Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Математика | ||||
2 | Класс | 9 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 9-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Воротникова Татьяна, Ледовских Александра | ||||
5 | Стажёры | Измоденов Евгений | ||||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Заложить у слушателей необходимую базу знаний по математике для дальнейшего обучения в 10-11 классе | ||||
8 | Задачи курса | 1) познакомить слушателей с базовыми математическими понятиями и
методами решения уравнений и неравенств; 2) научить школьников работать с графиками некоторых элементарных функций и применять основные теоремы планиметрии; 3) дать учащимся практику решения задач с параметрами |
||||
9 | Особенности курса | Большое внимание уделяется взаимосвязи между различными методами решения задач, графическим иллюстрациям решения, а также даются навыки решения задач с параметрами на простых примерах | ||||
10 | Формат проведения занятия | В начале каждого занятия разбираются неясные вопросы из домашнего задания, после этого дается 5-минутная контрольная по материалу предыдущей темы (в рейтинге она не учитывается и служит для текущего мониторинга понимания школьников). Затем в течение примерно 40-50 минут для слушателей курса дается лекционный материал по новой теме (новые понятия, методы решений, разбираются типовые примеры). Оставшаяся часть занятия отводится на самостоятельное решение школьниками задач по новой теме, преподаватели при этом отвечают на вопросы, подсказывают правильный ход решения, иногда вызывают кого-то к доске и т.п. | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие повысить уровень своих знаний по математике и готовые выполнять для этого большой объем работы | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс по алгебре и геометрии 9 класса с изучением основных тем на продвинутом уровне, включая решение задач с параметрами | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | При необходимости отбор будет проведен по результатам контрольной на первом занятии и выполнения первой домашней работы | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка выставляет по сумме баллов, набранных учащимися за работу
в течение семестра и за экзамен. Из них 35% на письменном экзамене, остальные
- в течение семестра за счет посещаемости (1 балл за каждое занятие),
активной работы на семинаре (1 балл), написания рейтинговых контрольных работ
(10 баллов за каждую контрольную) и обычных домашних заданий (5 баллов за
каждое). Кроме того, для допуска к экзамену учащемуся должны быть засчитаны все задания из рейтинговых контрольных работ (кроме контрольной, проводящейся на последнем занятии). Это означает, что если за то или иное задание из контрольной работы не был получен чистый плюс, учащемуся выдается та же или аналогичная задача, которую он должен решить дома и предоставить решение преподавателю, а также ответить на дополнительные вопросы, – и так до тех пор, пока каждая задача не будет зачтена. |
||||
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 04.10.2016 | Числовые множества | Знакомство
со слушателями, рассказ об ЭМШ. Небольшая контрольная для выяснения имеющихся
знаний по математике (если желающих посещать курс окажется слишком много, она
же является отборочной вместе с первым домашним заданием). Основные числовые множества и операции над ними. Действия: сложение, умножение, возведение в степень, обратные операции, факториал. Признаки делимости. Простые и составные числа, разложение числа на простые множители, НОД, НОК. Формулы сокращенного умножения, треугольник Паскаля. Рациональные числа. Бесконечная периодическая десятичная дробь (БПДД) и обыкновенная дробь. Действительные числа. |
|||
2 | 11.10.2016 | Функции и графики – базовые понятия Линейная функция |
Введение базовых понятий: определение функции, аргумент, область
определения, область значений, четность, возрастание, убывание, особые точки.
Способы задания функции. Система координат. График функции. Схема
исследования функции. Преобразование графика функции (смещение вдоль осей,
растяжение вдоль осей, отражения вдоль осей). Обратная функция. Понятие линейной функции. График |
|||
3 | 18.10.2016 | Линейная функция | Перпендикулярные и параллельные прямые. Линейные уравнения и неравенства. Системы линейных уравнений и неравенств, в том числе задачи с параметрами. | |||
4 | 25.10.2016 | Кусочно-линейная функция | Понятие модуля числа. Преобразование графика функции (отображение при заключении аргумента или всей функции под модуль). График кусочно-линейной функции. Сложение графиков функций. Метод интервалов для модулей. Решение уравнений и неравенств с модулями, в том числе задач с параметрами. | |||
5 | 01.11.2016 | Квадратный трехчлен | Контрольная
Квадратичная функция, график, выделение полного квадрата. Формула корней, теорема Виета, следствие из нее, разложение на множители. Исследование по схеме. Уравнение, неравенство. Метод интервалов. |
|||
6 | 08.11.2016 | Квадратный трехчлен | Квадратное уравнение и неравенство с параметром. Расположение корней в зависимости от значений параметров. | |||
7 | 15.11.2016 | Квадратный трехчлен | Продолжение предыдущей темы. Решение уравнений и неравенств с параметрами. | |||
8 | 22.11.2016 | Дробно-линейная функция | График, свойства дробно-линейной функции. Решение задач. | |||
9 | 29.11.2016 | Иррациональные | Контрольная Функция вида у равен квадратный корень из х, свойства, график. Решение иррациональных уравнений и неравенств. |
|||
10 | 06.12.2016 | Иррациональные | Продолжение предыдущей темы, решение смешанных задач. | |||
11 | 13.12.2016 | Степенная функция | Степенные функции с рациональным показателем. Домножение на сопряженное, вынесение квадрата из-под корня, упрощение выражений. Решение задач. | |||
12 | 20.12.2016 | Смешанные задачи | Контрольная Повторение материала семестра, решение смешанных задач. |
|||
13 | 27.12.2016 | Экзамен | ||||
03.01.2017 | ||||||
10.01.2017 | ||||||
14 | 17.01.2017 | Пересдача | ||||
24.01.2017 | ||||||
15 | 31.01.2017 | Степенная функция | Степенные функции с натуральным показателем. Теорема Безу, деление многочлена на многочлен, решение уравнений и неравенств. | |||
16 | 07.02.2017 | Дробно-рациональные функции | Дробно-рациональные функции. Построение сложных графиков. | |||
17 | 14.02.2017 | Смешанные задачи | Повторение. Решение смешанных задач (модули, корни, дроби). | |||
18 | 21.02.2017 | Планиметрия | Контрольная Прямоугольные треугольники. Тригонометрические функции в планиметрии. Теорема синусов. Теорема косинусов. Высота, медиана и биссектрисса треугольника, их свойства и способы вычисления длин. |
|||
19 | 28.02.2017 | Планиметрия | Треугольники, продолжение. Равнобедренные треугольники. Правильный треугольник. Подобие треугольников. Формулы площади. Центры вписанной и описанной окружностей. | |||
20 | 07.03.2017 | Планиметрия | Основные четырехугольники - ромб, параллелограмм, трапеция и их свойства. Формулы площадей. | |||
21 | 14.03.2017 | Планиметрия | Окружности, вписанные и центральные углы. Касательные, секущие и хорды - их свойства. Соотношения для вписанных и описанных треугольников и четырехугольников. | |||
22 | 21.03.2017 | Плоские множества | Контрольная Уравнение окружности. Задачи на окружность, в том числе с параметрами. |
|||
23 | 28.03.2017 | Плоские множества | Построение плоских множеств, задачи с параметром. | |||
24 | 04.04.2017 | Целые числа | Решение диофантовых уравнений, в т.ч. с использованием свойств функций и плоских множеств. | |||
25 | 11.04.2017 | Смешанные задачи | Повторение, решение задач. | |||
26 | 18.04.2017 | Смешанные задачи | Контрольная Повторение, решение задач. |
|||
27 | 25.04.2017 | Экзамен | ||||
28 | 02.05.2017 | Пересдача | ||||
09.05.2017 | ||||||
16.05.2017 | ||||||
23.05.2017 | ||||||
30.05.2017 | ||||||
06.06.2017 | ||||||
13.06.2017 | ||||||
20.06.2017 | ||||||
27.06.2017 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | «Справочник для поступающих в МГУ», 1992-2008 гг. | |||||
2 | Амелькин В.В., Рабцевич В.Л., Тимохович В.Л. "Геометрия на плоскости: Теория, задачи, решения" | |||||
3 | Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. «Задачи по математике. Начала анализа» | |||||
4 | Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами» | |||||
5 | Гурский И.П. «Функции и построение графиков» | |||||
6 | Сканави М.И. (под ред.) «Сборник задач по математике для поступающих во втузы» | |||||
7 | Ткачук В.В. «Математика – абитуриенту» | |||||
8 | Шабунин М.И. «Математика для поступающих в ВУЗы. Уравнения и системы уравнений» |