Спецкурс Психономика
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 10 - 11
3 Тип курса зачётный только для 10-11-ти классников
4 Преподаватели Зельницкая Елизавета, Богданова Анна
5 Стажёры  
6 Время проведения Среда 18:55 - 20:15
7 Цель курса Сформировать у школьников представление о поведенческой экономике.
8 Задачи курса •Рассказать слушателям об истории возникновения поведенческой экономики;
•Познакомить слушателей с основными концепциями поведенческой экономики;
•Рассказать слушателям об особенностях проведения и основных видах экономических экспериментов;
•Научить слушателей анализировать простые материалы с описанием экономических экспериментов;
•Научить слушателей решать простые задачи по поведенческой экономике.
9 Особенности курса Обзорный курс, в котором слушатели могут ознакомиться с базовыми концепциями и методами исследований поведенческой экономики
10 Формат проведения занятия Одна пара в неделю. На паре первые 40-50 минут идет лекция, затем идет обсуждение прослушанного материала, обсуждение прочитанных дома материалов, разбор простых задач. В середине каждого семестра проводится промежуточная контрольная работа, включающая в себя простые задачи и открытые вопросы по пройденным темам.
11 Целевая аудитория Школьники 10-11 класса, имеющие базовые знания по экономике.
12 Краткое описание курса Курс по поведенческой экономике.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор На первом занятии проводится тест, который позволяет определить уровень знания экономики у слушателей. Если на курс запишется более 20 человек, данный тест может стать отборочным.
15 Формы контроля и
система отчётности
Работа на занятиях:
•Участие в обсуждениях, разбор раздаточных материалов - 15%;
•Домашние задания (в том числе письменные задания и разбор материалов для ознакомления, данных на дом) - 25%;
•Промежуточные проверочные работы - 20%;
•Экзамен - 40%.
16 Пользуется ли курс системой googleclassroom? Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 03.10.2018 Вводное занятие Введение: история возникновения поведенческой экономики, сравнение предпосылок стандартной экономической теории и поведенческой теории. Тест на 40 минут в конце занятия
2 10.10.2018 Математический аппарат Базовые понятия теории игр: матричные игры, оптимальные стратегии, дерево вероятностей. Дилемма заключенного. 
3 17.10.2018 Математический аппарат Производная. Построение и анализ графиков функций. Нахождение экстремумов.
4 24.10.2018 Эксперименты и опросы Базовые понятия статистики: генеральная совокупность, выборка, размер выборки, репрезентативность выборки, понятие вероятности, проверка гипотез. Виды и особенности проведения экономических экспериментов. Возможность использования опросов как метода исследований в поведенческой экономике.
5 31.10.2018 Базовые эксперименты Микроэкономика: понятие полезности, ожидаемой полезности, максимизация ожидаемой полезности. Игра "Диктатор". Игра "Ультиматум". Контрольная работа по блокам "Математический аппарат", "Эксперименты и опросы". Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
6 07.11.2018 Социальные предпочтения Социальные предпочтения. Избегание потерь (пример - выбор опции в лотерее с риском потери и без риска потери с точки зрения рационального человека и в реальности). Неприятие неравенства (пример - эксперимент с опцией снижения благосостояния более богатых индивидов и повышения благосостояния более бедных). 
7 14.11.2018 Социальные предпочтения Модель Чарнесса-Рэбина.
8 21.11.2018 Социальные предпочтения Микроэкономика: явные и неявные контракты, асимметрия информации в экономической теории. Положительная и отрицательная взаимность (пример с платными наказаниями в модификации игры "Диктатор" для отрицательной взаимности, пример с положительными возвратами в игре "Инвестор") . Игра "Инвестор". 
9 28.11.2018 Социальные предпочтения Альтруизм (с точки зрения экономической теории и в реальной жизни). Эффект "теплого свечения" (warm glow effect, пример - данные о благотворительности - анонимной и неанонимной). Групповая идентичность (пример - исследование взаимодействия людей в двух командах, созданных случайным распределением и отбором по личным предпочтениям). Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
10 05.12.2018 Социальные предпочтения Просоциальное поведение. Внутренняя и внешняя мотивация (пример с вытеснением внутренней мотивации внешней - естественный эксперимент с введением штрафа за опоздание в детском саду). Репутация (пример с анонимными и неанонимными пожертвованиями в пользу благотворительности).
11 12.12.2018 Социальные предпочтения Микроэкономика: производство общественных благ, оптимум по Парето. Эффект "безбилетника" (пример с производством общественных благ и отклонением от оплаты, сравнение рационального и иррационального поведения при вложениях). Консультация к экзамену.
12 19.12.2018   Экзамен за первый семестр
  26.12.2018    
  02.01.2019    
  09.01.2019    
  16.01.2019    
13 23.01.2019   Пересдача экзамена
14 30.01.2019 Предпочтения с точками отсчета Микроэкономика: принятие финансовых решений в случае ожидаемых исходов с точки зрения рационального индивида. Предпочтения с точками отсчета (пример - покупка предметов по более высокой стоимости в магазинах в случае ожидаемой покупки). Теория перспектив. Нелинейное взвешивание вероятностей . Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
15 06.02.2019 Предпочтения с точками отсчета Микроэкономика: механизм принятия решений о необходимости изменений. Смещение к статус-кво. Смещение к подтверждению. 
16 13.02.2019 Предпочтения с точками отсчета Эффект владения (пример - эксперимент с продажей участниками подаренных им кружек - оценка с точки зрения рациональных индивидов и реальная ситуация). Эффект якоря (пример - естественный эксперимент с двумя опциями цен и включения третьей опции, влияющей на выбор людей). В конце занятия - контрольная работа по блоку "Предпочтения с точками отсчета" на 30 минут. Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
  20.02.2019    
17 27.02.2019 Межвременные предпочтения Микроэкономика: межвременные предпочтения, дисконтирование. Смещение к настоящему (пример с предложением получения различных сумм через небольшой и большой период времени). Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
18 06.03.2019 Межвременные предпочтения Прокрастинация. Наивность. 
19 13.03.2019 Фрейминг Эффект автопилота (пример - принятие решения о приобретении продукта рациональным индивидом и в реальности). Фрейминг (пример с анкетой о донорстве органов в разных странах мира). 
20 20.03.2019 Архитектура выбора Архитектура выбора. Подталкивание. (пример - программа "Копи больше завтра")
21 27.03.2019   Консультация к экзамену
22 03.04.2019   Экзамен за второй семестр
23 10.04.2019   Пересдача экзамена
24 17.04.2019   Чаепитие
  24.04.2019    
  01.05.2019    
  08.05.2019    
  15.05.2019    
  22.05.2019    
  29.05.2019    
  05.06.2019    
  12.06.2019    
  19.06.2019    
  26.06.2019    
Список литературы
1 Understanding Social Preferences with Simple Tests / Gary Charness and  Matthew Rabin / The Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 3 (Aug., 2002), pp. 817-869
2 Social Preferences in Experimental Economics / James Woodward / Philosophy of Science, Vol. 75, No. 5, Proceedings of the 2006 Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association (December 2008), pp. 646-657 
3 The Preference Survey Module: A Validated Instrument for Measuring Risk, Time, and Social Preferences / Armin Falk, Anke Becker, Thomas Dohmen, David Huffman, Uwe Sunde / January 11, 2016
4 The Potential of Social Identity for Equilibrium Selection / Roy Chen and  Yan Chen / The American Economic Review, Vol. 101, No. 6 (OCTOBER 2011), pp. 2562-2589
5 Group Identity and Social Preferences / Yan Chen and  Sherry Xin Li / The American Economic Review, Vol. 99, No. 1 (Mar., 2009), pp. 431-457
6 The Causes and Consequences of Distinctively Black Names / Roland G. Fryer, Jr. and Steven D. Levitt / The Quarterly Journal of Economics, Vol. 119, No. 3 (Aug., 2004), pp. 767-805
7 Are Emily and Greg More Employable than Lakisha and Jamal? A Field Experiment on Labor Market Discrimination / Marianne Bertrand and Sendhil Mullainathan / The American Economic Review, Vol. 94, No. 4 (Sep., 2004), pp. 991-1013
8 A Fine is a Price / Uri Gneezy and Aldo Rustichini / The Journal of Legal Studies, Vol. 29, No. 1 (January 2000), pp. 1-17
9 Думай медленно… Решай быстро / Канеман Д. / М: АСТ, 2013
10 Evidence for a neural correlate of a framing effect: Bias-specific activity in the ventromedial prefrontal cortex during credibility judgments / M.Deppea, W.Schwindt, J.Krämera, H.Kugel, H.Plassmann, P.Kenning, E.B.Ringelsteina / Brain Research Bulletin, Vol. 67, Issue 5, 15 November 2005, Pages 413-421
11 Risk Aversion and Expected-Utility Theory: A Calibration Theorem / Matthew Rabin / Econometrica, Vol. 68, No. 5 (Sep., 2000), pp. 1281-1292
12 Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом / Ариэли Д. / М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013
13 Взлом маркетинга: Наука о том, почему мы покупаем / Фил Барден / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017
14 Психология и экономика: результаты эмпирических исследований / Делавинья С. / Вопросы экономики, номер 4 (2011 г.), с. 47-77
15 World Development Report 2015 : Mind, Society, and Behavior / World Bank Group, 2015  
16 Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать / Ричард Талер / Москва : Издательство "Э", 2017  
17 Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье / Ричард Талер, Касс Санстейн / М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017