Спецкурс | История без галстуков | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Аблаев Эмиль, Васенёва Екатерина | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Понедельник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Целью курса является развитие у слушателей интереса к изучению исторической науки, а также формирование целостного представления об истории России с древнейших времен до начала XX века. | |
8 | Задачи курса | 1) Предоставить систематизированную информацию об основных
фактах, процессах и явлениях истории России и ее особенностях развития. 2) Научить применять метод причинно-следственного, временного и пространственного анализа для изучения исторических явлений и закономерностей. 3) Рассмотреть и провести анализ основных событий российской истории, предоставив различные взгляды на важнейшие проблемы, затрагиваемые историками, для выработки собственной точки зрения. 4) Научить работать с разными типами источников: изобразительными, текстовыми. |
|
9 | Особенности курса | Данный курс направлен на изучение истории России через
рассмотрение не отдельно взятых событий и явлений, а их совокупного влияния
на ход исторического развития с демонстрацией причинно-следственных связей, а
также на выработку собственной позиции при разборе важнейших проблем
отечественной истории. |
|
10 | Формат проведения занятия | В начале проводится проверочная работа, расчитанная на 5 минут, по темам прошлого занятия. Далее следует лекция по новым темам с использованием иллюстративного материала. В заключительной части занятия происходит разбор исторических источников, подготовленных в соответствии с темами занятия, расчитанный на 20 минут. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие как просто расширить свой кругозор, так и заинтересованные в углублённом изучении истории России. | |
12 | Краткое описание курса | Курс, направленный на изучение и разбор основных фактов, процессов и явлений российской истории до 1917 года. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | Отбор не планируется. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Общая оценка за семестр складывается из оценок за домашние задания, проверочные работы, полусеместровую контрольную работу и экзамен. Таким образом, в процентном соотношении каждый из пунктов весит: проверочные работы - 10%, домашние задания - 35%, контрольная работа - 20%, экзамен - 35% от общей суммы баллов. | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Некоторые занятия могут длиться дольше рассчитанного времени. О таких занятиях слушатели будут предупреждены заранее. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 02.10.2017 | Киевская Русь с древнейших времён до XII века | Тема 1.
Восточные славяне в VI - IX вв и их соседи. а) Расселение славян, их
культура, быт; б) Возникновение государственности у восточных славян.
Норманская и антинорманская теории. Тема 2. Древнерусское государство:
общественное устройство и основные направления политики первых русских
князей, цели, задачи и итоги их деятельности - от Рюрика до Святослава.
|
2 | 09.10.2017 | Киевская Русь с древнейших времён до XII века | Тема 3. Первая русская междоусобица. Владимир I и его внутренняя
и внешняя политика. Крещение Руси: причины и последствия. Тема 4. Ярослав и
Ярославичи: а)Борьба за власть; б)"Русская Правда"; в)Лествичная
система; г)Международные отношения; д) Триумвират; Работа с текстом "Русской правды". |
3 | 16.10.2017 | Киевская Русь с древнейших времён до XII века . | Тема 5. Владимир Мономах и Мстислав I: а)Съезд в Любече;
б)Борьба с половцами; в)Распад Древнерусского государства: предпосылки. Тема
6.Развитие и устройство русских земель и княжеств в XII - первой половине
XIII. Упадок Киева. "Древнерусский треугольник": а) Новгородская
земля; б) Владимиро-Суздальское княжество; в)Галицко-Волынское княжество.
Работа с сочинением Владимира Мономаха "Поучение детям". |
4 | 23.10.2017 | Период раздробленности XII-XV века. | Тема 7. Монгольская империя: а)Зарождение; б)Завоевательные походы. Тема 8. Борьба русских земель с внешней угрозой в XIII веке: а)Установление Ига; б) Экспансия тевтонского ордена: "Drang nach Osten"; в) Деятельность Александра Невского. Тема 9. Золотая Орда: а)Обособление от Монгольской империи; б) Социально-экономическое и политическое развитие при первых ханах; в)Взаимоотношения Руси и Орды. |
5 | 30.10.2017 | Период раздробленности XII-XV века. | Тема 10. Деятельность первых московских князей: а)Обособление и расширение Москвы при Данииле Александровиче и Юрии Даниловиче; б)Иван Калита и его роль в решении вопроса о центре собирания русских земель: Борьба с Тверью; г)Взаимоотношения с ордой - "И была Тишина Великая"; е) Деятельность Симеона Гордого и Ивана Красного. Тема 11. Дмитрий Донской: а)Война с Литвой; б)Борьба с ордой: Куликово поле и его значение. Нашествие Тохтамыша. |
06.11.2017 | |||
6 | 13.11.2017 | Московское Царство XV-XVII века. | Тема 12. Василий I: Нашествие Едигея и расширение Московского
княжества. Феодальная война второй четверти XV века: а)Причины конфликта и
действующие лица; б)Ход событий; в)Итоги. Княжение Василия II: а)Начало
присоединения Великого Новгорода; б)Отношения с ордой; в)Флорентийская уния.
Тема 13. Великое княжество Литовское: а) Состав земель, входивших в ВКЛ; б)
Борьба с экспансией крестоносцев; в) Наступление на Орду и расширение
территории; г) Кревская уния; д) Взаимоотношения Руси и Великого княжества Литовского.
|
7 | 20.11.2017 | Московское Царство XV-XVII века. | Тема 14. Становление Московского государства: а)Освобождение от
Ига; б)Введение судебника; в)Собирание земель при Иване III и Василии III;
г)Русская церковь в конце XV-начале XVI: иосифляне и нестяжатели. Работа со статьями судебника Ивана III. |
8 | 27.11.2017 | Контрольная работа по темам предыдущих занятий и её разбор. | |
9 | 04.12.2017 | Московское Царство XV-XVII века. | Тема 15. Иван Грозный: а) Начало царствования и
социально-экономическое развитие Московского царства: территория и население,
сельское хозяйство, города и торговля; б)Деятельность Избранной Рады и её
деятельность: земский собор, судебник, военная реформа, Стоглавый собой; в)
Внешняя политика: казанские и астраханские походы. Ливонская война;
г)Опричнина и земщина, как принцип государственного устройства: причины
введения, террор опричников, поход на Новгород, негативные последствия; д)
Результаты правления и оценка деятельности. Работа с перепиской Ивана Грозного и Андрея Курбского. |
10 | 11.12.2017 | Московское Царство XV-XVII века. | Тема 16. Смутное время: а)Правление Фёдора Ивановича и
возвышение Бориса Годунова; б) Поход Лжедмитрия I; в) Борьба за власть:
Василий Шуйский и Лжедмитрий II; г) Восстание Ивана Болотникова;
д)Польско-шведская интервенция; е)Семибоярщина; ж)Первое и второе ополчения.
Воцарение Романовых; з) Последствия Смуты. Работа с "Московской хроникой" Конрада Буссова |
11 | 18.12.2017 | Экзамен. | |
12 | 25.12.2017 | Чаепитие. Пересдача. | |
01.01.2018 | |||
08.01.2018 | |||
15.01.2018 | |||
22.01.2018 | |||
13 | 29.01.2018 | Московское Царство XV-XVII века. | Тема 17. Социально-экономическое и политическое развитие России
при первых Романовых: начало формирования абсолютизма, церковный раскол,
Соборное уложение. Внешняя политика России XVII века: войны с Польшей,
присоединения Левобережной Украины, русско-турецкая война. Тема 18.
"Бунташный век". Народные движения в XVII веке: городские восстания
середины века, Соляной бунт, Медный бунт, поход Василия Уса, восстание С.
Разина, Соловецкое восстание 1668-1676. Работа со статьями Соборного уложения 1649 года. |
14 | 05.02.2018 | Российская империя XVIII- первая половина XIX века. | Тема 19. Наследие Алексея Михайловича и его дети: Софья, Иван и
Пётр; а) Возвышение и падение Софьи; б) Становление Петра Алексеевича и его
личность. Тема 20. Правление Петра I Великого: а) Внутренняя политика:
реформы центрального и местного управления, церковная реформа, указ о
единонаследии, Табель о рангах, реформы налогооблажения, военная реформы,
преобразования в промышленности и торговле; б) Внешняя политика: азовские
походы, Северная война, прутский поход, персидский поход. Работа с произведением "Юности честного зерцало". |
15 | 12.02.2018 | Российская империя XVIII-первая половина XIX века. | Тема 21. Эпоха дворцовых переворотов. Хронология событий от Екатерины до Елизаветы: а) Общие тенденции: фаворитизм, гвардия; б) Основные направления внутренней политики: бироновщина, расширение дворянский привилегий, усиление гнёта крестьянства; в) Основые направления внешней политики: русско-польские отношения, русско-турецкая война, русско-шведская война, Семилетняя война; г) Социально-экономическое развитие России в период дворцовых переворотов: открытие дворянского и купеческого банка, отмена внутренних таможенных пошлин, посессионые работники. |
16 | 19.02.2018 | Российская империя XVIII-первая половина XIX века. | Тема 22. Пётр III, его политика и причины падения: манифест о
вольности дворянства, отношения с Церковью, бесславное завершение Семилетней
войны, свержение. Тема 23. Правление Екатерины II: а)Внутренняя политика:
экономическое развитие и социальная структура общества, политика
просвещенного абсолютизма, восстание под предводительством Пугачева,
жалованные грамоты; б) Внешняя политика: русско-турецкие войны,
русско-шведская война, разделы Речи Посполитой. Работа с перепиской Екатерины II и Вольтера. |
17 | 26.02.2018 | Российская империя XVIII-первая половина XIX века. | Тема 24. "Русский Гамлет" Павел I: а)Воспитание и отношения с Екатериной II; б)Внутренняя политика: ослабление дворянства, крестьянская реформа, усиление цензуры, военная реформа; в)Внешняя политика: антифранцузская коалиция, мальтийский орден, сближение с Наполеоном; г)Заговор и смерть. Тема 25. Александр I: а) «Дней Александровых прекрасное начало» - деятельность негласного комитета. Проекты Сперанского; б) Внешняя политика: борьба с наполеоновской Францией, войны с Турцией и Ираном, присоединение Финляндии. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход и Венский конгресс; в) Аракчеевщина: от реформ к реакции; |
18 | 05.03.2018 | Контрольная работа по темам предыдущих занятий и её разбор. | |
19 | 12.03.2018 | Российская империя первая половина XIX века - 1917 год. | Тема 26. Николай I: а) Декабристское движение: "дети 12-го года" и Междуцарствие 1825 года, дальнейшая реакция: усиление цензуры, III-e отделение C.Е.И.В. канцелярии, новый университетский устав и "мрачное семилетие" б) восстание в Польше: причины, военные действия и итоги; в)Крестьянский вопрос: реформа государственной деревни, указ об обязанных крестьянах; г) Экономическое развитие: начало промышленного переворота; д) Консервативные и либеральные политические движения; е) Внешняя политика: "Жандарм Европы", Кавказская война, войны с Турцией и Ираном, восточный вопрос - Крымская война. |
20 | 19.03.2018 | Российская империя первая половина XIX века - 1917 год. | Тема 27. Александр II "Освободитель": а) Разработка
решения крестьянского вопроса: отмена крепостного права; б) Эпоха Великих
реформ и их влияние на социальное и экономическое развитие империи: земская,
городская, cудебная, военная, образовательная реформы; в) анархистское,
заговорщическое и пропагандистское народничество; г) Внешняя политика:
пересмотр итогов Парижского мира, Союз трёх императоров, русско-турецкая
война. Работа с манифестом об отмене крепостного права. |
21 | 26.03.2018 | Российская империя первая половина XIX века - 1917 год. | Тема 28. Александр III "Миротворец": а) Контрреформы
Александра III: земские начальники, циркуляр о "кухаркиных детях",
ликвидация университетской автономии, цензурный устав; б) Политическое
развитие. Консерватизм конца века и национальная политика; в)
Социально-экономическое развитие в пореформенные годы; г) Внешняя политика:
присоединение Средней Азии, сближение с Францией, политика на Балканах. Работа с документами по "Союзу трёх императоров": Шенбруннская конвенция между Россией и Австро-Венгрией, Акт о присоединении Германии к русско-австрийской конвенции, Берлинский договор между Россией, Германией и Австро-Венгрией, Протокол о продлении «Союза трех императоров». |
22 | 02.04.2018 | Российская империя первая половина XIX века - 1917 год. | Тема 29. Социально-экономическое развитие России в начале XX
века: общий взгляд на Российскую империю. Начало развития политических
партий. Царствование Николая II:
Ходынская трагедия, Углубление внутренних проблем и попытки их решить,
"Зубатовщина". "Великие потрясения": а)Русско-Японская война; б) Первая русская
революция; в) Государственная Дума и становление парламентаризма в России.
Деятельность П.А Столыпина. Работа с Воспоминаниями С.Ю.Витте. |
23 | 09.04.2018 | Российская империя первая половина XIX века - 1917 год. | Тема 30. Первая Мировая война: а) Оформление противоборствующих систем, анализ международной ситуации перед войной: предпосылки конфликта; б) Ход военных действий; в) Итоги. Тема 31. Общественно-политический кризис. Февральская революция: преподсылки, ход событий, падение монархии. |
24 | 16.04.2018 | Экзамен. | |
25 | 23.04.2018 | Пересдача. Чаепитие. Подведение итогов курса. | |
30.04.2018 | |||
07.05.2018 | |||
14.05.2018 | |||
21.05.2018 | |||
28.05.2018 | |||
04.06.2018 | |||
11.06.2018 | |||
18.06.2018 | |||
25.06.2018 | |||
Список литературы | |||
1 | "История России": учебник - 2-е изд. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. | ||
2 | "История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы" / Кацва Л.А. | ||
3 | "История России с дрейнейших времен до конца XVIII века": учебник, том -1 / Л.В. Милов. | ||
4 | "История России XVIII–XIXвеков": учебник, том - 2 / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев. | ||
5 | "Курс
русской истории" / В.О. Ключевский. |
||
6 | "Исторические
портреты" / В.О.Ключевский. |
||
7 | "Киевская Русь" / Б.Д. Греков. | ||
8 | "Москва и Орда" / А.А. Горский. | ||
9 | "Возвышение Москвы" / Н.С.Борисов. | ||
10 | "Хрестоматия по истории России" / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. | ||
11 | "История
России с древнейших времен" / С.М.Соловьев. |