Спецкурс | Экономические Хитрости | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Бреннерман Антон, Магжанов Тимур, Валетдинов Аяз, Кудрявцев Николай | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Среда (2 пары) 17:20 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Знакомство слушателей с продвинутой олимпиадной экономикой, развитие навыков решения олимпиадных задач. | |
8 | Задачи курса | 1) Помочь учащимся освоить необходимый для олимпиад математический аппарат; 2) Ознакомить школьников с наиболее полезными для олимпиад экономическими моделями; 3) Научить школьников решать задачи повышенного уровня сложности и нестандартные кейсы. | |
9 | Особенности курса | Решение количественных задач повышенной сложности, изучение экономической теории, применение полученных знаний для анализа кейсов и качественных задач на примере жизненных ситуаций в формате обсуждения и командной работы. Совместный разбор дополнительных задач из домашних работ, вызвавших наибольшие затруднения. Развитие понимания принципа составления задач. | |
10 | Формат проведения занятия | Каждое занятие состоит из 3 частей. 1) (25 минут) В начале первой пары проводится самостоятельная работа, состоящая из нескольких задач по пройденному материалу. 2) (90 минут с перерывом) Семинар по теме лекции прошлого занятия в следующем формате: обсуждаются задачи из домашней работы по прошлой теме, вызвавшие трудности, ученики решают задачи и сдают их преподавателям по группам. Планируется разделение всех учащихся на 2 группы: базовая и продвинутая. Задачи повышенной сложности, вызывающие наибольшие затруднения, а также ключевые задачи, необходимые для наиболее полного понимания тем, разбираются преподавателями на доске. Качественные вопросы и кейсы разбираются вместе с преподавателями. 3) (60 минут) Лекция по новой теме. Лекции по некоторым темам будут прочитаны приглашёнными лекторами. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, обладающие базовыми знаниями экономической теории и хорошей математической подготовкой, желающие изучать экономику на продвинутом уровне и решать нестандартные задачи. | |
12 | Краткое описание курса | Спецкурс по изучению олимпиадной экономики с упором на разбор задач повышенной сложности и нестандартных кейсов. | |
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | Планируется провести отборочную контрольную работу на первой паре, в которую будут включены задания как по математике, так и по экономике. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Каждое занятие после лекции учащиеся получают домашнюю работу, в
конце каждого семестра - письменный экзамен. В течение первого семестра будет
проведено 2 контрольных работы (одна из них - в формате муниципального этапа
ВсОШ). Аналогично - в течение второго семестра (одна из них - в формате
регионального этапа ВсОШ и одна - в формате заключительного этапа
ВсОШ). Домашние работы не оцениваются баллами. Баллы ставятся за самостоятельные работы, контрольные работы и экзамены. Возможно проставление дополнительных баллов за активность на семинарах. Итоговая оценка за первый семестр складывается из следующих показателей: результат экзамена (30%), самостоятельные работы (30%), контрольные работы (30%), активность на семинарах (10%). Итоговая оценка за второй семестр складывается из следующих показателей: результат экзамена (40%), контрольные работы (40%), самостоятельные работы (10%), активность на семинарах (10%). |
|
16 | Пользуется ли курс системой googleclassroom? | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Лекции по некоторым темам прочитают приглашённые лекторы: занятие №21 (лекция по качественным задачам) проведёт Шагас Н. Л., занятие №22 (лекция по качественным задачам) проведёт Калмыкова Н. М. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 03.10.2018 | Отбор | Написание отборочной контрольной на 2 пары. |
2 | 10.10.2018 | Математические методы | Лекция "Математические методы". "Безусловная и условная оптимизация". Понятия: производная первого и второго порядка, безусловный экстремум, первообразная, интеграл, условный экстремум. |
3 | 17.10.2018 | Кривая производственных возможностей | Самостоятельная работа по прошлой теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Семинар по прошлой теме. Лекция "Кривая производственных возможностей". Понятия: рациональность, кривая и область производственных возможностей, альтернативные издержки, абсолютные и сравнительные преимущества, кривая торговых возможностей. Иллюстрация принципа возрастания альтернативной стоимости на примере кривой производственных возможностей. Примеры нестандартного вида КПВ/КТВ. Различные методы суммирования кривых производственных возможностей. Построение КПВ/КТВ по системе заданных условий. |
4 | 24.10.2018 | Выбор индивида, спрос, эластичность | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Семинар по прошлой теме. Лекция "Выбор индивида". Понятия: предпочтения, кривые безразличия, бюджетное ограничение, полезность, эластичность, геометрический смысл эластичности, точечная и дуговая эластичность, эластичность спроса по доходу, эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене, типы товаров в зависимости от значений эластичности функции спроса. Поиск оптимума потребителя. Функция полезности. Построение кривых безразличий в зависимости от видов наборов благ. Выбор потребителя в координатах (досуг, потребление). |
5 | 31.10.2018 | Спрос, предложение, рыночное равновесие, гос. регулирование | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Семинар по прошлой теме. Лекция "Спрос, предложение, равновесие на рынке, государственное регулирование". Вывод функции индивидуального спроса из функции полезности индивида, сложение функций спроса и предложения. Понятия: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, рыночное равновесие, излишки потребителей и производителей, DWL, общественное благосостояние, налоги (потоварный, адвалорный), кривая Лаффера, субсидии, квоты, пол/потолок цен, дефицит, избыток. |
6 | 07.11.2018 | Контрольная работа №1 | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Семинар по прошлой теме. Контрольная работа по пройденным темам на 2 паре. |
7 | 14.11.2018 | Теория фирмы, рыночные структуры | Лекция "Теория фирмы, рыночные структуры". Понятия: производственная функция, изокванта, изокоста, средние, предельные и общие издержки и их связь, средний и предельный продукты факторов производства, периоды в экономике, их различия, рыночные структуры, барьеры входа на рынок, совершенная конкуренция, прибыль, выручка, монополия, монопсония, предельная выручка, индекс Лернера, DWL, ценовая дискриминация. Поиск оптимума в координатах (L, K). Задача о нескольких заводах. Нахождение оптимального уровня выпуска при совершенной конкуренции графически и аналитически. Выведение индивидуальной и рыночной функции предложения. Нахождение оптимума монополиста графически и аналитически. Решение задачи ценовой дискриминации для фирмы-монополиста. Семинар. Самостоятельная работа. |
8 | 21.11.2018 | Контрольная работа №2 в формате муниципального этапа ВсОШ | Разбор дополнительных задач из домашней работы. Семинар по прошлой теме. Консультация перед муниципальным этапом. Контрольная работа по пройденным темам на 2 паре. |
9 | 28.11.2018 | Олигополия, взаимодействие агентов | Разбор муниципального этапа ВсОШ. Лекция "Олигополия, взаимодействие агентов". Понятия: равновесие Нэша, оптимум по Парето, олигополия. Рынок олигополии. Типы олигополий: по Курно, по Штакельбергу, по Бертрану. Картельный сговор. |
10 | 05.12.2018 | Неравенство | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Семинар по прошлой теме. Лекция "Неравенство". Понятия: индекс Джини, кривая Лоренца. Нахождение индекса Джини различными способами. |
11 | 12.12.2018 | Консультация | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Семинар по прошлой теме. Консультация перед экзаменом. |
12 | 19.12.2018 | Экзамен | Экзамен. |
13 | 26.12.2018 | Пересдача | Пересдача. Разбор экзамена. Чаепитие. (Фактически пересдача пройдет по необходимости в другой день на той же неделе) |
02.01.2019 | |||
14 | 09.01.2019 | Основы макроэкономики | Лекция "Основы макроэкономики". Понятия: реальные и номинальные показатели, ВВП, трансферты, сбережения, инвестиции, потребление, экспорт, импорт, совокупный спрос, совокупное предложение, инфляция, безработица, мультипликаторы, эмиссия, процентная ставка, эффект Фишера, резервы. Изучение модели кругооборота, модели AD-AS, типов безработицы и способа расчета ее уровня. Изучение инструментов государственной фискальной и монетарной политики. Деятельность банков, банковский мультипликатор. |
15 | 16.01.2019 | Контрольная работа №1 в формате регионального этапа | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Семинар по прошлой теме. Контрольная работа по пройденным темам на 2 паре. |
16 | 23.01.2019 | Международная торговля | Разбор регионального этапа ВсОШ. Лекция "Международная торговля". Понятия: внешний и внутренний рынки, международная торговля, тариф на импорт/экспорт. Семинар. |
17 | 30.01.2019 | Качественные задачи | Самостоятельная работа по пройденной теме. Лекция по качественным задачам. Понятия: внешние эффекты, ошибки в причинно-следственной связи, корреляция, commitment, adverse selection, moral hazard. |
18 | 06.02.2019 | Интенсив | Самостоятельная работа по пройденным темам. Отработка полученных навыков на усложненных задачах по пройденным темам. "Сборная солянка". Качественные задачи. |
19 | 13.02.2019 | Контрольная работа №2 в формате олимпиады "Высшая Проба" | Контрольная работа по пройденным темам на 1 паре. Разбор контрольной работы на 2 паре. |
20 | 20.02.2019 | Интенсив | Отработка полученных навыков на усложненных задачах по пройденным темам. "Сборная солянка". Качественные задачи. |
21 | 27.02.2019 | Качественные вопросы по макроэкономике | Лекция по макроэкономике. Занятие проведёт приглашенный лектор - Шагас Наталия Леонидовна. Взаимосвязи между макроэкономическими показателями. |
22 | 06.03.2019 | Качественные задачи в демографии | Лекция по качественным задачам. Занятие проведет приглашенный лектор - Калмыкова Наталья Михайловна. Причинно-следственные взаимосвязи в демографических кейсах. |
23 | 13.03.2019 | Интенсив | Самостоятельная работа по пройденным темам. Отработка полученных навыков на усложненных задачах по пройденным темам. "Сборная солянка". Качественные задачи. |
24 | 20.03.2019 | Теория контрактов | Лекция "Теория контрактов". Понятия: смешивающее равновесие, разделяющее равновесие, оптимальный контракт, несовершенная информация, сигналы. Качественные задачи. |
25 | 27.03.2019 | Интенсив | Самостоятельная работа по пройденным темам. Отработка полученных навыков на усложненных задачах по пройденным темам. "Сборная солянка". Качественные задачи. |
26 | 03.04.2019 | Контрольная работа №3 в формате заключительного этапа ВсОШ | Контрольная работа по пройденным темам на 2 пары. |
27 | 10.04.2019 | Резерв | Резервное занятие. (Всероссийская олимпиада?) |
28 | 17.04.2019 | Резерв | Резервное занятие. (Всероссийская олимпиада?) |
29 | 24.04.2019 | Экзамен | Экзамен. |
01.05.2019 | |||
30 | 08.05.2019 | Пересдача | Пересдача. Разбор экзамена. Чаепитие. (Фактически пересдача пройдет по необходимости в другой день на той же неделе) |
15.05.2019 | |||
22.05.2019 | |||
29.05.2019 | |||
05.06.2019 | |||
12.06.2019 | |||
19.06.2019 | |||
26.06.2019 | |||
Список литературы | |||
1 | Акимов Д.В., Дичева О.В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. М.: Вита-пресс, 2008. | ||
2 | Алешковский И.А., Картаев Ф.С. Математика в экономике. М.: МАКС Пресс, 2009. | ||
3 | Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ, 1997. | ||
4 | Гуриев С. М. Мифы экономики. М.: Юнайтед пресс, 2012. | ||
5 | Ландсбург С. Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь. М.: Издательство Института Гайдара, 2016. | ||
6 | Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. |