Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | факультативный для всех | ||||
4 | Преподаватели | Лебедева Екатерина, Лепетиков Ярослав | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Познакомить с основными принципами игры "Что? Где? Когда?" | ||||
8 | Задачи курса | Способствовать развитию у школьников нестандартного мышления и
умения работать в команде, рассказать об основных принципах ответов на вопросы в игре "Что? Где? Когда?" |
||||
9 | Особенности курса | Курс по игре "Что? Где? Когда?". В рамках курса будут отрабатываться на практике основные методы "взятия" вопросов. Кроме того, курс предусматривает изучение литературных произведений и кинофильмов, содержание которых чаще всего используется в игре. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Каждое занятие (кроме первого и экзамена) состоит из 4
частей: 1 часть: проверочная работа по домашнему заданию 2 часть: разминка ("Крокодил", "Alias") 3 часть: рассказ преподавателей о технике "взятия" вопросов и совместное обсуждение на примерах 4 часть: игра школьников для тренировки конкретного способа "взятия" вопроса В качестве домашнего задания школьники должны будут прочитать книгу/посмотреть фильм из обязательного для ознакомления списка |
||||
11 | Целевая аудитория | Подходит для всех желающих играть в интеллектуальные игры | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс является факультативным и представляет собой тренировку навыков игры в "Что? Где? Когда?", командных навыков, развитие логики | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Отбор не планируется, в случае превышения запланированного числа слушателей возможен отбор в виде теста на общий уровень знаний и логическое мышление. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Тесты - 30%, активность во время занятий - 30%, экзамен - 40%. | ||||
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Курс направлен не на получение теоретических знаний, а на тренировку практических навыков логического мышления, командной работы посредством интеллектуальных игр | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 07.10.2016 | Вводное занятие | "3нание
бывает двух видов. Мы сами знаем предмет - или же знаем, где найти о нем
сведения" (Б. Франклин). Рассказ об ЭМШ и программе курса. Знакомство со слушателями/отбор посредством игры. |
|||
2 | 14.10.2016 | Правила игры | "Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые
делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его
философом" (Г. Бокль). Основной принцип игры "Что? Где? Когда?". Формальные и неформальные правила игры "Что? Где? Когда?". |
|||
3 | 21.10.2016 | Основные виды техники обсуждения | "Я понял — это намек, Я все ловлю на лету, Но непонятно, что конкретно ты имела в виду?" (А. Кортнев). Техника обсуждения: поиск ключевых слов. |
|||
4 | 28.10.2016 | Основные виды техники обсуждения | "- Я уже было отчаялась… - Я вот сейчас, к примеру, битых два часа отчаивалась...с вареньем и сладкими булочками" (Л.Кэролл). Техника обсуждения: поиск ассоциаций. |
|||
04.11.2016 | ||||||
5 | 11.11.2016 | Основные виды техники обсуждения | "Правильно заданный вопрос - уже половина ответа" (народная мудрость). Техника обсуждения: вопросы "на школу". | |||
6 | 18.11.2016 | Основные виды техники обсуждения | "Идеи у него в голове - как стекла в ящике: каждое в
отдельности прозрачно, все вместе темны" (А. Ривароль). Техника обсуждения: перебор вариантов. |
|||
7 | 25.11.2016 | Основные виды техники обсуждения | "Уж кажется, насказано много, ан нет - недосказано еще
больше…" (Д. Боккаччо). Техника обсуждения: отсутствующая подсказка. |
|||
8 | 02.12.2016 | Основные виды техники обсуждения | "Сократ однажды долго стоял у прилавка с выставленными
товарами. «Сколько же есть вещей, без которых можно обойтись!» — наконец
выпалил он" (Ю.Геодер). Техника обсуждения: отсеивание лишней информации. |
|||
9 | 09.12.2016 | Основные виды техники обсуждения | "Как многие интеллигенты, он не
умел говорить просто о простых вещах" (Марсель Пруст). Техника обсуждения: поиск простого в сложном. |
|||
10 | 16.12.2016 | Основные виды техники обсуждения | "Кажется, события вышли за рамки
моей лишенной рамок фантазии!" (Д.Емец).
Техника обсуждения: выход из "плоскости" или think out of the box. |
|||
11 | 23.12.2016 | Экзамен | "- Это конец! - Нет, это только конец первой серии!" (к/ф "Золотой Теленок") Экзамен в виде игры "Что?Где?Когда?" и чаепитие. |
|||
30.12.2016 | ||||||
06.01.2017 | ||||||
13.01.2017 | ||||||
20.01.2017 | ||||||
27.01.2017 | ||||||
12 | 03.02.2017 | Командная работа | "Футбольная команда подобна роялю:
восемь человек его несут, а ещё трое на нём играют" (Билл Шенкли). Специфика командной работы. Распределение ролей. |
|||
13 | 10.02.2017 | Выбор правильной версии | "Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим" (Б. Паскаль). Выбор правильной версии из множества предложенных. Как не загубить правильную версию. | |||
14 | 17.02.2017 | Дополнительные виды техники обсуждения | "Знание некоторых принципов легко возмещает незнание
некоторых фактов" (К. Гельвеций). Техника обсуждения: поиск ответа "от противного". |
|||
24.02.2017 | ||||||
15 | 03.03.2017 | Дополнительные виды техники обсуждения | "В физике часто случалось, что существенный успех был
достигнут проведением последовательной аналогии между несвязанными по виду
явлениями" (А.Эйнштейн). Техника обсуждения: вопросы на последовательности. |
|||
16 | 10.03.2017 | Дополнительные виды техники обсуждения | "Нет ничего проще, чем поиск того,
чего не существует" (А. Миропольцева). Техника обсуждения: действительность vs. вымысел |
|||
17 | 17.03.2017 | Дополнительные виды техники обсуждения | "Да помнил, хоть не без греха, / Из Энеиды два стиха" (А.С. Пушкин). Техника обсуждения: джентльменский набор. | |||
18 | 24.03.2017 | Дополнительные виды техники обсуждения | " — Все мы здесь не в своём уме —
и ты, и я. — Откуда вы знаете, что я не в своём уме? — Конечно, не в своём, иначе как бы ты здесь оказалась?" (Л.Кэролл). Техника обсуждения: воссоздание культурного контекста (привлечение дополнительных фактов). |
|||
19 | 31.03.2017 | Дополнительные виды техники обсуждения | "В разговоре всегда запоминается последняя фраза" (к/ф
"17 мгновений весны"). Техника обсуждения: привлечение формы вопроса. |
|||
20 | 07.04.2017 | Стратегия и тактика | "Тактик должен знать, что надо
делать, когда есть что делать. Стратег должен знать, что надо делать, когда
нечего делать" (С.Тартаковер). Стратегия и тактика игры. |
|||
21 | 14.04.2017 | Экзамен | "Я уже не знаю того, чему
научился, а немногое, что еще знаю, просто угадал" (Н. Шамфор). Экзамен в виде игры "Что? Где? Когда?" и чаепитие. |
|||
21.04.2017 | ||||||
28.04.2017 | ||||||
05.05.2017 | ||||||
12.05.2017 | ||||||
19.05.2017 | ||||||
26.05.2017 | ||||||
02.06.2017 | ||||||
09.06.2017 | ||||||
16.06.2017 | ||||||
23.06.2017 | ||||||
30.06.2017 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | База вопросов db.chgk.info | |||||
2 | Максим Поташев "Почему Вы проигрываете в ЧГК" | |||||
3 | Борис Левин Борис Левин "Что? Где? Когда?" для "чайников" | |||||
Список литературы, обязательной для домашнего чтения в течении года: | ||||||
1 | Н.А. Кун. "Легенды и мифы Древней Греции" | |||||
2 | А.С. Пушкин "Евгений Онегин" | |||||
3 | И. Ильф и Е. Петров "Двенадцать стульев", "Золотой телёнок" | |||||
4 | А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" | |||||
5 | М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" | |||||
6 | Аркадий и Борис Стругацкие "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу" | |||||
7 | Н.В. Гоголь "Ревизор", "Вечера на хуторе близ Диканьки" | |||||
8 | Д.Р.Р. Толкин "Хоббит, или Туда и обратно", "Властелин колец" | |||||
9 | Д. Оруэлл "1984" | |||||
10 | А.К. Дойл "Приключения Шерлока Холмса", " Собака Баскервилей" и другие произведения о Шерлоке Холм | |||||
11 | Д. Адамс "Автостопом по галактике" | |||||
12 | Ж.-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве", "Тартюфф" | |||||
13 | М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" | |||||
14 | П. Бомарше "Севильский цирюльник", "Безумный день, или женитьба Фигаро" | |||||
15 | Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес", "Алиса в Зазеркалье" | |||||
16 | А. Дюма "Граф Монте-Кристо", "Три мушкетёра" | |||||
Список фильмов, обязательных для домашнего просмотра в течении года: | ||||||
1 | "Бриллиантовая рука" реж. Л. Гайдай | |||||
2 | "Иван Васильевич меняет профессию" реж. Л. Гайдай | |||||
3 | "Операция Ы и другие приключения Шурика" реж. Л. Гайдай | |||||
4 | "Кавказская пленница" реж. Л. Гайдай | |||||
5 | "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" реж. Э. Рязанов | |||||
6 | "Ищите женщину" реж. А. Сурикова | |||||
7 | "В джазе только девушки" реж. Б. Уайлдер | |||||
8 | "Семнадцать мгновений весны" реж. Т. Лиознова | |||||
9 | "Место встречи изменить нельзя" реж. С. Говорухин | |||||
10 | "Броненосец "Потёмкин" реж. С. Эйзенштейн |