Спецкурс Базовая Математика
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Математика
2 Класс 10 - 11
3 Тип курса зачётный только для 10-11-ти классников
4 Преподаватели Коматовский Максим, Иванова Софья, Ситникова Наталья, Шишлов Иван, Гаврилов Вадим, Бузин Артём
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг (2 пары) 17:20 - 20:15
7 Цель курса Предоставить школьникам старших классов возможность приобрести, развить и систематизировать свои знания по алгебре.
8 Задачи курса В задачи данного курса входит:
- знакомство учащихся со стандартными методами решения алгебраических задач на лекциях;
- отработка новых знаний в рамках семинарских занятий;                                                                              
- закрепление полученных навыков с помощью выполнения домашних работ и написания миниконтрольных и экзаменов. 
9 Особенности курса В рамках "Базовой математики" дается комплексный обзор школьного курса по алгебре, особое внимание уделяется смешанным задачам, для решения которых необходимы знания из различных тем. В рамках обучения на курсе школьники получают возможность систематизировать и расширить свои знания по математике.
10 Формат проведения занятия Занятие состоит из двух частей - лекции и семинара. На лекции преподаватель объясняет теоретический материал, рассказывает, поясняя на примерах, основные методы решения соответствующих задач. На семинаре учащимся предлагаются к решению задачи по пройденной теме. Задачи могут быть как заимствованы из вступительных испытаний прошлых лет и ЕГЭ, так и составлены преподавателями курса. В начале каждого семинарского занятия проводится самостоятельная контрольная по предыдущей теме. Для работы над ошибками выделены отдельные занятия в конце каждого семестра (разумеется, это не исключает ответы на текущие вопросы учащихся).

Первоначально по семинарским группам учащиеся распределяются на основе предварительной контрольной (проводится на первом занятии). Подборки задач для семинаров между группами не различаются (в каждом семинаре есть стандартные номера, обязательные для решения во всех группах, и задачи повышенной сложности).

В дальнейшем учащийся может быть переведен из одной семинарской группы в другую по общему рейтингу после экзамена или по рекомендации семинариста в течение семестра (подобного рода вопросы решаются коллегиально). Рейтинг выстраивается на основании баллов, получаемых за домашние работы, миниконтрольные (проводятся на каждом семинаре и проверяются семинаристами), а также на основе баллов за экзамен.

Поскольку курс является базовым, все учащиеся 11 класса, даже не выбирая этот курс в качестве зачетного, обязаны сдать по нему выпускной экзамен в конце года.
11 Целевая аудитория Школьники, желающие повысить уровень знаний по математике.
12 Краткое описание курса Обзорный курс по алгебре на основе задач разных лет со вступительных экзаменов МГУ, задач из ЕГЭ.
Для 11 классов является базовым курсом.
13 Количество слушателей свыше 30 человек
14 Отбор Нет
15 Формы контроля и
система отчётности
Проводится письменный экзамен в конце каждого семестра, по результатам которого выставляется оценка. Текущий рейтинг не влияет на оценку, однако для допуска к экзамену необходимо набрать не менее 40 баллов из максимальной возможной оценки за семестр (117 баллов, из них 90 приходится на домашние работы, 27 на самостоятельные работы в начале семинаров).

 Одиннадцатиклассники, не выбравшие Базовую математику зачётным, но сдающие выпускной экзамен, в допуске на него не нуждаются.

Письменный экзамен является единым для всех слушателей курса, однако критерии оценки для 10 и 11 класса могут быть разными.
16 Пользуется ли курс системой googleclassroom? Нет
20 Дополнительная информация о курсе В каждом семестре проводится по 2 пересдачи. Даты пересдач объявляются в течение семестра.

На курсе действует система дедлайнов на сдачу домашних работ: две недели с момента публикации задач в группе курса. Домашние работы сдаются в бумажном виде. Все возможные исключения из этого правила обсуждаются с семинаристом.

В конце семестра возможно составление дополнительной домашней работы для набора недостающих для допуска баллов (не более 10).
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 04.10.2018 Аттестация  Контрольная для распределения по группам. На второй паре - разбор с параллельной проверкой.
2 11.10.2018 Функции и их свойства  Вводная лекция по теме "Функции и их свойства" - рассмотрение понятий функциии и ее аргумента, область определения, области значения* (см.занятие 3) , периодичности, четности, возрастания и убывания, выпуклости и вогнутости,основные сведения о некоторых особых точках.Способы задания функции, системы координат, график функции. Схема исследования функции. Преобразования графика функции. Идея решения некоторых задач с параметром в плоскости переменная/параметр. Линейная функция и ее свойства, решение систем линейных уравнений и неравенств. Идея метода мажорант (исключительно в терминах известных областей значений).

3 18.10.2018 Функции и их свойства Квадратный трехчлен и квадратичная функция, корни квадратного трехчлена, дискриминант и теорема Виета, выделение полного квадрата, решение квадратичных неравенств. Расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от значений параметра.

* параметризация как способ поиска области значений.
4 25.10.2018 Функции и их свойства Модуль, геометрический смысл и свойства. Дробно-рациональная функция; асимптоты; обратная пропорциональность. Метод интервалов. Задачи с параметром по этой теме.
5 01.11.2018 Функции и их свойства Иррациональные уравнения и неравенства, схемы равносильных переходов, домножение на сопряженное, метод замены переменных, метод Мюнхгаузена. Использование теорем о монотонности.
6 08.11.2018 Функции и их свойства Разбор типичных ошибок в миниконтрольных и домашних работах по темам занятий 2-5. Уравнения и неравенства высших степеней: однородные, симметричные, возвратные, типичные замены и сведение к квадратным уравнениям; теорема Безу,теорема о рациональных корнях и схема Горнера, деление многочлена на многочлен, поиск кратных корней, поиск парных корней, метод неопределенных коэффициентов и т.д.
7 15.11.2018 Тригонометрия Сведение тригонометрических уравнений к алгебраическим. Методы решения тригонометрических уравнений, основанные на использовании тригонометрических формул, в том числе метод вспомогательного аргумента, универсальной тригонометрической подстановки и оценка.
8 22.11.2018 Тригонометрия Тригонометрические неравенства. Отбор корней.
9 29.11.2018 Тригонометрия Обратные тригонометрические функции. Решение соответствующих уравнений и неравенств.
10 06.12.2018 Функции и их свойства  Плоские множества. Построение плоских множеств на координатной плоскости, решение задач с параметром, нахождение площади получающихся фигур. Сложение графиков функций. Графическое обоснование метода мажорант.

Основные сведения о векторах. Применение векторных методов для решения некоторых алгебраических задач.
11 13.12.2018 Консультация Разбор типичных ошибок в миниконтрольных и домашних работах по темам занятий 6-10. Консультация. 
12 20.12.2018 Аттестация Экзамен
  27.12.2018    
  03.01.2019    
  10.01.2019    
  17.01.2019    
  24.01.2019    
13 31.01.2019 Функции и их свойства Показательная функция – свойства, график. Основные методы решения соответствующих уравнений и неравенств, решение задач с параметром.
14 07.02.2019 Функции и их свойства Логарифмическая функция – свойства, график. Основные методы решения соответствующих уравнений и неравенств, решение задач с параметром.
15 14.02.2019 Системы уравнений и неравенств Системы уравнений и неравенств: решение системы, равносильные системы, метод подстановки, замена переменных, преобразования системы, графический метод.
  21.02.2019    
16 28.02.2019 Прогрессии и их свойства Арифметическая и геометрическая прогрессии, свойства, основные формулы; бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
17 07.03.2019 Консультация Разбор типичных ошибок в миниконтрольных и домашних работах по темам занятий 13-16. Смешанные уравнения и неравенства.
18 14.03.2019 Функции и их свойства Понятие производной, геометрический смысл производной, производные основных элементарных функций. Исследование графиков функций с использованием производной, уравнение касательной. Решение задач.
19 21.03.2019 Теория чисел Элементы теории чисел: простые и составные числа, признаки делимости, разложение на простые множители, НОД, НОК, периодические дроби. Метод математической индукции. Решение диофантовых уравнений.
20 28.03.2019 Текстовые задачи Текстовые задачи на проценты, банковские задачи. Текстовые задачи на поиск оптимального решения и задачи в целых числах. 
21 04.04.2019 Текстовые задачи Текстовые задачи на движение, работу, смеси и сплавы. 
22 11.04.2019 Консультация Разбор типичных ошибок в миниконтрольных и домашних работах по темам занятий второго семестра.
23 18.04.2019 Аттестация Выпускной экзамен
  25.04.2019    
  02.05.2019    
  09.05.2019    
  16.05.2019    
  23.05.2019    
  30.05.2019    
  06.06.2019    
  13.06.2019    
  20.06.2019    
  27.06.2019    
Список литературы
1 «Московский университет. Задачи вступительных экзаменов по математике на все факультеты МГУ с ответами.
2 Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. «Задачи с параметрами».
3 Будак А.Б., Щедрин Б. М. «Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы».
4 Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. «Задачи по математике. Начала анализа».   
5 Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. «Пособие по математике для поступающих в ВУЗы».
6 Мальцев Д.А., Мальцев А.А., Мальцева Л.И. «Математика. Подготовка к ЕГЭ 2016. Профильный уровень».
7 Мельников И.И., Сергеев И.Н. «Как решать задачи по математике на вступительных экзаменах».  
8 Нелин Е.П., Роганин, А.Н. «Сборник задач по алгебре и началам математического анализа».
9 Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. «Задачи вступительных экзаменов по математике»
10 Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения».   
11 Панферов В.С., Сергеев И.Н. «Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач.»
12 Савватеев А.В.   «Математика для гуманитариев»
13 Ткачук В.В. «Математика абитуриенту».