Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Бреннерман Антон, Магжанов Тимур, Ушаков Василий, Гафанова Алина | ||||
5 | Стажёры | - | ||||
6 | Время проведения | Четверг (2 пары) 17:20 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Знакомство слушателей с продвинутой олимпиадной экономикой, развитие навыков решения олимпиадных задач. | ||||
8 | Задачи курса | 1) Помочь учащимся освоить необходимый для олимпиад математический аппарат; 2) Ознакомить школьников с наиболее полезными для олимпиад экономическими моделями; 3) Научить школьников решать задачи повышенного уровня сложности. | ||||
9 | Особенности курса | Решение количественных задач повышенной сложности, изучение экономической теории, применение полученных знаний для анализа кейсов и качественных задач на примере жизненных ситуаций в формате обсуждения и командной работы. Совместный разбор дополнительных задач из домашних работ, вызвавших наибольшие затруднения. Отработка навыков объяснения задач для наиболее полного понимания пройденной темы. Развитие понимания принципа составления задач. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Каждое занятие состоит из 4 частей. 1) В начале первой пары проводится 15-минутная самостоятельная работа, состоящая из нескольких задач по пройденному материалу. 2) Разбор дополнительных задач повышенной сложности из домашней работы (25 минут). 3) Лекция по изучаемой теме (40 минут). Лекции по некоторым темам будут прочитаны приглашёнными лекторами, специализирующимися в данных областях. 4) На второй паре - семинар по прочитанной теме в следующем формате: ученики разбиваются преподавателями на группы, с каждой из которых работает свой семинарист. Задачи повышенной сложности, вызывающие наибольшие затруднения, а также ключевые задачи, необходимые для наиболее полного понимания тем, разбираются преподавателями на доске. Качественные вопросы и кейсы разбираются вместе с преподавателями. | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, обладающие базовыми знаниями экономической теории и хорошей математической подготовкой, желающие изучать экономику на продвинутом уровне и решать нестандартные задачи. | ||||
12 | Краткое описание курса | Спецкурс по углублённому изучению олимпиадной экономики с упором на качественные задачи. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | Планируется провести отборочную контрольную работу на первой паре, в которую будут включены задания как по математике, так и по экономике. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Каждую неделю учащиеся получают домашнюю работу, в конце каждого
семестра - письменный экзамен. В середине первого семестра - контрольная
работа. В течение второго семестра будет проведено три контрольных работы.
Итоговая оценка за первый семестр складывается из следующих показателей: результат экзамена (30%), баллы за домашние и самостоятельные работы (35%), активность на семинарах (20%), контрольная работа (15%). Итоговая оценка за второй семестр складывается из следующих показателей: результат экзамена (20%), результаты контрольных работ (40%), баллы за домашние и самостоятельные работы (30%), активность на семинарах (10%). |
||||
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | По
необходимости будут организованы контактные часы, на которых будут разобраны
интересные и вызвавшие трудности задачи. Лекции по некоторым темам будут прочитаны приглашёнными лекторами: преподавателями ЭФ МГУ. Ф.С.Картаев - Лекция "Теория игр" занятие №15. В.В.Иванов - Лекция "Внешние эффекты. Общественные блага" занятие №18. |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2016 | Введение | Первая пара - написание отборочной контрольной, вторая пара - разбор заданий. | |||
2 | 13.10.2016 | Математические методы | Лекция "Математические методы". "Безусловная и условная оптимизация". Понятия: производная первого и второго порядка, безусловный экстремум, первообразная, интеграл, условный экстремум. Семинар. | |||
3 | 20.10.2016 | Кривая производственных возможностей | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Кривая производственных возможностей". Понятия: рациональность, кривая и область производственных возможностей, альтернативные издержки, абсолютные и сравнительные преимущества, кривая торговых возможностей. Иллюстрация принципа возрастания альтернативной стоимости на примере кривой производственных возможностей. Примеры нестандартного вида КПВ. Различные методы суммирования кривых производственных возможностей. Построение кривой производственных возможностей по системе заданных условий. Семинар. | |||
4 | 27.10.2016 | Выбор индивида | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Выбор индивида". Понятия: предпочтения, кривые безразличия, бюджетное ограничение, полезность. Поиск оптимума потребителя. Функция полезности. Построение кривых безразличий в зависимости от видов наборов благ. Выбор потребителя в координатах (досуг, потребление). Семинар. | |||
5 | 03.11.2016 | Спрос, предложение, рыночное равновесие, гос.регулирование | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Спрос, предложение, равновесие на рынке, государственное регулирование". Понятия: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, рыночное равновесие, излишки потребителей и производителей, DWL, налоги (потоварный, адвалорный), кривая Лаффера, субсидии, квоты, пол/потолок цен, дефицит, избыток. Семинар. | |||
6 | 10.11.2016 | Эластичность | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Эластичность". Понятия: эластичность, геометрический смысл эластичности, точечная и дуговая эластичность, эластичность спроса по доходу, эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене, типы товаров в зависимости от значений эластичности функции спроса. Семинар. | |||
7 | 17.11.2016 | Теория фирмы и контрольная работа | Контрольная работа (на 1 паре). Лекция "Теория фирмы и издержки". Понятия: производственная функция, изокванта, изокоста, средние, предельные и общие издержки и их связь, средний и предельный продукты факторов производства, периоды в экономике. Поиск оптимума в координатах (L, K). Семинар (небольшой). | |||
8 | 24.11.2016 | Совершенная конкуренция | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Рыночные структуры. Совершенная конкуренция". Понятия: рыночные структуры, барьеры входа на рынок, совершенная конкуренция, прибыль, выручка. Нахождение оптимального уровня выпуска при совершенной конкуренции графически и аналитически. Выведение индивидуальной и рыночной функции предложения. Семинар. | |||
9 | 01.12.2016 | Монополия | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Рыночные структуры-2. Монополия". Понятия: монополия, монопсония, предельная выручка, индекс Лернера, DWL, ценовая дискриминация. Нахождение оптимума монополиста графически и аналитически. Решение задачи ценовой дискриминации для фирмы-монополиста. Семинар. | |||
10 | 08.12.2016 | Рынки факторов производства | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Рынки факторов производства". Понятия: спрос на труд, предложение труда, индивидуальное предложение труда. Семинар. На второй паре - консультация перед экзаменом. | |||
11 | 15.12.2016 | Экзамен | Экзамен | |||
12 | 22.12.2016 | Пересдача | Пересдача. Разбор экзамена. Чаепитие. | |||
29.12.2016 | ||||||
05.01.2017 | ||||||
13 | 12.01.2017 | Дисконтирование и неравенство | Лекция "Дисконтирование и финансовые инструменты". Понятия: простой и сложный проценты, дисконтирование, приведенная стоимость, финансовые инструменты. Семинар по пройденной теме. Лекция "Неравенство". Понятия: индекс Джини, кривая Лоренца. Нахождение индекса Джини различными способами. Семинар по пройденной теме. | |||
14 | 19.01.2017 | Контрольная работа | Контрольная работа в формате регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Полезные особенности для подготовки к региональному этапу. | |||
15 | 26.01.2017 | Теория игр | Занятие проведет приглашенный лектор - Филипп Сергеевич Картаев. Лекция "Теория игр". Понятия: равновесие Нэша, оптимум по Парето, олигополия. Рынок олигополии. Типы олигополий: по Курно, по Штакельбергу, по Бертрану. Картельный сговор. Семинар. | |||
16 | 02.02.2017 | Основы макроэкономики 1 | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Основы макроэкономики 1". Понятия: реальные и номинальные показатели, ВВП, трансферты, сбережения, инвестиции, потребление, экспорт, импорт, совокупный спрос, совокупное предложение, инфляция, безработица. Изучение модели кругооборота, модели AD-AS, типов безработицы и способа ее расчета. Семинар. | |||
17 | 09.02.2017 | Основы макроэкономики 2 | Самостоятельная работа по пройденной теме. Разбор дополнительных задач из домашней работы. Лекция "Основы макроэкономики 2". Понятия: мультипликаторы, эмиссия, процентная ставка, эффект Фишера, резервы. Изучение инструментов государственной фискальной и монетарной политики. Деятельность банков, банковский мультипликатор. Семинар. | |||
18 | 16.02.2017 | Внешние эффекты, общественные блага | Занятие проведет приглашенный лектор - Владимир Владимирович Иванов. Лекция "Внешние эффекты. Общественные блага". Понятия: неконкурентность, неисключаемость, трансакционные издержки. Функция спроса на общественные блага. Семинар. | |||
23.02.2017 | ||||||
19 | 02.03.2017 | Международная торговля. Качественные задачи | Лекция "Международная торговля". Понятия: международная торговля, тариф на импорт/экспорт. Семинар. Командное решение качественных задач и экономических кейсов. | |||
20 | 09.03.2017 | Контрольная работа | Контрольная работа в формате одного из туров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. | |||
21 | 16.03.2017 | Интенсив | Разбор контрольной работы. Отработка полученных навыков на усложненных задачах по пройденным темам. "Сборная солянка". | |||
22 | 23.03.2017 | Контрольная работа | Контрольная работа в формате одного из туров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. | |||
23 | 30.03.2017 | Интенсив | Разбор контрольной работы. Командное решение качественных задач и экономических кейсов. | |||
24 | 06.04.2017 | Консультация | Консультация. | |||
25 | 13.04.2017 | Резерв | Резервное занятие (?Всероссийская олимпиада?) | |||
26 | 20.04.2017 | Экзамен | Экзамен | |||
27 | 27.04.2017 | Пересдача | Пересдача. Разбор экзамена. Чаепитие. | |||
04.05.2017 | ||||||
11.05.2017 | ||||||
18.05.2017 | ||||||
25.05.2017 | ||||||
01.06.2017 | ||||||
08.06.2017 | ||||||
15.06.2017 | ||||||
22.06.2017 | ||||||
29.06.2017 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Акимов Д.В. , Дичева О.В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. М.: Вита-пресс, 2008 | |||||
2 | Алешковский И.А., Картаев Ф.С., Математика в экономике. М.: МАКС Пресс, 2009. | |||||
3 | Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. | |||||
4 | Ландсбург С. Экономист на диване. М.: 2012 | |||||
5 | Гуриев С. М. Мифы экономики. М.: Юнайтед пресс, 2012 | |||||
6 | Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ |