроме того, можно
набрать максимум 15 баллов за проведение двух семинарских занятий. На выполнение домашнего задания по теме дается одна неделя. Тема считается зачтенной, если за домашнее задание по ней набрано не менее 50% баллов. Если домашнее задание не сдано в течение этой недели, но сдано и зачтено позже, набранные за него баллы умножаются на коффициент 1/2. Для допуска к экзамену необходимо зачесть все темы. Ведение семинара (не более двух в течение семестра) позволяет зачесть по одной произвольной теме за каждый проведенный семинар. Однако учащиеся не допускаются к ведению семинаров, если у них есть долги по предыдущим темам. |
||||
16 | План действий в случае перехода на дистанционное обучение | Занятия будут проводиться в программе zoom. | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Курс читается в ЭМШ с 2003 года. Приглашенные лекторы - Клачкова Ольга Александровна, к.э.н., преподаватель ЭФ МГУ, Красков Вадим Васильевич, преподаватель ЭФ МГУ, заместитель декана ЭФ МГУ | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 09.10.2020 | Уравнения и неравенства | Квадратный трехчлен. Расположение корней. | |||
2 | 16.10.2020 | Уравнения и неравенства | Рациональные уравнения и неравенства. | |||
3 | 23.10.2020 | Уравнения и неравенства | Кусочно-линейная функция. Модули. | |||
4 | 30.10.2020 | Уравнения и неравенства | Иррациональные уравнения и неравенства. | |||
5 | 06.11.2020 | Уравнения и неравенства | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | |||
6 | 13.11.2020 | Уравнения и неравенства | Тригонометрические уравнения и неравенства. | |||
7 | 20.11.2020 | Уравнения и неравенства | Тригонометрические уравнения и неравенства. Обратная тригонометрия и системы. | |||
8 | 27.11.2020 | Уравнения и неравенства | Системы уравнений и неравенств. | |||
9 | 04.12.2020 | Уравнения и неравенства | Графические методы решения задач. | |||
10 | 11.12.2020 | Свойства функции | Область определения, четность, симметрия. | |||
11 | 18.12.2020 | Консультация, ответы на вопросы. | ||||
12 | 25.12.2020 | Экзамен | ||||
01.01.2021 | ||||||
08.01.2021 | ||||||
13 | 15.01.2021 | Первая пересдача | ||||
14 | 22.01.2021 | Вторая пересдача | ||||
15 | 29.01.2021 | Свойства функции | Полезные преобразования и замены переменных. | |||
16 | 05.02.2021 | Свойства функции | Получение следствий и логические задачи. | |||
17 | 12.02.2021 | Свойства функции | Монотонность и непрерывность. | |||
19.02.2021 | ||||||
18 | 26.02.2021 | Свойства функции | Наибольшее и наименьшее значения функции, область значений функции. | |||
19 | 05.03.2021 | Свойства функции | Ограниченность, метод мажорант. | |||
20 | 12.03.2021 | Свойства функции | Решение задач на применение свойств функций. | |||
21 | 19.03.2021 | Текстовые и целочисленные задачи | Целые числа: делимость, остатки, десятичная запись числа, НОК и НОД. Уравнения и неравенства с целочисленными переменными. | |||
22 | 26.03.2021 | Текстовые и целочисленные задачи | Оптимизационные целочисленные текстовые задачи. | |||
23 | 02.04.2021 | Текстовые и целочисленные задачи | Текстовые задачи. | |||
24 | 09.04.2021 | Консультация, ответы на вопросы. | ||||
25 | 16.04.2021 | Экзамен | ||||
26 | 23.04.2021 | Первая пересдача | ||||
27 | 30.04.2021 | Вторая пересдача | ||||
07.05.2021 | ||||||
14.05.2021 | ||||||
21.05.2021 | ||||||
28.05.2021 | ||||||
04.06.2021 | ||||||
11.06.2021 | ||||||
18.06.2021 | ||||||
25.06.2021 | ||||||
02.07.2021 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Будак А.Б., Щедрин Б. М. «Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы». | |||||
2 | Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. «Задачи по математике. Начала анализа». | |||||
3 | Горштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами». | |||||
4 | Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. «Пособие по математике для поступающих в ВУЗы. Избранные воп | |||||
5 | Золотарёва Н.Д., Попов Ю.А., Сазонов В.В., Семендяева Н.Л., Федотов М.В. "Алгебра. Углублённый курс с ре | |||||
6 | Мельников И.И., Сергеев И.Н. «Как решать задачи по математике на вступительных экзаменах». | |||||
7 | Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. «Задачи вступительных экзаменов по математике» (Варианты з | |||||
8 | Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения». | |||||
9 | Потапов М.К, Александров В.В, Пасиченко П.И. «Алгебра и начала анализа – современный курс для поступа | |||||
10 | Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. «Конкурсные задачи по математике». | |||||
11 | Сергеев И.Н. «1000 вопросов и ответов. Математика: учебное пособие для поступающих в вузы». | |||||
12 | Ткачук В.В. «Математика – абитуриенту». | |||||
13 | Федотов М.В., Разгулин А.В. "Подготовка к вступительным экзаменам в МГУ. Алгебра" | |||||
14 | Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. «Математика для поступающих в серьезные ВУЗы». | |||||
15 | Шабунин М.И. «Математика для поступающих в ВУЗы. Уравнения и системы уравнений». | |||||
16 | Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 класс». | |||||
17 | Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 класс». | |||||
18 | Якушева Е.В., Попов А.В., Якушев А.Г. «Математика. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика |