Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Тубденов Виталий, Гуркова Екатерина, Кривицкая Анна | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Развитие навыков решения олимпиадных задач по экономике. | ||||
8 | Задачи курса | 1) Помощь учащимся в освоении математического аппарата и
основополагающих разделов экономической теории, необходимых для решения
олимпиадных задач. 2) Обучение учащихся решению олимпиадных задач с применением математического аппарата, экономической теории, специальных навыков решения олимпиадных задач. |
||||
9 | Особенности курса | 1) Изучение "олимпиадной экономики" с упором на
решение олимпиадных задач разного уровня сложности. 2) Интенсивное изучение основ экономической теории, необходимых для решения олимпиадных задач. 3) Проведение контрольных работ в формате этапов ВОШ, проведение апелляции проверки контрольных работ и экзаменов в формате апелляции заключительного этапа ВОШ, информирование учащихся о проводящихся олимпиадах, разбор заданий прошедших олимпиад (в т.ч. заданий прошлых лет). |
||||
10 | Формат проведения занятия | 45-70 минут - лекция по теме занятия; 45-60 минут - разбор домашнего задания; ответы на вопросы по теме прошлого занятия; 30-70 минут - разбор и решение задач повышенной сложности по теме занятия. Перерыв между первой и второй парой - 10 минут. | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, обладающие базовыми знаниями по экономике и/или математике, нацеленные на развитие навыков решения олимпиадных задач. Ориентация на школьников, начинающих знакомиться с "олимпиадной экономикой", но стремящихся добиться успехов. | ||||
12 | Краткое описание курса | Изучение микроэкономики и макроэкономики с разбором и самостоятельным решением тестов, количественных задач, качественных задач и кейсов олимпиадного уровня сложности. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | Отборочный тест вместе с курсом "Династия", включающий в себя задачи по математике и экономике. Распределение предполагает обучение на данном курсе школьников, обладающих меньшим опытом решения олимпиадных задач, промежуточным (между базовым и продвинутым) уровнем знания основ экономической теории. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Каждую неделю школьники будут получать домашние работы,
состоящие из тестов, количественных задач, качественных задач по пройденной
теме (30% оценки). В течение семестра необходимо будет написать эссе по одной
из предложенных тем (10%), кроме того, будет проведена контрольная (30%) и в
конце семестра - экзамен (30%). Школьники, сдавшие менее 25% домашних заданий за семестр, допускаются к экзамену, но не могут получить оценку выше 3 за семестр. Школьники, сдавшие менее 40% домашних заданий за семестр, допускаются к экзамену, но не могут получить оценку выше 4 за семестр. Призёры и победители ВОШ по экономике, сдавшие не менее половины домашних заданий и эссе за семестр, имеют право получить автоматом 5 за второй семестр. Призёры и победители олимипиад I уровня по экономике, сдавшие не менее половины домашних заданий и эссе за семестр, имеют право получить автоматом 4 за второй семестр. |
||||
16 | Пользуется ли курс системой googleclassroom? | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Данный
курс предполагает тесное взаимодействие с курсом " Династия". Кроме
совместного отбора и общих занятий с приглашенными лекторами существует
возможность перевода школьника между курсами на усмотрение преподавателей и с
разрешения Совета. Кроме того, предусмотрен двусторонний перевод школьников с
курсом "Базовая экономика" и односторонний переход с курса
"Экономические хитрости" с обоюдного согласия преподавателей и с
разрешения Совета. Приглашённые лекторы - преподаватель ЭФ МГУ Ф.С.Картаев; преподаватель ЭФ МГУ Н.М.Калмыкова; преподаватель Йельского университета Д.А.Мухин. |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 05.10.2018 | Отборочный тест | ||||
2 | 12.10.2018 | Математический аппарат | [2-х часовая лекция; отсутствует разбор
домашнего задания]. Функция одной переменной: график, свойства, производная первого и второго порядка, её геометрический смысл, задача нахождения локального экстремума, задача нахождения максимума (минимума) функции на отрезке. Функция двух переменных: график, свойства, понятие частной производной, задача нахождения условного экстремума (сведение к задаче нахождения локального экстремума функции одной переменной). |
|||
3 | 19.10.2018 | Альтернативная стоимость | Дисконтирование (математический аппарат). Кривая и область производственных возможностей, построение КПВ, факторы сдвига КПВ, сложение КПВ. Обмен. Альтернативная стоимость. Теория преимуществ: абсолютное преимущество, сравнительное преимущество. |
|||
4 | 26.10.2018 | Рыночное равновесие | Эластичность: точечная и дуговая (математический аппарат). Рыночный спрос: функция спроса и её график, детерминанты, сложение функций спроса, эластичность. Рыночное предложение: функция предложения и её график, детерминанты, эластичность. Рыночное равновесие: сравнительная статика, дефицит, избыток, пол и потолок цены. Излишки покупателя и продавца. |
|||
5 | 02.11.2018 | Теория потребления | Налоги и субсидии: рыночное равновесие. Потеря эффективности:
мертвый груз. Полезность: кардиналистский и ординалистский подходы. Функция полезности: карта и кривые безразличия, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, предельная норма замещения. Субституты и комплементы. Вывод кривой индивидуального спроса. Эффект дохода, эффект замещения. |
|||
6 | 09.11.2018 | Теория фирмы | Производственная функция: виды ресурсов, технология, предельный
продукт, закон убывающей отдачи, краткосрочный и долгосрочный периоды (SR и
LR), отдача от масштаба. Прибыль и издержки фирмы: явные и неявные издержки, бухгалтерская и экономическая прибыль, SR и LR, типы издержек. Краткая классификация рыночных структур. Максимизация прибыли на совершенно конкурентом рынке. Спрос на факторы производства. |
|||
7 | 16.11.2018 | Теория фирмы | Рынок труда и рынок капитала: спрос и предложение, равновесие на
рынках. Кривая индивидуального предложения фирмы на совершенно конкурентом рынке в SR и LR. Излишек и прибыль продавца. Предложение отрасли на совершенно конкурентном рынке в SR и LR. [Семинар - консультация по темам контрольной работы от 23.11.2018]. |
|||
23.11.2018 | Контрольная работа в формате муниципального этапа ВОШ | |||||
8 | 30.11.2018 | Рыночные структуры | [Вместо разбора домашнего задания -
разбор контрольной работы]. Рыночные структуры (определяющие признаки, предложение, ценообразование, экономические последствия, эффективность): монополия (в т.ч. виды монополий, государственное регулирование деятельности монополий), монополистическая конкуренция (в т.ч. дифференциация продукта). Ценовая дискриминация. [Крайний срок сдачи эссе]. |
|||
9 | 07.12.2018 | Теория Игр | Основные понятия теории игр. Модели олигополии: по Курно, по Штакельбергу и по Бертрану. | |||
10 | 14.12.2018 | Международная торговля | [1,5 часовая лекция совместно с курсом
"Династия"; отсутствует разбор домашнего задания]. Международная торговля: малая и большая экономики. Государственное регулирование: пошлины и квоты. Валютные курсы: номинальный и реальный, плавающий и фиксированный. Паритет покупательной способности. Платёжный баланс: СТО, СДК, ОВР. Сальдо платёжного баланса. Приглашенный лектор - Д.А.Мухин. [Семинар - консультация по темам экзамена от 21.12.2018]. |
|||
21.12.2018 | Экзамен в формате регионального этапа ВОШ | |||||
28.12.2018 | Пересдача и чаепитие | |||||
04.01.2019 | ||||||
11.01.2019 | ||||||
11 | 18.01.2019 | Введение в макроэкономику | [2-х часовая лекция; отсутствует разбор
домашнего задания]. Введение в макроэкономику. Макроэкономические переменные. Модель кругооборота товаров, доходов и расходов. Измерение ВВП: по доходам, по расходам и по добавленной стоимости. Макроэкономические показатели: другие показатели системы национальных счетов, показатели изменения уровня цен, измерение незанятости. Распределение доходов в обществе: показатели дифференциации доходов населения, кривая Лоренца, коэффициент Джини. |
|||
12 | 25.01.2019 | Денежный рынок | [1,5 часовая лекция совместно с курсом
"Династия"; отсутствует разбор домашнего задания]. Рынок денег и рынок ценных бумаг. Ликвидность. Денежные агрегаты. Банковская система. Спрос и предложение денег. Уравнение Фишера. Кредитно-денежный мультипликатор. Кредитно-денежная политика и её инструменты. Приглашенный лектор - Ф.С.Картаев. |
|||
13 | 01.02.2019 | Безработица и Инфляция | Экономически активное население, рабочая сила, занятые, безработные. Измерение уровня безработицы. Типы безработицы. Определение полной занятости. Экономические издержки безработицы. Неэкономические издержки. Естественная безработица. Закон Оукена. Определение инфляции. Измерение инфляции. Типы инфляции. Издержки инфляции. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей: кривая Филлипса. | |||
14 | 08.02.2019 | Совокупный спрос и совокупное предложение | Основные макроэкономические зависимости. Модель AD-AS. Совокупный спрос, факторы совокупного спроса. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах, факторы совокупного предложения. Равновесие в модели AD–AS. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Экономический рост и бизнес-циклы. | |||
15 | 15.02.2019 | Государственное регулирование экономики | Государственный бюджет. Государственный долг. Фискальная политика: цели, инструменты, проблемы осуществления. Фискальная политика в модели AD-AS. Распределение налогового бремени. Кривая Лаффера. Монетарная политика: цели, инструменты, проблемы осуществления. Монетарная политика в модели AD-AS. | |||
22.02.2019 | ||||||
16 | 01.03.2019 | Открытая экономика | Национальный доход в открытой экономике. Платежный баланс.
Валютные курсы: номинальный и реальный, плавающий и фиксированный. Паритет
покупательной способности. [Семинар - консультация по темам контрольной работы от 15.03.2018]. |
|||
08.03.2019 | ||||||
15.03.2019 | Контрольная работа в формате заключительного этапа ВОШ | |||||
17 | 22.03.2019 | Провалы рынка, неравенство | [Вместо разбора домашнего задания -
разбор контрольной работы]. Провалы рынка: общественные товары и экстерналии. Провалы на конкурентных рынках. Эффективно функционирующие рынки. Общественные товары. Экстерналии. Роль государства в экономике. |
|||
18 | 29.03.2019 | Введение в демографию | [1,5 часовая лекция совместно с курсом "Династия";
отсутствует разбор домашнего задания]. Введение в демографию. Разбор мини-кейсов и качественных задач на примерах историй из демографии. Приглашенный лектор - Н.М.Калмыкова. [Крайний срок сдачи эссе]. |
|||
19 | 05.04.2019 | Повторение | Решение задач по пройденным темам | |||
20 | 12.04.2019 | Повторение | [Консультация к экзамену от 19.04.2019]. | |||
19.04.2019 | Экзамен в формате заключительного этапа ВОШ | |||||
26.04.2019 | Пересдача и чаепитие | |||||
03.05.2019 | ||||||
10.05.2019 | ||||||
17.05.2019 | ||||||
24.05.2019 | ||||||
31.05.2019 | ||||||
07.06.2019 | ||||||
14.06.2019 | ||||||
21.06.2019 | ||||||
28.06.2019 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б., Задания по экономке: от простых до олимпиадных. - М: Вита Пресс, 2008. | |||||
2 | Балакина Т.П., Левина Е.А., Покатович Е.В., Попова Е.В., Микроэкономка. Промежуточный уровень. Сборник задачи с решениями и ответами. - М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. | |||||
3 | Вэриан Х.Р., Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. - М: Юнити, 1997. | |||||
4 | Макконелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс. - М: Инфра-М, 2003. | |||||
5 | Мэнкью Н.Г., Принципы экономикс. - СПб: Питер Ком, 1999. | |||||
6 | Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л., Микроэкономика. - М: Дело, 2001. | |||||
7 | Шагас Н.Л., Туманова Е.А., Макроэкономика-2. - М: Издательство МГУ, 2006 |