Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 8-9 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 8-9-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Кудрявцев Николай, Хинданова Алина | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Понедельник 17:20 - 18:40 | ||||
7 | Цель курса | Познакомить слушателей с экономикой как наукой и показать широту её применения в разных сферах жизни. | ||||
8 | Задачи курса | 1. Познакомить слушателей с основами экономической теории и дать
общее представление о построении моделей в экономике. 2. Показать связь между законами экономической теории и явлениями в повседневной жизни. 3. Дать слушателям базовые навыки для решения задач по экономике. 4. Развить творческий подход к решению нестандартных проблем в экономике. |
||||
9 | Особенности курса | Помимо введения в экономическую теорию, курс демонстрирует её применение в оценке и решении различных проблем, одновременно расширяя кругозор и эрудицию слушателей. Кроме того, на курсе предусмотрено несколько тематических игр, которые позволят слушателям лучше усвоить материал. Также присутствуют новые темы, не характерные для школьной экономики, но понимание которых очень важно для представления о современной экономике. | ||||
10 | Формат проведения занятия | В начале занятия мини-контрольная на 20 минут, потом лекция на заявленную тему и решение задач. В конце занятия будут даваться небольшие домашние задания для закрепления материала. Также будут отдельные занятия, полностью посвященные тематическим играм или решению задач по пройденным темам. | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 8-9 классов | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс знакомит с понятием экономики как науки, а также демонстрирует её применение в жизни. | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Будет производиться по первому домашнему заданию, если на курс придёт больше 30 человек. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Всего за курс (за 1 полугодие) можно набрать 100 баллов. Из
них: Мини-контрольная в начале лекции по 5 баллов (всего 45 баллов) Игры – за участие в играх максимально можно набрать 5 баллов Творческие задания на дом (1- 2 за семестр) - всего за них можно набрать 20 баллов Экзамен (практика, теория, ответ на открытый вопрос) - 30 баллов. |
||||
16 | План действий в случае перехода на дистанционное обучение | В случае перехода на дистанционное обучение занятия будут
вестись через учётную запись
преподавателей в Zoom, с использованием презентаций. Изменеия в балльно - рейтинговой системе: вместо микроконтрольных и больших домашних заданий будут даваться небольшие домашние задания сроком на одну неделю, которые слушатели курса будут получать и сдавать через социальную сеть "ВКонтакте". Игры будут проведены в онлайн - формате через Zoom - принципиальных изменений в правилах не будет. |
||||
20 | Дополнительная информация о курсе | нет | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 05.10.2020 | Введение | Что такое экономика, на какие вопросы она отвечает. Краткая история понятия "экономика". Что такое экономическое моделирование. | |||
2 | 12.10.2020 | Потребление | Понятие потребления в экономике, рациональный потребитель, альтернативная стоимость, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности. Насколько близка концепция рационального потребителя к поведению человека в действительности? | |||
3 | 19.10.2020 | Потребление | Доходы и расходы потребителя, бюджетное ограничение, спрос. Закон спроса, неценовые факторы спроса. | |||
4 | 26.10.2020 | Потребление | Решение задач по пройденным темам. | |||
5 | 02.11.2020 | Производство | Модель фирмы в экономике, факторы производства, издержки. | |||
6 | 09.11.2020 | Производство | Выручка. Прибыль. Предложение фирмы. Закон предложения, неценовые факторы предложения. | |||
7 | 16.11.2020 | Производство | Понятие монополии, олигополии и совершенной конкуренции, их главные отличия. Современные фирмы и их социальная ответственность (вред чисто математического подхода к деятельности фирмы). | |||
8 | 23.11.2020 | Производство | Решение задач по пройденным темам. | |||
9 | 30.11.2020 | Спрос и предложение | Рыночное равновесие. Решение задач по теме спрос и предложение, рыночное равновесие. | |||
10 | 07.12.2020 | Игра | Игра "Построй свой успешный бизнес". Игра по теме теория фирмы, слушатели курса будут делиться на команды и придумывать и развивать компанию в какой - либо сфере,используя полученные знания из курса. | |||
11 | 14.12.2020 | Рыночный механизм | Экономический кругооборот в рыночной экономике. Недостатки рыночного механизма и провалы рынка. Общественные блага. Консультация к экзамену. | |||
21.12.2020 | Экзамен | |||||
28.12.2020 | Пересдача, Чаепитие | |||||
04.01.2021 | ||||||
11.01.2021 | ||||||
12 | 18.01.2021 | Макроэкономика | Понятие макроэкономики, основные вопросы макроэкономики. Экономический рост. ВВП. | |||
13 | 25.01.2021 | Безработица | Экономика труда. Безработица, её виды. Способы борьбы с нею. | |||
14 | 01.02.2021 | Инфляция | Деньги. Виды денег. Инфляция и методы борьбы с ней. | |||
15 | 08.02.2021 | Решение задач | Связь безработицы и инфляции. Решение задач по пройденным темам. | |||
16 | 15.02.2021 | Государство | Роль государства в экономике: монетаристский и кейнсианский подходы, их отличия. Общественные блага и государственный сектор экономики. | |||
22.02.2021 | ||||||
17 | 01.03.2021 | Государство | Виды экономической политики государства. Монетарная политика. Центральный Банк и его функции. | |||
08.03.2021 | ||||||
18 | 15.03.2021 | Государство | Бюджетно-налоговая политика. Налоги. Виды налогов. Различная эффективность налогов на примере из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина (сравнение оброка с барщиной). | |||
19 | 22.03.2021 | Игра | Игра "Монетаристы против Кейнсианцев". Слушатели делятся на 2 команды, каждая из которых отстаивает свой подход, проходят различные творческие испытания и конкурсные задания, проверяющие полученные знания. Побеждает та команда, которая в процессе игры набрала больше всего очков и наиболее убедительно представила свой подход. | |||
20 | 29.03.2021 | Международная торговля | Понятие международной торговли. Сравнительное и абсолютное преимущество страны. Кривая торговых возможностей. Валютный курс. | |||
21 | 05.04.2021 | Международная торговля | Государственная политика в области международной торговли. Торговые войны и их причины.Транснациональные корпорации и их значение в мировой экономике. Решение задач по пройденным темам. | |||
22 | 12.04.2021 | Зелёная экономика | Проблема влияния современной экономики на окружающую среду. Зелёная экономика. Понятие устойчивого развития и цели устойчивого развития. Зелёная экономика в России. | |||
19.04.2021 | Экзамен | |||||
26.04.2021 | Пересдача, чаепитие | |||||
03.05.2021 | ||||||
10.05.2021 | ||||||
17.05.2021 | ||||||
24.05.2021 | ||||||
31.05.2021 | ||||||
07.06.2021 | ||||||
14.06.2021 | ||||||
21.06.2021 | ||||||
28.06.2021 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | В,С. Автономов. Экономика - 17-е изд. - М:Вита - Пресс, 2015 | |||||
2 | Л.Б. Азимов, А.Л. Александрова, Г.Б. Борисова,
О.В. Буклемишев, Р.А. Кокорев, Д.В. Лепетиков, М.С. Малютина, В.А. Онищенко, Д.А. Петрин, С.А. Трухачев, Д.Ю. Тушунов Экономика: учебное пособие для старших класссов общеобразовательных учереждений - М.: ООО "Издательство Аст", 1999 |
|||||
3 | С. Левитт, С. Дабнер Фрикономика - М: Манн, Иванов и Фебнер, 2012 | |||||
4 | К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн Экономикс: принципы, проблема и политика - М: Инфра, 2015 | |||||
5 | Р. Талер Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать, Литрес, 2015 |