Спецкурс | Литкружок | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Давыдова Алтана, Соловьева Юлия | |
5 | Стажёры | Нет | |
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Научить школьников грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, используя читательский опыт. | |
8 | Задачи курса | Познакомить школьников с отечественной и зарубежной литературой,
соотносящейся с проблематикой занятия; Развить навыки грамотной письменной речи и анализа текста; Расширить читательский кругозор и научить подходить более творчески к прочтению и пониманию произведения. |
|
9 | Особенности курса | Темой занятия не является автор и его произведения, как обычно бывает на уроках литературы. На первый план выходит проблема, а произведения подбираются в соответствии с ней. | |
10 | Формат проведения занятия | К каждому занятию школьникам предлагается прочитать 1-3
произведения (целиком или отдельные главы), которые будут обсуждаться на
уроке. Тайминг занятия: Письменные вопросы в форме теста или мини-эссе по теме предыдущего занятия (на знание фактов или короткое рассуждение о проблеме) (10-15 минут); Вводная лекция о поставленной проблеме, авторах и произведениях, которые будут разбираться на занятии (30-40 минут); Обсуждение прочитанного, работа с текстом, сопоставление идей авторов, выражение собственного отношения к проблеме на основе читательского опыта и пройденного материала (35-40 минут) |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники 8-11 классов, которым нравится читать, которые хотят научиться аргументированно рассуждать о прочитанном и улучшить навыки письменной речи. | |
12 | Краткое описание курса | Литературный курс, посвященный обсуждению вопросов, которые поднимаются в литературных произведениях, развитию навыков анализа текста и написанию сочинений. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Отбор проводится только в том случае, если желающих слушать курс больше 15 человек. Тогда школьникам будет предложено написать эссе, по которому будут отобраны 15 школьников. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка за курс складывется из оценок по нескольким
активностям: 3 домашних эссе за семестр (30-40%): 1 семестр: всего шесть тем, после каждых двух будет даваться неделя на написание эссе по одной из пройденных тем (после 5-го, 8-го и 10 занятий) 2 семестр: всего 9 тем, после каждых трех будет даваться неделя на написание эссе по одной из пройденных тем (после 15-го, 18-го и 22-го занятий) Работа на занятии (20-30%) Экзамен (30-50%) Экзамен в формате анализа любимого произведения (1-2 человека в группе). |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | На курсе лекции прочитают два приглашенных лектора: Юлия Каденко и Валерий Панюшкин. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 06.10.2017 | Вводное занятие | Знакомство со школьниками, рассказ о курсе, отбор в форме эссе или литературная викторина. |
2 | 13.10.2017 | Литературная лекция | Обзорная лекция по литературе: основные теоретические понятия, стили и их хронология в отечественной и зарубежной литературе. Примеры литературного анализа текста. |
3 | 20.10.2017 | Грамотное письмо | Лекция о точном и грамотном письме, задания на развитие навыков написания эссе, работы с текстом. |
4 | 27.10.2017 | Человек и природа | Что значит природа для человека? Какими должны быть
взаимоотношения человека с природой? Произведения: Э. Хэмингуэй "Старик и море", "Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера". |
5 | 03.11.2017 | Труд и отношение к труду | Каким может быть отношение к труду? В чем заключается призвание,
какую роль оно играет в жизни человека? Произведения: Н. Гоголь "Портрет", главы: М. Булгаков "Мастер и маргарита", |
6 | 10.11.2017 | Приглашенный лектор | Лекция от Юлии Каденко "Как не нужно писать". |
7 | 17.11.2017 | Страх перед новым | Почему люди порой испытывают страх перед неизвестностью? Как это
может мешать в достижении счастья? Произведения: А. Чехов "Человек в футляре". |
8 | 24.11.2017 | Язык и мышление | Взаимосвязь мышления и языка. Язык как орудие мышления. Какова
роль языка в формировании мышления? Произведения: Р. Брэдбери "451 по Фаренгейту", отдельные главы: Дж. Оруэлл "1984", |
9 | 01.12.2017 | Наука | Существует ли ответственность ученого и в чем она
заключается? Произведения: К. Воннегут "Колыбель для кошки", дополнительно (по желанию): Д. Киз "Цветы для Элджернона". |
10 | 08.12.2017 | Технологии и роботизация | Как будут развиваться технологии и к чему это приведет
человечество? Как будет устроен мир будущего? Произведения: С. Лем "Звездные дневники Ийона Тихого", Р. Брэдберри "Корпорация "Марионетки" и др. рассказы. |
11 | 15.12.2017 | Экзамен | Экзамен. Презентации школьников. |
12 | 22.12.2017 | Чаепитие, пересдача | |
29.12.2017 | |||
05.01.2018 | |||
12.01.2018 | |||
13 | 19.01.2018 | Русская душа | В чем особеность русской души в произведениях русских писателей?
Какие качества ей присущи? Произведения: А. Солженицын "Матренин двор", главы: А. Пушкин "Евгений Онегин". |
14 | 26.01.2018 | Семья и детство | Каковы особенности детского восприятия мира? Какое влияние
оказывают впечатления детства? Произведения: А. Толстой "Детство Никиты", главы: Х. Ли "Убить пересмешника". |
15 | 02.02.2018 | Дружба | Что такое дружба? Какую дружбу можно назвать истинной? В чем
важность дружбы для человека? Произведения: А. Куприн "Белый пудель". Д. Лихачев "Письмо о добром и прекрасном". |
16 | 09.02.2018 | О любви | Настоящая любовь - какая она? Любовь и эгоизм. Произведения: В. Гюго "Собор Парижской Богоматери". |
17 | 16.02.2018 | Чувство вины и прощение | Чувство вины и
человечность. Нужно ли уметь прощать? Произведения: С. Лем "Солярис". |
23.02.2018 | |||
18 | 02.03.2018 | Помощь ближнему | Что заставляет человека помогать другим? Всегда ли помощь во
благо? Произведения: А. Солженицын "Матренин двор", О. Генри "Чародейные хлебцы". |
09.03.2018 | |||
19 | 16.03.2018 | Приглашенный лектор | Лекция Валерия Панюшкина о его любимом произведении. |
20 | 23.03.2018 | Творчество | Талант и желание творить. Процесс творчества. Произведения: В. Набоков "Дар". |
21 | 30.03.2018 | Человек и искусство | Как искусство влияет на человека? Как оно может преобразить его
и заставить проявить лучшие качества? Произведения: Р. Брэдбери "Улыбка", К. Воннегут "А кто я теперь?". |
22 | 06.04.2018 | Истинные и ложные ценности | В чем заключаются истинные ценности в жизни? Как система
ценностей человека влияет на отношение к жизни, на его счастье. Произведения: М. Горький "Старуха Изергиль", дополнительно: Р. Брэдбери "Вино из одуванчиков". |
23 | 13.04.2018 | Шекспировская история | "За каждым человеком стоит шекспировская история" - написание собственной короткой истории на основе личного опыта или рассказов старших. |
24 | 20.04.2018 | Экзамен | Экзамен, презентации школьников. |
25 | 27.04.2018 | Чаепитие, пересдача | |
04.05.2018 | |||
11.05.2018 | |||
18.05.2018 | |||
25.05.2018 | |||
01.06.2018 | |||
08.06.2018 | |||
15.06.2018 | |||
22.06.2018 | |||
29.06.2018 | |||
Список литературы | |||
1 | М. Ильяхов, Л. Сарычева "Пиши, сокращай: как создавать сильный текст" | ||
2 | Сборник видео-лекций Дмитрия Быкова о литературе | ||
3 | Н. Галь "Слово живое и мертвое" | ||
4 | У. Зинсер "Как писать хорошо" | ||
5 | Д. Розенталь "Справочник по правописанию и литературной правке" | ||
6 | Н. Сенина, А. Нарушевич "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки", 2014 г. | ||