Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Ерашов Даниил, Кусайло Елена, Лебедев Андрей, Медведев Андрей, Тухбатуллин Артём, Харьков Роман | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Среда (2 пары) 17:20 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Дать базовые знания экономики. | ||||
8 | Задачи курса | • Познакомить учащихся с основными понятиями, методами и
подходами микро- и макроэкономики. • Научить решать задачи различного уровня сложности с применением экономико-математических моделей. • Обеспечить учащихся информацией, достаточной для выполнения экономических заданий базового уровня на различных экзаменах и олимпиадах. |
||||
9 | Особенности курса | Базовый курс. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Курс состоит из двух частей: лекционной и семинарской. Семинар
на первой эмшовой паре, лекция на второй эмшовой паре. Лекции посвящены знакомству с экономикой, её основными понятиями, проблемами, методами исследований. Семинарские занятия в трёх малых группах призваны закрепить и углубить знания (разделение преподавателей по группам: Рома+Андрей М., Лена+Даня, Андрей Л.+Артём). На семинарах будем решать задачи различного уровня сложности. Для решения задач достаточно знаний школьной математики. В рамках семинаров будем проводить обсуждения по тематике прочтённых лекций. Семинары проводятся с вызовом школьников к доске: один из семинаристов работает «с доской», помогая и контролируя решение общих задач; второй семинарист работает с остальными школьниками. Разделение учащихся по семинарским группам будет проведено по уровню знаний учащихся. Для этого на первой лекции будет проведен тест на знание школьной математики и на интуитивное понимание экономических понятий и явлений. |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, как не изучавшие экономику, так и поверхностно знакомые с ней. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс предполагает обучение школьников основам экономической теории и решение задач по пройденным темам. | ||||
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | ||||
14 | Отбор | нет | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Разбивка по баллам в семестре: • Лекции (100): Контрольная работа (60), Домашняя контрольная работа (40). • Семинары (200): Работа на семинарах (3*10=30 (1 – посещение семинара, 2 – активная работа на занятии)); Домашние задания (10*10=100); Творческие задания (2*20=40 (кейсы, эссе, настольные игры)); Мини-тесты (2*15=30). • Экзамен (200): письменный экзамен (тестовые вопросы, задачи, открытые вопросы). Всего: 500. Рейтинг ведется в режиме реального времени онлайн. Чтобы получить положительную оценку, слушатели курса должны набрать критерий по экзамену, который составляет 40% от максимального балла. Оценка за семестр выставляется по сумме баллов за семестр и в соответствии со следующими критериями: "3" — 40% от максимального балла, "4" — 55%, "5" — 75%. В зависимости от общего уровня учащихся данные критерии могут быть изменены. В конце 11 класса все школьники ЭМШ сдают Базовую экономику в качестве выпускного экзамена по экономике, независимо от того, посещали они курс или нет. Для учеников 11 класса, которые посещали курс в текущем учебном году, выставляется 2 оценки: одна за экзамен и одна за курс. |
||||
16 | Пользуется ли курс системой googleclassroom? | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Кураторы курса — Богданова Анна, Москалева Александра. Кураторы отвечают за составление вариантов экзаменов и пересдач и проведение выпускных экзаменов, помощь в решении концептуальных и методологических вопросов по программе и ведению курса, консультирование преподавателей курса по вопросам совершенствования их преподавательских навыков и решению спорных вопросов Ответственный за курс — Медведев Андрей. |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 02.10.2019 | Введение | Лекция. Устройство курса. Организационные вопросы. Распределительный тест. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Виды экономических систем: традиционная, командная, рыночная, смешанная. | |||
2 | 09.10.2019 | Базовые экономические понятия | Семинар. Производная:
основные определения, применение в экономике, решение математических задач. Лекция. Что изучает микроэкономика. Выбор. Альтернативная стоимость и упущенная выгода. Кривая производственных возможностей (КПВ). |
|||
3 | 16.10.2019 | Теория потребления | Семинар. Обсуждение
типов экономических систем. Решение задач на альтернативную стоимость,
построение КПВ, решение задач на сложение КПВ Лекция. Поведение потребителя. Полезность. Кардиналистская и ординалистская теории полезности. Карта и кривые безразличия. Общая и предельная полезности. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский доход и бюджетное ограничение. Реальный и номинальный доход. |
|||
4 | 23.10.2019 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие | Семинар. Задача
максимизации полезности потребителя.
Карты кривых безразличия для различных ситуаций. Лекция. Спрос. Величина и функция спроса. Закон и кривая спроса. Исключения из закона спроса. Неценовые факторы спроса. Субституты и комплементы. Нормальные товары, товары роскоши и товары низшей категории. Предложение. Величина и функция предложения. Закон и кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Рыночное равновесие. |
|||
5 | 30.10.2019 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие | Семинар. Построение
графиков спроса и предложения. Сложение спроса. Решение задач на рыночное
равновесие. Решение задач на сдвиги спроса и предложения и их влияние на
равновесие. Лекция. Государственное вмешательство (пол и потолок цены, налоги и субсидии). Дефицит и избыток товара на рынке. Процесс рыночного ценообразования. Изменение рыночного равновесия вследствие изменения спроса и/или предложения. Оценка налогового бремени. Излишки потребителя и производителя. Мёртвый груз. Кривая Лаффера. |
|||
6 | 06.11.2019 | Эластичность | Семинар. Задачи
на установление пола и потолка цен. Подсчёт размера дефицита и избытка.
Решение задач на анализ последствий налогообложения, расчет излишков
потребителя и производителя, величины налогового бремени. Тест по теме: "КПВ. Полезность. Рыночное равновесие". Лекция. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса: определение, виды – точечная, дуговая. Геометрический смысл эластичности. Факторы ценовой эластичности спроса. Классификация товара по ценовой эластичности спроса. Взаимосвязь эластичности спроса и выручки продавцов. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения: определение, виды – точечная, дуговая. Факторы ценовой эластичности предложения. Классификация предложения по ценовой эластичности. |
|||
7 | 13.11.2019 | Эластичность | Семинар. Задачи
на эластичность спроса и предложения, определение вида товара по эластичности
спроса. Лекция. Консультация к контрольной работе. Домашняя контрольная работа по теме: "КПВ. Полезность. Рыночное равновесие. Государственное вмешательство. Эластичность". |
|||
8 | 20.11.2019 | Теория фирмы. Рынок труда | Семинар. Контрольная
работа по теме: "Введение в экономическую теорию. Потребление. Спрос и
предложение, государственное вмешательство. Эластичность". Лекция. Понятие фирмы. Цели и задачи фирмы. Основные типы фирм. Доход, издержки и прибыль фирмы. Виды издержек: экономические и бухгалтерские. Общие, средние и предельные издержки фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы. Рентабельность производства. Рынки факторов производства: труда и капитала. Спрос фирмы на факторы производства. Рынок труда: особенности спроса, предложения и конкуренции. Ставка заработной платы. |
|||
9 | 27.11.2019 | Рыночные структуры | Семинар. Общие,
средние и предельные величины в экономике. Решение задач по экономике труда,
на равновесие рынка факторов производства. Лекция. Конкурентная среда. Ценовая и неценовая конкуренция. Понятие рыночной структуры и рыночной власти. Критерии определения рыночной структуры. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли фирмой на рынке совершенной конкуренции. |
|||
10 | 04.12.2019 | Рыночные структуры | Семинар. Издержки
фирмы и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке. Тест по теме: "Фирма. Доход. Издержки и прибыль фирмы. Рынок труда". Лекция. Максимизация прибыли фирмой-монополистом. Виды монополий: закрытые, естественные и открытые. Дискриминация. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукта. |
|||
11 | 11.12.2019 | Рыночные структуры | Семинар. Решение
задач на монополию. Сравнение монополии с конкуренцией. Задачи на
дискриминацию на рынке. Лекция. Консультация к экзамену. |
|||
12 | 18.12.2019 | Экзамен | Экзамен. | |||
13 | 25.12.2019 | Пересдача | Семинар. Пересдача
(если необходимо). Лекция. Чаепитие. |
|||
01.01.2020 | Новый год | |||||
08.01.2020 | Рождество | |||||
15.01.2020 | Каникулы | |||||
14 | 22.01.2020 | Пересдача | Вторая пересдача (если необходимо). | |||
15 | 29.01.2020 | Макроэкономика. Основные понятия. ВВП. Инфляция |
Семинар. Командная
настольная игра. Лекция. Макроэкономические показатели. Модель кругооборота. Валовой внутренний и валовой национальный продукты. Методы подсчета ВВП по доходам, расходам и добавленной стоимости. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП, ИПЦ. Инфляция. Виды и причины инфляции. Количественные показатели инфляции. |
|||
16 | 05.02.2020 | Денежный рынок. Кредитно-банковская система |
Семинар. Решение
задач на расчёт ВВП, индексов и темпов инфляции. Лекция. Деньги. Функции денег. Денежная масса. Ликвидность. Закон денежного обращения (уравнение Фишера). Денежный рынок. Структура кредитно-банковской системы. Кредитно-денежный мультипликатор. Банковский мультипликатор. Ставка рефинансирования. |
|||
17 | 12.02.2020 | Дисконтирование и инвестиции | Семинар. Расчёт
величины денежной массы. Обсуждение уравнения Фишера. Задачи, решаемые
банковским вкладчиком и самим банком. Лекция. Кредит и кредитный процент. Депозит и депозитный процент. Номинальная и реальная процентная ставка. Функция инвестиций. Простые и сложные проценты. Дисконтирование. Элементы проектного анализа: понятия NPV, IRR. Виды ценных бумаг. Акции и облигации. Дивиденды. |
|||
18 | 19.02.2020 | Безработица и её связь с инфляцией | Семинар. Решение
задач на простые и сложные проценты, эффективность (поиск NPV и IRR),
дивиденды. Лекция. Экономически активное и неактивное население. Безработица и ее типы в зависимости от причин возникновения. Естественная безработица. Уровень безработицы. Последствия безработицы. Закон Оукена. Неравенство в доходах. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса. |
|||
19 | 26.02.2020 | Безработица и её связь с инфляцией | Семинар. Решение
задач на безработицу и кривую Лоренца. Обсуждение кривой Филлипса. Тест по темам: "ВВП. Инфляция. Банковская система. Дисконтирование". Лекция. Консультация к контрольной работе. Домашняя контрольная работа по теме: "ВВП. Инфляция. Банковская система. Безработица". |
|||
20 | 04.03.2020 | Модель AD-AS | Семинар. Контрольная
работа по темам: "ВВП. Инфляция. Безработица. Банковская система.
Инвестиции". Лекция. Модель AD-AS. Совокупный спрос, факторы совокупного спроса. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие в модели AD-AS. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. |
|||
21 | 11.03.2020 | Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика | Семинар. Построение
графиков совокупного спроса. Решение задач на равновесие в модели AD-AS. Лекция. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели, инструменты, проблемы осуществления. Последствия бюджетно-налоговой политики. Кредитно-денежная (монетарная) политика: сущность, цели и методы кредитно-денежной политики. Изменение учетной ставки. Последствия кредитно-денежной политики. Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному. |
|||
22 | 18.03.2020 | Международная экономика | Семинар. Решение
задач с применением государственной политики. Государственная политика в
рамках модели AD-AS. Лекция. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ. КТВ. Международная торговля: влияние на рыночное равновесие тарифов и субсидий. Понятие валютного курса: прямой и обратный, плавающий и фиксированный валютные курсы. |
|||
23 | 25.03.2020 | Внешние эффекты, общественные блага | Семинар.
Внешнеторговые ограничения. Выгоды международной торговли. КТВ (линейный
случай). Обсуждение понятия валютного курса, решение задач. Тест по теме: "Экономическая политика государства". Лекция. Общественные блага. Проблема безбилетника. Внешние эффекты. Провалы рынка. Асимметрия информации. Подходы к решению качественных задач. |
|||
24 | 01.04.2020 | Экономический рост и циклы | Семинар. Решение
задач на общественные блага и внешние эффекты. Обсуждение несовершенного
рынка. Лекция. Понятие и показатели экономического роста. Типы экономического роста. Источники экономического роста. Экономические циклы: циклы деловой активности (бизнес-циклы), большие циклы Кондратьева. Причины циклического развития. |
|||
25 | 08.04.2020 | Турнир | Семинар.
Турнир по качественным задачам. Лекция. Консультация перед экзаменом. |
|||
26 | 15.04.2020 | Экзамен | Экзамен. | |||
27 | 22.04.2020 | Пересдача | Семинар. Пересдача (если необходимо). Лекция. Чаепитие. |
|||
28 | 29.04.2020 | Пересдача | Вторая пересдача (если необходимо). | |||
06.05.2020 | ||||||
13.05.2020 | ||||||
20.05.2020 | ||||||
27.05.2020 | ||||||
03.06.2020 | ||||||
10.06.2020 | ||||||
17.06.2020 | ||||||
24.06.2020 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Автономов В. С. | |||||
2 | Азимов Л. Б. (19 | |||||
3 | Азимов Л. Б., П | |||||
4 | Варианты вступ | |||||
5 | Вэриан Х. Р. (19 | |||||
6 | Иванов С. И. (20 | |||||
7 | Липсиц И. В. (1 | |||||
8 | Макконнелл К. | |||||
9 | Матвеева Т. Ю. | |||||
10 | Мицкевич А. А. | |||||
11 | Пиндайк Р. С., Р | |||||
12 | Равичев С., Григ | |||||
13 | Равичев С., Григ | |||||
14 | Сакс Д. Д., Ларр | |||||
15 | Самуэльсон П., | |||||
16 | Фишер С., Дорн | |||||
17 | Хайман Д.Н.(19 | |||||
18 | Blanchard O.(200 | |||||
19 | Тарасевич Л.С., | |||||
20 | Туманова Е.А., | |||||
21 | Бойко М., (2015 | |||||
22 | Ландсбург С. Эк | |||||
23 | Мифы экономи |