Спецкурс | πо4ꓱму4кꓯ | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 9-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Куратцев Владимир и Михайлова Светлана | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Научить школьников понимать и анализировать физические процессы и явления. | |
8 | Задачи курса | 1) Расширить теоретическую базу школьников по физике. 2) Рассмотреть нетипичные теоретические вопросы из различных разделов физики. 3) Научить школьников не бояться задавать вопрос: "почему?". |
|
9 | Особенности курса | Рассмотрение нетипичных теоретических вопросов по физике. | |
10 | Формат проведения занятия | Первые 10-15 минут - самостоятельная работа по пройденной теме. Занятия проводятся в форме леминара. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие узнать что-то новое об окружающем мире с точки зрения физических законов. | |
12 | Краткое описание курса | Курс, направленный на рассмотрение законов и нетипичных вопросов физики и изучение явлений окружающего мира. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | Не предусмотрен | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Самостоятельные работы в начале занятия - 20% Домашние работы - 30% Исследовательская работа - 50% |
|
16 | Пользуется ли курс системой googleclassroom? | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Вместо экзамена планируется защита собственной исследовательской работы на интересующую школьника тему. Выбор темы исследования будет проходить в течение первого месяца обучения. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2018 | Введение | Знакомство со структурой курса. Обсуждение изобретений Леонардо Да Винчи. |
2 | 11.10.2018 | Механика | По какой траектории тело спустится быстрее всего? Основные понятия кинематики. Циклоида. Механические часы. |
3 | 18.10.2018 | Механика | Почему текущая по равнине река не протекает прямо? Кинематика вращательного движения. Неинерциальные системы отсчета. Сила Кориолиса. |
4 | 25.10.2018 | Механика | Что произойдет, если исчезнет сила трения? Закон инерции. Законы Ньютона. Силы. Инертность. Виды трения и явление качения. Почему звучит скрипка? |
5 | 01.11.2018 | Механика | Можем ли мы тратить свою энергию "в пустоту"? Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Динамика вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Если работают законы сохранения, то почему не удается создать вечный двигатель? |
6 | 08.11.2018 | Механика | Можно ли вытащить себя за волосы из болота? Закон изменения импульса. Центр масс. Теорема о движении центра масс. При каких условиях телега сама закатится на горы? Что общего между Банджи-джампингом и движением ракеты? |
7 | 15.11.2018 | Механика | Почему музыкальных нот именно семь? Механические колебания и волны. Интерференция и дифракция механических волн. Стоячие и бегущие волны. Акустика. Движение со сверхзвуковыми скоростями. Как работают орган, гитара, скрипка? |
8 | 22.11.2018 | Механика | Просто ли управлять автомобилем? Теория движения и устройстве автомобиля. Рывок. Инерция. Бегущая волна в автомобильной шине, критическая скорость шины как следствие данного явления. Устойчивость автомобиля. Дрифт. Подшипники. Амортизаторы. |
9 | 29.11.2018 | Термодинамика | Извержение вулканов и гейзеров. Что это такое и как с этим бороться? Состояние макроскопических тел в термодинамике. Температура. Обратимые и необратимые процессы. Идеальный газ. Уравнение Менделеева-Клапейрона. |
10 | 06.12.2018 | Термодинамика | Почему зимой в доме тепло? Принцип работы центрального отопления и печек. Почему хлопья не летят наверх? Дождь. Снег. Град. Разгон облаков. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Закон сохранения энергии. Первое и второе начала термодинамики. Необратимость процессов в природе. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, тепловое излучение. |
11 | 13.12.2018 | Физика на кухне | Почему чай заваривается? Почему в сыре появляются дырки? Сколько пузырьков в детском шампанском? Почему молоко убегает? Что такое брожение? Почему молоко скисает? Молекулярная кухня. Абсорбция и адсорбция. Повторение термодинамики и МКТ. |
12 | 20.12.2018 | Экзамен | Защита исследовательских работ |
13 | 27.12.2018 | Чаепитие | Чаепитие |
03.01.2019 | |||
10.01.2019 | |||
17.01.2019 | |||
14 | 24.01.2019 | Оптика | Когда можно увидеть радугу? Основные законы геометрической оптики. Закон отражения света. Закон преломления света. Явление полного внутреннего отражения. Линзы. Как устроен фотоаппарат? Как возникает двойная радуга и может ли быть тройная? |
15 | 31.01.2019 | Оптика | Почему мыльный пузырь переливается цветами радуги? Волновая теория света. Интерференция. Дифракция. Кольца Ньютона. Тонкие пленки. Применение интерференции. Что такое CD-диск? |
16 | 07.02.2019 | Оптика | Как человеческий глаз может обмануть своего хозяина? Оптические иллюзии. Миражи. |
17 | 14.02.2019 | Электродинамика | Что колеблется в электронных весах? Как свет течёт по проводу? Электрический ток. Электрические и световые импульсы. Оптоволокно. |
21.02.2019 | |||
18 | 28.02.2019 | Электродинамика | Как записать свой голос на компьютер? Что и зачем нам показывает телевизор? Электрические колебания. Электромагнитные поля и волны. Свойства электромагнитных волн. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. Детектирование колебаний. |
19 | 07.03.2019 | Специальная теория относительности | Можно ли стареть медленней? Специальная теория относительности. Одновременность событий. Относительность расстояний и промежутков времени. Связь между массой и энергией. Синхрофазотрон. |
20 | 14.03.2019 | Общая теория относительности | Есть ли искривления в нашем пространстве и как их можно обнаружить, если они есть? Общая теория относительности. |
21 | 21.03.2019 | Ядерная физика | Можно ли разделить "неделимое"? Исследование ядерных цепных реакций и принципа работы атомных электростанций. |
22 | 28.03.2019 | Квантовая физика | Человек полностью состоит из волн? "Пугающее заключение" квантовой теории. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределённости Гейзенберга. Волны вероятности. Многоэлектронные атомы. Что такое лазер? |
23 | 04.04.2019 | Физика плазмы | Что такое лампочка и как ее использовать? Токамак. Адронный коллайдер. Основы молекулярно-кинетической теории. Основы физики плазмы. Понятие четвёртого агрегатного состояния и его свойства. |
24 | 11.04.2019 | Физика плазмы | Что такое огонь и как его получить? Что такое молния? Возможно ли сделать молнию в домашних условиях? Генератор Теслы. Плазменная панель. |
25 | 18.04.2019 | Экзамен | Защита исследовательских работ. |
26 | 25.04.2019 | Чаепитие | Чаепитие. |
02.05.2019 | |||
09.05.2019 | |||
16.05.2019 | |||
23.05.2019 | |||
30.05.2019 | |||
06.06.2019 | |||
13.06.2019 | |||
20.06.2019 | |||
27.06.2019 | |||
Список литературы | |||
1 | Г. Я. Мякишев Физика 10-11 класс углублённый уровень | ||
2 | Я. И. Перельман Занимательная физика | ||
3 | Журнал "Квант" |