Спецкурс | ![]()
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Старостинская Анастасия, Жаркова Анастасия | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Познакомить школьников с основными теориями социальной психологии. | ||||
8 | Задачи курса | 1) Привить школьникам навыки целеполагания и планирования. 2) Обучить их методам эффективного общения в различных ситуациях и опробовать их на практике. 3) Развить умение работать в команде. 4) Дать школьникам основные понятия социальной психологии, необходимые для систематизации представлений о структуре личности и коммуникациях. 5) Привить навыки самоанализа и дать инструментарий, необходимый для определения особенностей своего психотипа. 6) Проанализировать вместе со школьниками основные теории и феномены социальной психологии. 7) Помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями. 8) Способствовать раскрытию творческого потенциала и реализации амбиций школьников. |
||||
9 | Особенности курса | Аналогичный курс читался в 2014-2015 году под названием
"Что и как ёжику спросить у ясеня". Программа курса составлена таким образом, чтобы помочь школьникам познакомиться, научиться эффективно общаться друг с другом и работать в команде, в процессе этого узнать больше о самих себе (первый семестр); а затем через призму развития психологической теории проанализировать с ними причинно-следственные связи различных вариантов поведения людей и социальных взаимодействий, изучить вопросы взаимовлияния личности и социума (второй семестр). Завершается курс итоговой отработкой коммуникативных навыков на практике, когда школьники уже лучше понимают все особенности социальных взаимодействий. |
||||
10 | Формат проведения занятия | В начале занятия, как правило, разминка (психологические
упражнения, направленные на практику эффективного общения и на сплочение
группы). Теоретический материал подается в форме презентации Power Point и разбивается играми и тренингами. При обсуждении психологических теорий школьники делятся на 2 группы, чтобы выделить достоинства и недостатки представленных концепций. |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие понять самих себя и окружающих, развить свои коммуникативные навыки и другие личностные качества. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс, посвященный теориям социальной психологии, включающий психологические игры, тренинги, эксперименты | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | Если придет больше 30 школьников, то будет произведен отбор по первому домашнему заданию. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Домашнее задание (закрытые и открытые вопросы) - 40%. Работа на занятии (посещаемость и участие в лекционном формате) - 15%. Экзамен (устный опрос терминов, письменная часть с закрытыми и открытыми вопросами) - 45% |
||||
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | Возможны приглашенные лекторы: Ольга Долецкая, 2 курс факультета социальных наук НИУ ВШЭ (занятие 8); Иван Каменев, кандидат экономических наук, специалист по социальной политике (занятие 7); Виктория Туренок, бакалавр социологии, студент магистерской программы "Интегрированные коммуникации" НИУ ВШЭ (занятие 16). | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2016 | Знакомство. Целеполагание |
Рассказ о цели, задачах и структуре курса. Игра на знакомство. Теория и практика целеполагания. SMART-технология постановки цели. 5 шагов до цели. Постановка целей на конец семестра. Написание письма себе на конец года, заполнение анкеты. | |||
2 | 13.10.2016 | Планирование | Разминка: "Паззл". Дискуссия об устройстве времени и сложности его планирования. Теория и практика тайм-менеджмента. Матрица Эйзенхауэра. Мини-лекция по технологии делегирования. Кейс "Впихнуть невпихуемое". | |||
3 | 20.10.2016 | Командообразование | Разминка: "Печатная машинка". Определение группы, типы групп. Отличия группы от команды. Принципы работы в команде. Разбиение по командам, придумывание названий. Командная игра "Адская башня". | |||
4 | 27.10.2016 | Командообразование | Разминка: "Солнце светит". Теория: типы ролей в команде. Разбиение по командам, создание и презентация названий и символов. Игра "Что? Где? Когда?" | |||
5 | 03.11.2016 | Лидерство | Разминка: "Семейная фотография". Психология лидерства. Основные подходы к изучению лидерства. Стили лидерства. Тест по эмоционально-волевой сфере. Игра "Кто лидер?" Формирование команд для экзаменационного командного проекта. | |||
6 | 10.11.2016 | Коммуникации | Разминка: "Эстафета чувств". Виды социальных взаимодействий. Три стороны общения. Вербальное и невербальное общение. Игры: "Выбрать подарок", "Сказка втроем". | |||
7 | 17.11.2016 | Межкультурные коммуникации | Разминка: "Лифт". Межкультурные коммуникации. Особенности западных и восточных стилей делового общения. Невербалика в разных культурах. Культура и гендер. Игра "Альфа и бета культуры". | |||
8 | 24.11.2016 | Межгендерные коммуникации | Разминка: "Роддом". Гендерные различия: генетика и социализация. Особенности мужской и женской логики. Социальные роли мужчин и женщин на разных жизненных этапах. Стереотипы мужского и женского поведения. Тест на выявление стереотипов идеальных мужчин и женщин. | |||
9 | 01.12.2016 | Конфликты | Разминка: "Победа или поражение". Понятие социального конфликта. Структура и типология конфликтов. Позитивные и негативные стороны конфликта. Выход из конфликтной ситуации. Игра "Ерунда - катастрофа". | |||
10 | 08.12.2016 | Экзамен | Экзамен. | |||
11 | 15.12.2016 | Пересдача | Чаепитие. Пересдача. | |||
12 | 22.12.2016 | Резерв | Резерв. | |||
29.12.2016 | ||||||
05.01.2017 | ||||||
12.01.2017 | ||||||
19.01.2017 | ||||||
26.01.2017 | ||||||
13 | 02.02.2017 | Повторение. Личность и социум |
Разминка: "2 правды - 1 ложь". Повторение пройденного материала в форме командной игры "Конквизтадор". Дискуссия о причинах межличностных различий. Различные подходы к вопросу структуры личности. Теория типов личности Ганса Айзенка и классическое учение о темпераменте. Тесты Айзенка на определение типов личности. | |||
14 | 09.02.2017 | Личность и социум | Разминка: "Пятна Роршаха". Становление психодинамического направления в психологии. Краткая биография и основные идеи Зигмунда Фрейда о структуре личности. Психоанализ и движущие силы поведения человека. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Игра "Ассоциации". | |||
15 | 16.02.2017 | Личность и социум | Разминка: художественные эксперименты. Пересмотр психодинамического направления: идеи Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Опросник Юнга "Интроверт/экстраверт". Особенности общения с экстравертами и интровертами в современном мире. Домашняя игра "Убийца". | |||
23.02.2017 | ||||||
16 | 02.03.2017 | Личность и социум | Подведение итогов игре "Убийца". Разминка: короткий опрос по пройденному материалу. Условия и движущие силы социального развития: споры о главенстве влияния среды и наследственности. Обсуждение достоинств и недостатков различных подходов. | |||
17 | 09.03.2017 | Личность и социум | Разминка: "Поход". Изменения, происходящие с личностью в толпе. Конформизм и нонконформизм. Обсуждение известных психологических экспериментов. Теории бихевиоризма. Трансакционный анализ Эрика Берна. Анализ разных ситуаций общения. Игра "Родитель-ребенок-взрослый". | |||
18 | 16.03.2017 | Личность и социум | Разминка: короткий опрос по пройденному материалу. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей, характеристики самоактуализирующихся людей. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Самоанализ, самооценка и саморазвитие. Д/з: подготовка презентаций об успешных людях. | |||
19 | 23.03.2017 | Риторика | Разминка: "Alias". Презентации школьников. Обсуждение презентаций и советов по выступлению перед аудиторией. | |||
20 | 30.03.2017 | Риторика | Выступление перед аудиторией в заданных обстоятельствах. Спонтанные презентации. Умение держаться на публике. | |||
21 | 06.04.2017 | Коммуникации | Полевой тренинг по развитию коммуникативных навыков. | |||
22 | 13.04.2017 | Экзамен | Экзамен. | |||
23 | 20.04.2017 | Пересдача | Чаепитие. Пересдача. | |||
24 | 27.04.2017 | Резерв | Резерв. | |||
04.05.2017 | ||||||
11.05.2017 | ||||||
18.05.2017 | ||||||
25.05.2017 | ||||||
01.06.2017 | ||||||
08.06.2017 | ||||||
15.06.2017 | ||||||
22.06.2017 | ||||||
29.06.2017 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Андреева Г.М. "Социальная психология. Учебник для вузов". | |||||
2 | Берн Э. "Лидер и группа", "Игры, в которые играют люди" | |||||
3 | Брайан Т. "Оставьте брезгливость, съешьте лягушку", "Результативный тайм-менеджмент", "Достижение цел | |||||
4 | Зиглер Д., Хьелл Л. "Теории личности". | |||||
5 | Ильин Е.П. "Психология общения и межличностных отношений". | |||||
6 | Карнеги Дейл "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", "Как вырабатывать уверенность в себ | |||||
7 | Кинг Л. "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно". | |||||
8 | Козлов Н.И. "Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста". | |||||
9 | Лавриненко В.Н. "Психология и этика делового общения". | |||||
10 | Лерер Д. "Как мы принимаем решения". | |||||
11 | Маклаков А. "Общая психология". | |||||
12 | Пиз А., Пиз Б. "Язык взаимоотношений". |