Спецкурс
Не язычник, а лингвист
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Максимова Дарья, Саттарова София
5 Стажёры
6 Время проведения Вторник 18:55 - 20:15
7 Цель курса Познакомить школьников с наукой лингвистикой и её современными исследованиями
8 Задачи курса - рассказать школьникам об истории становления и развития лингвистической науки,
- научить решать лингвистические задачи,
- дать представление о различных направлениях современной науки о языке и актуальных исследованиях в них
9 Особенности курса На курсе обсуждается теория, которая потом находит своё применение в задачных практикумах; помимо изложения фактов и рассказа о важных исторических вехах, школьники услышат о современных исследованиях и последних открытиях 
10 Формат проведения занятия 10 – 15 минут: квиз по материалам прошедшей лекции (после лекции) или задача (после задачного семинара)
50 минут: лекционный материал или решение задач
5 минут: домашнее задание и организационные вопросы
11 Целевая аудитория Школьники, желающие познакомиться с наукой о языке, применить логическое мышление к нестандартным задачам
12 Краткое описание курса Курс о том, как устроен язык, как его изучают и как на нём выражаются
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор В случае если на курс придёт больше 20 человек, на первом занятии будет проведён отбор, не требующий специальных лингвистических знаний — только умения логически мыслить.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка состоит из нескольких типов работы:
20% — задачи, выдаваемые на дом,
40% —задачи, решаемые в качестве "контрольных" после задачных семинаров, и квизы по материалам лекций,
40% — экзамен в конце семестра
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Вторник) Тематический блок План занятия
1 04.10.2016 Отбор.
Введение
Отбор (если на курс придут более 20 школьников). Введение: лингвистика как наука, почему это не то же, что и филология, чем занимается лингвистика
2 11.10.2016 Древние лингвистические традиции, лингвистика до XVII века Лекция: история развития лингвистики вплоть до 18 века. Древние лингвистические традиции, понятие о родстве языков и глоттохронологии, судьба латыни, грамматика Пор-Рояля, идеи Шлейхера и Гумбольдта
3 18.10.2016 Письменности мира Виды письменностей (китайское, японское, корейское, индийское письмо и т.д.). Основные латинские и кириллические шрифты, история написания некоторых букв латинского алфавита
4 25.10.2016 Задачи Практикум: решение задач на установление родства языков, следы латинского языка в современности (дериваты, грамматика)
5 01.11.2016 Младограмматики, структурализм Лекция: младограмматики, сравнительно-историческое языкознание — принцип исторической реконструкции, регулярные соответствия. Фердинанд де Соссюр, его "Курс общей лингвистики" и начала структурализма
6 08.11.2016 Задачи Практикум: решение задач, наблюдение регулярных соответствий и их установление (закон Педерсена и др.)
7 15.11.2016 Семиотика Семиотика как наука о знаках: понятие языкового знака по Соссюру, означающее и означаемое, характеристики языкового знака. Типы указателей по Пирсу, шифтеры Якобсона
8 22.11.2016 Социолингвистика Понятие социолингвистики. Социолингвистика как альтернатива структурализма. Предпосылки социолингвистики. Соотношение ситуаций и речевого поведения.
Диалект/наречие/говор, их различия. Социолингвистические аспекты языков России. 
9 29.11.2016 Семантика Определение семантики. Семантические роли. Формальная семантика. Полисемия. Акциональные классы. 
10 06.12.2016 Задачи Практикум: дейктичные знаки, шифтеры, акциональные классы глаголов и их неоднозначность (семантика), функциональная семантика 
  13.12.2016 Экзамен  
  20.12.2016 Пересдача  
  27.12.2016    
  03.01.2017    
  10.01.2017    
  17.01.2017    
  24.01.2017    
11 31.01.2017 Лингвистическая типология Понятие типологии. Классическая триада лингвистики. "Похожесть" языков. Типология универсалий. Фреквенталии.
12 07.02.2017 Лингвистическая типология Типология выборок. Критика типологии. Альтернативы. Виды типологий. 
13 14.02.2017 Генеративная грамматика Лекция: Ноам Хомский и идеи генеративной (универсальной) грамматики. Модель "смысл <-> текст" Мельчука
14 21.02.2017 Задачи Практикум: решение задач, опирающихся на синтаксис, разбор раличных типов универсалий и фреквенталий
  28.02.2017 Выездная школа-2017  
15 07.03.2017 Фонетика Понятие фонетики. Звук/звукотип/буква, их отличия друг от друга. Транскрипция, общие правила транскрибирования в русском языке, отличие транскрипции от обычной записи слов. Понятие артикуляции, артикуляционные характеристики звуков в русском языке.
16 14.03.2017 Фонетика Акустика и акустические характеристики звуков. Супрасегментная фонетика: понятие, теории слогоделения
17 21.03.2017 Задачи Практикум по фонетике: транскрибирование, "угадывание" слов по артикуляционным профилям, сравнение  результатов различных теорий слогоделения и др.
18 28.03.2017 Точные методы лингвистики Экспериментальные методы в лингвистике. Принципы и проблемы научного эксперимента. Основные разделы. Психо-/нейролингвистика
19 04.04.2017 Компьютерная лингвистика Прикладная лингвистика. Обработка естественного языка. Корпусная лингвистика. Распознавание и синтез речи. 
20 11.04.2017 Жестовые языки Жестовый язык (sign language) и язык звучащий (spoken language). История развития. Разнообразие жестовых языков. Особенности русского жестового языка 
  18.04.2017 Экзамен  
  25.04.2017 Пересдача  
  02.05.2017    
  09.05.2017    
  16.05.2017    
  23.05.2017    
  30.05.2017    
  06.06.2017    
  13.06.2017    
  20.06.2017    
  27.06.2017    
Список литературы
1 Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1975 / Ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев — М.: МЦНМО, 2006 — 570 с.
2 Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2007 и 2008 / Ред.-сост. Е.В. Муравенко, А.Ч. Пиперски, О.Ю. Шеманаева — М.: МЦНМО, 2009 — 440 с.
3 Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2005 и 2006 / Ред.-сост. Е.В. Муравенко, О.Ю. Шеманаева — М.: МЦНМО, 2008 — 440 с.
4 Зализняк А.А. Лингвистические задачи / С предисловием В.А. Успенского — М.: МЦНМО, 2013 — 40 с
5 Алпатов В.М. История лингвистических учений: Учебное пособие — М.: Языки славянской культуры, 2005 — 368 с.
6 Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, орфоэпия, графика, орфография — М.: Академический Проект, 2005 — 320 с.
7 Социолингвистика и социология языка. Хрестоматия [пер. с англ.] / отв. ред. Н.Б. Бахтин — СПб: Издательство ЕУСПб, 2012 — 588 с.
8 An Introduction to Sociolinguistics / Ronald Wardhaugh (5th edition) —Blackwell Publishing Professional, 2005 — 418 p.
9 Материалы научно-популярной онлайн-энциклопедии "Кругосвет" http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika
10 Материалы сайта "Лингвистика для школьников" http://www.lingling.ru/
11 Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. № 4. С.17-33.
12 Федорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: Принципы организации эксперимента — М.: Спутник+, 2008