Спецкурс Психономика
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 10 - 11
3 Тип курса зачётный только для 10-11-ти классников
4 Преподаватели Зельницкая Елизавета, Мельникова Елизавета
5 Стажёры Нет
6 Время проведения Среда 18:55 - 20:15
7 Цель курса Сформировать у школьников представление о поведенческой экономике.
8 Задачи курса •Рассказать школьникам об истории возникновения поведенческой экономики;
•Познакомить школьников с основными концепциями поведенческой экономики;
•Рассказать школьникам об особенностях проведения и основных видах экономических экспериментов;
•Научить школьников анализировать простые материалы с описанием экономических экспериментов;
•Научить школьников решать простые задачи по поведенческой экономике.
9 Особенности курса Обзорный курс, в котором слушатели могут ознакомиться с базовыми концепциями и методами исследований поведенческой экономики
10 Формат проведения занятия Одна пара в неделю. На паре первые 40-50 минут идет лекция, затем идет обсуждение прослушанного материала, обсуждение прочитанных дома материалов, разбор простых задач. В середине каждого семестра проводится промежуточная контрольная работа, включающая в себя простые задачи и открытые вопросы по пройденным темам.
11 Целевая аудитория Школьники 10-11 класса, имеющие базовые знания по экономике.
12 Краткое описание курса Курс посвящен анализу процесса принятия экономических решений индивидами с учетом поведенческих особенностей.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор На первом занятии проводится тест, который помогает преподавателям понять, как школьники знают экономику. Если на курс запишется более 20 человек, данный тест может стать отборочным.
15 Формы контроля и
система отчётности
Работа на занятиях:
•Участие в обсуждениях, разбор раздаточных материалов - 15%;
•Домашние задания (в том числе письменные задания и разбор материалов для ознакомления, данных на дом) - 25%;
•Промежуточные проверочные работы - 20%;
•Экзамен - 40%.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Да 
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 04.10.2017 Вводное занятие Введение: история возникновения поведенческой экономики, базовые предпосылки экономической теории, их преимущества и отличия от предпосылок поведенческой экономики. Тест на 40 минут в конце занятия
2 11.10.2017 Математический аппарат Базовые понятия теории игр: матричные игры, оптимальные стратегии, дерево вероятностей.
3 18.10.2017 Эксперименты и опросы Первые 30 минут - контрольная работа по блоку "Математический аппарат". Базовые понятия статистики: генеральная совокупность, выборка, размер выборки, репрезентативность выборки, понятие вероятности, проверка гипотез. Виды и особенности проведения экономических экспериментов. Возможность использования опросов как метода исследований в поведенческой экономике.
4 25.10.2017 Базовые эксперименты Микроэкономика: понятие полезности, предпосылка о рациональности экономических агентов, преимущества её использования в экономической теории. Дилемма заключенного. Игра "Диктатор". Игра "Ультиматум". Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
5 01.11.2017 Социальные предпочтения Социальные предпочтения. Микроэкономика: понятие ожидаемой полезности, максимизация ожидаемой полезности. Избегание потерь (пример - выбор опции в лотерее с риском потери и без риска потери с точки зрения рационального человека и в реальности). Неприятие неравенства (пример - эксперимент с опцией снижения благосостояния более богатых индивидов и повышения благосостояния более бедных). 
6 08.11.2017 Социальные предпочтения Модель Чарнесса-Рэбина.
7 15.11.2017 Социальные предпочтения Микроэкономика: явные и неявные контракты, асимметрия информации в экономической теории, необходимость повышения эффективности труда работников. Положительная и отрицательная взаимность (пример с платными наказаниями в модификации игры "Диктатор" для отрицательной взаимности, пример с положительными возвратами в игре "Инвестор") . Игра "Инвестор". Модификация игры "Диктатор".
8 22.11.2017 Социальные предпочтения Альтруизм (с точки зрения экономической теории и в реальной жизни). Эффект "теплого свечения" (warm glow effect, пример - данные о благотворительности - анонимной и неанонимной). Групповая идентичность (пример - исследование взаимодействия людей в двух командах, созданных случайным распределением и отбором по личным предпочтениям). Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
9 29.11.2017 Социальные предпочтения Просоциальное поведение. Внутренняя и внешняя мотивация (пример с вытеснением внутренней мотивации внешней - естественный эксперимент с введением штрафа за опоздание в детском саду). Репутация (пример с анонимными и неанонимными пожертвованиями в пользу благотворительности).
10 06.12.2017 Социальные предпочтения Микроэкономика: производство общественных благ, оптимум по Парето. Эффект "безбилетника" (пример с производством общественных благ и отклонением от оплаты, сравнение рационального и иррационального поведения при вложениях). 
11 13.12.2017   Консультация к экзамену
12 20.12.2017   Экзамен за первый семестр
  27.12.2017    
  03.01.2018    
  10.01.2018    
  17.01.2018    
  24.01.2018    
13 31.01.2018   Пересдача
14 07.02.2018 Математический аппарат Производная. Построение и анализ графиков функций. Нахождение экстремумов.
15 14.02.2018 Предпочтения с точками отсчета Микроэкономика: принятие финансовых решений в случае ожидаемых исходов с точки зрения рационального индивида. Предпочтения с точками отсчета (пример - покупка предметов по более высокой стоимости в магазинах в случае ожидаемой покупки). Теория перспектив. Нелинейное взвешивание вероятностей . Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
  21.02.2018    
16 28.02.2018 Предпочтения с точками отсчета Микроэкономика: механизм принятия решений о необходимости изменений. Смещение к статус-кво. Смещение к подтверждению. 
17 07.03.2018 Предпочтения с точками отсчета Эффект владения (пример - эксперимент с продажей участниками подаренных им кружек - оценка с точки зрения рациональных индивидов и реальная ситуация). Эффект якоря (пример - естественный эксперимент с двумя опциями цен и включения третьей опции, влияющей на выбор людей). В конце занятия - контрольная работа по блоку "Предпочтения с точками отсчета" на 30 минут. Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
18 14.03.2018 Фрейминг Эффект автопилота (пример - принятие решения о приобретении продукта рациональным индивидом и в реальности). Фрейминг (пример с анкетой о донорстве органов в разных странах мира). 
19 21.03.2018 Межвременные предпочтения Микроэкономика: межвременные предпочтения, дисконтирование. Смещение к настоящему (пример с предложением получения различных сумм через небольшой и большой период времени). Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме.
20 28.03.2018 Межвременные предпочтения Прокрастинация (на примере своевременной и несвоевременной выплаты кредитов малым финансовым организациям). Наивность. 
21 04.04.2018   Резерв
22 11.04.2018   Консультация к экзамену 
23 18.04.2018   Экзамен
24 25.04.2018   Пересдача экзамена
  02.05.2018    
  09.05.2018    
25 16.05.2018   Чаепитие
  23.05.2018    
  30.05.2018    
  06.06.2018    
  13.06.2018    
  20.06.2018    
  27.06.2018    
Список литературы
1 Understanding Social Preferences with Simple Tests / Gary Charness and  Matthew Rabin / The Quarterly Journal of Economics, Vol. 117, No. 3 (Aug., 2002), pp. 817-869
2 Social Preferences in Experimental Economics / James Woodward / Philosophy of Science, Vol. 75, No. 5, Proceedings of the 2006 Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association (December 2008), pp. 646-657 
3 The Preference Survey Module: A Validated Instrument for Measuring Risk, Time, and Social Preferences / Armin Falk, Anke Becker, Thomas Dohmen, David Huffman, Uwe Sunde / January 11, 2016
4 The Potential of Social Identity for Equilibrium Selection / Roy Chen and  Yan Chen / The American Economic Review, Vol. 101, No. 6 (OCTOBER 2011), pp. 2562-2589
5 Group Identity and Social Preferences / Yan Chen and  Sherry Xin Li / The American Economic Review, Vol. 99, No. 1 (Mar., 2009), pp. 431-457
6 The Causes and Consequences of Distinctively Black Names / Roland G. Fryer, Jr. and Steven D. Levitt / The Quarterly Journal of Economics, Vol. 119, No. 3 (Aug., 2004), pp. 767-805
7 Are Emily and Greg More Employable than Lakisha and Jamal? A Field Experiment on Labor Market Discrimination / Marianne Bertrand and Sendhil Mullainathan / The American Economic Review, Vol. 94, No. 4 (Sep., 2004), pp. 991-1013
8 A Fine is a Price / Uri Gneezy and Aldo Rustichini / The Journal of Legal Studies, Vol. 29, No. 1 (January 2000), pp. 1-17
9 Думай медленно… Решай быстро / Канеман Д. / М: АСТ, 2013
10 Evidence for a neural correlate of a framing effect: Bias-specific activity in the ventromedial prefrontal cortex during credibility judgments / M.Deppea, W.Schwindt, J.Krämera, H.Kugel, H.Plassmann, P.Kenning, E.B.Ringelsteina / Brain Research Bulletin, Vol. 67, Issue 5, 15 November 2005, Pages 413-421
11 Risk Aversion and Expected-Utility Theory: A Calibration Theorem / Matthew Rabin / Econometrica, Vol. 68, No. 5 (Sep., 2000), pp. 1281-1292
12 Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом / Ариэли Д. / М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013
13 Взлом маркетинга: Наука о том, почему мы покупаем / Фил Барден / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017
14 Психология и экономика: результаты эмпирических исследований / Делавинья С. / Вопросы экономики, номер 4 (2011 г.), с. 47-77
15 World Development Report 2015 : Mind, Society, and Behavior / World Bank Group, 2015
16 Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать / Ричард Талер / Москва : Издательство "Э", 2017