Спецкурс
Ой, всё!
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Старостинская Анастасия, Жаркова Анастасия
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Познакомить школьников с основными теориями социальной психологии.
8 Задачи курса 1) Привить школьникам навыки целеполагания и планирования.
2) Обучить их методам эффективного общения в различных ситуациях и опробовать их на практике.
3) Развить умение работать в команде.
4) Дать школьникам основные понятия социальной психологии, необходимые для систематизации представлений о структуре личности и коммуникациях.
5) Привить навыки самоанализа и дать инструментарий, необходимый для определения особенностей своего психотипа.
6) Проанализировать вместе со школьниками основные теории и феномены социальной психологии.
7) Помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями.
8) Способствовать раскрытию творческого потенциала и реализации амбиций школьников.
9 Особенности курса Аналогичный курс читался в 2014-2015 году под названием "Что и как ёжику спросить у ясеня".
Программа курса составлена таким образом, чтобы помочь школьникам познакомиться, научиться эффективно общаться друг с другом и работать в команде, в процессе этого узнать больше о самих себе (первый семестр); а затем через призму развития психологической теории проанализировать с ними причинно-следственные связи различных вариантов поведения людей и социальных взаимодействий, изучить вопросы взаимовлияния личности и социума (второй семестр). Завершается курс итоговой отработкой коммуникативных навыков на практике, когда школьники уже лучше понимают все особенности социальных взаимодействий.
10 Формат проведения занятия В начале занятия, как правило, разминка (психологические упражнения, направленные на практику эффективного общения и на сплочение группы).
Теоретический материал подается в форме презентации Power Point и разбивается играми и тренингами.
При обсуждении психологических теорий школьники делятся на 2 группы, чтобы выделить достоинства и недостатки представленных концепций.
11 Целевая аудитория Школьники, желающие понять самих себя и окружающих, развить свои коммуникативные навыки и другие личностные качества.
12 Краткое описание курса Курс, посвященный теориям социальной психологии, включающий психологические игры, тренинги, эксперименты
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор Если придет больше 30 школьников, то будет произведен отбор по первому домашнему заданию.
15 Формы контроля и
система отчётности
Домашнее задание (закрытые и открытые вопросы) - 40%.
Работа на занятии (посещаемость и участие в лекционном формате) - 15%.
Экзамен (устный опрос терминов, письменная часть с закрытыми и открытыми вопросами) - 45%
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе Возможны приглашенные лекторы: Ольга Долецкая, 2 курс факультета социальных наук НИУ ВШЭ (занятие 8); Иван Каменев, кандидат экономических наук, специалист по социальной политике (занятие 7); Виктория Туренок, бакалавр социологии, студент магистерской программы "Интегрированные коммуникации" НИУ ВШЭ (занятие 16).
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 06.10.2016 Знакомство.
Целеполагание
Рассказ о цели, задачах и структуре курса. Игра на знакомство. Теория и практика целеполагания. SMART-технология постановки цели. 5 шагов до цели. Постановка целей на конец семестра. Написание письма себе на конец года, заполнение анкеты.
2 13.10.2016 Планирование Разминка: "Паззл". Дискуссия об устройстве времени и сложности его планирования. Теория и практика тайм-менеджмента. Матрица Эйзенхауэра. Мини-лекция по технологии делегирования. Кейс "Впихнуть невпихуемое".
3 20.10.2016 Командообразование Разминка: "Печатная машинка". Определение группы, типы групп. Отличия группы от команды. Принципы работы в команде. Разбиение по командам, придумывание названий.  Командная игра "Адская башня".
4 27.10.2016 Командообразование Разминка: "Солнце светит". Теория: типы ролей в команде. Разбиение по командам, создание и презентация названий и символов. Игра "Что? Где? Когда?"
5 03.11.2016 Лидерство Разминка: "Семейная фотография". Психология лидерства. Основные подходы к изучению лидерства. Стили лидерства. Тест по эмоционально-волевой сфере. Игра "Кто лидер?" Формирование команд для экзаменационного командного проекта.
6 10.11.2016 Коммуникации Разминка: "Эстафета чувств". Виды социальных взаимодействий. Три стороны общения. Вербальное и невербальное общение. Игры: "Выбрать подарок", "Сказка втроем".
7 17.11.2016 Межкультурные коммуникации Разминка: "Лифт". Межкультурные коммуникации. Особенности западных и восточных стилей делового общения. Невербалика в разных культурах. Культура и гендер. Игра "Альфа и бета культуры".
8 24.11.2016 Межгендерные коммуникации Разминка: "Роддом". Гендерные различия: генетика и социализация. Особенности мужской и женской логики. Социальные роли мужчин и женщин на разных жизненных этапах. Стереотипы мужского и женского поведения. Тест на выявление стереотипов идеальных мужчин и женщин.
9 01.12.2016 Конфликты Разминка: "Победа или поражение". Понятие социального конфликта. Структура и типология конфликтов. Позитивные и негативные стороны конфликта. Выход из конфликтной ситуации. Игра "Ерунда - катастрофа".
10 08.12.2016 Экзамен Экзамен.
11 15.12.2016 Пересдача Чаепитие. Пересдача.
12 22.12.2016 Резерв Резерв.
  29.12.2016    
  05.01.2017    
  12.01.2017    
  19.01.2017    
  26.01.2017    
13 02.02.2017 Повторение.
Личность и социум 
Разминка: "2 правды - 1 ложь". Повторение пройденного материала в форме командной игры "Конквизтадор". Дискуссия о причинах межличностных различий. Различные подходы к вопросу структуры личности. Теория типов личности Ганса Айзенка и классическое учение о темпераменте. Тесты Айзенка на определение типов личности. 
14 09.02.2017 Личность и социум Разминка: "Пятна Роршаха". Становление психодинамического направления в психологии. Краткая биография и основные идеи Зигмунда Фрейда о структуре личности. Психоанализ и движущие силы поведения человека. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Игра "Ассоциации". 
15 16.02.2017 Личность и социум Разминка: художественные эксперименты. Пересмотр психодинамического направления: идеи Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Опросник Юнга "Интроверт/экстраверт". Особенности общения с экстравертами и интровертами в современном мире. Домашняя игра "Убийца".
  23.02.2017    
16 02.03.2017 Личность и социум Подведение итогов игре "Убийца". Разминка: короткий опрос по пройденному материалу. Условия и движущие силы социального развития: споры о главенстве влияния среды и наследственности. Обсуждение достоинств и недостатков различных подходов.
17 09.03.2017 Личность и социум Разминка: "Поход". Изменения, происходящие с личностью в толпе. Конформизм и нонконформизм. Обсуждение известных психологических экспериментов. Теории бихевиоризма. Трансакционный анализ Эрика Берна. Анализ разных ситуаций общения. Игра "Родитель-ребенок-взрослый".
18 16.03.2017 Личность и социум Разминка: короткий опрос по пройденному материалу. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей, характеристики самоактуализирующихся людей. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Самоанализ, самооценка и саморазвитие. Д/з: подготовка презентаций об успешных людях.
19 23.03.2017 Риторика Разминка: "Alias". Презентации школьников. Обсуждение презентаций и советов по выступлению перед аудиторией.
20 30.03.2017 Риторика Выступление перед аудиторией в заданных обстоятельствах. Спонтанные презентации. Умение держаться на публике.
21 06.04.2017 Коммуникации Полевой тренинг по развитию коммуникативных навыков.
22 13.04.2017 Экзамен Экзамен.
23 20.04.2017 Пересдача Чаепитие. Пересдача.
24 27.04.2017 Резерв Резерв.
  04.05.2017    
  11.05.2017    
  18.05.2017    
  25.05.2017    
  01.06.2017    
  08.06.2017    
  15.06.2017    
  22.06.2017    
  29.06.2017    
Список литературы
1 Андреева Г.М. "Социальная психология. Учебник для вузов".
2 Берн Э. "Лидер и группа", "Игры, в которые играют люди"
3 Брайан Т. "Оставьте брезгливость, съешьте лягушку", "Результативный тайм-менеджмент", "Достижение цели".
4 Зиглер Д., Хьелл Л. "Теории личности".
5 Ильин Е.П. "Психология общения и межличностных отношений".
6 Карнеги Дейл "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", "Как перестать беспокоиться и начать жить".
7 Кинг Л. "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно".
8 Козлов Н.И. "Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста".
9 Лавриненко В.Н. "Психология и этика делового общения".
10 Лерер Д. "Как мы принимаем решения".
11 Маклаков А. "Общая психология".
12 Пиз А., Пиз Б. "Язык взаимоотношений".