Спецкурс В этом названии мы пропустили три буквы
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса факультативный для всех
4 Преподаватели Лебедева Екатерина, Лепетиков Ярослав
5 Стажёры  
6 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
7 Цель курса Познакомить с основными принципами игры "Что? Где? Когда?"
8 Задачи курса Способствовать развитию у школьников нестандартного мышления и умения работать в команде,
рассказать об основных принципах ответов на вопросы в игре "Что? Где? Когда?"
9 Особенности курса Курс по игре "Что? Где? Когда?". В рамках курса будут отрабатываться на практике основные методы "взятия" вопросов. Кроме того, курс предусматривает изучение литературных произведений и кинофильмов, содержание которых чаще всего используется в игре.
10 Формат проведения занятия "Каждое занятие (кроме первого и экзаменов) состоит из 3 частей:
1 часть: проверочная работа по домашнему заданию
2 часть: рассказ преподавателей о технике "взятия" вопросов и совместное обсуждение на примерах
3 часть: игра школьников для тренировки конкретного способа "взятия" вопроса
В качестве домашнего задания школьники должны будут прочитать книгу/посмотреть фильм из обязательного для ознакомления списка"
11 Целевая аудитория Подходит для всех желающих играть в интеллектуальные игры
12 Краткое описание курса Курс является факультативным и представляет собой тренировку навыков игры в "Что? Где? Когда?", навыков работы в команде, развитие логики
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Отбор не планируется, в случае превышения запланированного числа слушателей возможен отбор в виде теста на общий уровень знаний и логическое мышление
15 Формы контроля и
система отчётности
Тесты - 30%, активность во время занятий - 30%, экзамен - 40%
16 Пользуется ли курс системой googleclassroom? Нет
20 Дополнительная информация о курсе Курс направлен не на получение теоретических знаний, а на тренировку практических навыков логического мышления, командной работы посредством интеллектуальных игр
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 05.10.2018 Вводное занятие "3нание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет - или же знаем, где найти о нем сведения" (Б. Франклин).
Рассказ об ЭМШ и программе курса. Знакомство со слушателями/отбор посредством теста на общие знания и логическое мышление.
"
Нужно делать так, как нужно. А как не нужно, делать не нужно! (М/ф "Винни-Пух")
Формальные и неформальные правила игры "Что? Где? Когда?". Отличие спортивного типа от телевизионного, основной принцип игры.
2 12.10.2018 Основные виды техники обсуждения " - Перепонка!
 - Что перепонка?
 - Хорошее слово — «перепонка»… перепончатый… знаешь, там… перепончато-крылый…
 - Серпень!" (спектакль "День радио")
Техника обсуждения: поиск ключевых слов.
"- Я уже было отчаялась…
- Я вот сейчас, к примеру, битых два часа отчаивалась...с вареньем и сладкими булочками"
(Л.Кэролл).
Техника обсуждения: поиск ассоциаций.
3 19.10.2018 Основные виды техники обсуждения "Правильно заданный вопрос - уже половина ответа" (народная мудрость).
Техника обсуждения: вопросы "на школу".
4 26.10.2018 Основные виды техники обсуждения "Отбросьте всё невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни оказался". (А. Конан Дойль).
Техника обсуждения: перебор вариантов.
5 02.11.2018 Основные виды техники обсуждения "Уж кажется, насказано много, ан нет - недосказано еще больше…" (Д. Боккаччо).
Техника обсуждения: отсутствующая подсказка.
6 09.11.2018 Основные виды техники обсуждения "Сократ однажды долго стоял у прилавка с выставленными товарами. «Сколько же есть вещей, без которых можно обойтись!» — наконец выпалил он" (Ю. Геодер).
Техника обсуждения: отсеивание лишней информации.
"|e^iπ |=1" (Математический факт).
Техника обсуждения: поиск простого в сложном.
7 16.11.2018 Типы вопросов "Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет" (У. Шекспир).
Тип вопросов: замены
8 23.11.2018 Типы вопросов "Лёгким движением руки брюки превращаются… в элегантные шорты" (к/ф "Бриллиантовая рука").
Тип вопросов: пропуски и добавки
9 30.11.2018 Типы вопросов "Живопись — это искусство выражения невидимого через видимое." (Э. Фромантен).
Тип вопросов: с раздаточным материалом
10 07.12.2018 Типы вопросов "За последние 25 лет во фразе «Мальчик в клубе склеил модель» изменилось значение всех четырёх слов" (Интернет).
Тип вопросов: пересечения
11 14.12.2018 Основные виды техники обсуждения "Кажется, события вышли за рамки моей лишенной рамок фантазии!" (Д.Емец).
Техника обсуждения: выход из "плоскости" или think out-of-the-box.
12 21.12.2018 Экзамен "- Это конец!
- Нет, это только конец первой серии!" (к/ф "Золотой Теленок")

Экзамен в виде игры "Что? Где? Когда?" и чаепитие.
  28.12.2018    
  04.01.2019    
  11.01.2019    
  18.01.2019    
  25.01.2019    
13 01.02.2019 Командная работа. Стратегия и тактика "Футбольная команда подобна роялю: восемь человек его несут, а трое на нём играют" (Б. Шенкли).
Специфика командной работы. Распределение ролей.
"Тактик должен знать, что надо делать, когда есть что делать. Стратег должен знать, что надо делать, когда нечего делать" (С.Тартаковер).
Стратегия и тактика игры.
"Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим" (Б. Паскаль). Выбор правильной версии из множества предложенных. Как не загубить правильную версию.
14 08.02.2019 Дополнительные виды техники обсуждения "В физике часто случалось, что существенный успех был достигнут проведением последовательной аналогии между несвязанными по виду явлениями" (А.Эйнштейн).
Техника обсуждения: вопросы на последовательности.
15 15.02.2019 Дополнительные виды техники обсуждения "Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов" (К. Гельвеций).
Техника обсуждения: поиск ответа "от противного".
  22.02.2019    
16 01.03.2019 Дополнительные виды техники обсуждения "Нет ничего проще, чем поиск того, чего не существует" (А. Миропольцева).
Техника обсуждения: действительность vs. вымысел
  08.03.2019    
17 15.03.2019 Дополнительные виды техники обсуждения "В разговоре всегда запоминается последняя фраза" (к/ф "17 мгновений весны").
Техника обсуждения: привлечение формы вопроса.
18 22.03.2019 Типы вопросов  - Вы братья, день рождения у вас в один день, вы близнецы - значит двойняшки! - Нет, тройняшки мы, тройняшки! (киножурнал Ералаш).
Тип вопросов: дублеты и блицы.
19 29.03.2019 Дополнительные виды техники обсуждения "Я понял — это намек,
Я все ловлю на лету,
Но непонятно, что конкретно ты имела в виду?" (А. Кортнев).
Тип вопросов: с подсказками автора
20 05.04.2019 Типы вопросов "— И выходит, и входит. Замечательно выходит!" (М/ф "Винни-Пух").
Тип вопросов: Чёрный ящик
21 12.04.2019 Дополнительные виды техники обсуждения "Да помнил, хоть не без греха, / Из Энеиды два стиха" (А.С. Пушкин). Техника обсуждения: джентльменский набор.
22 19.04.2019 Дополнительные виды техники обсуждения " — Все мы здесь не в своём уме — и ты, и я.
— Откуда вы знаете, что я не в своём уме?
— Конечно, не в своём, иначе как бы ты здесь оказалась?" (Л.Кэролл).

Техника обсуждения: воссоздание культурного контекста (привлечение дополнительных знаний).
23 26.04.2019 Экзамен "— Я думал, думал и наконец все понял" (М/ф "Винни-Пух")
Экзамен в виде игры "Что? Где? Когда?" и чаепитие.
  03.05.2019    
  10.05.2019    
  17.05.2019    
  24.05.2019    
  31.05.2019    
  07.06.2019    
  14.06.2019    
  21.06.2019    
  28.06.2019    
Список литературы
1 База вопросов db.chgk.info  
2 Максим Поташев "Почему Вы проигрываете в ЧГК"
3 Борис Левин Борис Левин "Что? Где? Когда?" для "чайников"
       
  Список литературы, обязательной для домашнего чтения в течении года:
1 Н.А. Кун. "Легенды и мифы Древней Греции"
2 А.С. Пушкин "Евгений Онегин"  
3 И. Ильф и Е. Петров "Двенадцать стульев", "Золотой телёнок"
4 А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
5 М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце"
6 Аркадий и Борис Стругацкие "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу"
7 Н.В. Гоголь "Ревизор", "Вечера на хуторе близ Диканьки"
8 Д.Р.Р. Толкин "Хоббит, или Туда и обратно", "Властелин колец"
9 Д. Оруэлл "1984"  
10 А.К. Дойл "Приключения Шерлока Холмса", " Собака Баскервилей" и другие произведения о Шерлоке Холмсе
11 Д. Адамс "Автостопом по галактике"
12 Ж.-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве", "Тартюфф"
13 М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
14 П. Бомарше "Севильский цирюльник", "Безумный день, или женитьба Фигаро"
15 Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес", "Алиса в Зазеркалье"
16 А. Дюма "Граф Монте-Кристо", "Три мушкетёра" 
17 К. Чуковский "Сказки"  
       
  Список фильмов, обязательных для домашнего просмотра в течении года:
1 "Бриллиантовая рука" реж. Л. Гайдай
2 "Иван Васильевич меняет профессию" реж. Л. Гайдай
3 "Операция Ы и другие приключения Шурика" реж. Л. Гайдай
4 "Кавказская пленница" реж. Л. Гайдай
5 "Гараж" реж. Э. Рязанов  
6 "Ищите женщину" реж. А. Сурикова
7 "В джазе только девушки" реж. Б. Уайлдер
8 "Семнадцать мгновений весны" реж. Т. Лиознова
9 "Место встречи изменить нельзя" реж. С. Говорухин
10 "Броненосец "Потёмкин" реж. С. Эйзенштейн
11 "Тайна третьей планеты"   
12 "Белое солнце пустыни"