Спецкурс Литкружок
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Давыдова Алтана, Соловьева Юлия
5 Стажёры Нет
6 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
7 Цель курса Научить школьников грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, используя читательский опыт.
8 Задачи курса Познакомить школьников с отечественной и зарубежной литературой, соотносящейся с проблематикой занятия;
Развить навыки грамотной письменной речи и анализа текста;
Расширить читательский кругозор и  научить подходить более творчески к прочтению и пониманию произведения. 
9 Особенности курса Темой занятия не является автор и его произведения, как обычно бывает на уроках литературы. На первый план выходит проблема, а произведения подбираются в соответствии с ней.
10 Формат проведения занятия К каждому занятию школьникам предлагается прочитать 1-3 произведения (целиком или отдельные главы), которые будут обсуждаться на уроке.

Тайминг занятия:
Письменные вопросы в форме теста или мини-эссе по теме предыдущего занятия (на знание фактов или короткое рассуждение о проблеме) (10-15 минут);
Вводная лекция о поставленной проблеме, авторах и произведениях, которые будут разбираться на занятии (30-40 минут);
Обсуждение прочитанного, работа с текстом, сопоставление идей авторов, выражение собственного отношения к проблеме на основе читательского опыта и пройденного материала (35-40 минут)
11 Целевая аудитория Школьники 8-11 классов, которым нравится читать, которые хотят научиться аргументированно рассуждать о прочитанном и улучшить навыки письменной речи.
12 Краткое описание курса Литературный курс, посвященный обсуждению вопросов, которые поднимаются в литературных произведениях, развитию навыков анализа текста и написанию сочинений. 
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Отбор проводится только в том случае, если желающих слушать курс больше 15 человек. Тогда школьникам будет предложено написать эссе, по которому будут отобраны 15 школьников.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка за курс складывется из оценок по нескольким активностям:
3 домашних эссе за семестр (30-40%):
1 семестр: всего шесть тем, после каждых двух будет даваться неделя на написание эссе по одной из пройденных тем (после 5-го, 8-го и 10 занятий)
2 семестр: всего 9 тем, после каждых трех будет даваться неделя на написание эссе по одной из пройденных тем (после 15-го, 18-го и 22-го занятий)
Работа на занятии (20-30%)
Экзамен (30-50%)

Экзамен в формате анализа любимого произведения (1-2 человека в группе).
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе На курсе лекции прочитают два приглашенных лектора: Юлия Каденко и Валерий Панюшкин.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 06.10.2017 Вводное занятие Знакомство со школьниками, рассказ о курсе, отбор в форме эссе или литературная викторина.
2 13.10.2017 Литературная лекция Обзорная лекция по литературе: основные теоретические понятия, стили и их хронология в отечественной и зарубежной литературе. Примеры литературного анализа текста.
3 20.10.2017 Грамотное письмо Лекция о точном и грамотном письме, задания на развитие навыков написания эссе, работы с текстом.
4 27.10.2017 Человек и природа Что значит природа для человека? Какими должны быть взаимоотношения человека с природой?
Произведения: Э. Хэмингуэй "Старик и море", "Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера".
5 03.11.2017 Труд и отношение к труду Каким может быть отношение к труду? В чем заключается призвание, какую роль оно играет в жизни человека?
Произведения: Н. Гоголь "Портрет", главы: М. Булгаков "Мастер и маргарита",
6 10.11.2017 Приглашенный лектор Лекция от Юлии Каденко "Как не нужно писать".
7 17.11.2017 Страх перед  новым Почему люди порой испытывают страх перед неизвестностью? Как это может мешать в достижении счастья?
Произведения: А. Чехов "Человек в футляре".
8 24.11.2017 Язык и мышление Взаимосвязь мышления и языка. Язык как орудие мышления. Какова роль языка в формировании мышления?
Произведения: Р. Брэдбери "451 по Фаренгейту", отдельные главы: Дж. Оруэлл "1984", 
9 01.12.2017 Наука Существует ли ответственность ученого и в чем она заключается?
Произведения: К. Воннегут "Колыбель для кошки", дополнительно (по желанию): Д. Киз "Цветы для Элджернона".
10 08.12.2017 Технологии и роботизация Как будут развиваться технологии и к чему это приведет человечество? Как будет устроен мир будущего?
Произведения: С. Лем "Звездные дневники Ийона Тихого", Р. Брэдберри "Корпорация "Марионетки" и др. рассказы.
11 15.12.2017 Экзамен Экзамен. Презентации школьников.
12 22.12.2017   Чаепитие, пересдача
  29.12.2017    
  05.01.2018    
  12.01.2018    
13 19.01.2018 Русская душа В чем особеность русской души в произведениях русских писателей? Какие качества ей присущи?
Произведения: А. Солженицын "Матренин двор", главы: А. Пушкин "Евгений Онегин".
14 26.01.2018 Семья и детство Каковы особенности детского восприятия мира? Какое влияние оказывают впечатления детства?
Произведения: А. Толстой "Детство Никиты", главы: Х. Ли "Убить пересмешника".
15 02.02.2018 Дружба Что такое дружба? Какую дружбу можно назвать истинной? В чем важность дружбы для человека?
Произведения: А. Куприн "Белый пудель". Д. Лихачев "Письмо о добром и прекрасном".
16 09.02.2018 О любви Настоящая любовь - какая она? Любовь и эгоизм.
Произведения: В. Гюго "Собор Парижской Богоматери".
17 16.02.2018 Чувство вины и прощение  Чувство вины и человечность. Нужно ли уметь прощать?
Произведения: С. Лем "Солярис". 
  23.02.2018    
18 02.03.2018 Помощь ближнему Что заставляет человека помогать другим? Всегда ли помощь во благо?
Произведения: А. Солженицын "Матренин двор", О. Генри "Чародейные хлебцы".
  09.03.2018    
19 16.03.2018 Приглашенный лектор Лекция Валерия Панюшкина о его любимом произведении.
20 23.03.2018 Творчество Талант и желание творить. Процесс творчества.
Произведения: В. Набоков "Дар".
21 30.03.2018 Человек и искусство Как искусство влияет на человека? Как оно может преобразить его и заставить проявить лучшие качества?
Произведения: Р. Брэдбери "Улыбка", К. Воннегут "А кто я теперь?". 
22 06.04.2018 Истинные и ложные ценности В чем заключаются истинные ценности в жизни? Как система ценностей человека влияет на отношение к жизни, на его счастье.
Произведения: М. Горький "Старуха Изергиль", дополнительно: Р. Брэдбери "Вино из одуванчиков".
23 13.04.2018 Шекспировская история "За каждым человеком стоит шекспировская история" - написание собственной короткой истории на основе личного опыта или рассказов старших.
24 20.04.2018 Экзамен Экзамен, презентации школьников.
25 27.04.2018   Чаепитие, пересдача
  04.05.2018    
  11.05.2018    
  18.05.2018    
  25.05.2018    
  01.06.2018    
  08.06.2018    
  15.06.2018    
  22.06.2018    
  29.06.2018    
Список литературы
1 М. Ильяхов, Л. Сарычева "Пиши, сокращай: как создавать сильный текст"
2 Сборник видео-лекций Дмитрия Быкова о литературе
3 Н. Галь "Слово живое и мертвое"
4 У. Зинсер "Как писать хорошо"
5 Д. Розенталь "Справочник по правописанию и литературной правке"
6 Н. Сенина, А. Нарушевич "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки", 2014 г.