Спецкурс | Базовая Экономика | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Богданова Анна, Вексин Евгений, Жужликова Дарья, Куликова Елена, Стрелков Андрей, Челабиев Рустам | |
5 | Стажёры | Нет | |
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Дать школьникам базовые знания по экономике. | |
8 | Задачи курса | • ознакомить учащихся с основными понятиями, методами и
подходами микро- и макроэкономики; • научить решать задачи различного уровня сложности с применением экономико-математических моделей; • обеспечить учащихся информацией, достаточной для выполнения экономических заданий базового уровня на различных экзаменах и олимпиадах. |
|
9 | Особенности курса | Базовый курс по экономике | |
10 | Формат проведения занятия | Курс состоит из двух частей: лекционной и семинарской. Лекции посвящены знакомству с экономикой, её основными понятиями, проблемами, методами исследований. Лекции — обзорные и ознакомительные, не предполагают использования математического аппарата, выходящего за рамки школьной программы. Семинарские занятия в малых группах призваны закрепить и углубить знания, полученные на лекциях. На семинарах будем решать задачи различного уровня сложности без применения сложных экономико-математических моделей. В рамках семинаров будем проводить обсуждения по тематике прочтённых лекций. Семинарские занятия во всех группах проводятся по единой программе и по единым материалам. Семинары проводятся в трёх учебных группах. Разделение учащихся по семинарским группам будет проведено по уровню учащихся. Для этого на первой лекции будет проведен тест на знание школьной математики и на интуитивное понимание основных экономических процессов. Семинары проводятся с вызовом школьников к доске: один из семинаристов работает «с доской», помогая и контролируя решение общих задач, второй семинарист работает с остальными школьниками. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники, как не изучавшие экономику, так и знакомые с ней | |
12 | Краткое описание курса | Курс предполагает обучение школьников основам экономической теории | |
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | Нет | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Текущий контроль обеспечивается небольшими тестами (2 в
семестр); одной контрольной работой (на пару) и одной домашней контрольной
работой в семестр (на аналитическое и графическое решения задач). Рейтинг
ведется в режиме реального времени, учащиеся будут иметь возможность
отслеживать рейтинг. Все учащиеся на курсе сдают письменный экзамен (тестовые
вопросы, задачи, открытые вопросы). Разбивка по баллам в семестре: Лекции (100): Контрольная работа (60), Домашняя контрольная работа (40). Семинары (200): Кейсы (2*10=20), Эссе (2*15=30), Мини-тесты (2*15=30); Работа на семинарах (1*10=20 (2 - активная работа на занятии)); Домашние задания (10*10=100). Экзамен (200). Всего: 500 Чтобы получить оценку, слушатели курса должны набрать критерий по экзамену, который составляет 40% от максимального балла. Оценка за семестр выставляется по сумме баллов за семестр: для получения оценки "3" нужно набрать 40% от максимального балла, "4" — 55%, "5" — 75%. В зависимости от общего уровня учащихся данные критерии могут быть изменены. В конце 11 класса все школьники ЭМШ сдают Базовую экономику в качестве выпускного экзамена по экономике, независимо от того, посещали они курс или нет. Для учеников 11 класса выставляется 2 оценки: одна за выполненный экзамен и одна за курс для тех, кто его посещал. Для каждого семестра существует две возможности пересдачи (даты прописаны в программе). Никакого другого способа пересдать экзамен нет. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Куратор
Базовой Экономики — Александра Москалёва. Ответственная за курс — Анна Богданова. На курсе будут прочитаны факультативные лекции, которые углубят знания заинтересованных слушателей по определённым темам. Примеры тем лекций: "Основные понятия теории игр", "Модель IS-LM". |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 03.10.2017 | Введение | Лекция.
Устройство курса. Что такое микроэкономика. Организационные вопросы.
Распределительный тест. Семинар. Производная: основные определения, применение в экономике, решение математических задач. |
2 | 10.10.2017 | Базовые экономические понятия | Лекция. Выбор. Основные вопросы экономики: что, как и для кого
производить. Альтернативная стоимость и упущенная выгода. Кривая
производственных возможностей (КПВ). Экономические системы. Функции
экономических систем. Виды экономических систем: традиционная, командная,
рыночная, смешанная (краткий обзор). Семинар. Обсуждение типов экономических систем. Решение задач на альтернативную стоимость, построение КПВ, решение задач на сложение КПВ (линейный случай). |
3 | 17.10.2017 | Теория потребления | Лекция. Поведение потребителя. Полезность. Кардиналистская и
ординалистская теории полезности. Карта и кривые безразличия. Общая и
предельная полезности. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский
доход и бюджетное ограничение. Реальный и номинальный доход. Эффекты дохода и
замещения. Закон Энгеля. Семинар. Задача максимизации полезности потребителя на качественном уровне (без аналитики и метода множителей Лагранжа). Карты кривых безразличия для различных ситуаций. |
4 | 24.10.2017 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие | Лекция. Спрос. Величина и функция спроса. Закон и кривая спроса.
Исключения из закона спроса. Неценовые факторы спроса. Субституты и
комплементы. Нормальные товары, товары роскоши и товары низшей категории.
Предложение. Величина и функция предложения. Закон и кривая предложения.
Неценовые факторы предложения. Рыночное равновесие. Семинар. Построение графиков спроса и предложения. Сложение спроса. Решение задач на рыночное равновесие. Решение задач на сдвиги спроса и предложения и их влияние на равновесие. |
5 | 31.10.2017 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие | Тест по теме: "КПВ. Полезность. Рыночное
равновесие." "Лекция. Государственное вмешательство (пол и потолок цены, налоги и субсидии). Дефицит и избыток товара на рынке. Процесс рыночного ценообразования. Государственное вмешательство (налоги и субсидии). Изменение рыночного равновесия вследствие изменения спроса и/или предложения. Оценка налогового бремени. Излишки потребителя и производителя. Мёртвый груз. Кривая Лаффера. Семинар. Задачи на установление пола и потолка цен. Подсчёт размера дефицита и избытка. Решение задач на анализ последствий налогообложения, расчет излишков потребителя и производителя, величины налогового бремени. Домашняя контрольная работа по теме: «КПВ.Полезноть. Рыночное равновесие. Гос. вмешательство». |
6 | 07.11.2017 | Эластичность | Лекция. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса:
определение, точечная, дуговая. Геометрический смысл эластичности. Факторы
ценовой эластичности спроса.
Классификация товара по ценовой эластичности спроса. Взаимосвязь эластичности
спроса и выручки продавцов. Эластичность спроса по доходу и перекрестная
эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения: определение, точечная,
дуговая. Факторы ценовой эластичности предложения. Классификация предложения по
ценовой эластичности. Семинар. Задачи на эластичность. |
7 | 14.11.2017 | Контрольная работа на пару | Работа на темы: "Введение в экономическую теорию.
Потребление. Спрос и предложение. Эластичность." Семинар. Разбор контрольной работы. |
8 | 21.11.2017 | Теория фирмы | Лекция. Понятие фирмы. Цели и задачи фирмы. Основные типы фирм.
Доход, издержки и прибыль фирмы. Виды издержек: экономические и
бухгалтерские. Общие, средние и предельные издержки фирмы. Общий, средний и
предельный продукт фирмы. Рентабельность производства. Семинар. Общие, средние и предельные величины в экономике. Разбор примеров и задач. Качественное обсуждение рыночных структур. |
9 | 28.11.2017 | Рынок факторов производства | Лекция. Рынок труда. Особенности спроса, предложения и
конкуренции. Ставка заработной платы. Рынок факторов производства. Спрос
фирмы на факторы производства. Семинар. Решение задач по экономике труда. На равновесие рынка факторов производства. |
10 | 05.12.2017 | Рыночные структуры | Тест на тему «Фирма. Доход, издержки и прибыль фирмы». Лекция. Конкурентная среда. Ценовая и неценовая конкуренция. Понятие рыночной структуры и рыночной власти. Критерии определения рыночной структуры. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли фирмой на рынке совершенной конкуренции. Семинар. Издержки фирмы и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке. |
11 | 12.12.2017 | Рыночные структуры | Лекция. Максимизация прибыли фирмой-монополистом. Виды
монополий: закрытые, естественные и открытые. Дискриминация. Сравнительный
анализ монополии и совершенной конкуренции. Олигополия. Монополистическая
конкуренция. Дифференциация продукта. Семинар. Монополия - решение задач. |
12 | 19.12.2017 | Консультация к экзамену. Экзамен | Лекция. Консультация к экзамену. Семинар. Экзамен |
13 | 26.12.2017 | Пересдача | Лекция. Пересдача (если необходимо) Семинар. Чаепитие |
02.01.2018 | |||
09.01.2018 | |||
14 | 16.01.2018 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) |
15 | 23.01.2018 | Макроэкономика. Основные понятия. ВВП. Инфляция | Лекция. Макроэкономика. Макроэкономические показатели. Валовой
внутренний и валовый национальный продукты. Методы подсчета ВВП по доходам,
расходам и добавленной стоимости. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.
ИПЦ. Сравнительный анализ уровня ВВП разных стран. Семинар. Качественное обсуждение ВВП как показателя. Решение задач на расчёт ВВП, индексы. Первичный анализ актуальных эмпирических данных по ВВП. |
16 | 30.01.2018 | Денежный рынок и инфляция | Лекция. Деньги. Функции
денег. Денежная масса. Ликвидность. Закон денежного обращения (уравнение
Фишера). Денежный рынок. Инфляция. Виды и причины инфляции. Количественные
показатели инфляции. Семинар. Расчёт величины денежной массы и темпов инфляции. Обсуждение уравнения Фишера. |
17 | 06.02.2018 | Кредитно-банковская система, дисконтирование и инвестиции | Лекция. Кредит и
кредитный процент. Депозит и депозитный процент. Номинальная и реальная
процентная ставка. Структура кредитно-банковской системы. Кредитно-денежный
мультипликатор. Функция инвестиций. Простые и сложные проценты.
Дисконтирование. Элементы проектного анализа: понятия NPV, IRR. Виды ценных
бумаг. Акции и облигации. Семинар. Решение задач на простые и сложные проценты, эффективность (поиск NPV и IRR). Задачи, решаемые банковским вкладчиком и самим банком. |
18 | 13.02.2018 | Безработица и её связь с инфляцией | Тест на темы: "ВВП", "Инфляция",
"Банковская система", "Дисконтирование" Лекция. Экономически активное и неактивное население. Безработица и ее типы в зависимости от причин возникновения . Естественная безработица. Уровень безработицы. Последствия безработицы. Закон Оукена. Неравенство в доходах. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса. Семинар. Решение задач на безработицу и кривую Лоренца. Обсуждение кривой Филлипса. Домашняя контрольная работа на тему "ВВП. Инфляция. Банковская система. Безработица" |
19 | 20.02.2018 | Семинар. Резерв (ВШ-2018) | |
20 | 27.02.2018 | Контрольная работа на пару | Лекция. Работа по темам: "ВВП", "Инфляция","Безработица", "Банковская система" и "Инвестиции". |
21 | 06.03.2018 | Модель AD-AS | Лекция. Модель AD-AS. Совокупный спрос, факторы совокупного
спроса. Совокупное предложение в
краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие в модели AD–AS. Шоки
совокупного спроса и совокупного предложения. Семинар. Построение графиков совокупного спроса. Решение задач на равновесие модели AD-AS. |
22 | 13.03.2018 | Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика | Лекция. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели,
инструменты, проблемы осуществления. Последствия бюджетно-налоговой политики.
Кредитно-денежная политика. Сущность, цели и методы кредитно-денежной
политики. Изменение учетной ставки. Последствия кредитно-денежной политики.
Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному. Семинар. Решение задач с применением государственной политики. Государственная политика в рамках модели AD-AS. |
23 | 20.03.2018 | Экономический рост и циклы | Лекция. Понятие и показатели экономического роста. Типы
экономического роста. Источники экономического роста. Экономические циклы:
циклы деловой активности (бизнес-циклы), большие циклы Кондратьева. Причины
циклического развития. Семинар. Качественное обсуждение экономического роста, тренда и экономических циклов. |
24 | 27.03.2018 | Международная экономика | Тест на тему "Экономическая политика
государства". Лекция. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ. Международная торговля: влияние на рыночное равновесие тарифов и субсидий. Понятие валютного курса: прямой и обратный, плавающий и фиксированный валютные курсы. Семинар. Внешнеторговые ограничения. Выгоды международной торговли. Обсуждение понятия валютного курса. |
25 | 03.04.2018 | Внешние эффекты, общественные блага | Лекция. Общественные блага. Проблема безбилетника. Провалы
рынка. Внешние эффекты. Асимметрия информации. Подходы к решению качественных
задач. Семинар "Турнир" по качественным задачам |
26 | 10.04.2018 | Консультация к экзамену. Экзамен | Лекция. Консультация перед экзаменом. Семинар. Экзамен |
27 | 17.04.2018 | Пересдача | Лекция. Пересдача (если необходимо) Семинар. Чаепитие |
28 | 24.04.2018 | Пересдача | Семинар. Пересдача (если необходимо) |
01.05.2018 | |||
08.05.2018 | |||
15.05.2018 | |||
22.05.2018 | |||
29.05.2018 | |||
05.06.2018 | |||
12.06.2018 | |||
19.06.2018 | |||
26.06.2018 | |||
Список литературы | |||
1 | Автономов В. С. (2001) Введение в экономику. М, «Вита-Пресс» | ||
2 | Азимов Л. Б. (1998) Преподавание курса «Введение в экономику» М., «Вита-Пресс» | ||
3 | Азимов Л. Б., Петрин Д. А. (1999) Экономика. М., Издательство АСТ | ||
4 | Варианты вступительных тестов по обществознанию на экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова | ||
5 | Вэриан Х. Р. (1997) Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., «Юнити» | ||
6 | Иванов С. И. (2000) Основы экономической теории. М., «Вита-Пресс» | ||
7 | Липсиц И. В. (1994) Экономика без тайн. М., «Вита-Пресс» | ||
8 | Макконнелл К. Р., Брю С. Л. (2001) Экономикс. М., «Инфра – М» | ||
9 | Матвеева Т. Ю. (2007) Введение в макроэкономику, «Издательский дом ГУ-ВШЭ» | ||
10 | Мицкевич А. А. (2000) Сборник заданий по экономике. М., «Вита –Пресс» | ||
11 | Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. (2001) Микроэкономика. М., «Дело», 2001 | ||
12 | Равичев С., Григорьев С. Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 классы | ||
13 | Равичев С., Григорьев С. Сборник текстовых задач по экономике. 8-11 классы. | ||
14 | Сакс Д. Д., Ларрен Ф. Б. (1996) Макроэкономика. Глобальный подход. М., «Дело». | ||
15 | Самуэльсон П., Нордхаус В. (2006) Economics.М. «Вильямс» | ||
16 | Фишер С., Дорнбуш Р. (2001) Макроэкономика | ||
17 | Хайман Д.Н.(1992) Современная микроэкономика: анализ и применение. М. "Финансы и статистика" | ||
18 | Blanchard O.(2000) Macroeconomics. Parentice Hall | ||
19 | Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М.(2000) 50 лекций по микроэкономике, изд. «Экономическая школа» | ||
20 | Туманова Е.А., Шагас Н.Л (2006) Макроэкономика-2, изд-во МГУ | ||
21 | Бойко М., (2015) Азы экономики, М: Издатель "Книга по требованию" |