Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Максимова Дарья, Саттарова София | ||||
5 | Стажёры | — | ||||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Познакомить школьников с наукой лингвистикой и её современными исследованиями | ||||
8 | Задачи курса | - рассказать школьникам об истории становления и развития
лингвистической науки, - научить решать лингвистические задачи, - дать представление о различных направлениях современной науки о языке и актуальных исследованиях в них |
||||
9 | Особенности курса | На курсе обсуждается теория, которая потом находит своё применение в задачных практикумах; помимо изложения фактов и рассказа о важных исторических вехах, школьники услышат о современных исследованиях и последних открытиях | ||||
10 | Формат проведения занятия | 10 – 15 минут: квиз по материалам прошедшей лекции (после
лекции) или задача (после задачного семинара) 50 минут: лекционный материал или решение задач 5 минут: домашнее задание и организационные вопросы |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие познакомиться с наукой о языке, применить логическое мышление к нестандартным задачам | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс о том, как устроен язык, как его изучают и как на нём выражаются | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | В случае если на курс придёт больше 20 человек, на первом занятии будет проведён отбор, не требующий специальных лингвистических знаний — только умения логически мыслить. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка состоит из нескольких типов работы: 20% — задачи, выдаваемые на дом, 40% —задачи, решаемые в качестве "контрольных" после задачных семинаров, и квизы по материалам лекций, 40% — экзамен в конце семестра |
||||
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 04.10.2016 | Отбор. Введение |
Отбор (если на курс придут более 20 школьников). Введение: лингвистика как наука, почему это не то же, что и филология, чем занимается лингвистика | |||
2 | 11.10.2016 | Древние лингвистические традиции, лингвистика до XVII века | Лекция: история развития лингвистики вплоть до 18 века. Древние лингвистические традиции, понятие о родстве языков и глоттохронологии, судьба латыни, грамматика Пор-Рояля, идеи Шлейхера и Гумбольдта | |||
3 | 18.10.2016 | Письменности мира | Виды письменностей (китайское, японское, корейское, индийское письмо и т.д.). Основные латинские и кириллические шрифты, история написания некоторых букв латинского алфавита | |||
4 | 25.10.2016 | Задачи | Практикум: решение задач на установление родства языков, следы латинского языка в современности (дериваты, грамматика) | |||
5 | 01.11.2016 | Младограмматики, структурализм | Лекция: младограмматики, сравнительно-историческое языкознание — принцип исторической реконструкции, регулярные соответствия. Фердинанд де Соссюр, его "Курс общей лингвистики" и начала структурализма | |||
6 | 08.11.2016 | Задачи | Практикум: решение задач, наблюдение регулярных соответствий и их установление (закон Педерсена и др.) | |||
7 | 15.11.2016 | Семиотика | Семиотика как наука о знаках: понятие языкового знака по Соссюру, означающее и означаемое, характеристики языкового знака. Типы указателей по Пирсу, шифтеры Якобсона | |||
8 | 22.11.2016 | Социолингвистика | Понятие социолингвистики. Социолингвистика как альтернатива
структурализма. Предпосылки социолингвистики. Соотношение ситуаций и речевого
поведения. Диалект/наречие/говор, их различия. Социолингвистические аспекты языков России. |
|||
9 | 29.11.2016 | Семантика | Определение семантики. Семантические роли. Формальная семантика. Полисемия. Акциональные классы. | |||
10 | 06.12.2016 | Задачи | Практикум: дейктичные знаки, шифтеры, акциональные классы глаголов и их неоднозначность (семантика), функциональная семантика | |||
13.12.2016 | Экзамен | |||||
20.12.2016 | Пересдача | |||||
27.12.2016 | ||||||
03.01.2017 | ||||||
10.01.2017 | ||||||
17.01.2017 | ||||||
24.01.2017 | ||||||
11 | 31.01.2017 | Лингвистическая типология | Понятие типологии. Классическая триада лингвистики. "Похожесть" языков. Типология универсалий. Фреквенталии. | |||
12 | 07.02.2017 | Лингвистическая типология | Типология выборок. Критика типологии. Альтернативы. Виды типологий. | |||
13 | 14.02.2017 | Генеративная грамматика | Лекция: Ноам Хомский и идеи генеративной (универсальной) грамматики. Модель "смысл <-> текст" Мельчука | |||
14 | 21.02.2017 | Задачи | Практикум: решение задач, опирающихся на синтаксис, разбор раличных типов универсалий и фреквенталий | |||
28.02.2017 | Выездная школа-2017 | |||||
15 | 07.03.2017 | Фонетика | Понятие фонетики. Звук/звукотип/буква, их отличия друг от друга. Транскрипция, общие правила транскрибирования в русском языке, отличие транскрипции от обычной записи слов. Понятие артикуляции, артикуляционные характеристики звуков в русском языке. | |||
16 | 14.03.2017 | Фонетика | Акустика и акустические характеристики звуков. Супрасегментная фонетика: понятие, теории слогоделения | |||
17 | 21.03.2017 | Задачи | Практикум по фонетике: транскрибирование, "угадывание" слов по артикуляционным профилям, сравнение результатов различных теорий слогоделения и др. | |||
18 | 28.03.2017 | Точные методы лингвистики | Экспериментальные методы в лингвистике. Принципы и проблемы научного эксперимента. Основные разделы. Психо-/нейролингвистика | |||
19 | 04.04.2017 | Компьютерная лингвистика | Прикладная лингвистика. Обработка естественного языка. Корпусная лингвистика. Распознавание и синтез речи. | |||
20 | 11.04.2017 | Жестовые языки | Жестовый язык (sign language) и язык звучащий (spoken language). История развития. Разнообразие жестовых языков. Особенности русского жестового языка | |||
18.04.2017 | Экзамен | |||||
25.04.2017 | Пересдача | |||||
02.05.2017 | ||||||
09.05.2017 | ||||||
16.05.2017 | ||||||
23.05.2017 | ||||||
30.05.2017 | ||||||
06.06.2017 | ||||||
13.06.2017 | ||||||
20.06.2017 | ||||||
27.06.2017 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1975 / Ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев — М.: | |||||
2 | Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2007 и 2008 / Ред.-сост. Е.В. Муравенко, А.Ч. Пиперски, | |||||
3 | Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2005 и 2006 / Ред.-сост. Е.В. Муравенко, О.Ю. Шеманаев | |||||
4 | Зализняк А.А. Лингвистические задачи / С предисловием В.А. Успенского — М.: МЦНМО, 2013 — 40 с | |||||
5 | Алпатов В.М. История лингвистических учений: Учебное пособие — М.: Языки славянской культуры, 2005 — | |||||
6 | Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, орфоэпия, графика, орфо | |||||
7 | Социолингвистика и социология языка. Хрестоматия [пер. с англ.] / отв. ред. Н.Б. Бахтин — СПб: Издательство | |||||
8 | An Introduction to Sociolinguistics / Ronald Wardhaugh (5th edition) —Blackwell Publishing Professional, 2005 — | |||||
9 | Материалы научно-популярной онлайн-энциклопедии "Кругосвет" http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye | |||||
10 | Материалы сайта "Лингвистика для школьников" http://www.lingling.ru/ | |||||
11 | Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкозн | |||||
12 | Федорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: Принципы организации эксперимента — М.: С |