Спецкурс | Окуниська для 9-х | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 9-ти классников | |
4 | Преподаватели | Журавлев Дмитрий | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Четверг 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Сформировать у школьников начальное представление об экономике | |
8 | Задачи курса | •
знакомство
школьников
с основными
формулами и
понятиями • объяснение простейших экономических моделей • решение простых экономических задач • чтение и обсуждение деловой периодической литературы вместе со школьниками • обучение школьников грамотно вести дискуссии на экономические темы |
|
9 | Особенности курса | Сочетание дискусионных форм общения и стандартных форм проведения уроков экономики, что позволяет дать целостную картину экономики как отрасли жизни социума и как науки. | |
10 | Формат проведения занятия | Одно занятие в неделю. На каждом занятии отводится 10-20 минут для повторения предыдущей темы в форме мини-контрольной или ответа у доски. Далее идет разбор новой темы сначала в форме обсуждения, затем разбор задач и формул на тему, если таковые имеются. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники, не изучавшие ранее экономику | |
12 | Краткое описание курса | Этот курс предназначен для тех, кто хотел бы познакомиться с азами экономики, получить необходимую базу для дальнейшего, более глубокого, изучения экономической науки. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | При записи
на курс
более 15
человек,
школьникам
будет
предложено
написать
эссе на тему
"Почему/зачем
я хочу
изучать
экономику".
При
оценивании
эссе будет
применяться
следующая
шкала для
выставления
общего
балла (всего
максимум 18б.): 1.Когезия текста эссе (0-3) 2.Общая логика изложения (0-2) 3. Наличие аргументов, их сформулированность (0-2) 4.Наличие выводов, их сформулированность (0-2) 5.Согласованность аргументов и выводов (0-2) 6.Оригинальность подачи текста (0-2) 7. Речь: лексикон, использование конструкций сложных предложений и оборотов; стилистика(0-3) 8. Орфография и пунктуация (0-2) |
|
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Оценка на
курсе
выставляется
по результатам
работы в
семестре и
на
экзамене.Баллы
набираются
за счет: 1.присутствия (5 б.) 2.активной работы на занятии (10 б.) 3.ответа у доски (8 б.) 4.мини-контрольных (11 б.) 5.домашних работ (9 б.) 6.проверочных работ, контрольной работы (18 б.) 7.экзамена (39 б.) ВСЕГО - 100 баллов. (Распределение и сумма баллов приведены для одного полугодия. Они одинаковы для обоих полугодий) Оценки ставятся следующим образом: (от 40% и выше-"3", от 60% и выше-"4", от 80%и выше-"5") |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Курс был успешно прочитан в 2009 - 2010 учебном году; авторами курса являются Козлова Н.С. и Журавлев Д.Ю. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 03.10.2013 | Введение в экономику | Вступительное слово, знакомство со школьниками.Экономика – происхождение науки. Микро- и макроэкономика. Мир ограниченных ресурсов: безграничность потребностей человека и ограниченность ресурсов. Блага: экономические(товары и услуги) и неэкономиеские. |
2 | 10.10.2013 | Введение в экономику: продолжение | Альтернативная стоимость(определение, приведение примеров), проблема выбора( перед кем стоит, приведение примеров), эффективность(основная предпосылка в экономике, значение для различных экономических субъектов), кривая производственных возможностей(определение, как связана с альтернативной стоимостью, проблемой выбора и эффективностью, объяснение природы кривой, приведение примеров). Факторы производства( какие факторы производства различают, факторные доходы). |
3 | 17.10.2013 | Экономические системы, дискуссия/дебаты на соотв.тему | Экономическая система как понятие(определение). Три вопроса. Традиционная, централизованная, рыночная и смешанная системы. Дискуссия/дебаты по системам. |
4 | 24.10.2013 | Спрос и предложение. | Закон спроса и закон предложения. Величина спроса и предложения(приведение примеров, отличие величины спроса/предложения от спроса/предложения). Товары-заменители и товары дополняющие(приведение примеров). |
5 | 31.10.2013 | Характеристики кривых спроса и предложения;факторы на них влияющие | Исключения из закона спроса и предложения( товары Веблена, эффект Гиффена). Факторы, воздействующие на спрос и предложение(ценовые и неценовые, приведение примеров). Эластичность.Государство в рыночной экономике:налоги, субсидии, квоты. Решение задач. Дискуссия на актуальную экономическую тему. |
6 | 07.11.2013 | Поведение потребителя в рыночной экономике | Рациональность потребителя( два критерия рациональности:эгоистический стандарт и позиция "текущих целей", всегда ли рационален?). Кривая безразличия. Эффект дохода и замещения. Функция полезности. Бюджетное ограничение. |
7 | 14.11.2013 | Теория Фирмы | Бухгалтерские и экономические издержки. Переменные, постоянные, предельные, средние и общие издержки. Решение задач. |
8 | 21.11.2013 | Формы предприятий | Законодательная база. Кооперативы, товарищества, общества. Дискуссия на соответствующую тему. |
9 | 28.11.2013 | Виды экономических структур | Совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Обсуждение актуальных проблем экономических структур, сложившихся в России в отдельных отраслях |
10 | 05.12.2013 | Консультация, решение задач | Консультация к экзамену: решение задач |
11 | 12.12.2013 | Экзамен | Экзамен |
12 | 19.12.2013 | Резерв | Резерв |
26.12.2013 | |||
02.01.2014 | |||
09.01.2014 | |||
16.01.2014 | |||
13 | 23.01.2014 | Введение в макроэкономику | Введение в макроэкономику.Экономический кругооборот(основные субъекты кругооборота, их роль в кругообороте). ВВП и ВНП(отличия данных показателей, приведение примеров). |
14 | 30.01.2014 | Продолжение темы ВВП. Основные макроэкономические величины | Способы исчисления. Номинальные и реальные величины. Основные макроэкономические величины. |
15 | 06.02.2014 | Экономический цикл | Механизм экономического цикла( какие периоды наблюдаются, понятие тренда, длинные циклы). Экономический рост(с помощью каких показателей нужно оценивать экономический рост, экстенсивные и интенсивные факторы роста, снижение темпов экономического роста в конце 20-го века в мире). Дискуссия на экономическую тему. |
16 | 13.02.2014 | Деньги | Бартер. Бартерная экономика (возможна ли она в наше время?). История денег. Функции денег. Виды денег. Денежные агрегаты. Уравнение Фишера. |
20.02.2014 | |||
17 | 27.02.2014 | Инфляция | Инфляция, дефляция, дезинфляция. Причины и формы инфляции. Последствия инфляции для разных социальных групп населения (примеры на гиперинфляции в Германии в начале 1920-х). |
18 | 06.03.2014 | Основные показатели рынка труда | Занятые и безработные. Причины и формы безработицы.Закон Оукена. Задачи по теме безработица. |
19 | 13.03.2014 | Бюджетно-финансовая политика. | Бюджетно-финансовая политика(доходы и расходы государственного бюджета, виды налогов, виды налоговой политики). |
20 | 20.03.2014 | Дискусионное занятие | 10 самых странных налогов в мире. Кривая Лаффера. Акции( обыкновенные и привилегированные, отличия) и облигации(определение). Дискуссия на актуальную экономическую тему. |
21 | 27.03.2014 | Кредитно-денежная политика | Кредитно-денежная политика(как центробанк с помощью регулирования резервных норм, операций на открытом рынке и учетной ставки воздействует на экономику) |
22 | 03.04.2014 | Международная торговля. | Международная торговля. Теория абсолютных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ. Решение задач. |
23 | 10.04.2014 | Валютный рынок | Валюта(определение, девальвация, ревальвация). Валютный курс(определение, плавающий валютный курс, фиксированный валютный курс, валютные интервенции). Факторы, влияющие на изменение спроса и предложения на валютном рынке(соотношение доходов населения, соотношение уровня процентных ставок, соотношение уровня потребительских цен, изменение вкусов потребителей, спекуляции) |
24 | 17.04.2014 | Контрольная работа | Контрольная работа: решение задач на пройденный материал. |
#ССЫЛКА! | 24.04.2014 | Дебаты | Обсуждение последствий мирового кризиса, изменения роли государства в экономике. |
01.05.2014 | |||
#ССЫЛКА! | 08.05.2014 | Консультация | Консультация к экзамену |
#ССЫЛКА! | 15.05.2014 | Экзамен | Экзамен |
#ССЫЛКА! | 22.05.2014 | Резерв | Резерв |
29.05.2014 | |||
05.06.2014 | |||
12.06.2014 | |||
19.06.2014 | |||
26.06.2014 | |||
Список литературы | |||
1 | Алешковский И.А.;Картаев Ф.С.МАКС Пресс, 2008 | ||
2 | Иванов С.И., Вита-пресс, 2007 | ||
3 | Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Инфра -М, 2008 | ||
4 | Автономов В.С., Вита-пресс, 2004 | ||
5 | Мицкевич А.А.,Вита-пресс, 2004 | ||
6 | Нуреев Р.М., Норма, 2008 | ||
7 | Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Республика, 1992 | ||
8 | Периодическое издание журналов "Эксперт", "Деньги", "Секрет фирмы" | ||