Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Богданова Анна, Завитневич Павел, Ефимов Андрей, Куликова Елена, Москалева Александра, Филюшина Мария | ||||
5 | Стажёры | Нет | ||||
6 | Время проведения | Понедельник 18:55 - 20:15 (лекция); среда 18:55 - 20:15 (семинар) | ||||
7 | Цель курса | Обучение школьников основам экономической теории, получение ими базовых знаний по экономике. | ||||
8 | Задачи курса | • ознакомление учащихся с основными понятиями, методами и
подходами микро- и макроэкономики; • обучение решению задач различного уровня сложности с применением экономико-математических моделей; • обеспечение учащихся информацией, достаточной для выполнения экономических заданий базового уровня на различных экзаменах и олимпиадах. |
||||
9 | Особенности курса | Базовый курс по экономике | ||||
10 | Формат проведения занятия | Курс состоит из двух частей: лекционной и семинарской. Лекции посвящены знакомству с экономикой, её основными понятиями, проблемами, методами исследований. Лекции обзорные и ознакомительные, не предполагают использования математического аппарата, выходящего за рамки школьной программы. Семинарские занятия в малых группах призваны закрепить и углубить знания, даваемые на лекциях. На семинарах решаются задачи различного уровня сложности без применения сложных экономико-математических моделей. В рамках семинара проводятся обсуждения по тематике прочтённых лекций. Семинарские занятия во всех группах проводятся по единой программе и по единым материалам. Семинары проводятся в четырех учебных группах. Разделение учащихся по семинарским группам будет проведено по уровню учащихся. Для этого на первой лекции будет проведен тест на знание школьной математики и на интуитивное понимание основных экономических процессов. Семинары проводятся в разных формах - на части семинаров школьники решают задачи самостоятельно, в таком случае на каждого преподавателя приходится по 5-10 человек. Другие семинары проводятся с вызовом школьников к доске, в таком случае один из семинаристов работает "с доской", помогая и контролируя решение общих задач, второй семинарист работает с остальными школьниками. |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, как не изучавшие экономику, так и знакомые с ней | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс предполагает обучение школьников основам экономической теории, получение слушателями базовых знаний по экономике. | ||||
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | ||||
14 | Отбор | Нет | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Текущий контроль на лекциях обеспечивается небольшими тестами (2
в семестр); одной контрольной работой (на пару) и одной домашней контрольной
работой в семестр (на аналитическое и графическое решение задач). Рейтинг
ведется в режиме реального времени, учащиеся будут иметь возможность
отслеживать рейтинг. Все учащиеся на курсе сдают письменный экзамен (тестовые
вопросы, задачи, открытые вопросы). Разбивка по баллам в семестре: Лекции (160): Контрольная работа (60), Домашняя контрольная работа (40), Мини-тесты (2∙15=30), Летучки (около 5-6 в семестр по 5 баллов ≈ 30 баллов); Семинары (140): Кейсы (2*10=20), Эссе (2*10=20), оценка семинарских занятий (100 баллов в семестр): 2 -- активная работа на занятии — всего 20 баллов за семестр; 8 -- домашние задания — всего 80 баллов за семестр. Экзамен (200). Всего: 500 Для того, чтобы получить оценку, слушатели курса должны набрать критерий по экзамену, который составляет 40% от максимального балла. Оценка за семестр выставляется по сумме баллов за семестр, для получения оценки "3" нужно набрать 40% от максимального балла, "4" - 55%, "5" - 75%. В зависимости от года и общего уровня учащихся данные критерии могут быть изменены. В конце 11 класса все школьники ЭМШ сдают Базовую экономику в качестве выпускного экзамена по экономике, независимо от того, посещали они курс или нет. Для учеников 11 класса выставляется 2 оценки: одна за выполненный экзамен и одна за курс для тех, кто его посещал. Для каждого семестра существует две возможности пересдачи (даты прописаны в программе). Никакого другого способа пересдать экзамен нет. |
||||
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Куратор
Базовой Экономики - Анастасия Подругина. Ответственный за курс - Александра Москалева На курсе возможно будет прочитано несколько факультативных лекций, которые углубят знания слушателей по определённым темам. Примеры тем лекций: "Модель IS-LM", "Платёжный баланс" и тд. |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 05.10.2016 | Введение | Лекция.
Устройство курса. Что такое микроэкономика. Организационные вопросы.
Распределительный тест. Семинар. Производная: основные определения, применение в экономике, решение математических задач. |
|||
2 | 12.10.2016 | Базовые экономические понятия | Лекция. Выбор. Основные вопросы экономики: что, как и для кого
производить. Альтернативная стоимость и упущенная выгода. Кривая
производственных возможностей (КПВ). Экономические системы. Функции
экономических систем. Виды экономических систем: традиционная, командная,
рыночная, смешанная (краткий обзор). Семинар. Обсуждение типов экономических систем. Решение задач на альтернативную стоимость, построение КПВ, решение задач на сложение КПВ (линейный случай). |
|||
3 | 19.10.2016 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие | Лекция. Спрос. Величина и функция спроса. Закон и кривая спроса.
Исключения из закона спроса. Неценовые факторы спроса. Субституты и
комплементы. Нормальные товары, товары роскоши и товары низшей категории.
Предложение. Величина и функция предложения. Закон и кривая предложения.
Неценовые факторы предложения. Рыночное равновесие. Семинар. Построение графиков спроса и предложения. Сложение спроса. Решение задач на рыночное равновесие. Решение задач на сдвиги спроса и предложения и их влияние на равновесие. |
|||
4 | 26.10.2016 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие | Лекция. Государственное вмешательство (пол и потолок цены,
налоги и субсидии). Дефицит и избыток товара на рынке. Процесс рыночного
ценообразования. Государственное вмешательство (налоги и субсидии). Изменение
рыночного равновесия вследствие изменения спроса и/или предложения. Оценка
налогового бремени. Излишки потребителя и производителя. Мёртвый груз. Кривая
Лаффера. Семинар. Задачи на установление пола и потолка цен. Подсчёт размера дефицита и избытка. Решение задач на анализ последствий налогообложения, расчет излишков потребителя и производителя, величины налогового бремени. |
|||
5 | 02.11.2016 | Эластичность | Тест по теме: "КПВ. Рыночное равновесие. Государственное
вмешательство.". Лекция. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса: определение, точечная, дуговая. Геометрический смысл эластичности. Факторы ценовой эластичности спроса. Классификация товара по ценовой эластичности спроса. Взаимосвязь эластичности спроса и выручки продавцов. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения: определение, точечная, дуговая. Факторы ценовой эластичности предложения. Классификация предложения по ценовой эластичности. Домашняя контрольная работа по теме: «АС.КПВ. Рыночное равновесие. Эластичность». Семинар. Задачи на эластичность. |
|||
6 | 09.11.2016 | Теория потребления | Лекция. Поведение потребителя. Полезность. Кардиналистская и
ординалистская теории полезности. Карта и кривые безразличия. Общая и
предельная полезности. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский
доход и бюджетное ограничение. Реальный и номинальный доход. Эффекты дохода и
замещения. Закон Энгеля. Семинар. Задача максимизации полезности потребителя на качественном уровне (без аналитики и метода множителей Лагранжа). Карты кривых безразличия для различных ситуаций. |
|||
7 | 16.11.2016 | Контрольная работа на пару | Работа на темы: "Введение в экономическую теорию. Спрос и
предложение. Эластичность. Потребление." Семинар. Разбор контрольной работы. |
|||
8 | 23.11.2016 | Теория фирмы | Лекция. Понятие фирмы. Цели и задачи фирмы. Основные типы фирм.
Доход, издержки и прибыль фирмы. Виды издержек: экономические и
бухгалтерские. Общие, средние и предельные издержки фирмы. Общий, средний и
предельный продукт фирмы. Рентабельность производства. Семинар. Общие, средние и предельные величины в экономике. Разбор примеров и задач. Качественное обсуждение рыночных структур. |
|||
9 | 30.11.2016 | Рынок факторов производства | Лекция. Рынок труда. Особенности спроса, предложения и
конкуренции. Ставка заработной платы. Рынок факторов производства. Спрос
фирмы на факторы производства. Семинар. Решение задач по экономике труда. На равновесие рынка факторов производства. |
|||
10 | 07.12.2016 | Рыночные структуры | Тест на тему «Фирма. Доход, издержки и прибыль фирмы». Лекция. Конкурентная среда. Ценовая и неценовая конкуренция. Понятие рыночной структуры и рыночной власти. Критерии определения рыночной структуры. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли фирмой на рынке совершенной конкуренции. Семинар. Издержки фирмы и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке. |
|||
11 | 14.12.2016 | Рыночные структуры | Лекция. Максимизация прибыли фирмой-монополистом. Виды
монополий: закрытые, естественные и открытые. Дискриминация. Сравнительный
анализ монополии и совершенной конкуренции. Олигополия. Монополистическая
конкуренция. Дифференциация продукта. Семинар. Монополия - решение задач. |
|||
12 | 21.12.2016 | Консультация к экзамену. Экзамен | Лекция. Консультация к экзамену. Семинар. Экзамен |
|||
13 | 28.12.2016 | Пересдача | Лекция. Пересдача (если необходимо) Семинар. Чаепитие |
|||
04.01.2017 | ||||||
11.01.2017 | ||||||
14 | 18.01.2017 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) | |||
15 | 25.01.2017 | Макроэкономика. Основные понятия. ВВП. Безработица | Лекция. Макроэкономика. Макроэкономические показатели. Валовой
внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Методы подсчета ВВП и ВНП
по доходам, расходам и добавленной стоимости. Номинальный и реальный ВВП.
Дефлятор ВВП. ИПЦ. Подсчёт темпов инфляции на основе Дефлятора и ИПЦ.
Экономически активное и неактивное население. Безработица и ее типы в
зависимости от причин возникновения . Естественная безработица. Уровень
безработицы. Последствия безработицы. Закон Оукена. Неравенство в доходах.
Кривая Лоренца и коэффициент Джини Семинар. Качественное обсуждение ВВП как показателя. Решение задач на расчёт ВВП, индексы, безработицу и кривую Лоренца |
|||
16 | 01.02.2017 | Деньги и инфляция | Лекция. Деньги. Функции денег. Денежные агрегаты и денежная
масса. Ликвидность. Закон денежного обращения (уравнение Фишера). Инфляция.
Виды и причины инфляции. Количественные показатели инфляции. Взаимосвязь
безработицы и инфляции. Кривая Филлипса. Семинар. Расчёт величины денежной массы. Обсуждение уравнения Фишера. Расчёт показателей инфляции. |
|||
17 | 08.02.2017 | Денежный рынок и кредитно-банковская система | Лекция. Денежный рынок. Кредит и кредитный процент. Депозит и
депозитный процент. Номинальная и реальная процентная ставка. Создание
кредитных денег банковской системой. Структура кредитно-банковской системы.
Кредитно-денежный мультипликатор. Семинар. Задачи, решаемые банковским вкладчиком и самим банком. Домашняя контрольная работа на тему "ВВП. Безработица. Инфляция. Денежный рынок" |
|||
18 | 15.02.2017 | Инвестиции | Тест на темы: "ВВП", "Безработица",
"Деньги и инфляция", "Банковская система" Лекция. Равновесие на финансовых рынках. Спрос и предложение заемных средств. Простые и сложные проценты. Дисконтирование. Элементы проектного анализа: понятия NPV, IRR. Ценные бумаги: акции и облигации. Семинар. Решение задач на простые и сложные проценты, эффективность (поиск NPV и IRR), рынок заёмных средств |
|||
19 | 22.02.2017 | Семинар. Резерв | ||||
20 | 01.03.2017 | Контрольная работа на пару | Лекция. Работа по темам: "Деньги. Инфляция." "Денежный рынок и кредитно-банковская система." "Рынок труда", "Рынок факторов производства и рынок заёмных средств". | |||
21 | 08.03.2017 | Семинар. Резерв | ||||
22 | 15.03.2017 | Модель AD-AS | Лекция. Модель AD-AS. Совокупный спрос, факторы совокупного
спроса. Совокупное предложение в
краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие в модели AD–AS. Шоки
совокупного спроса и совокупного предложения. Семинар. Построение графиков совокупного спроса. Решение задач на равновесие модели AD-AS. |
|||
23 | 22.03.2017 | Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика | Лекция. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели,
инструменты, проблемы осуществления. Последствия бюджетно-налоговой политики.
Кредитно-денежная политика. Сущность и цели. Методы кредитно-денежной
политики. Операции на открытых рынках. Изменение учетной ставки. Политика
дешёвых денег. Политика дорогих денег. Последствия кредитно-денежной
политики. Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному. Семинар. Решение задач с применением государственной политики. Государственная политика в рамках модели AD-AS |
|||
24 | 29.03.2017 | Экономический рост и циклы | Лекция. Понятие и показатели экономического роста. Типы
экономического роста. Источники экономического роста. Экономические циклы:
циклы деловой активности (бизнес-циклы), большие циклы Кондратьева. Причины
циклического развития. Семинар. Качественное обсуждение экономического роста, тренда и экономических циклов. |
|||
25 | 05.04.2017 | Международная экономика | Тест на тему "Экономическая политика
государства". Лекция. Внешнеэкономическая деятельность. Валютный курс. Международное разделение труда. Модели международной торговли. Движение факторов производства. КТВ Семинар. Внешнеторговые ограничения. Кривые производственных возможностей. Выгоды международной торговли. |
|||
26 | 12.04.2017 | Внешние эффекты, общественные блага | Лекция. Общественные блага. Проблема безбилетника. Провалы
рынка. Экстерналии. Ассиметрия информации. Подходы к решению качественных
задач. Семинар "Турнир" по качественным задачам |
|||
27 | 19.04.2017 | Консультация к экзамену. Экзамен | Лекция. Консультация перед экзаменом. Семинар. Экзамен |
|||
28 | 26.04.2017 | Пересдача | Лекция. Пересдача (если необходимо) Семинар. Чаепитие |
|||
29 | 03.05.2017 | Пересдача | Семинар. Пересдача (если необходимо) | |||
10.05.2017 | ||||||
17.05.2017 | ||||||
24.05.2017 | ||||||
31.05.2017 | ||||||
07.06.2017 | ||||||
14.06.2017 | ||||||
21.06.2017 | ||||||
28.06.2017 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Автономов В. С. (2001) Введение в экономику. М, «Вита-Пресс» | |||||
2 | Азимов Л. Б. (1998) Преподавание курса «Введение в экономику» М., «Вита-Пресс» | |||||
3 | Азимов Л. Б., Петрин Д. А. (1999) Экономика. М., Издательство АСТ | |||||
4 | Варианты вступительных тестов по обществознанию на экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова | |||||
5 | Вэриан Х. Р. (1997) Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., «Юнити» | |||||
6 | Иванов С. И. (2000) Основы экономической теории. М., «Вита-Пресс» | |||||
7 | Липсиц И. В. (1994) Экономика без тайн. М., «Вита-Пресс» | |||||
8 | Макконнелл К. Р., Брю С. Л. (2001) Экономикс. М., «Инфра – М» | |||||
9 | Матвеева Т. Ю. (2007) Введение в макроэкономику, «Издательский дом ГУ-ВШЭ» | |||||
10 | Мицкевич А. А. (2000) Сборник заданий по экономике. М., «Вита –Пресс» | |||||
11 | Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. (2001) Микроэкономика. М., «Дело», 2001 | |||||
12 | авичев С., Григорьев С. Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 классы | |||||
13 | Равичев С., Григорьев С. Сборник текстовых задач по экономике. 8-11 классы. | |||||
14 | Сакс Д. Д., Ларрен Ф. Б. (1996) Макроэкономика. Глобальный подход. М., «Дело». | |||||
15 | Самуэльсон П., Нордхаус В. (2006) Economics.М. «Вильямс» | |||||
16 | Фишер С., Дорнбуш Р. (2001) Макроэкономика | |||||
17 | Хайман Д.Н.(1992) Современная микроэкономика: анализ и применение. М. "Финансы и статистика" | |||||
18 | Blanchard O.(2000) Macroeconomics. Parentice Hall | |||||
19 | Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М.(2000) 50 лекций по микроэкономике, изд. «Экономическая шк | |||||
20 | Туманова Е.А., Шагас Н.Л (2006) Макроэкономика-2, изд-во МГУ | |||||
21 | Бойко М., (2015) Азы экономики, М: Издатель "Книга по требованию" |