Спецкурс |
|
|
|
|
|
Основная
информация |
|
|
|
|
|
|
№ |
Пункт |
Содержание |
1 |
Направление |
Математика |
2 |
Класс |
11 |
3 |
Тип курса |
зачётный только для 11-ти классников |
4 |
Преподаватели |
Воротникова Татьяна, Красков Вадим, Клачкова Ольга, Ледовских
Александра |
5 |
Стажёры |
|
6 |
Время проведения |
Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15 |
7 |
Цель курса |
Помочь школьникам научиться решать задачи повышенной сложности,
особенно с параметрами. |
8 |
Задачи курса |
Задачами курса являются углубление знаний учащихся в алгебре,
освоение техники работы с параметрами и элементами функционального анализа,
обучение приемам решения алгебраических заданий высокого уровня сложности.
Кроме того, в задачи курса входит предоставление учащимся практики
самостоятельной подготовки к занятию и ведения семинаров, что может им помочь
впоследствии (после поступления) преподавать в ЭМШ. |
9 |
Особенности курса |
В начале каждого семестра школьники выбирают себе темы, по
которым они помогают в подготовке семинарских занятий. Подготовка включает в
себя прорешивание и разбор дополнительного домашнего задания и семинарских
задач, ведение вместе с преподавателем одной из групп на семинарском занятии
(где слушатели разбиваются на четыре группы). Домашнее задание состоит из двух частей – базовой
из 10 задач (которые по итогам курса должны уметь решать все, результаты
проверки идут в рейтинг учащегося) и «задач на размышление», которые
разбираются на каждом семинарском занятии. |
10 |
Формат проведения занятия |
Каждое занятие состоит из трех частей:
· на первой проводится
10-минутная контрольная по теме предыдущей лекции, затем начинается
семинарское занятие с разбором в группе задач из дополнительного домашнего
задания, а также новых задач повышенной сложности по теме предыдущей лекции;
в проведении семинара помогают те слушатели, которые специально готовились к
этой теме;
· на второй одним из
преподавателей читается лекция по новой теме, где обозначаются основные идеи
решения задач;
· на третьей проводится
семинар по теме только что прослушанной лекции, на котором решаются типовые
задачи на разобранные методы решения. |
11 |
Целевая аудитория |
Учащиеся 11-го класса с хорошей базовой подготовкой по
элементарной математике. Курс рассчитан на слушателей, уже знакомых со
свойствами элементарных функций (спецкурсы по элементарной математике и/или
Базовая математика), а также способных к восприятию и применению некоторых
методов высшей математики. Предварительный отбор проводится на первой паре
первого занятия в форме письменной работы. |
12 |
Краткое описание курса |
Курс по алгебре, посвященный задачам с параметрами повышенной
сложности. |
13 |
Количество слушателей |
от 20 до 30 человек |
14 |
Отбор |
На первом занятии проводится отбор с целью выявления у учащихся
умения решать базовые задания |
15 |
Формы контроля и
система отчётности |
По результатам работы в семестре и экзамена выставляются оценки
по пятибалльной системе, итоговой оценкой является минимальная из них. При
выставлении баллов за работу в семестре учитываются посещение занятий
(приблизительно 10%), результаты контрольных (20%), выполнение домашних
заданий (70%).
На выполнение домашнего задания по теме дается одна неделя. Тема считается
зачтенной, если за домашнее задание по ней набрано не менее 50% баллов. Если
домашнее задание не сдано в течение этой недели, учащийся получает т.н.
зачетное домашнее задание, баллы за которое не идут в рейтинг, но которое он
обязан решить полностью, чтобы тема считалась зачтенной. Для допуска к
экзамену необходимо зачесть все темы.
Ведение семинара (не более двух в течение семестра) позволяет зачесть по
одной произвольной теме за каждый проведенный семинар. Однако учащиеся не
допускаются к ведению семинаров, если у них есть долги по предыдущим темам. |
16 |
Пользуется ли курс системой googleclassroom? |
Нет |
20 |
Дополнительная информация о курсе |
Курс
читается в ЭМШ с 2003 г. |
|
|
|
|
Позанятийный
план |
|
|
|
|
|
|
№
занятия |
Дата
(Пятница) |
Тематический
блок |
План
занятия |
1 |
05.10.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Квадратный
трехчлен. Расположение корней. |
2 |
12.10.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Рациональные уравнения и неравенства. |
3 |
19.10.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Рациональные уравнения и неравенства. |
4 |
26.10.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Иррациональные уравнения и неравенства. |
5 |
02.11.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Показательные уравнения и неравенства. |
6 |
09.11.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Логарифмические уравнения и неравенства. |
7 |
16.11.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Тригонометрические уравнения и неравенства. |
8 |
23.11.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Тригонометрические уравнения и неравенства. Обратная
тригонометрия и системы. |
9 |
30.11.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Системы уравнений и неравенств. |
10 |
07.12.2018 |
Уравнения и
неравенства |
Графические методы решения задач. |
11 |
14.12.2018 |
|
Консультация, ответы на вопросы. |
12 |
21.12.2018 |
|
Экзамен |
13 |
28.12.2018 |
|
Пересдача |
|
04.01.2019 |
|
|
|
11.01.2019 |
|
|
14 |
18.01.2019 |
Свойства функции |
Полезные преобразования и замены переменных. |
15 |
25.01.2019 |
Свойства функции |
Получение следствий и логические задачи. |
16 |
01.02.2019 |
Свойства функции |
Область определения, четность, симметрия. |
17 |
08.02.2019 |
Свойства функции |
Монотонность и непрерывность. |
18 |
15.02.2019 |
Свойства функции |
Наибольшее и наименьшее значения функции, область значений
функции. |
|
22.02.2019 |
|
|
19 |
01.03.2019 |
Свойства функции |
Ограниченность, метод мажорант. |
|
08.03.2019 |
|
|
20 |
15.03.2019 |
Свойства функции |
Решение задач на применение свойств функций. |
21 |
22.03.2019 |
Текстовые и целочисленные задачи |
Целые числа: делимость, остатки, десятичная запись числа, НОК и
НОД. |
22 |
29.03.2019 |
Текстовые и целочисленные задачи |
Уравнения и неравенства с целочисленными переменными. |
23 |
05.04.2019 |
Текстовые и целочисленные задачи |
Оптимизационные целочисленные текстовые задачи. |
24 |
12.04.2019 |
Текстовые и целочисленные задачи |
Текстовые задачи. |
25 |
19.04.2019 |
|
Консультация, ответы на вопросы. |
26 |
26.04.2019 |
|
Экзамен |
|
03.05.2019 |
|
|
|
10.05.2019 |
|
|
|
17.05.2019 |
|
|
|
24.05.2019 |
|
|
|
31.05.2019 |
|
|
|
07.06.2019 |
|
|
|
14.06.2019 |
|
|
|
21.06.2019 |
|
|
|
28.06.2019 |
|
|
|
|
|
|
Список
литературы |
|
|
|
|
|
|
1 |
Будак
А.Б., Щедрин Б. М. «Элементарная математика. Руководство для поступающих в
вузы». |
2 |
Вавилов
В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. «Задачи по математике.
Начала анализа». |
3 |
Горштейн
П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами». |
4 |
Дорофеев
Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. «Пособие по математике для поступающих в ВУЗы.
Избранные вопросы элементарной математики». |
5 |
Золотарёва
Н.Д., Попов Ю.А., Сазонов В.В., Семендяева Н.Л., Федотов М.В. "Алгебра.
Углублённый курс с решениями и указаниями" |
6 |
Мельников
И.И., Сергеев И.Н. «Как решать задачи по математике на вступительных
экзаменах». |
7 |
Нестеренко
Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. «Задачи вступительных экзаменов по
математике» (Варианты за 1977-1989 годы). |
8 |
Олехник
С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. «Уравнения и неравенства. Нестандартные
методы решения». |
9 |
Потапов
М.К, Александров В.В, Пасиченко П.И. «Алгебра и начала анализа – современный
курс для поступающих в вузы». |
10 |
Потапов
М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. «Конкурсные задачи по математике». |
11 |
Сергеев
И.Н. «1000 вопросов и ответов. Математика: учебное пособие для поступающих в
вузы». |
12 |
Ткачук
В.В. «Математика – абитуриенту». |
13 |
Федотов
М.В., Разгулин А.В. "Подготовка к вступительным экзаменам в МГУ.
Алгебра" |
14 |
Черкасов
О.Ю., Якушев А.Г. «Математика для поступающих в серьезные ВУЗы». |
15 |
Шабунин
М.И. «Математика для поступающих в ВУЗы. Уравнения и системы уравнений». |
16 |
Шарыгин
И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 класс». |
17 |
Шарыгин
И.Ф., Голубев В.И. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 11
класс». |
18 |
Якушева
Е.В., Попов А.В., Якушев А.Г. «Математика. Ответы на вопросы. Устный экзамен,
теория и практика». |
|
|
|
|