1 | Направление | третий путь | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Чаплыгина Анна Владимировна | |
6 | Стажёры | Нет | |
7 | Работа со стажёром | Нет | |
8 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | |
10 | Цель курса | Расширение литературно-исторического кругозора и прокачивание навыка анализа повседневных финансовых вопросов на исторических примерах | |
11 | Задачи курса | а) получить глубокое представление о пушкинских произведениях и
биографии; б) разобраться, был ли он с финансово-экономической точки зрения неудачлив; в) научиться свободно ориентироваться в пушкинской эпохе и пушкинском кругу. |
|
12 | Особенности курса | таких курсов в природе пока нет | |
13 | Формат проведения занятия | Лекционные фрагменты примерно по 5-10 минут + иллюстративный ряд + обсуждение вопросов по каждому из фрагментов для формулирования общих выводов и наполнения "копилки курса" (пушкинского бюджета) | |
14 | Целевая аудитория | школьники, интересующиеся историей, литературой и личным финансовым планированием | |
15 | Краткое описание курса | Будем изучать биографию Пушкина и учиться на его примере управлению собственными финансами. | |
16 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
17 | Отбор | Нет. | |
18 | Формы контроля и система отчётности |
Краткие закрытые тесты с одним открытым последним вопросом на каждом занятии, кроме первого и двух аттестационных. Общий рейтинг по результатам тестов в конце семестра: попадание в верхние 50% достаточно для "автомата"; доп.баллы за проектную работу. Для неавтоматической оценки - экзамен в форме свободного разговора по темам прошедших занятий. | |
19 | Пользуется ли курс системой googleclassroom? | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Предполагается много интересных проектов - подготовим выставку для ЭФ МГУ, снимем иммерсивный видеоспектакль для Выездной школы-2020, приготовим мини-инсценировку для Выпуска-2020. НО: вся проектная работа - строго по желанию и можно будет выбрать для себя любой формат участия в ней. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 01.10.2019 | Вводное занятие (что и как будем изучать, зачем и кому это всё нужно). | |
2 | 08.10.2019 | Время – рубеж XVII-XIX веков: конец эпохи дворцовых переворотов.
Наполеоновские войны и их значение для экономики Европы и России, а также для
мировоззрения европейской молодежи. Наполеон Бонапарт – и «наполеоновские
комплексы» современников Пушкина. Культурная среда: как это выглядит, что читают, слушают, носят; чем гордятся и чего боятся; что модно, а что смешно и стыдно (особенно в литературной и в финансовой сферах). Семья Пушкина – происхождение родителей, круг родственников, занятия, состояние и вытекающие из всего этого финансово-экономические особенности (жильё, возможности-невозможности, установки для детей). Общий фон: уклад жизни и типичные финансовые проблемы столичного дворянства поколения родителей Пушкина – и экономические «вводные» для его ровесников (плюс-минус). Отношения с родителями – чем Пушкин отличался от большинства друзей и знакомых. |
|
3 | 15.10.2019 | Маленький Пушкин: окружение, включая слуг и крепостных; смена
домов-квартир; сестра и брат и отношения с ними. Бабушка и Арина Родионовна.
Поступление в Лицей – какие были альтернативы? Образование и «воспитательные
идеалы» юношей и девушек поколения пушкинских родителей, общественные
стандарты отношений с детьми в дворянском обществе начала XIX века. Пушкинские автобиографические отрывки – читаем-обсуждаем. Обратное реконструирование образа дома для Пушкина – Захарово и Лицей. |
|
4 | 22.10.2019 | Учеба в Лицее: преподаватели, предметы, требования. Пушкинские
учебные провалы (множество) и взлеты (словесность – какая и откуда?). Друзья юности – собираем биографические портреты, обсуждаем схожее и разное, конфликты, лицейские происшествия. Раннее творчество – источники заимствований, стилистические прыжки и поиск своей интонации; экспромты; русский и французский языки. Сюжетная логика и логика иносказаний. Реконструируем мечты Пушкина периода «до шестнадцати» (записки воспитателей, переписка с дядей, воспоминания лицеистов; более поздние посвящения Лицею и друзьям). |
|
5 | 29.10.2019 | Пушкин на свободе – петербургский период до 1820 г.: творческий
взлёт, бурная личная жизнь, дружеский круг и его расширение, болезни и
проигрыши. Что значит служба и какие у неё бывают варианты? «Архивные юноши»
девятнадцатого века. Типичный карьерный путь пушкинского современника – и его
варианты у друзей, имевших поэтические задатки. Заметные поэты предыдущего
поколения – образец или наоборот? Театральный неформальный кружок, «Арзамас», «Зелёная лампа» – везде разный Пушкин? Исторический экскурс: университетские дела, «вольнодумство», репрессии и цензура. Обвинение в увлечении атеизмом. |
|
6 | 05.11.2019 | Южная ссылка – затянувшаяся дорога. Крым и первое впечатление от
моря и «вольной жизни» (Пушкин и путешествия). Английский язык. Первая реальная служба Пушкина, её особенности и перипетии. Новые и разные друзья. Декабристы – вспоминаем известное и обсуждаем малоизвестное. Эволюция целей, методов и состава тайных обществ. Пушкин и декабристы до 1824 года. «Кавказские» и «южные» произведения. Первые внушительные гонорары – Пушкин как маркетолог. Начало пути к «Евгению Онегину» и обожание Байрона. «Байронический» стиль в двадцатых годах и дендизм. |
|
7 | 12.11.2019 | 1824 год – разрыв с отцом, семейные ссоры. Пушкин в
Михайловском. Поместная жизнь – разная или одинаковая у разных авторов? Пушкин и русская деревня. Михайловский цикл произведений – новый серьёзный и несерьёзный Пушкин. Дилемма «Книгопродавца и поэта». Пушкин и женская независимость (Ольга Калашникова, Анна Керн). Крепостные и цыганки в личной жизни пушкинских современников – финансовые и прочие сложности. |
|
8 | 19.11.2019 | Декабрьское восстание 1825 года – влияние на общество и на Пушкина. Новый царь и отношение Николая к Пушкину в начале царствования. | |
9 | 26.11.2019 | ДИСТАНТ (преподавателя не будет в Москве): посмотрим и постараемся сообща прокомментировать нарезку из экранизаций пушкинских произведений (кино- и театральных) до 1825 года включительно; найдём несколько неточностей и недомолвок в телецикле Л.Парфёнова «Живой Пушкин» (тоже за период до восстания 1825 г.). | |
10 | 03.12.2019 | Период с 1826 до 1830 гг.: интерес к Петру I и к «арапской»
линии своей родословной. «Полтава» – новые идеи и новая трагичность. Пушкин и
литературные критики. Идея-фикс о женитьбе и встреча с Натальей Гончаровой. Поездка на Кавказ и повторное сватовство. Финансовые сложности, связанные с женитьбой. Семья Гончаровых, Полотняный завод как пример «проблемного» наследства. Пушкинская «Кистенёвка» (выделенное Кистенево) – помещичьи взгляды и практики Пушкина. Холера и Болдино – произведения болдинской осени и переписка с невестой и будущей тёщей. Ищем в сказках, повестях Белкина и «Маленьких трагедиях» кусочки жизни Пушкина (а заодно разбираем, как болдинская осень переменила всю русскую литературу, в особенности прозу, – и почему мало кто это тогда заметил). |
|
11 | 10.12.2019 | Проектный семинар 1 («Пушкинская экономика» – обсуждение материалов, выбранных школьниками, и их дополнения/оформления) | |
17.12.2019 | Аттестация за первый семестр | ||
12 | 24.12.2019 | По желанию - доделываем проект «Пушкинская экономика» | |
31.12.2019 | |||
07.01.2020 | |||
13 | 14.01.2020 | Пушкин-редактор: «Литературная газета», дружба с Дельвигом и конфликт с «Северной пчелой». Свадьба и первый семейный дом Пушкиных. Бюджет семьи Пушкиных – и чем его осложняли многочисленные родственники обоих, каждый по-своему. | |
14 | 21.01.2020 | «Евгений Онегин» – разбираем целиком в «момент» публикации завершенного варианта: прототипы и их отсутствие, герои как ролевые модели – двести лет назад и сейчас. | |
15 | 28.01.2020 | Пушкин и российская история (работа в архивах, пугачевщина, волжско-уральская поездка). Вторая осень в Болдино. Новые произведения – и переписка с женой. | |
16 | 04.02.2020 | Пушкин и светский Петербург («Медный всадник» и «Пиковая дама», камер-юнкерство и Наталья Николаевна при дворе). Пушкин и карточная игра. Обсудим, почему карты играли такую важную роль в жизни мужской половины дворянского общества (поговорим про карточные долги, громкие разорения, разберем правила нескольких простых игр – и то, почему у Пушкина в разных произведениях упоминаются разные игры). | |
17 | 11.02.2020 | Проектный семинар 2 (видеоиммерсив к Выездной школе) | |
18 | 18.02.2020 | Проектный семинар 3 (видеоиммерсив к Выездной школе) | |
25.02.2020 | |||
19 | 03.03.2020 | Период 1834-1835 гг.: долги и служба, неблагосклонность критики и цензуры. Новая проза Пушкина (и изменение российского литературного ландшафта в эти годы). | |
20 | 10.03.2020 | Загадки «каменноостровского» пушкинского цикла – евангельские мотивы, свобода и предательство. Конфликт с Дантесом и Геккереном. Сплетни и анонимные письма в пушкинское время. Дуэльный кодекс. | |
21 | 17.03.2020 | Екатерина Гончарова и ее замужество. Вторая дуэль Пушкина с Дантесом и смерть Пушкина. Врачебное дело в 1830-е годы. Дантес и его потомки, память о них и о Пушкине во Франции. | |
22 | 24.03.2020 | Жена и дети: второй брак Натальи Николаевны, проблема рыночного ценообразования на интеллектуальную собственность, дилемма доступности, популярности и доходности пушкинских произведений. | |
23 | 31.03.2020 | Пушкин после Пушкина: собрания сочинений, посмертная цензура, воспоминания современников. Пушкин и госпропаганда. Советский Пушкин и нынешний Пушкин. | |
24 | 07.04.2020 | Проектный семинар 4 (придумываем и начинаем репетировать примерно получасовую инсценировку «ФинПушкин» для Выпускного ЭМШ-2020 – и потом для репетиций собираемся ещё 2-3 раза в выходные в оставшееся до Выпуска время, – по частям, чтобы всем желающим было удобно) | |
25 | 14.04.2020 | Проектный семинар 5 (завершаем инсценировку) | |
26 | Итоговая аттестация по материалу второго семестра |