Спецкурс | Психономика | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 10 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Зельницкая Елизавета, Богданова Анна | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Сформировать у школьников представление о поведенческой экономике. | |
8 | Задачи курса | •Рассказать слушателям об истории возникновения поведенческой
экономики; •Познакомить слушателей с основными концепциями поведенческой экономики; •Рассказать слушателям об особенностях проведения и основных видах экономических экспериментов; •Научить слушателей анализировать простые материалы с описанием экономических экспериментов; •Научить слушателей решать простые задачи по поведенческой экономике. |
|
9 | Особенности курса | Обзорный курс, в котором слушатели могут ознакомиться с базовыми концепциями и методами исследований поведенческой экономики | |
10 | Формат проведения занятия | Одна пара в неделю. На паре первые 40-50 минут идет лекция, затем идет обсуждение прослушанного материала, обсуждение прочитанных дома материалов, разбор простых задач. В середине каждого семестра проводится промежуточная контрольная работа, включающая в себя простые задачи и открытые вопросы по пройденным темам. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники 10-11 класса, имеющие базовые знания по экономике. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по поведенческой экономике. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | На первом занятии проводится тест, который позволяет определить уровень знания экономики у слушателей. Если на курс запишется более 20 человек, данный тест может стать отборочным. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Работа на занятиях: •Участие в обсуждениях, разбор раздаточных материалов - 15%; •Домашние задания (в том числе письменные задания и разбор материалов для ознакомления, данных на дом) - 25%; •Промежуточные проверочные работы - 20%; •Экзамен - 40%. |
|
16 | Пользуется ли курс системой googleclassroom? | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 03.10.2018 | Вводное занятие | Введение: история возникновения поведенческой экономики, сравнение предпосылок стандартной экономической теории и поведенческой теории. Тест на 40 минут в конце занятия |
2 | 10.10.2018 | Математический аппарат | Базовые понятия теории игр: матричные игры, оптимальные стратегии, дерево вероятностей. Дилемма заключенного. |
3 | 17.10.2018 | Математический аппарат | Производная. Построение и анализ графиков функций. Нахождение экстремумов. |
4 | 24.10.2018 | Эксперименты и опросы | Базовые понятия статистики: генеральная совокупность, выборка, размер выборки, репрезентативность выборки, понятие вероятности, проверка гипотез. Виды и особенности проведения экономических экспериментов. Возможность использования опросов как метода исследований в поведенческой экономике. |
5 | 31.10.2018 | Базовые эксперименты | Микроэкономика: понятие полезности, ожидаемой полезности, максимизация ожидаемой полезности. Игра "Диктатор". Игра "Ультиматум". Контрольная работа по блокам "Математический аппарат", "Эксперименты и опросы". Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
6 | 07.11.2018 | Социальные предпочтения | Социальные предпочтения. Избегание потерь (пример - выбор опции в лотерее с риском потери и без риска потери с точки зрения рационального человека и в реальности). Неприятие неравенства (пример - эксперимент с опцией снижения благосостояния более богатых индивидов и повышения благосостояния более бедных). |
7 | 14.11.2018 | Социальные предпочтения | Модель Чарнесса-Рэбина. |
8 | 21.11.2018 | Социальные предпочтения | Микроэкономика: явные и неявные контракты, асимметрия информации в экономической теории. Положительная и отрицательная взаимность (пример с платными наказаниями в модификации игры "Диктатор" для отрицательной взаимности, пример с положительными возвратами в игре "Инвестор") . Игра "Инвестор". |
9 | 28.11.2018 | Социальные предпочтения | Альтруизм (с точки зрения экономической теории и в реальной жизни). Эффект "теплого свечения" (warm glow effect, пример - данные о благотворительности - анонимной и неанонимной). Групповая идентичность (пример - исследование взаимодействия людей в двух командах, созданных случайным распределением и отбором по личным предпочтениям). Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
10 | 05.12.2018 | Социальные предпочтения | Просоциальное поведение. Внутренняя и внешняя мотивация (пример с вытеснением внутренней мотивации внешней - естественный эксперимент с введением штрафа за опоздание в детском саду). Репутация (пример с анонимными и неанонимными пожертвованиями в пользу благотворительности). |
11 | 12.12.2018 | Социальные предпочтения | Микроэкономика: производство общественных благ, оптимум по Парето. Эффект "безбилетника" (пример с производством общественных благ и отклонением от оплаты, сравнение рационального и иррационального поведения при вложениях). Консультация к экзамену. |
12 | 19.12.2018 | Экзамен за первый семестр | |
26.12.2018 | |||
02.01.2019 | |||
09.01.2019 | |||
16.01.2019 | |||
13 | 23.01.2019 | Пересдача экзамена | |
14 | 30.01.2019 | Предпочтения с точками отсчета | Микроэкономика: принятие финансовых решений в случае ожидаемых исходов с точки зрения рационального индивида. Предпочтения с точками отсчета (пример - покупка предметов по более высокой стоимости в магазинах в случае ожидаемой покупки). Теория перспектив. Нелинейное взвешивание вероятностей . Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
15 | 06.02.2019 | Предпочтения с точками отсчета | Микроэкономика: механизм принятия решений о необходимости изменений. Смещение к статус-кво. Смещение к подтверждению. |
16 | 13.02.2019 | Предпочтения с точками отсчета | Эффект владения (пример - эксперимент с продажей участниками подаренных им кружек - оценка с точки зрения рациональных индивидов и реальная ситуация). Эффект якоря (пример - естественный эксперимент с двумя опциями цен и включения третьей опции, влияющей на выбор людей). В конце занятия - контрольная работа по блоку "Предпочтения с точками отсчета" на 30 минут. Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
20.02.2019 | |||
17 | 27.02.2019 | Межвременные предпочтения | Микроэкономика: межвременные предпочтения, дисконтирование. Смещение к настоящему (пример с предложением получения различных сумм через небольшой и большой период времени). Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
18 | 06.03.2019 | Межвременные предпочтения | Прокрастинация. Наивность. |
19 | 13.03.2019 | Фрейминг | Эффект автопилота (пример - принятие решения о приобретении продукта рациональным индивидом и в реальности). Фрейминг (пример с анкетой о донорстве органов в разных странах мира). |
20 | 20.03.2019 | Архитектура выбора | Архитектура выбора. Подталкивание. (пример - программа "Копи больше завтра") |
21 | 27.03.2019 | Консультация к экзамену | |
22 | 03.04.2019 | Экзамен за второй семестр | |
23 | 10.04.2019 | Пересдача экзамена | |
24 | 17.04.2019 | Чаепитие | |
24.04.2019 | |||
01.05.2019 | |||
08.05.2019 | |||
15.05.2019 | |||
22.05.2019 | |||
29.05.2019 | |||
05.06.2019 | |||
12.06.2019 | |||
19.06.2019 | |||
26.06.2019 | |||
Список литературы | |||
1 | Understanding Social Preferences with Simple Tests / Gary Charness and Matthew Rabin / The Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 3 (Aug., 2002), pp. 817-869 | ||
2 | Social Preferences in Experimental Economics / James Woodward / Philosophy of Science, Vol. 75, No. 5, Proceedings of the 2006 Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association (Decembe | ||
3 | The Preference Survey Module: A Validated Instrument for Measuring Risk, Time, and Social Preferences / Armin Falk, Anke Becker, Thomas Dohmen, David Huffman, Uwe Sunde / January 11, 2016 | ||
4 | The Potential of Social Identity for Equilibrium Selection / Roy Chen and Yan Chen / The American Economic Review, Vol. 101, No. 6 (OCTOBER 2011), pp. 2562-2589 | ||
5 | Group Identity and Social Preferences / Yan Chen and Sherry Xin Li / The American Economic Review, Vol. 99, No. 1 (Mar., 2009), pp. 431-457 | ||
6 | The Causes and Consequences of Distinctively Black Names / Roland G. Fryer, Jr. and Steven D. Levitt / The Quarterly Journal of Economics, Vol. 119, No. 3 (Aug., 2004), pp. 767-805 | ||
7 | Are Emily and Greg More Employable than Lakisha and Jamal? A Field Experiment on Labor Market Discrimination / Marianne Bertrand and Sendhil Mullainathan / The American Economic Review, V | ||
8 | A Fine is a Price / Uri Gneezy and Aldo Rustichini / The Journal of Legal Studies, Vol. 29, No. 1 (January 2000), pp. 1-17 | ||
9 | Думай медленно… Решай быстро / Канеман Д. / М: АСТ, 2013 | ||
10 | Evidence for a neural correlate of a framing effect: Bias-specific activity in the ventromedial prefrontal cortex during credibility judgments / M.Deppea, W.Schwindt, J.Krämera, H.Kugel, H.Plassmann, P | ||
11 | Risk Aversion and Expected-Utility Theory: A Calibration Theorem / Matthew Rabin / Econometrica, Vol. 68, No. 5 (Sep., 2000), pp. 1281-1292 | ||
12 | Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом / Ариэли Д. / М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013 | ||
13 | Взлом маркетинга: Наука о том, почему мы покупаем / Фил Барден / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017 | ||
14 | Психология и экономика: результаты эмпирических исследований / Делавинья С. / Вопросы экономики, номер 4 (2011 г.), с. 47-77 | ||
15 | World Development Report 2015 : | ||
16 | Новая поведенческая экономика | ||
17 | Nudge. Архитектура выбора. Как |