Спецкурс | Психономика | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 10 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Зельницкая Елизавета, Мельникова Елизавета | |
5 | Стажёры | Нет | |
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Сформировать у школьников представление о поведенческой экономике. | |
8 | Задачи курса | •Рассказать школьникам об истории возникновения поведенческой
экономики; •Познакомить школьников с основными концепциями поведенческой экономики; •Рассказать школьникам об особенностях проведения и основных видах экономических экспериментов; •Научить школьников анализировать простые материалы с описанием экономических экспериментов; •Научить школьников решать простые задачи по поведенческой экономике. |
|
9 | Особенности курса | Обзорный курс, в котором слушатели могут ознакомиться с базовыми концепциями и методами исследований поведенческой экономики | |
10 | Формат проведения занятия | Одна пара в неделю. На паре первые 40-50 минут идет лекция, затем идет обсуждение прослушанного материала, обсуждение прочитанных дома материалов, разбор простых задач. В середине каждого семестра проводится промежуточная контрольная работа, включающая в себя простые задачи и открытые вопросы по пройденным темам. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники 10-11 класса, имеющие базовые знания по экономике. | |
12 | Краткое описание курса | Курс посвящен анализу процесса принятия экономических решений индивидами с учетом поведенческих особенностей. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | На первом занятии проводится тест, который помогает преподавателям понять, как школьники знают экономику. Если на курс запишется более 20 человек, данный тест может стать отборочным. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Работа на занятиях: •Участие в обсуждениях, разбор раздаточных материалов - 15%; •Домашние задания (в том числе письменные задания и разбор материалов для ознакомления, данных на дом) - 25%; •Промежуточные проверочные работы - 20%; •Экзамен - 40%. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2017 | Вводное занятие | Введение: история возникновения поведенческой экономики, базовые предпосылки экономической теории, их преимущества и отличия от предпосылок поведенческой экономики. Тест на 40 минут в конце занятия |
2 | 11.10.2017 | Математический аппарат | Базовые понятия теории игр: матричные игры, оптимальные стратегии, дерево вероятностей. |
3 | 18.10.2017 | Эксперименты и опросы | Первые 30 минут - контрольная работа по блоку "Математический аппарат". Базовые понятия статистики: генеральная совокупность, выборка, размер выборки, репрезентативность выборки, понятие вероятности, проверка гипотез. Виды и особенности проведения экономических экспериментов. Возможность использования опросов как метода исследований в поведенческой экономике. |
4 | 25.10.2017 | Базовые эксперименты | Микроэкономика: понятие полезности, предпосылка о рациональности экономических агентов, преимущества её использования в экономической теории. Дилемма заключенного. Игра "Диктатор". Игра "Ультиматум". Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
5 | 01.11.2017 | Социальные предпочтения | Социальные предпочтения. Микроэкономика: понятие ожидаемой полезности, максимизация ожидаемой полезности. Избегание потерь (пример - выбор опции в лотерее с риском потери и без риска потери с точки зрения рационального человека и в реальности). Неприятие неравенства (пример - эксперимент с опцией снижения благосостояния более богатых индивидов и повышения благосостояния более бедных). |
6 | 08.11.2017 | Социальные предпочтения | Модель Чарнесса-Рэбина. |
7 | 15.11.2017 | Социальные предпочтения | Микроэкономика: явные и неявные контракты, асимметрия информации в экономической теории, необходимость повышения эффективности труда работников. Положительная и отрицательная взаимность (пример с платными наказаниями в модификации игры "Диктатор" для отрицательной взаимности, пример с положительными возвратами в игре "Инвестор") . Игра "Инвестор". Модификация игры "Диктатор". |
8 | 22.11.2017 | Социальные предпочтения | Альтруизм (с точки зрения экономической теории и в реальной жизни). Эффект "теплого свечения" (warm glow effect, пример - данные о благотворительности - анонимной и неанонимной). Групповая идентичность (пример - исследование взаимодействия людей в двух командах, созданных случайным распределением и отбором по личным предпочтениям). Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
9 | 29.11.2017 | Социальные предпочтения | Просоциальное поведение. Внутренняя и внешняя мотивация (пример с вытеснением внутренней мотивации внешней - естественный эксперимент с введением штрафа за опоздание в детском саду). Репутация (пример с анонимными и неанонимными пожертвованиями в пользу благотворительности). |
10 | 06.12.2017 | Социальные предпочтения | Микроэкономика: производство общественных благ, оптимум по Парето. Эффект "безбилетника" (пример с производством общественных благ и отклонением от оплаты, сравнение рационального и иррационального поведения при вложениях). |
11 | 13.12.2017 | Консультация к экзамену | |
12 | 20.12.2017 | Экзамен за первый семестр | |
27.12.2017 | |||
03.01.2018 | |||
10.01.2018 | |||
17.01.2018 | |||
24.01.2018 | |||
13 | 31.01.2018 | Пересдача | |
14 | 07.02.2018 | Математический аппарат | Производная. Построение и анализ графиков функций. Нахождение экстремумов. |
15 | 14.02.2018 | Предпочтения с точками отсчета | Микроэкономика: принятие финансовых решений в случае ожидаемых исходов с точки зрения рационального индивида. Предпочтения с точками отсчета (пример - покупка предметов по более высокой стоимости в магазинах в случае ожидаемой покупки). Теория перспектив. Нелинейное взвешивание вероятностей . Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
21.02.2018 | |||
16 | 28.02.2018 | Предпочтения с точками отсчета | Микроэкономика: механизм принятия решений о необходимости изменений. Смещение к статус-кво. Смещение к подтверждению. |
17 | 07.03.2018 | Предпочтения с точками отсчета | Эффект владения (пример - эксперимент с продажей участниками подаренных им кружек - оценка с точки зрения рациональных индивидов и реальная ситуация). Эффект якоря (пример - естественный эксперимент с двумя опциями цен и включения третьей опции, влияющей на выбор людей). В конце занятия - контрольная работа по блоку "Предпочтения с точками отсчета" на 30 минут. Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
18 | 14.03.2018 | Фрейминг | Эффект автопилота (пример - принятие решения о приобретении продукта рациональным индивидом и в реальности). Фрейминг (пример с анкетой о донорстве органов в разных странах мира). |
19 | 21.03.2018 | Межвременные предпочтения | Микроэкономика: межвременные предпочтения, дисконтирование. Смещение к настоящему (пример с предложением получения различных сумм через небольшой и большой период времени). Домашнее задание на следующее занятие - знакомство с раздаточными материалами по теме. |
20 | 28.03.2018 | Межвременные предпочтения | Прокрастинация (на примере своевременной и несвоевременной выплаты кредитов малым финансовым организациям). Наивность. |
21 | 04.04.2018 | Резерв | |
22 | 11.04.2018 | Консультация к экзамену | |
23 | 18.04.2018 | Экзамен | |
24 | 25.04.2018 | Пересдача экзамена | |
02.05.2018 | |||
09.05.2018 | |||
25 | 16.05.2018 | Чаепитие | |
23.05.2018 | |||
30.05.2018 | |||
06.06.2018 | |||
13.06.2018 | |||
20.06.2018 | |||
27.06.2018 | |||
Список литературы | |||
1 | Understanding Social Preferences with Simple Tests / Gary Charness and Matthew Rabin / The Quarterly Journal o | ||
2 | Social Preferences in Experimental Economics / James Woodward / Philosophy of Science, Vol. 75, No. 5, Proceedin | ||
3 | The Preference Survey Module: A Validated Instrument for Measuring Risk, Time, and Social Preferences / Armin F | ||
4 | The Potential of Social Identity for Equilibrium Selection / Roy Chen and Yan Chen / The American Economic Revi | ||
5 | Group Identity and Social Preferences / Yan Chen and Sherry Xin Li / The American Economic Review, Vol. 99, No. | ||
6 | The Causes and Consequences of Distinctively Black Names / Roland G. Fryer, Jr. and Steven D. Levitt / The Quart | ||
7 | Are Emily and Greg More Employable than Lakisha and Jamal? A Field Experiment on Labor Market Discrimination | ||
8 | A Fine is a Price / Uri Gneezy and Aldo Rustichini / The Journal of Legal Studies, Vol. 29, No. 1 (January 2000), pp. | ||
9 | Думай медленно… Решай быстро / Канеман Д. / М: АСТ, 2013 | ||
10 | Evidence for a neural correlate of a framing effect: Bias-specific activity in the ventromedial prefrontal cortex during | ||
11 | Risk Aversion and Expected-Utility Theory: A Calibration Theorem / Matthew Rabin / Econometrica, Vol. 68, No. 5 ( | ||
12 | Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом / Ариэли Д. / М | ||
13 | Взлом маркетинга: Наука о том, почему мы покупаем / Фил Барден / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017 | ||
14 | Психология и экономика: результаты эмпирических исследований / Делавинья С. / Вопросы экономики, ном | ||
15 | World Development Report 2015 : Mind, Society, and Behavior / World Bank Group, 2015 | ||
16 | Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом за |